Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения
Оценка 4.8

Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
Взрослым
21.05.2020
Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения
Использование блочной технологии обучения на уроках русского языка.
Блочная технология обучения на уроках русского языка.doc

Управление образования

администрации Арзамасского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чернухинская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Блочная технология обучения на уроках русского языка как эффективное средство достижения личностных и метапредметных результатов обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор:

Донскова Галина Николаевна, учитель русского языка, I квалификационная категория

 

с. Чернуха

2020г.

 

 

 

Применение элементов блочной технологии на уроках русского языка

 

 

1.Введение.

Одним из приоритетных направлений развития системы образования на современном этапе является повышение качества образования. Именно так данная проблема сформулирована в Программе развития образования, принятой правительством. Решение этой проблемы во многом зависит от уровня подготовленности педагогических кадров, их умения работать по-новому.

Современный учитель, ежедневно входящий в школьный класс, твердо знает, что он хочет. Правда не всегда понимает, что желание научить своих учеников тому, что знает сам, зависит не столько от наличия знаний у него, сколько от умения сделать эти знания достоянием учеников. Для этого надо постоянно учиться самому.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. В основе всего образовательного процесса сегодня лежит принцип гуманизации обучения. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностное взаимодействие учителя с учеником. Особая роль отводится воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. Целью обучения сегодня является целостность личности ученика, то есть наиболее полное развитие заложенных в ней активно- творческих возможностей, ее интеллектуально- нравственной свободы.

Сейчас в школьной практике применяется много новаций, новых технологий. Большинство современных образовательных технологий предполагает организацию на уроке активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности. Именно в этом заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока – активная познавательная деятельность детей, особо востребованная в современном мире.

Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая технология, концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению.

С каждым годом все острее встает вопрос об использовании таких технологий обучения, которые бы способствовали формированию положительной мотивации к предмету и обеспечивали возможность достижения школьниками высокого уровня усвоения знаний, формирования ключевых компетенций.

Данную проблему позволяет решить использование крупноблочной технологии обучения с опорой на знаковые модели, разработанной В.Ф. Шаталовым, гражданское и профессиональное мужество которого состоит в попытке найти ключ к решению самых острых и больных вопросов образования. К этим вопросам относится ликвидация перегрузок школьников, воспитание у них интереса к учению, активности и самостоятельности.

Методическая система донецкого педагога В. Ф. Шаталова позволяет успешно решить труднейшие педагогические задачи – приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях.

2.Цели и задачи.

Сегодня носители русского языка должны знать, как никто другой, культуру своей страны, свой родной язык. От молодого поколения зависит будущее, будущее русского народа. И строители будущего, прежде всего, должны знать в совершенстве свой родной язык.

Поэтому передо мной, как перед учителем русского языка современной школы, стоит цель эффективного обучения русскому языку. Для достижения этой цели я ставлю следующие задачи:

-повышение мотивации учащихся,

-раскрытие способностей каждого школьника,

-усиление практической направленности изучаемого материала.

I. Методологическая основа блочной технологии обучения.

1) Обоснование применения блочной технологии.

 Важной задачей урока, в том числе и урока русского языка было и остаётся объяснение нового материала. Передо мной встал вопрос: «Как сделать, чтобы эти трудные и скучное правила ученики воспринимали легко и с интересом?»

Идея и опыт педагога-новатора - В.Ф.Шаталова и его последователя Ю.С. Меженко показались мне интересной. Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.

 Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

В опорных сигналах и элемент игры, и экономия времени и места, и знание психологии ребят. Но главная цель – изложить изучаемое так, чтобы на основе логических связей материал (темы, раздела) стал доступен, отпечатался в долговременной памяти.  В каждом листе опорных сигналов закодирован весь учебный материал соответствующих разделов программы. Листы опорных сигналов обеспечивают логически последовательное раскрытие темы и при изложении нового материала учителем, и при подготовке учеников к урокам, и при всех видах устных ответов: это своеобразная основа, линия развития мысли, в том числе и творческой.

Использование опорных конспектов позволяет выделять больше времени на тренировочные упражнения, т.к. теоретический материал даётся целым блоком (включает в себя несколько параграфов), компактно, во многих случаях следующие порции теории выходят из предыдущих, что позволяет детям более целостно воспринимать материал.

2) Организация учебной деятельности.

Практическая реализация блочной технологии обучения предполагает использование специфического учебно-методического комплекса (опорные конспекты, листы контроля, система тренировочных упражнений, задания для тематического контроля знаний.

 

При организации усвоения школьниками законченных фрагментов содержания можно выделить следующие этапы:

1.Целеполагание и мотивация.

