Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"
Оценка 4.9

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Оценка 4.9
docx
01.12.2019
Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"
Бинарный урок Бежин луг.docx

Конспект бинарного урока( Литература, ИЗО)

Разработчики: Наливко Л.Г., учитель литературы,

                         Грицкевич Н.П., учитель изобразительного искусства.

Тема: И.С. Тургенев «Бежин луг». Картины природы. (2 часа, бинарный урок)

Цель урока: провести анализ пейзажных зарисовок и определить цель создания их автором

Задачи урока: углубить знания по теории литературы; развивать критическое мышление и эстетическое восприятие иллюстративного материала; воспитывать любовь к родному краю; углубить знания по теме пейзаж, познакомить с художниками-пейзажистами  и их картинами.

 Тип урока: Урок комплексного применения знаний (урок общеметодологической направленности).

 

Личностные УУД: умение самостоятельно делать свой выбор в мире чувств, мыслей и ценностей;

Регулятивные УУД: умение организовать свою работу;

Познавательные УУД: умение результативно мыслить и работать с информацией;

Коммуникативные УУД: умение общаться, взаимодействовать с одноклассниками и учителями.

 Виды работ: фронтальные, парные, групповые и индивидуальные.

Ход урока.

 

1.Организационный этап.  Деление класса на две группы: Художники и Литературоведы (групповая работа).

Парная работа (8 чел. по 2). Работа с текстами «День», «Вечер», «Ночь», «Утро».

Индивидуальная работа (5чел). Работа с текстом «Бежин луг». Иллюстрации к утру, вечеру, ночи и дню.

2.Проверка домашнего задания. Характеристика рассказчиков и краткое содержание их рассказов-быличек.

3. Актуализация знаний.

-Ребята, в каждом произведении автор, помимо портретов героев, описания их поступков, описания интерьера, вводит и другие описания, с помощью которых пытается подготовить вдумчивого читателя к тому, какие события произойдут с героем дальше. Как вы думаете? Это какие описания? Как они называются научно?

Формулировка темы: «И. С. Тургенев «Бежин луг». Картины природы.

Формулировка цели и задач: провести анализ пейзажных зарисовок и определить цель создания их автором; углубить знания по теории литературы; нарисовать иллюстрации к тексту.

Мотивация учебной деятельности: листки самоконтроля и рефлексии.

4. Работа по теме урока.

4.1.Первичное закрепление материала в знакомой ситуации.

      Говоря о жанре пейзажа невозможно не обратится к творчеству великих художников пейзажистов, которые воспевали красоту неброской русской природы, простоту сельских пейзажей, необъятные просторы России.

Фамилии каких великих художников-пейзажистов зашифрованы на доске?

Ш

 

 

 

 

 

Слайд 1 Шишкин Иван Иванович - «Рожь», «Утро в сосновом бору»

Давайте обратимся к презентации и рассмотрим известные его работы, названия которых вы уже должны знать, потому что встречаетесь с творчеством этого великого художника на разных предметах в процессе обучения.

Л

 

 

 

 

 

 

Слайд 2 Левитан Исаак Ильич - «Золотая осень», «Вечер на волге».

С

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 Саврасов Алексей Кондратьевич – «Грачи прилетели», «Зима».

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4 Айвазовский Иван Константинович – «Девятый вал», «Кораблекрушение».

Слайд 5 Обратите внимание на следующие фотографии. Природа какого края, области, части России на них изображена?

Приморский край

Большую часть территории Приморского края занимают многочисленные хребты и отдельно стоящие сопки (80%), остальные 20% территории составляют низменности. В нашем крае можно увидеть и скалистые вершины, и каменистые и лесистые склоны, и горные речки с водопадами.

А теперь прошу вас внимательно рассмотреть фотографии природы на другом слайде. Есть ли отличия? Какие?

Для природы средней полосы России характерно большое количество лугов, которые простираются по берегам рек и между лесными массивами. Как волнующееся зеленое море раскинулись луга по необозримым просторам. Для региона свойственны как долины рек, так и леса смешанные и широколиственные. Белоствольные березы, могучие дубы, стройные ясени и липы, клены и вязы живут мирно с хвойными деревьями в смешанном лесу.

