Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 28 заданий. Часть 1 содержит 21 задание с кратким ответом. Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).
1 |
Ответом к заданиям части 1 является последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Ответ запишите по приведённым ниже образцам в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). В бланке ответов № 2 укажите номер задания и запишите его полное решение.
2 |
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, что ответ на каждое задание в бланках ответов №1 и №2 записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Ответами к заданиям 1–21
являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание). Запишите
ответы в поля ответов в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1
справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без
пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ пишите в
отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Рассмотрите предложенную схему классификации движущих сил эволюции. Запишите в ответе понятие, обозначенное на схеме знаком вопроса.
Движущие силы эволюции
Изменчивость Наследственность
Естественный отбор
Движущий ? Разрывающий
Ответ: ___________________________.
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин
Раздел биологии |
Вклад ученого в развитие данной науки |
|
К.Линней – бинарная номенклатура |
Физиология |
Мечников И.И. – Фагоцитарная теория иммунитета |
Ответ: ___________________________.
vk.com/ege100ballov https://vk.com/topic-40390678_40333130
3 |
Число хромосом в лейкоцитах – клетках крови человека равно? В ответе |
6 |
Определите вероятность в процентах проявления промежуточного запишите только соответствующее число. фенотипа в потомстве от скрещивания гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде числа.
Ответ: ___________________________.
Ответ: ________________________
7 |
Все приведённые ниже понятия, кроме двух, употребимы при описании процесса энергетического обмена. Определите два признака, Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания
«выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающих» из которыми они указаны. общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) гликолиз 1) изменение числа хромосом
2) диссимиляция 2) добавление нуклеотида в последовательность ДНК 3) анаболизм 3) замена одного триплета на другой 4) окисление 4) изменение последовательности нуклеотидов в гене
|
|
5) репликация 5) перемещение нескольких генов с одной хромосомы на другую
|
|
Ответ: Ответ:
5 |
4 |
НАСЕКОМЫЕ |
ТИП РАЗВИТИЯ |
А) домашняя муха |
1) с полным превращением |
Б) майский жук |
2) с неполным превращением |
В) клоп-солдатик |
|
Г) стрекоза коромысло |
|
Д) бабочка павлиний глаз |
|
8 |
позицию из второго столбца.
|
из второго столбца.
|
Установите соответствие между признаками обмена веществ и
его видом: к Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к
каждой каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
ПРИЗНАК ОБМЕНА ВИД ОБМЕНА
А) синтез углеводов в 1) энергетический
хлоропластах
Б) гликолиз 2) пластический
B) синтез 38 молекул АТФ Г) спиртовое брожение Д) окислительное
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
фосфорилирование
Е) образование белков из Ответ: аминокислот на рибосомах
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
vk.com/ege100ballov
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
У насекомых с неполным превращением:
1) три стадии развития
2) внешнее оплодотворение
3) личинка похожа на кольчатого червя
4) личинка сходна по внешнему строению со взрослым насекомым
5) за стадией личинки следует стадия куколки
6) личинка превращается во взрослое насекомое
|
|
|
Ответ:
10 |
Установите соответствие между видом животного и особенностью |
12 |
строения его сердца: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИД ЖИВОТНОГО |
СТРОЕНИЕ СЕРДЦА |
А) прыткая ящерица |
1) Трёхкамерное без перегородки в желудочке |
Б) обыкновенный тритон |
2) Трёхкамерное с неполной перегородкой в желудочке |
В) озёрная лягушка |
3) Четырёхкамерное |
Г) синий кит |
|
Д) серая крыса |
|
Е) сокол сапсан |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
9 |
![]() |
11 Установите правильную последовательность расположения таксономических названий, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Насекомоядные
2) Млекопитающие
3) Евразийские ежи
4) Обыкновенный ёж
5) Ежовые
6) Хордовые
|
|
|
|
|
|
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Участки, относящиеся к большому кругу кровообращения:
1) легочная артерия
2) верхняя полая вена
3) аорта 4) правый желудочек 5) сонная артерия
6) легочная вена
|
|
|
Ответ:
Установите соответствие между характеристикой ткани человека и ее типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ ТИП ТКАНИ А) состоит из плотно прилегающих друг 1) эпителиальная к другу клеток
Б) содержит много межклеточного 2) соединительная вещества
В) образовывает потовые железы Г) обеспечивает транспорт газов Д) образует поверхностный слой кожи
Е) выполняет опорную и механическую функцию
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
Установите правильную последовательность передачи нервного импульса по дуге условного слюноотделительного рефлекса у человека на звонок. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) слуховой центр коры мозга
2) чувствительный нейрон
3) рецепторы слуха
4) временная связь 5) центр слюноотделения 6) слюнные железы
7) двигательный нейрон
|
|
|
|
|
|
|
Ответ:
14 |
13 |
15 Прочитайте
текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Самый многочисленный класс беспозвоночных животных – Насекомые. (2) В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3) У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4) Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5) Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферным кислородом. |
|
|
|
Ответ:
16 |
Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА |
А) существование раннецветущего и поздноцветущего подвидов погремка |
1) движущий |
Б) слабое выживание черепах с тонким и излишне толстым панцирем |
2) стабилизирующий |
В) увеличение числа тёмных бабочек в районах с сильным загрязнением воздуха |
3) разрывающий |
Г) постепенная редукция шёрстного покрова у тюленей |
|
Д) гибель яиц птиц со слишком тонкой и слишком толстой скорлупой |
|
Е) появление видов вьюрков с различной формой клюва на островах |
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
![]() |
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие организмы относятся к редуцентам?