2.Блочное изложение базовой информации.

3.Оперативный контроль усвоения знаний.

4.Формирование ключевых умений и приемов продуктивной деятельности.

5.Обобщение и систематизация знаний.

6.Контроль и коррекция знаний.

Целеполагание и мотивация.

Для формирования положительной мотивации к изучению предмета необходимо обеспечить успешность работы каждого школьника. Этому способствуют следующие принципы обучения:

-поэтапное, жесткое управление учебной деятельностью учащихся;

-усвоение знаний на основе многократного повторения;

-раскрытие и реализация возможностей каждого ребенка;

-комфортность (бесконфликтность) обучения (создание благоприятного морально-психологического климата обучения).

Кроме того, развитию познавательного интереса способствует:

-использование занимательного материала;

-широкое применение фронтального и демонстрационного эксперимента (усиление практической направленности);

-использование возможностей электронно-вычислительной техники;

-использование разнообразных форм учебных занятий (викторины, игры, диспуты и т. д.).

Составление опорных конспектов (блочное изложение базовой информации)

Изложение материала крупными блоками обеспечивает целостное восприятие информации. Достигается это с помощью опорных конспектов, в которых сконцентрирован весь базовый материал по данному вопросу. Опорные конспекты позволяют учащимся в процессе работы с книгой учиться выделять главный, второстепенный и дополнительный материал. У детей формируется умение сжато, логично интерпретировать теоретическую информацию, что способствует ее глубокому, осмысленному изучению.

Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника.

Мы с детьми составляем опорный конспект не только по материалу, включающему большие смысловые части (о чем поговорим ниже на примере урока «Разряды имен прилагательных»), но и по материалу, включающему малые по объему смысловые части. Например, возьмем тему в 6 классе «Н и НН в суффиксах прилагательных». При анализе предлагаемого учителем практического материала дети вполне самостоятельно рисуют блок на доске и в тетрадях для правил:

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

           -нн-                                                            -Н-

тумаН+Н=туманный                               пчела+ИН=пчелиный

                                                                   кожа+АН=кожаный

станция+ОНН=станционный                  лед+ЯН=ледяной

тыква+ЕНН=тыквенный                                     Искл.:

          Искл.:                                                     стеклянный

     ветреный                                                     деревянный

                                                                          оловянный

 

Полное прилагательное              =              Краткое прилагательное

Река медлЕННая                                             Река медлЕННа

Следует обратить внимание на то, чтобы учащиеся не делали никаких записей по ходу объяснения, а только слушали учителя и отвечали на его вопросы.

Принципиальным моментом на этом этапе обучения является краткое повторение изложения материала учителем по листу с опорным конспектом. При этом упор делается на главном, подчеркиваются все связи между элементами конспекта. Такая форма закрепления способствует лучшему осмыслению и запоминанию учебного материала. Главное в процессе объяснения – добиться, чтобы каждый ученик на уроке проработал все части конспекта, чтобы не оставалось ничего неясного.

Получив опорный конспект, ученик дома должен работать в следующем режиме. Положив его перед собой, он восстанавливает рассказ учителя по памяти, сразу же замечая при этом, что не запомнил, чего не понял. На эти места он должен обратить особое внимание в дальнейшей работе. Затем ученик читает учебник, иногда заглядывая в конспект, который в основном составлен по материалам учебника. Это позволяет ему успешно разобраться в наиболее трудных и непонятных местах. К концу чтения параграфа весь материал им должен быть понят. Если все же что-то осталось невыясненным, следует записать вопрос, чтобы проконсультироваться у учителя. Затем ученик заучивает конспект. Выделяя главное, отделяя один блок от другого, он гораздо глубже и осмысленнее запоминает содержание учебника. Этот процесс занимает всего несколько минут.   

Составлению опорного конспекта предшествуют обычно такие элементы урока, как создание проблемной ситуации и целевая установка с мотивацией необходимости знания вводимых на уроке сведений о языке.

Для примера возьмем тему: «Разряды имен прилагательных».

Цель урока: знать о делении прилагательных на три разряда, их значении, о признаках качественных, относительных и притяжательных прилагательных, правильно писать и употреблять прилагательные в речи, совершенствовать умения применять полученные знания.

Так при изучении темы “Разряды имён прилагательных”, в качестве мотивационного блока я чисто использую стихотворение З.Гиппиус “Всё кругом”, которое интересно тем, что состоит из одних прилагательных:

1. Р.яз. в шк. №6 – 1991г. Стр. 6

 

Все кругом.

