БИБЛИЯ И НАУКА
Оценка 5

БИБЛИЯ И НАУКА

Оценка 5
Разработки уроков
RTF
МХК
11 кл +1
21.05.2017
БИБЛИЯ И НАУКА
Публикация является частью публикации:
6_1.RTF
Урок № 2          Тема: Библия и наука  Ключевой стих: 19 Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. 20 Ибо невидимое Его, вечная сила Его и   от   создания   мира   через Божество, рассматривание творений видимы, так что они безответны.     (Рим.1:19,20) Цель:  1.Показать   взаимосвязь   научного   и   библейского   подхода   как   двух взаимодополняющих методов изучения единой Природы; 2. Развить у учащихся интерес к изучению окружающего мира; 3.   Уметь   сравнивать   и   анализировать     две   теории   (эволюционную   и   креационизм) делать собственный выбор и быть готовыми   нести ответственность за свой выбор.  План урока: 1) Оргмомент                                                      5 мин. Молитва  Тема и цели урока                                         2 мин.  Раскрытие содержания темы с  2) 3)        параллельным показом на         мониторе                                                      20 мин. 4) Вопросы. Обобщение                                  10 мин.  a) В чем суть теории эволюции        развития Вселенной? b) В чем суть теории креационизма              развития Вселенной? c) Вспомните опредение науки.        Укажите признаки научного знания. d) Как проверяется истинность научного        знания?  e) Расскажите об этапах получения научного        знания (по Галилео Галилею). f) Почему обе теории, и эволюции, и        креационизма  могут считаться только гипотезами? g) Что говорит пророк Исаия о сотворении Земли? h) Сравните температурный режим        на Земле и ближайших планетах        (Венера и Марс). Где наиболее         благоприятные условия для        существования жизни? i) Какое значение имеет геометрия       орбиты планеты на колебания       температур в течение года? Как       это сказывается на условиях       существования жизни на Земле? j) Расскажите, какое значение имеет       скорость вращения планеты       и угол наклона ее оси для       существования жизни. k) Расскажите, какое значение имеет        масса планеты и газовый состав       атмосферы для существования       на ней жизни.   Домашнее задание                                        3 мин. 5) Перечислите характеристики  Земли как планеты, которые  обеспечивают благоприятные  условия для жизни а Земле. Природа   есть   в   некотором   смысле   Евангелие,   благовествующее   громко творческую силу,   премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра Земли проповедуют славу Божию.                                                               М.Ломоносов      Наука без религии хрома, религия без науки слепа.                                                                                                  А.Эйнштейн На   этом   уроке   мы   с   вами   попытаемся   посмотреть   на   Мир   с   двух   вершин тысячелетнего   поиска человеком Истины: с позиций религиозного опыта и современной науки. Сразу следует оговориться, что в рамках одного урока невозможно проанализировать все религиозные течения, поэтому мы будем говорить только о взглядах христианства, так как   это   религиозное   учение   исповедуется   большей   частью   человечества   и   опирается   на Библию – единственную книгу в которой Бог представлен как Творец всего сущего. Нам часто приходится слышать, что наука и религия несовместимы, так как первая изучает материалистические законы природы, а вторая скорее относится к сфере духовных поисков человека. Когда же дело касается естественно­научных аспектов то здесь религия   и,   в   частности,   Библия   не   дает   вразумительных  ответов   или,   более   того,   ее постулаты антинаучны.  Другая точка зрения состоит в том, что наука и Библия: основываясь на разных методологических подходах к исследованию говорят нам об одной и той же объективной реальности   –   о   нашем   Мире.   Таким   образом,   наука   и   Библия   никоим   образом   не противоречат   друг   другу,   но   скорее   наоборот,   взаимодополняют   наши   представления   о законах природы и окружающем нас мире. Основоположник квантовой теории физик – теоретик Макс Планк (1858 – 1947 г.)  