Ребята, а вы любите природу? В какое время года она вам больше нравится? А время суток?

А как на картине художника определить, какое время суток изображено? Какие средства художественной выразительности вам могут помочь? Форма, композиция, фактура, цвет? Цвет неба.

Предположим, что мы рисуем солнечный день. Каким цветом мы нарисуем небо утром? Днем, вечером, ночью?

Сейчас ребятам из группы «художников» предстоит нарисовать небо утром, днем, вечером.

Соедините стрелками фамилии художников с названиями их картин.

Шишкин И. И.                

                            

«Девятый вал», «Кораблекрушение».

Айвазовский И. К.

 

«Золотая осень», «Вечер на волге».

Левитан И. И.       

 

«Грачи прилетели», «Зима».

Саврасов А. К.

 

«Рожь»  «Утро в сосновом бору»

 

 

4.2.Самостоятельная работа учащихся с материалом.

 Художники читают текст (фрагменты «Утро», «День», «Вечер», «Ночь») и иллюстрируют их как можно точнее в соответствии с содержанием отрывка.

Литературоведы внимательно читают текст (эти же фрагменты) и отвечают на вопросы, находят художественные средства, которые помогают автору красочно описать день, вечер, ночь и утро.

Вопросы и задания для литературоведов:

1.                  Выразительно прочитайте текст.

2.                  Как описание природы помогает понять состояние героя произведения?

3.                  Почему автор так детализирует описания? Или вопрос 3 на стр. 191 учебника.

4.                  Что символизирует тьма(ночь), рассвет(утро)?

Задания для художников:

1.                  Внимательно прочитайте текст, постарайтесь как можно точнее нарисовать иллюстрацию.

4.3.          Опрос учащихся. Выступают группами: художник и пара ответственных за отрывок. Для литературоведов заготовлена таблица с тропами:

Выразительность русской речи. Средства выразительности.

ТРОПЫ - употребление слова в переносном значении. Лексический аргумент

Перечень тропов

Значение термина

Пример

 

Аллегория

Иносказание.

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – волка.

В конкретном образе отражается отвлеченное понятие или идея

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении

Глаза громадные, как прожекторы (В.Маяковский)

Подчеркивает высокую степень развития  признака предмета

Метафора, развёрнутая метафора

Скрытое сравнение.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.   (С. Есенин.)

Создание  оригинального словесного образа

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ

О чём ты воешь, ветр

Ночной?  (Ф. Тютчев.)

Позволяет создать яркие образы

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком.

Позволяет экономно(одним словом) охарактеризовать предмет

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

Лёд неокрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Позволяет более ярко увидеть предметы

 

4.4.  Домашнее задание: по литературе подготовить рассказ о Тютчеве, стр. 193-194; по ИЗО нарисовать иллюстрацию к стихотворению Тютчева по выбору.

4.5.  Рефлексия.

 

Материал для печати

Соедините стрелками фамилии художников с названиями их картин.

Шишкин И. И.                

                            

«Девятый вал», «Кораблекрушение».

Айвазовский И. К.

 

«Золотая осень», «Вечер на волге».

Левитан И. И.       

 

«Грачи прилетели», «Зима».

Саврасов А. К.

 

«Рожь»,  «Утро в сосновом бору»

 

Соедините стрелками фамилии художников с названиями их картин.

Шишкин И. И.                

                            

«Девятый вал», «Кораблекрушение».

Айвазовский И. К.

 

«Золотая осень», «Вечер на волге».

Левитан И. И.       

 

«Грачи прилетели», «Зима».

Саврасов А. К.

 

«Рожь», «Утро в сосновом бору»

 

Соедините стрелками фамилии художников с названиями их картин.

Шишкин И. И.                

                            

«Девятый вал», «Кораблекрушение».

Айвазовский И. К.

 

«Золотая осень», «Вечер на волге».

Левитан И. И.       

 

«Грачи прилетели», «Зима».

Саврасов А. К.

«Рожь»,  «Утро в сосновом бору»

 

 

 

Ш

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

С

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"

Бинарный урок литературы и изобразительного искусства "И. С. Тургенев "Бежин луг. Картины природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019