Страшное, грубое, липкое, грязное,

Жёстко тупое, всегда безобразное,

Медленно рвущее, мелко-нечестное,

Скользкое стыдное, низкое, тесное,

Явно-довольное, тайно-блудливое,

Плоско-смешное и тошно-трусливое,

Вязко, болотно и тинно застойное,

Жизни и смерти равно недостойное,

Рабское, хамское, гнойное, чёрное,

Изредка серое, в сером упорное,

Вечно лежачее, дьявольски косное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Непереносное, ложное, ложное!

 

 

После  чтения стихотворения  - беседа:

I

 

 

 

 

 - Какие ощущения вызвало у вас стихотворение?

(Отвращения, омерзения, отчаяния, безнадёжности…)

 

 

 - Врезалось ли в память какое-то прилагательное особо остро?

 – На восприятие влияет огромное концентрированное количество прилагательных с отрицательным оценочным значением: они нагнетают отталкивающую атмосферу “всего кругом”

 

 

 - Значит все прилагательные, которые здесь встречаются можно назвать синонимами?

 - Многие прилагательные можно разделить на группы: например, восприятие “всего кругом” по цвету (серое, чёрное), по отсутствию движения  (застойное, косное), по аналогии с человеческими качествами (грубое, трусливое, хамское…) Но! Все эти прилагательные кажутся очень близкими по значению, вполне взаимозаменяемы/ - синонимы.

 

 

 - А каким д.б. человек, написавший эти строки?

 - Остро воспринимающим недостатки жизни, обидчивым, пессимистом, раздражительным, злым.

 

 

 - Чтение последних строк стихотворения:                            Но жалоб не надо:                          Что радости в плаче?               Мы знаем, мы знаем:                 Всё будет иначе.  

 

 

 

 

– Всё: настроение, уходит отчаяние, появляется надежда, движение в какой-то другой, светлый мир.

 

 

 

– Появились глаголы – появляется движение.

 

 

Задание детям: постарайтесь с помощью прилагательных, отражающих позитивное отношение к миру, создать свое видение окружающей действительности. 

 

 

II

Чтение наиболее удачной работы                                           Р.яз. в шк. №6 – 1991г. Стр. 7  

Cлабое, вечное, лёгкое,      стройное,        

Очень красивое, жизни  достойное.                                                  Ангельски-нежное, светлое, лучшее,

Кроткое, милое, слабо-гнетущее.                                    Всеми любимое, мягко-душистое,

Доброе, дивное и шелковистое.               Солнечно-яркое, облачно-белое. 

Светло-небесное, очень несмелое.

У ребят обычно получается лучистый радостный поток светлых чувств или перепад сложных чувств.

 

 

 

Каждый урок должен удовлетворять стремление ребёнка к творчеству,

желание выразить и раскрыть свою личность.

III

Проблемная ситуация:

 

 

 

 - Сколько вариантов группировок слов вы можете предложить?     Укажите, что лежит в основе группировки:

Высокий, жёлтый, песчаный, звонкий, птичий, золотой, добрый, дальний, дедов, берёзовый…                                                                           Учителем предлагается своё деление прилагательных (по разрядам)                                     Почему? Ответим потом.        

1)    Высокий, желтый, звонкий, добрый, дальний.

2)    Песчаный, золотой, березовый.

3)    Птичий, дедов.

           

Одним из средств

реализации

 идеи развивающего

обучения является создание

на уроке проблемных

ситуаций. Решая проблемные ситуации,

 школьники учатся

 самостоятельно переносить

ранее изученные и усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую неожиданную функцию объекта, осознавать взаимосвязь

явлений языка, его строй,

структуру, закономерности, раскрывать внутреннюю логику предмета. Создание на уроке проблемных учебных ситуаций

 и успешное их решение способствует формированию диалектического мышления школьников, это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья, повышение грамотности учеников, общее развитие, пробуждает интерес к предмету.

IV

Запись темы урока "Разряды прилагательных"

 

 

1.Начинаем рисовать блок:                         - какое общее значение у прилагательных?                                  - на какой вопрос отвечают прилагательные?                      Сообщение учителя о том, на какие разряды делятся прилагательные: качественные, относительные, притяжательные.                           Что проходили на предыдущих уроках? (Степени сравнения прилагательных)                        Какие вы знаете степени сравнения прилагательных? (сравнительная, превосходная)                               На что указывает степень сравнения прилагательных? (что признак может содержаться в предмете в большей или меньшей степени.

           ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                    КАЧ.          Признак            ОТН.                              -                 (какой?)

 

 

3. С помощью каких значков указывается в математике величина больше, меньше?