писал: "Когда религия и наука исповедуют веру в Бога, первая ставит Бога вначале, а вторая – в конце всех мыслей. Религия и наука нисколько не исключают друг друга". А богослов Моисей Маймонид   (1135 – 1204 г.) важную роль в познании Мира отводит науке:   "Если хочешь постичь взаимосвязь между миром и тем, как Бог управляет им,  ­ изучай астрономию и физику. Главный   вопрос,   по   которому   наука   и   религия   не   могут   прийти   к   единому мнению,  заключается в Первопричине мироздания, что нашло отражение в двух, наиболее распространенных теориях происхождения и развития Вселенной: теории эволюции и теории креационизма. Так первая утверждает, что первична материя, Вселенная существует вечно, а все, что эту Вселенную наполняет – галактики, звезды, планеты, жизнь, включая разумную – появилось в результате действия естественных природных процессов. В настоящее время существует несколько теорий происхождения Вселенной – Теория Большого Взрыва, теория пульсирующей   Вселенной,   теория   стационарного   состояния   и   т.д.,   а   происхождение   и развитие жизни ученые чаще всего описывают теорией эволюции. Теория   креационизма,   основываясь   на   Библии,   за   Высшую   Объективную Реальность принимает Бога,   существующего вечно (в прошлом, настоящем и в будущем), Который силой Своего Слова создал  Вселенную, Землю, насадил на ней растения, образовал птиц, рыб, животных и человека в том виде, в котором они существуют  до настоящего времени (Бытие, 1 – 2 главы). Чтобы выяснить какая из этих теорий является истинной, а какая ошибочной, обратимся к понятиям науки и научного метода познания. В философском словаре (Изд­во "Политическая литература", 1968 г., стр. 236) приводится определение науки: "Наука   –   форма   общественного   сознания,   представляющая   исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется   в   ходе   общественной   практики.   Могущество   научного   знания   в   его обобщенности, всеобщности, необходимости и объективной истинности".  Итак, научное знание:  1. не является абсолютным, а может изменяться и уточняться при получении новых, не известных ранее, экспериментальных фактов;    2.является   объективным, т.е.     основанным   на   реальных экспериментальных данных и не зависит от мировоззрения ученого; 3.является   истинным,   основанным   на   естественных   законах   т.е. природы. Основоположник   научного   метода   познания     итальянский   физик   и  астроном Галилео   Галилей   построил   следующую   цепочку   получения   научного   знания:   наблюдение природных   процессов   –   их   систематизация   и   классификация,   выявление   общих закономерностей – построение гипотезы – экспериментальная проверка истинности данной гипотезы – теория. Следовательно, любая теория, чтобы считаться научной, должна быть основана   на   наблюдении   реальных   природных   процессов   и   подтверждена   специально поставленным экспериментом. Что   касается   теорий   эволюции   и   креационизма,   то   они   никак   не   могут   быть основаны   на   достоверных   наблюдениях   природных   процессов,   так   как   зарождение Вселенной  и жизни происходило в столь отдаленные времена, что никто из ученых не мог эти процессы наблюдать. Учитывая глобальность масштабов, описанных теорией Большого Взрыва и теорией креационизма, их нельзя экспериментально подтвердить или опровергнуть в лабораторных условиях. Человечество на данный момент не располагает  ни научным, ни техническим потенциалом такого уровня. Для экспериментальной проверки выводов теории эволюции требуется время, соизмеримое с описанными ею процессами развития жизни, т.е. порядка   миллионов   лет.   Даже   если   ученые   сегодня   спланируют   подобный   эксперимент, дождаться его результатов они вряд ли смогут.                   Таким образом, указанные выше теории, строго говоря, являются не более как гипотезами,     т.е.   предположениями,   основанными   на   логических   рассуждениях   и мировоззрении   ученых,   а   выводы,   следующие   из   теорий   Большого   Взрыва   и   эволюции, требуют порой не меньшей веры, чем теория креационизма. В отношении гипотез Исаак Ньютон писал: "Если кто создает гипотезу только потому, что она возможна, я не вижу, как можно в любой науке установить что­либо с точностью: ведь можно придумывать все новые и новые гипотезы, порождающие новые затруднения. Я не измышляю гипотез. Я не желаю смешивать домыслы с достоверностью".  