Библиотечный урок. Перепутавшиеся поговорки и пословицы.
Оценка 4.7

Библиотечный урок. Перепутавшиеся поговорки и пословицы.

Оценка 4.7
doc
11.03.2020
Библиотечный урок. Перепутавшиеся поговорки и пословицы.
Перепутавшиеся поговорки.doc

Библиотечный урок. Перепутавшиеся поговорки и пословицы.

Педагог - библиотекарь Фархутдинова Т.Н. МАОУ «СОШ №4» города Мегиона ХМАО – Югры.

 

Цели урока:

  1. Развитие речи.
  2. Развитие интеллекта.
  3. Знакомство с богатством русского языка.
  4. Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
  5. Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
  6. Патриотическое воспитание(любовь к родному языку).
  7. Избавление от слов-паразитов(типа, блин, вот и т. д.).
  8. Развитие умения работы в коллективе (командная игра).

Выводы о роли поговорок и пословиц: содержат вековую народную мудрость; поучают и предостерегают в ненавязчивой форме; обогащают язык; украшают речь.

Оборудование: выставка книг разных изданий с пословицами и

поговорками, карточки с пословицами и поговорками, карточки с заданиями

 

 

Ход урока

 Объявление темы урока

– Сегодняшняя тема урока «Пословицы и поговорки»

а) Работа с пословицами

– Что такое пословица? (Сначала узнаём мнение учащейся, потом сравниваем ответ ребёнка с данными материалом)

б) Чтение информационного текста на экране компьютера.  

Пословица – это законченное предложение, краткое и всегда нравоучительное.

Сделал  дело – гуляй смело.
Ум хорошо, а два лучше.

В них отражаются чувства, свойства человека: насмешка, печаль, гнев, радость, труд, лень, болтливость, хвастовство и другие.

– Чем отличается пословица от поговорки?

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее законченную мысль

Следует обратить внимание на то, что пословица – это целое предложение, она, как правило, состоит из двух частей. В первой сообщается какая-то мысль а во второй части делается вывод, дано заключение. Например: «Что написано пером, то не вырубишь топором», «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь».

Поговорка – это лишь часть суждения, в ней нет вывода, заключения.
В поговорке скорее выражено отношение человека к чему-либо, его чувства. Например: «Чудеса в решете», «И нашим и вашим». Недаром говорится: «Поговорка – цветочек, пословица – ягодка».

 

 

 

 

 

Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды. Команды (3 по 6-8 чел.) рассаживаются за отдельные столы и получают карточки с заданиями.

 

Задание - вспомнить недостающие части перепутав­шихся русских пословиц и поговорок:

1. Там хорошо, где и рак - рыба.

2.  Хоть тресни, синица, а куста боится.

3.  Ученье - свет, скоро состаришься.

4.  Старый друг все равно в лес смотрит.

5.  Волка ноги клином вышибают.

6.   Сколько волка ни корми, а в мешке не утаишь.

7.   Семь раз отмерь - кобыле легче.

8.    Правду сказать - в лес не ходить.

9.    Не имей сто рублей - ни одного не поймаешь.

10.   Не буди лихо - полезай в кузов.

11.   Сытый голодного поминай как звали

12.    Век прожить, коли делать нечего.

13.   Не знаешь брода без урода.

14.    Под лежачий камень со своим уставом не ходят.

15.    Шило в мешке зуб неймет.

16.    Клин клином осилит идущий.

17.   Хорошо тому жить, где нас нет

18.   Что с возу упало, то весны не делает

19.   Баба с возу кусает, которая лает.

20.   Любишь кататься, люби и дерево по себе.

 

Ответы.

 

1.(Там хорошо, где нас нет. На безрыбье и рак - 'рыба.)

 

2(Хоть тресни, си­ница, а не быть журавлем! Пуганая ворона и куста боится.)

3.(Ученье - свет, а  не ученье - тьма. Много будешь знать - скоро состаришь­ся.)

 

4. Старый друг лучше новых двух. Сколько волка ни корми, он все равно в лес смотрит.)

5. (Волка ноги кормят. Клин клином вышибают.)

6. (Сколько волка ни корми, а он все равно в лес смотрит. Шило в мешке не утаишь.)

7. (Семь раз отмерь, один - отрежь. Баба с возу - кобыле легче.)

8.(Правду сказать -дружбу потерять. Волков бояться - в лес не ходить.)

9.(Не имей сто рублей, а имей сто друзей. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.)

10. (Не буди лихо, пока оно тихо. Назвался груздем - полезай в кузов.)

11. (Сытый го­лодного не разумеет. Пришли да взяли, так поминай как звали!)

12(Век прожить -не поле перейти. Долог день до вечера, коли делать не­чего.)

13(Не знаешь брода -не суйся в воду. В семье не без урода.)

14. (Под лежачий камень и вода не течет. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.)

15.(Шило в мешке не ута­ишь. Видит око, да зуб неймет.)

16(Клин клином выши­бают. Дорогу осилит идущий.)

17. . (Хорошо тому жить, у кого бабушка ворожит. Там хорошо, где нас нет.)

18. . (Что с возу упало, то пропало. Одна ласточка весны не делает.)

19. (Баба с возу -кобыле легче. Не всякая собака кусает, которая лает.)

20. (Любишь кататься, люби и саночки возить. Руби дерево по себе.)

 

 

 

 

 

Окончание урока. Рефлексия.

- Какую тему мы сегодня изучали?

- Какие цели были достигнуты на уроке? Выбери из представленных или предложи свой вариант. 

- Оцени свою работу на уроке. Как ты работал(а)? Подбери к своему ответу подходящий смайлик 


Библиотечный урок. Перепутавшиеся поговорки и пословицы

Библиотечный урок. Перепутавшиеся поговорки и пословицы

Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды

Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды

Окончание урока. Рефлексия. -

Окончание урока. Рефлексия. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2020