"Безработица. Причины, формы и последствия безработицы". 8-й класс
Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
• Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием «полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
• Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умениеанализировать полученную информацию и делать собственные выводы.
• Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
"Безработица. Причины, формы и последствия безработицы". 8й класс
Цель урока: познакомить учащихся с явлением безработицы.
Задачи урока:
Образовательная – рассмотреть виды и причины безработицы. Познакомиться с понятием
«полная занятость». Научить учащихся рассчитывать уровень безработицы.
Развивающая – осмысление уже известных знаний о безработице, умениеанализировать
полученную информацию и делать собственные выводы.
Воспитательная – развитие экономической культуры учащихся.
План изучения нового материала
I. Безработица – спутник рыночной экономики.
II. Причины безработицы. Виды и формы безработицы.
III. Экономические и социальные последствия безработицы.
IV. Роль государства в обеспечении занятости.
Тип урока: усвоение новых знаний с использованием ИКТтехнологий
Методы урока: частичнопоисковый, аналитический, эвристический, объяснительно
иллюстративный.
Формы работы: групповая работа, коллективная, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: презентация к уроку, «Словарь терминов и понятий по обществознанию»,
тетради, раздаточный материал.
Программное обеспечение: Microsoft Office Power Point, Microsoft Office Word, webсайты
Интернета.
Оборудование: кабинет информатики (ПК по количеству рабочих групп, проектор, экран).
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Организационный
момент
2. Актуализа ция
опорных знаний и
мотивация учащихся
Приветствие учителя. Проверка
готовности к уроку.
Учащиеся сами определяют тему
урока, после того как просмотрят
слайд № 1.
Делают вывод: «Тема урока:
Безработица», записывают тему
урока в тетрадь. Отвечают на
поставленные вопросы, которые
предлагаются учителем для
актуализации опорных знаний. Дают
ответы на поставленные вопросы.
Приветствие учащихся.
– Здравствуйте, ребята! Мотивация
учащихся на учебнопознавательную
деятельность.
– Я очень хочу, чтобы урок получился
интересным, познавательным, и вы
постарались открыть новое. Чтобы вы
смогли сформулировать тему урока, я
предлагаю вам посмотреть на экран. (1
слайд)
– Что изображено на слайде?
– Что их объединяет?
– Как будет звучать тема урока? (2
слайд)
– Тема сегодняшнего урока очень
актуальна, так как безработица
представляет собой
макроэкономическую проблему,
оказывающую наиболее сильное
воздействие человека. (3, 4 слайды)
Сообщение цели и задачи и план урока.
3. Изучение нового
материала
Постановка проблемного вопроса (5
слайд)
– Безработица – это добро или зло?
Анализируют статью 37
Конституции РФ.
Рассуждения ребят: труд – этоправо, а не обязанность; свобода
труда проявляется в
предоставлении возможности
свободно распоряжаться своими
способностями
к труду. Возможность трудиться
свободно гарантируется запретом
принудительного труда (вывод
исходя из положения статьи 37).
Рассуждения ребят:
При командной экономике труд
был обязанностью, а незанятость
граждан была основанием
привлечения их
к юридической ответственности.
При рыночной экономике труд –
свободное волеизъявление (исходя
из ранее изученных тем).
Найти правильный ответ учащимся
поможет обращение к слайду и к
учебнику. Для лучшего усвоения
понятия «безработица» учащиеся
находят существенные отличия
между тремя категориями граждан:
трудоспособные, занятые и
безработные граждане.
Совместный анализ содержания
слайда с учителем.
Ребята разделяются по группам.
Распределение обязанностей в
минигруппе, ребята
договариваются,
в какой форме будут представлять
конечный результат.
Работают самостоятельно.
Обращаются к различным
источникам информации.
Презентация проделанной работы.
На этот вопрос вы ответите в конце
урока. (6 слайд)
1. Безработица – спутник рыночной
экономики.
Предлагает индивидуальную работу с
источником (37 статья Конституции
РФ).
(7 слайд)
Вопрос учителя:
– Ребята, почему при командной
экономике все работали, безработных
не было; а при рыночной экономике
появляется макроэкономическая
проблема, как безработица?
(8, 9 слайды)
– Кого можно признать безработным?