Единственный критерий, по которому мы сегодня можем принять за истину ту или иную теорию возникновения Вселенной ­ это анализ современного устройства Мира и того, как это устройство вписывается в рамки известных теорий. В качестве примера рассмотрим положение в космическом пространстве  нашей планеты – Земли. "Ибо   так   говорит   Господь,   сотворивший   небеса,   Он   –   Бог, образовавший   землю   и   создавший   ее;   Он   утвердил   ее;   не   напрасно сотворил ее: Он образовал ее для жительства…"                                                      Исаия, 45:18 По   отношению   к   Земле   часто   использую   словосочетание   "Колыбель   жизни". Действительно,   сегодня   ученым   известна   только   одна   планета,   на   которой   существует разумная жизнь. Наша Солнечная система состоит из девяти планет, но только одна из них имеет   такие   характеристики,   положение   в   пространстве,   атмосферу,   набор   химических элементов   и   веществ   и   т.д.,   которые   позволили   создать   условия   для   возникновения   и развития разумной жизни.  1. Расстояние от Солнца Среднее расстояние от Земли до Солнца составляет  в среднем 150.000.000 км,  ближайшие соседи – Венера и Марс. Расстояние между Солнцем и Венерой всего на 30 %  меньше, но эта разница оказалась критической. Температура на поверхности Венеры  достигает 500  С. При этой температуре цинк и свинец находятся в расплавленном  состоянии, а дерево самовоспламеняется. Согласно расчетам, если бы  расстояние от Земли  до Солнца было меньше существующего всего на 7 %, водяной пар не смог бы  конденсироваться, не было бы ни океанов, ни дождей. Расстояние между Солнцем и Марсом больше на 50 %. Приборы, доставленные  на Марс в 1976 году, показали температуру на поверхности планеты минус 86  С. Такой  температуры не бывает даже в Антарктиде. Итак, расстояние от Солнца – решающий фактор. Чуть ближе и земные моря  закипят, чуть дальше – и Земля превратится в ледяную пустыню. 2. Форма земной орбиты Планеты   Солнечной   системы   движутся   вокруг   Солнца   по   вытянутым эллиптическим   орбитам   и   только   Земля   имеет   практически   круглую   орбиту.   Годовые колебания расстояния от Земли до центрального светила составляют только 3 % от полного расстояния до Солнца (мы ближе к Солнцу на 3 % в январе). Годовые вариации расстояния Марса от Солнца составляют 16 %. Если бы орбита Земли обладала подобным отклонением от круга, ее кора в каждом январе прожаривалась бы на приличную глубину. 3. Скорость вращения и наклон земной оси  Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг оси, но большинство из них делает это гораздо медленнее, чем Земля. На один оборот у Меркурия уходит 59 земных суток, у Венеры – 243. Такое   медленное   вращение   очень   неблагоприятно   для   жизни.   И   на   Земле полночь обычно холоднее полдня, хотя их разделяет всего 12 часов. Если же день и ночь будут   длиться   по   сотне   часов,   то   днем   будет   невыносимо   жарко,   а   ночью   нестерпимо холодно.   На   планете,   которая   вращается   намного   быстрее   Земли,   наверняка   возникнут опустошительные циклоны. Важно и то, как направлена ось вращения – именно этим определяется разность температур между зимой и летом. Если ось врашения безупречно вертикальна – нет смены времен года, а если наклонена слишком сильно – как, например, на планете Уран – то разность зимней и летней температуры становится слишком большой и такая планета непригодна для жизни. Планете   Земля   повезло   и   здесь.   Ее   ось   наклонена   умеренно   –   23,5   градуса. Достаточно,   чтобы   иметь   различные   времена   года,   но   чтобы   ни   сибирская   зима,   ни африканское лето не становились невыносимыми. 4. Размер и масса планеты Луна в четыре раза меньше Земли. Это каменная пустыня без воды и воздуха. Дело в том, что небесное тело такого размера не обладает достаточной силой притяжения, чтобы удержать на своей поверхности жидкости и газы. Даже на Марсе, который в два раза меньше Земли, есть лишь незначительные остатки атмосферы. Крупные планеты, например, Юпитер, обладают такой силой притяжения, что на их поверхности сила тяжести куда больше, чем на Земле и  крупным животным и человеку было бы очень трудно передвигаться, а атмосфера такой планеты насыщена вредными для жизни ядовитыми газами, такими как водород, метан, аммиак. Земле повезло и в этом. Ее размер и масса таковы, что   поле тяготения Земли удерживает в атмосфере необходимые для жизни кислород и азот и пропускает за пределы земной атмосферы водород, метан, аммиак. 