Материал предназначен для учителей, работающих по обновлённой системе образования. В данном материале молодому учителю, более подробно изложено, что собой представляет безотметочное обучение, и его формы. Материал , который был применён на практике с учащимися начальной школы. Приведены подробные примеры оценивания.
Безотметочное обучение.
«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды
знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде,
чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей
заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой
строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам,
учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».
В. А. Сухомлинский
Большую роль в формировании развития ребенка как само изменяющегося субъекта
образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению.
Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, понимая значимость
предстоящей их жизни (в большинстве случаев этому способствовало воспитание со стороны
родителей, а также посещение детских дошкольных образовательных учреждений). Но есть и такие
дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может
выявить в ребенке нежелание ходить в школу.
Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием
младших
получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе.
Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно
применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение)
школьников является важным условием получения результата образования. Но ведь главное – не в
замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные
линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою
позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу
оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного
обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя –
это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к
обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что
нельзя чемулибо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением
понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия,
соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается
оценочная самостоятельность ребёнка.
Система оценивания в общеобразовательном учреждении должна:
учитывать индивидуальные достижения ребенка, позволять наглядно
фиксировать «дельту» между тем, что было и что стало у конкретного ученика;
строиться на критериальной базе: то есть должно быть понятно, по
какому критерию (или каким критериям) осуществляется оценивание
в отношении к известному всем (в том числе ученикам!) эталону;
быть информативной для всех участников образовательного
процесса (ребенка, учителя, родителей), объективной и конструктивной (то есть
отвечать на вопросы: что уже получается и насколько хорошо, а что ПОКА нет);
развивать у учащегося способность к самостоятельной
объективной содержательной оценке результатов своей деятельности, умение
«переводить проблему в задачу», обеспечивая таким образом условия для
развития ученика как субъекта учебной деятельности.Если мы хотим вырастить субъекта учебной деятельности (сегодня это важнейшее
требование нового стандарта) и просто самостоятельного, сознательного и ответственного за свои
действия человека, ЛИЧНОСТЬ, мы должны создать такие условия в школе, чтобы ребенок научился
оценивать свои учебные результаты САМ. Технология безотметочного обучения предлагает сделать
это так, чтобы первоклассник научился оценивать себя сам по совместно выбранным с учителем
критериям.
В основе принципов безотметочного оценивания лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать? – объект оценивания: а) знания, умения, навыки по определенным
параметрам; б) творчество, инициативу;
что не оценивать? – личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти,
внимания, восприятия);
как оценивать? – средства фиксации результатов оценивания: не должно быть
эквивалентов балльной системы («зайчиков» и «черепашек»); выбранные средства должны
позволять зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка по отношению к самому
себе и, вместе с тем, не провоцировать учителя на сравнение детей между собой, ранжирование
учеников по успеваемости;
каким образом оценивать? – процедура оценивания: самооценка ученика должна
предшествовать учительской оценке, несовпадение этих оценок и является главным предметом
обсуждения; возможные критерии оценивания работы тоже должны обсуждаться и
вырабатываться учителем вместе с детьми;
что нужно учитывать при оценивании? –
педагогические условия эффективности: оценивание должно дифференцироваться, то
есть оценка (как ученика, так и учителя) должна складываться из множества оценок своей работы
по целому ряду критериев.
Первая и самая удобная форма оценивания работ первоклассников – «волшебные линеечки».
Они выглядят как обычные отрезки, расположенные вертикально или горизонтально (кому как
нравится).
На одном конце у такой линеечки минимум качества по выбранному критерию, на другом –
максимум. Критерий можно обозначить над линеечкой или рядом с ней сокращенно: например, П –
правильность, А – аккуратность, С – старание (это такой специфический критерий, означающий
качество данной работы по отношению к предыдущим).
п е д а г о г и ч е с к и й у н и в е р с и т е т
Таблица 1. Критериальная
Гласные и
согласные
+
Ударение
–
Твердость–
мягкость
+
Звонкость–
глухость
+ –
Буквенная
запись
+
Работа букв
+
Рис.
1Линеечки первоклассники рисуют карандашиком в своей рабочей тетради или прописи.
Договариваемся, какие критерии для оценки берем, и рисуем их в своей тетрадке (например, на
полях). Результат оценки по каждому критерию отмечаем «крестиком» на отрезке: чем результат
выше, тем выше крестик (если линеечка «лежачая» – чем выше результат, тем правее «крестик»).
П
А
С
Рис. 2
Каждый ребенок оценивает себя сам на «волшебных линеечках», а затем, когда учитель
проверяет работу, либо соглашается (обводит «крестик» своим цветом), либо не соглашается
(ставит свой «крестик» в другом месте).
Так же для оценивания результатов своей деятельности, я предлагаю заполнить оценочные
листы, где обучающиеся при помощи смайликов оценивают свою работу. Если это проверочная работа
по какой – либо теме (проверочные работы по теме проводятся на этапе первичного закрепления и на
обобщении темы), мы вкладываем листы в «Портфель достижений». Выполнив следующую
проверочную работу, дети обязательно сравнивают свои оценочные листы, что помогает им увидеть
свои