Безотметочное обучение, как средство успешности младших школьников
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
классное руководство
3 кл
28.03.2019
Материал предназначен для учителей, работающих по обновлённой системе образования. В данном материале молодому учителю, более подробно изложено, что собой представляет безотметочное обучение, и его формы. Материал , который был применён на практике с учащимися начальной школы. Приведены подробные примеры оценивания.
безотметочное.docx
Безотметочное обучение.
«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды
знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде,
чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей
заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой
строится ваше педагогическое мастерство, в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам,
учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей.
Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».
В. А. Сухомлинский
Большую роль в формировании развития ребенка как само изменяющегося субъекта
образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению.
Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, понимая значимость
предстоящей их жизни (в большинстве случаев этому способствовало воспитание со стороны
родителей, а также посещение детских дошкольных образовательных учреждений). Но есть и такие
дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может
выявить в ребенке нежелание ходить в школу.
Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием
младших
получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе.
Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно
применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение)
школьников является важным условием получения результата образования. Но ведь главное – не в
замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные
линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою
позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу
оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного
обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя –
это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к
обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что
нельзя чемулибо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением
понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия,
соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается
оценочная самостоятельность ребёнка.
Система оценивания в общеобразовательном учреждении должна:
учитывать индивидуальные достижения ребенка, позволять наглядно
фиксировать «дельту» между тем, что было и что стало у конкретного ученика;
строиться на критериальной базе: то есть должно быть понятно, по
какому критерию (или каким критериям) осуществляется оценивание
в отношении к известному всем (в том числе ученикам!) эталону;
быть информативной для всех участников образовательного
процесса (ребенка, учителя, родителей), объективной и конструктивной (то есть
отвечать на вопросы: что уже получается и насколько хорошо, а что ПОКА нет);
развивать у учащегося способность к самостоятельной
объективной содержательной оценке результатов своей деятельности, умение
«переводить проблему в задачу», обеспечивая таким образом условия для
развития ученика как субъекта учебной деятельности. Если мы хотим вырастить субъекта учебной деятельности (сегодня это важнейшее
требование нового стандарта) и просто самостоятельного, сознательного и ответственного за свои
действия человека, ЛИЧНОСТЬ, мы должны создать такие условия в школе, чтобы ребенок научился
оценивать свои учебные результаты САМ. Технология безотметочного обучения предлагает сделать
это так, чтобы первоклассник научился оценивать себя сам по совместно выбранным с учителем
критериям.
В основе принципов безотметочного оценивания лежат следующие ключевые вопросы:
что оценивать? – объект оценивания: а) знания, умения, навыки по определенным
параметрам; б) творчество, инициативу;
что не оценивать? – личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти,
внимания, восприятия);
как оценивать? – средства фиксации результатов оценивания: не должно быть
эквивалентов балльной системы («зайчиков» и «черепашек»); выбранные средства должны
позволять зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка по отношению к самому
себе и, вместе с тем, не провоцировать учителя на сравнение детей между собой, ранжирование
учеников по успеваемости;
каким образом оценивать? – процедура оценивания: самооценка ученика должна
предшествовать учительской оценке, несовпадение этих оценок и является главным предметом
обсуждения; возможные критерии оценивания работы тоже должны обсуждаться и
вырабатываться учителем вместе с детьми;
что нужно учитывать при оценивании? –
педагогические условия эффективности: оценивание должно дифференцироваться, то
есть оценка (как ученика, так и учителя) должна складываться из множества оценок своей работы
по целому ряду критериев.
Первая и самая удобная форма оценивания работ первоклассников – «волшебные линеечки».
Они выглядят как обычные отрезки, расположенные вертикально или горизонтально (кому как
нравится).
На одном конце у такой линеечки минимум качества по выбранному критерию, на другом –
максимум. Критерий можно обозначить над линеечкой или рядом с ней сокращенно: например, П –
правильность, А – аккуратность, С – старание (это такой специфический критерий, означающий
качество данной работы по отношению к предыдущим).
п е д а г о г и ч е с к и й у н и в е р с и т е т
Таблица 1. Критериальная
Гласные и
согласные
+
Ударение
–
Твердость–
мягкость
+
Звонкость–
глухость
+ –
Буквенная
запись
+
Работа букв
+
Рис.
1 Линеечки первоклассники рисуют карандашиком в своей рабочей тетради или прописи.
Договариваемся, какие критерии для оценки берем, и рисуем их в своей тетрадке (например, на
полях). Результат оценки по каждому критерию отмечаем «крестиком» на отрезке: чем результат
выше, тем выше крестик (если линеечка «лежачая» – чем выше результат, тем правее «крестик»).
П
А
С
Рис. 2
Каждый ребенок оценивает себя сам на «волшебных линеечках», а затем, когда учитель
проверяет работу, либо соглашается (обводит «крестик» своим цветом), либо не соглашается
(ставит свой «крестик» в другом месте).
Так же для оценивания результатов своей деятельности, я предлагаю заполнить оценочные
листы, где обучающиеся при помощи смайликов оценивают свою работу. Если это проверочная работа
по какой – либо теме (проверочные работы по теме проводятся на этапе первичного закрепления и на
обобщении темы), мы вкладываем листы в «Портфель достижений». Выполнив следующую
проверочную работу, дети обязательно сравнивают свои оценочные листы, что помогает им увидеть
свои
Безотметочное обучение, как средство успешности младших школьников
Безотметочное обучение, как средство успешности младших школьников
Безотметочное обучение, как средство успешности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.