1) бактерии гниения 2) грибы 3) клубеньковые бактерии 4) пресноводные рачки
5) бактерии-сапрофиты
6) майские жуки
|
|
|
Ответ:
Установите соответствие между особенностями круговорота химического элемента и элементом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ КРУГОВОРОТА |
ХИМИЧЕСКИЙ ЭЛЕМЕНТ |
А) основной резервуар - атмосфера |
1) углерод |
Б) поглощается из атмосферы в основном бактериями |
2) азот |
В) около 50% возвращают в атмосферу растения |
|
Г) значительные количества накапливаются в составе осадочных пород и ископаемых |
|
Д) поглощается растениями из почвы в виде минеральных солей |
|
Е) не усваивается животными и растениями в молекулярном виде |
|
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
|
|
|
|
|
|
Ответ:
17 |
18 |
19 Расположите
в правильной последовательности стадии антропогенеза.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) человек умелый 2) кроманьонец 3) дриопитек
4) неандерталец
5) человек прямоходящий
|
|
|
|
|
Ответ:
20 |
Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Объект |
Расположение в клетке |
Функция |
_____________(А) |
Цитоплазма |
Биологическое окисление |
ДНК |
________________(Б) |
Хранение и передача наследственной информации клетки и организма |
Рибосома |
Цитоплазма |
_______________(В) |
Список терминов:
1) гликолиз
2) хлоропласт
3) биосинтез белка
4) митохондрия 5) транскрипция 6) ядро
7) цитоплазма
8) клеточный центр
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А |
Б |
В |
|
|
|
Ответ:
Проанализируйте диаграмму "Влияние уровня засоления на интенсивность транспирации листьев кукурузы". По оси абсцисс отложены даты измерений, а по оси ординат интенсивность транспирации в процентах, за 100% принята интенсивность транспирации листьев контрольных растений.
22 |
23 |
Выберите верные предложения:
1) Фактор засоления обуславливает уменьшение листовой пластинки. 2) Испаряемость воды у листьев растений, выращенных на почве с 0,1% NaCl растет в последних пробах.
3) Ширина моторных клеток и пучков, толщина эпидермы и мезофилла уменьшаются с повышением уровня засоления.
24 |
4) При увеличении концентрации соли в субстрате транспирация снижается во всех пробах.
25 |
26 |
5) В условиях засоления растения испытывают недостаток снабжения водой и у них наблюдаются изменения в сторону усиления ксероморфизма.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
Ответ: ______________________.
21 |
Для записи ответов на задания этой части (22–28) используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (22, 23 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |
Какую роль играют животные в поддержании качества воды в водоёмах?
Какая фаза и какой тип деления исходной диплоидной клетки изображены на рисунке? Обоснуйте свой ответ.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие. (2) Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко.
(3) У клещей тело слитное. (4) Имеется три пары ходильных ног. (5) Все пауки ведут наземный образ жизни.
Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.
Какие особенности строения и физиологии рептилий позволили им полностью перестать зависеть от воды в ходе эволюции? Ответ поясните.
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
27 |
28 |
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными
крыльями с самками
с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым
телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75%
особей с серым телом и нормальными
крыльями и 25% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения
задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер
наследования признака и полученные
результаты.
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
22 |
Выполнение каждого из заданий 1, 2, 3, 6 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
За полное правильное выполнение каждого из заданий 4, 7, 9, 12, 15, 17, 21 выставляется 2 балла; за выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; во всех остальных случаях – 0 баллов.