– Что такое безработица?
Им предлагается привести примеры,
характеризующие положение каждой из
названных категорий населения.
Учитель объясняет определение уровня
безработицы и обращает внимание на
расчетную формулу.
(10 слайд)
2. Причины безработицы. Виды и
формы безработицы.
Следующий пункт плана изучается
школьниками самостоятельно в
минигруппах.
Предлагает распределиться на группы
по 3 человека. Проводится инструктаж.
Правила работы в группе:
активного сотрудничества;
терпимости к чужому мнению;
во время предложения идей
отказаться от комментариев;
дать высказаться всем и всех
выслушать;
руководителю группы выступать
не более 30 с, не повторяться;
не манипулировать мнениями;
поджентельменски вести себя
по отношению к коллегам;
4. Работа в группах.
все участники дискуссии
равноправны, каждый может
свободно выдвинуть свою идею;
не оказывать давления на
участников с целью объединить
их мнения;
развивать идеи других
участников;
представлять свою идею как
письменно, так и устно.
1. Причины безработицы.
2. Фрикционная безработица.
3. Структурная безработица.
4. Циклическая безработица.
5.Сезонная безработица.
6. Формы безработицы.
7. Последствия безработицы.
8. Роль государства в обеспечении
занятости.
5. Закрепление
полученных знаний.
6. Подведение итогов.
Рефлексия.
Решение тестовых заданий. Проверяем
и анализируем. Учитель обсуждает
итоги выполнения тестов. (20 слайд)
Тест «Незаконченное предложение».
Предлагает ученикам закончить
начатое предложение.
«Безработица – это …»
«Чтобы не стать безработным нужно
…»
Самостоятельно выполняют
тестовые задания (Тест с
последующей самопроверкой и
самооценкой по представленному в
слайде ключу).
Письменно заканчивают
предложения.
Учитель организует подведение итогов
урока, проведение рефлексии.
– Какая цель была поставлена на уроке?
– Насколько она была реализована?
– Что получилось?
– Что не получилось?
– Что хотели бы изменить?
– Как работали в группе?
– С чем уйдете с урока?
Учитель задает учащимся наводящие
вопросы, чтобы ученики сами подвели
итоги урока.
Вывод урока: Безработица – явление
неоднозначное. Хорошо это или плохо.
У безработицы есть и позитивные, и
негативные последствия. Думаю, чтобы
не стать безработным, человек должен
учиться и достойно работать.
Памятка для учащихся
«Рефлексия урока»
Наш урок подошёл к концу, и Я
хочу сказать...
– Мне больше всего удалось ...
– За что я могу себя похвалить?
– За что я могу похвалить
одноклассников?
– Что приобрёл?
– Что меня удивило?
– Для меня было открытием то,
что ...
– Что, на мой взгляд, не удалось?
Почему?
– Что учесть на будущее?
Рассказывают, как они достигли
цели, какие возникли проблемы.
Что сделать, чтобы их решить.
7. Домашнее задание Выполнить задание на выбор: §16
Разработайте памятку «Советы
молодежи по вопросам
трудоустройства» Придумать по 2 примера, к
каждому виду безработицы.
Рабочий лист к уроку
Тест «Безработица, виды и формы безработицы».
1. Безработными считаются:
1) все неработающее население;
2) желающие работать, но не имеющие возможности получить соответствующую своей
профессиональной подготовке работу;
3) неработающие и получающие пособие по безработице;
4) утратившие способность к труду.
2. Формой проявления естественной безработицы является:
1) фрикционная;
2) добровольная;
3) скрытая;
4) циклическая.
3. Потерявшие работу изза кризиса (спада) в экономике относятся к безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной.
4. Потерявшие работу вследствие внедрения новой техники и технологии в производство относятся к
безработице:
1) структурной;
2) циклической;
3) фрикционной;
4) сезонной
5) верный ответ не введен.
5. Потерявшие работу вследствие изменения структуры экономики относятся к безработице:
1) циклической;
2) фрикционной;
3) сезонной;
4) верный ответ не введен.
6.Как называется вид безработицы, связанный с поиском и ожиданием работы?
1) структурная;
2) сезонная;
3) фрикционная;
4) циклическая.
7. Виды безработицы.