5. Состав земной атмосферы Воздух, которым мы дышим, содержит 78 % азота, 21 % кислорода, 0,03 % двуокиси   углерода,   немного   пара   и   в   ничтожных   количествах   несколько   других   газов. Химический состав атмосферы очень четко сбалансирован. Возьмем для начала содержание двуокиси углерода. Этот газ выдыхают животные, он – продукт их жизнедеятельности и одновременно – основное питание растений. Три сотых процента – идеальный компромисс между потребностями животного и растительного миров. Будь его больше – вредно для животных, а меньше – голодали бы растения. Содержание   кислорода   в   воздухе   тоже   не   случайная   величина:   если   его количество   уменьшить   –   животные   и   человек   не   смогут   дышать,   если   же,   наоборот, увеличить – это приведет к нескончаемым пожарам. Леса и степи загорались бы при каждом ударе молнии, и жизнь на Земле стала бы чрезвычайно опасной.  Не   менее   удивительно   и   наличие   в   атмосфере   озона.   Его   содержание   не превышает сотых долей процента. Но тончайший озоновый слой в верхней части атмосферы, как волшебный зонтик, защищает жизнь на Земле от вредоносного космического излучения. Количество воздуха – не менее важный фактор. На Венере атмосфера гораздо плотнее, чем на Земле, так что сквозь нее  животворные солнечные лучи не пробиваются. На Марсе   же,   наоборот,   атмосфера   гораздо   разреженней   нашей   и   вредное   космическое излучение достигает поверхности планеты, поэтому развитых форм жизни там нет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ученый ­ астроном, физик, биолог ­ считающий себя атеистом, проникая все глубже и глубже в тайны Мироздания, не может не восхищаться красотой, совершенством и рациональностью     законов   Природы.   И   однажды   он   задает   себе   вопрос:   "   Как   могла бездушная,   неживая,   немыслящая   природа   по   воле   слепого   случая   породить   столь гармоничную, тонко настроенную Вселенную, создать и поддерживать в ней жизнь и каковы цель и смысл этой жизни?"   И не находя ответов в рамках общепринятого рационального мышления,   приходит   к   выводу,   что   за   всем   этим   стоит   Некто,   обладающий   огромным творческим   потенциалом   и   имя   Ему   Господь   Бог.   Это   приход   к   религии   от   "ума",   от размышлений о роли и месте науки   в окружающем мире. Это, по выражению русского астрофизика Владимира Липунова – "научно открытый Бог". Не следует забывать ту простую истину, что наука берется объяснить не все существующие явления, а только их часть (хотя и громадную часть). Это, главным образом, повторяющиеся или закономерные явления. Там, где можно установить закон, наука вне конкуренции, и ее предсказания достигают высокой степени точности. Но когда речь идет об очень редких или даже единичных событиях   (как, например, возникновение Вселенной, зарождение жизни и пр.), то ее предсказания, как правило, вероятностные и могут оказаться, а порой и оказываются ошибочными.  Мы рассмотрели только малую толику экспериментальных фактов, касающихся нашей   удивительной   планеты.   Но   даже   они   заставляют   задуматься,   как   в   результате Большого Взрыва по воле Случая могла появиться в Пространстве такая уникальная планета с идеальными для возникновения жизни условиями? Ученые­математики, основываясь на теории вероятности, подсчитали, что если учесть все возможные факторы: расстояние до Солнца, размер и форму орбиты,  размер и массу планеты, состав атмосферы, содержание на планете   вредных   и   полезных   элементов,   соотношение   площади   материков   и   океанов   и многие другие, то вероятность случайного появления в Космосе такой планеты составит 10­ 40!  Лауреат Нобелевской премии, космолог Арно Пензиас писал: "Астрономия   подводит   нас   к   уникальному   открытию:   мы   живем   во Вселенной, которая возникла из ничего, которой необходимо очень тонкое равновесие для того, чтобы обеспечить условия для существования жизни, Вселенной, в основе которой лежит (можно сказать "сверхъестественный") план".  Космолог Эдвард Харрисон делает следующий вывод: "Поразительная   гармоничность   Вселенной   обеспечивает   прямое доказательство Божественного замысла. Выбирайте: слепой случай, который требует бесчисленного множества Вселенных, или замысел, по которому требуется лишь одна… Многие   ученые,   когда   признаются   в   своих   взглядах,   склоняются   к   теологической концепции, или концепции замысла".

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА

БИБЛИЯ И НАУКА
Скачать файл