За выполнение каждого из заданий 5, 8, 10, 13, 16, 18, 20 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если допущена одна ошибка, 0 баллов во всех остальных случаях.
За выполнение каждого из заданий 11, 14, 19 выставляется 2 балла, если указана верная последовательность цифр, 1 балл, если в последовательности цифр допущена одна ошибка (переставлены местами любые две цифры), 0 баллов во всех остальных случаях.
|
|
Какую роль играют животные в поддержании качества воды в водоёмах?
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа: 1) Животные, например моллюски, ракообразные, усатые киты, фильтруют воду; 2) Животные поедают останки других животных или растений, предотвращая их гниение или участие в круговороте веществ. |
|
Ответ включает все названных выше элемента и не содержит биологических ошибок |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
2 |
Какая фаза и какой тип деления исходной диплоидной клетки изображены на рисунке? Обоснуйте свой ответ.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Обсуждение заданий:
|
|
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1) Класс паукообразных является самым многочисленным классом типа членистоногие. (2) Тело паукообразных имеет головогрудь и брюшко. (3) У клещей тело слитное. (4) Имеется три пары ходильных ног. (5) Все пауки ведут наземный образ жизни.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – самый многочисленный класс типа членистоногие - насекомые; 2) 4 – у паукообразных 4 пары ходильных ног; 3) 5 – большинство акул живёт в морской воде. |
|
В ответе указаны и исправлены все ошибки. |
3 |
В ответе указаны две-три ошибки, исправлены только две из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются |
2 |
В ответе указаны одна–три ошибки, исправлена только одна из них. За неправильно названные и/или исправленные предложения баллы не снижаются |
1 |
Ответ неправильный: все ошибки определены и исправлены неверно, ИЛИ указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Какие отношения устанавливаются между водорослью и грибом в слоевище лишайника? Объясните роль обоих организмов в этих отношениях.
24 |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Элементы ответа: 1) симбиоз (мутуализм); 2) Гриб – защита от высыхания, всасывание воды и минеральных веществ для водоросли; 3) Водоросль – фотосинтезирует, образует органические вещества для питания гриба. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает любые два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
2 |
Ответ включает только один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки. |
1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Какие особенности строения и физиологии рептилий позволили им полностью перестать зависеть от воды в ходе эволюции? Ответ поясните.
27 |
26 |
|
|
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) набор хромосом вегетативной и генеративной клеток - n; 2) вегетативная и генеративная клетки пыльцы образуются путем митоза при прорастании гаплоидной споры; |
|
3) хромосомный набор спермиев – n, спермии образуются из генеративной клетки путем митоза. |
|
Ответ включает все названные выше элементы и не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает в себя два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
Скрестили самцов мух дрозофил с серым телом и нормальными крыльями с самками с чёрным телом и укороченными крыльями. Все гибриды первого поколения были с серым телом и нормальными крыльями. При скрещивании полученных гибридов между собой появилось 75% особей с серым телом и нормальными крыльями и 25% с черным телом и укороченными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства F1 и F2. Объясните характер наследования признака и полученные результаты.
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) |
Баллы |
Схема решения задачи включает: 1) Генотипы родителей: ААВВ х аавв; Гаметы: АВ, ав; F1: АаВв – серое тело, нормальные крылья; Гаметы: АВ, ав. 2) АаВв х АаВв Гаметы: АВ, ав; F2: 1ААВВ : 2АаВв : 1аавв |
|
3) Гены А и В (а и в) наследуются сцеплено, т.к. расположены в одной паре гомологичных хромосом. Этим объясняется полученно отношение генотипов во втором поколении. (Допускается иная генетическая символика.) |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок |
3 |
Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает три названных выше элемента, но содержит биологические ошибки |
2 |
Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает в себя два из названных выше элементов, но содержит биологические ошибки |
1 |
Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла. ИЛИ Ответ неправильный |
0 |
Максимальный балл |
3 |
22–28. В этом случае третий эксперт проверяет только те ответы на задания, которые вызвали столь существенное расхождение;
2) расхождение между суммами баллов, выставленных первым и вторым экспертами за выполнение всех заданий 22–28, составляет 3 или более балла. В этом случае третий эксперт проверяет ответы на все задания 22–28.
В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 190/1512, зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018 № 52952)
«82. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом.
В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету.
Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу».
Существенными считаются следующие расхождения:
1) расхождение между баллами, выставленными первым и вторым экспертами, составляет 2 или более балла за выполнение любого из заданий
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.