ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ.
6 КЛАСС.
Тема урока |
УРОК 5. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ |
||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
||
Цель урока |
Сформировать у учащихся общее представление о восточных славянах. Познакомить учащихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности; Дать ученикам общее представление о занятиях и быте древних славян |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты для проверки домашнего задания http://nsportal.ru/node/1379248 |
||
План урока |
1. Происхождение и расселение славян 3. Быт и нравы славян 2. Занятия славян 4. Верования славян |
||
Личностно значимая проблема |
Определить где родина славян. |
||
методы
и формы |
Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная |
||
Основные понятия |
Союзы племён славян, подсечно-огневая и переложная система земледелия, бортничество, язычество, идол, святилище, вервь, вече, народное ополчение, быт, нравы. |
||
Планируемые результаты |
|||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
|
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания; определять понятия; устанавливать причинно - следственные связи, делать выводы. Учащиеся усваивают географию расселения племенных союзов славян; понимают, как повлияли природные и климатические условия на занятия и быт восточных славян; устанавливают связи верований славян с их занятиями |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного |
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки. |
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
|
Время |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Универсальные учебные действия (УУД) |
Формы контроля |
I. Мотивация к учеб- ной деятельности |
2 |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
|
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
|
Фронтальная работа
|
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения |
|
II. Актуализация знаний
|
7 |
Беседа Работа с картой
Беседа
|
1. Учитель сообщает тему урока, его цель, обращает внимание на форму проведения 1. - Что изучает история Отечества? Откуда мы знаем о жизни людей в древней и средневековой Руси? Назовите хронологические рамки древней и средневековой. Что изучают вспомогательные исторические дисциплины? Роль исторических источников в изучении истории России. |
1. Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, записывают план в тетради. Слушают.
|
Фронтальная работа. |
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы |
1. Работа в тетради
Устные ответы
|
III. Изучение нового материала
|
17 |
Рассказ учителя
Работа по карте и одновременно с терминами
Просмотр иллюстрации
Работа с документом
Работа с текстом учебника
Просмотр видеофрагмента о жилище славян Работа в группах
Физминутка |
В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная.
Наши предки – восточные славяне заселили большую часть Восточно-Европейской равнины. Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы. В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов. О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века Перед вами первый исторический источник: отрывок из «Повести временных лет», в котором говорится о расселении славянских племен. Прочитайте отрывок и подчеркните названия племен, которые встретятся в тексте.
- Названия каких племен вы встретили в тексте? - А теперь, используя исторический источник и материал учебника на стр.8 заполните таблицу «Происхождение названий племен».
«Славяне» история государства Российского по Карамзину. (демонстрация видеофрагмента) https://yandex.ru/collections/user/anosenkogalina%40mail.ru/moi_video/ Деление класса на 4 группы. 1-я группа - «Внешний вид, черты характера наших предков». 2-я группа - «Поселок древних славян»
3-я группа - «Жилище восточных славян» 4-я группа - «Одежда восточных славян»
Физминутка (между выступлениями групп) |
Слушают учителя
По ходу рассказа выполняют задания в контурной карте
Запись терминов в тетрадь.
Чтение отрывка из «Повести временных лет» дреговичи, кривичи…
Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника
Анализ видеофрагмента
Работа в группах, подготовка небольших выступлений
|
Фронтальная работа.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Фронтальная работа |
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих предках, о связи между поколениями; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное; составляют план |
Записи в контурной карте Записи в тетради
Устное задание
Устные ответы
Повторяют за учителем движения |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного |
7 |
Работа в парах |
1. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задания, организует выборочный контроль. Организация работы в парах или в группах. Славяне жили в суровых условиях и всё делали сообща. Сейчас зима, представим, как древние славяне могли согреться. Потрите ладони друг о друга до ощущения тепла. Не разъединяя их, как бы слепите белый пушистый шарик. Почувствуйте теплоту шарика. Затем, не меняя формы, медленно разводите ладони. Тепло чувствуется? Разводите ладони до тех пор, пока тепло будет плохо ощущаться. Согрели мы ладони, наверно, как и наши предки согревались зимой. И, конечно, согревало славян их жилище. |
1. Выполнение заданий в рабочей тетради.
2. Рассуждают, отвечают на вопросы. Задают друг другу вопросы
|
1.Индивидуальная работа.
2.Фронтальная работа |
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради |
Проверка выполнения заданий в рабочей тетради
|
V. Итоги урока. Рефлексия |
5 |
Обобщение полученных на уроке сведений |
Проводит беседу по вопросам: – Назовите богов восточных славян и явления природы, которым они покровительствовали? Какие занятия отражаются в верованиях славян? Какую роль играли в жизни славян духи? Работа с понятиями. Святилище – Идол (истукан)- Волхв (кудесник)- Задание: с закрытыми учебниками, выделить главную мысль в каждом пункте плана. Выслушать ответы учащихся. Сравнить с выводом в учебнике на стр. 12 |
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Таким образом, в 5-8 веках просторы Восточно-Европейской равнины заселили восточнославянские племена. Их главным занятием было земледелие. Они обожествляли природу. Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе. |
Фронтальная работа
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала |
Оценивание учащихся за работу на уроке |
Домашнее задание |
2 |
п.3 |
Конкретизирует домашнее задание Составить кроссворд. Оформить его красочно |
Записывают домашнее задание |
Индивидуальная работа |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.