Безотметочное обучение, как средство успешности младших школьников

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 28.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал предназначен для учителей, работающих по обновлённой системе образования. В данном материале молодому учителю, более подробно изложено, что собой представляет безотметочное обучение, и его формы. Материал , который был применён на практике с учащимися начальной школы. Приведены подробные примеры оценивания.
Иконка файла материала безотметочное.docx
Безотметочное обучение. «Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, ­ в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».                                                                                                                   В. А. Сухомлинский Большую роль в формировании развития ребенка как само изменяющегося субъекта  образовательного процесса играет положительная мотивация к школьному обучению. Многие будущие первоклассники собираются в школу с желанием, понимая значимость  предстоящей их жизни (в большинстве случаев этому способствовало воспитание со стороны  родителей, а также посещение детских дошкольных образовательных учреждений). Но есть и такие  дети, которые испытывают волнение, страх перед неизвестностью, что, в конечном итоге, может  выявить в ребенке нежелание ходить в школу. Одним из условий формирования положительной мотивации и как следствие важным условием     младших  получении высокого результата образования является проведение этапа адаптации детей к школе.  Правильная организация этапа адаптации, положительная мотивация к школьному обучению, успешно применяемая система оценивания учебных достижений (безотметочное обучение) школьников является важным условием получения результата образования. Но ведь главное – не в  замене одних отметок на другие, баллов на картинки и похвальные слова или даже «волшебные  линеечки». Проблема в том, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания и свою  позицию в нём: организовал оценивание как совместное действие, постепенно передавая инициативу  оценки ученического действия в руки самого ребёнка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения, которое отнюдь не является безоценочным. Действие оценивания ребёнком самого себя –  это, как отмечают психологи, «краеугольный камень» учебной самостоятельности, способности к  обучению вообще (и к самообучению в частности). Любой здравомыслящий взрослый понимает, что  нельзя чему­либо научить ребёнка, не оценивая результатов обучения. Под безотметочным обучением  понимается такое обучение, при котором ребёнок учиться самостоятельно оценивать свои действия,  соотносить собственные результаты с некоторыми общепринятыми критериями, то есть выращивается оценочная самостоятельность ребёнка. Система оценивания в общеобразовательном учреждении должна:  учитывать индивидуальные достижения ребенка, позволять наглядно  фиксировать «дельту» между тем, что было и что стало у конкретного ученика; строиться на критериальной базе: то есть должно быть понятно, по   какому критерию (или каким критериям) осуществляется оценивание  в отношении к известному всем (в том числе ученикам!) эталону; быть информативной для всех участников образовательного     процесса (ребенка, учителя, родителей), объективной и конструктивной (то есть  отвечать на вопросы: что уже получается и насколько хорошо, а что ПОКА нет);   развивать у учащегося способность к самостоятельной  объективной содержательной оценке результатов своей деятельности, умение  «переводить проблему в задачу», обеспечивая таким образом условия для  развития ученика как субъекта учебной деятельности.Если мы хотим вырастить субъекта учебной деятельности (сегодня это важнейшее  требование нового стандарта) и просто самостоятельного, сознательного и ответственного за свои  действия человека, ЛИЧНОСТЬ, мы должны создать такие условия в школе, чтобы ребенок научился  оценивать свои учебные результаты САМ. Технология безотметочного обучения предлагает сделать  это так, чтобы первоклассник научился оценивать себя сам по совместно выбранным с учителем  критериям. В основе принципов безотметочного оценивания лежат следующие ключевые вопросы: что оценивать? – объект оценивания: а) знания, умения, навыки по определенным  параметрам; б) творчество, инициативу; что не оценивать? – личные качества ребенка (темп работы, особенности памяти,  внимания, восприятия);  как оценивать? – средства фиксации результатов оценивания: не должно быть  эквивалентов балльной системы («зайчиков» и «черепашек»); выбранные средства должны  позволять зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка по отношению к самому себе и, вместе с тем, не провоцировать учителя на сравнение детей между собой, ранжирование  учеников по успеваемости;  каким образом оценивать? – процедура оценивания: самооценка ученика должна  предшествовать учительской оценке, несовпадение этих оценок и является главным предметом  обсуждения; возможные критерии оценивания работы тоже должны обсуждаться и  вырабатываться учителем вместе с детьми; что нужно учитывать при оценивании? –   педагогические условия эффективности: оценивание должно дифференцироваться, то  есть оценка (как ученика, так и учителя) должна складываться из множества оценок своей работы по целому ряду критериев.  Первая и самая удобная форма оценивания работ первоклассников – «волшебные линеечки».  Они выглядят как обычные отрезки, расположенные вертикально или горизонтально (кому как  нравится).  На одном конце у такой линеечки минимум качества по выбранному критерию, на другом –  максимум. Критерий можно обозначить над линеечкой или рядом с ней сокращенно: например, П –  правильность, А – аккуратность, С – старание (это такой специфический критерий, означающий  качество данной работы по отношению к предыдущим). п е д а г о г и ч е с к и й  у н и в е р с и т е т Таблица 1. Критериальная Гласные и  согласные + Ударение – Твердость–  мягкость + Звонкость–  глухость + – Буквенная  запись + Работа букв +          Рис.  1Линеечки  первоклассники  рисуют карандашиком в своей рабочей тетради или прописи.   Договариваемся, какие критерии для оценки берем, и рисуем их в своей тетрадке (например, на  полях). Результат оценки по каждому критерию отмечаем «крестиком» на отрезке: чем результат  выше, тем выше крестик (если линеечка «лежачая» – чем выше результат, тем правее «крестик»).         П            А       С Рис. 2 Каждый ребенок оценивает себя сам на «волшебных линеечках», а затем, когда учитель  проверяет работу, либо соглашается (обводит «крестик» своим цветом), либо не соглашается  (ставит свой «крестик» в другом месте). Так же для оценивания результатов своей деятельности, я предлагаю заполнить оценочные  листы, где обучающиеся при помощи смайликов оценивают свою работу. Если это проверочная работа по какой – либо теме (проверочные работы по теме проводятся на этапе первичного закрепления и на  обобщении темы), мы  вкладываем листы в «Портфель достижений». Выполнив следующую  проверочную работу, дети обязательно сравнивают свои оценочные листы, что помогает им увидеть  свои