 ><.

Теоретический материал д.б. представлен в наибольшей

степени доступно, просто

наглядно и экономно с точки

зрения усилий, которые затрачивает ученик для

понимания его и ориентации

в нём.

 

4. Прочитайте материал учебника и постарайтесь нарисовать в блоке с помощью условных обозначений определение качественных прилагательных.

 

 

 

5. Какой признак обозначают качественные прилагательные?

КАЧ.>степ.<(какой?) ОТН.

 

 

 

 - образуют степени сравнения                                    - можно образовать кр. форму                     

 - сочетаются с наречием очень                 

 - образуют сложную форму путём повтора 

 

 

 

6. Это рисуется:                                            Е - степень сравнения                                     С - кр. форма                                                         Т - сочетание с наречием очень          

 Б - сложн. (повтор)

 

 

7. Приведите примеры качественных прилагательных. Посмотрите на первую группу прилагательных в предыдущей работе, объясните, почему они качественные.

8. Проговаривается эта часть блока.

 

 

На доске написаны словосочетания:

 

 

Может ли в этих прилагательных признак содержаться в большей или меньшей степени?

мат.Деревянная кровать                                                   пр.  Пришкольная территория                                                  мат.Манная каша                                                                           вр.  Вчерашний день                                                пр.  Полевая ромашка                                                     вр.  Северный город                                              мат.Кожаное пальто                                                  вр.  Прошлогодняя трава                                                                                                                                                                                                                                    

 

 

Можно ли образовать кр. форму?

 

 

 

Сочетаются ли с наречием очень?

 

 

 

 На какие группы вы бы разделили данные прилагательные?

 

 

 

Как это показать на блоке?

 

 

 

Рисуется часть блока об относительных прилагательных:

Н * простр.                                             Е *  t                                                         Т  * материал железный  (НО!                                       характер)

 

 

 - Вопрос учителя:                     Какие значения есть у слова? (прямое и переносное)

 

 

 

 - В словосочетании железный характер прилагательное имеет переносное значение.                      В какой разряд мы его отнесём?                               Почему?

 

 

 

1.На какой вопрос отвечают прилагательные 3-ей группы? (Чей?)

Птичий клюв                                        Дедов трактор                                            Бабушкин платок                                 Лисий хвост

 

 

2.На что указывают? (принадлежность)

 

 

 

3.С помощью каких суффиксов образуются?

 

 

 

4.Рисуем блок:

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ

Принадлежность

(чей?)

отцов, сестрин, волчий

( Но! ) аппетит

                                                     

 

5.Какой вывод сделаем, если  притяжательное прилагательное употребляется в переносном значении?               (переходят в разряд качественных)

 

 

 

Блок проговаривается весь целиком.

прилагательное

КАЧ.степ. < признак > степ. <   ОТН.

                              (КАКОЙ?)

 

…_...   Е степ. срав-ния       Н * простр.

…_...   С крат. форма           Е * t              

очень…    Т  сочет. с нар.         Т * материал железный

…_...   Ь сложн. (повтор)                   (но характер)

 

 
 


 

 

Предложить детям проговорить блок

 

После составления опорного конспекта возникает

необходимость сформировать

у детей умение быстро ориентироваться в нём,

мгновенно находить и понимать отдельные звенья опорного конспекта, выделять взаимосвязь между этими звеньями; для этого

используются различные

приёмы озвучивания опорного конспекта в парах и в виде индивидуальных ответов перед классом, лингвистическая викторина, игра "кто быстрее назовёт".

 

Предложить доказать, что прилагательное  ...является качественным, относительным, притяжательным.

 

 

V

Закрепление

 

 

 

 

Можно дать образец-рассуждение:                                   Прилагательное длинная (коса) является качественным, так как обозначает признак, который может содержаться в предмете в большей или меньшей степени; от этого прилагательного можно образовать степени сравнения: длиннее, более длинная, длиннейшая, самая длинная;       можно образовать краткую форму - длинна;                                       может сочетаться с наречием очень - очень длинная и т.д.             (Это должна быть правильная монологическая речь книжного стиля.)       

 

 

1. Найти ошибку в определении разряда прилагательных:                  1)старый  - кач.       2)лисья  - пр.               3)учительский  - отн.    4)туалетная  - кач.       5)большая - отн.   6)ужасный  - кач.                     2. Буквенный диктант:              1)яркий (свет)                            2)бараний (рог)                        3)душистый цветок                   4)школьный предмет               5)папин (нос)                            6)резиновые (сапоги)                7)волчья (пасть)                          8)волчья (шуба)                       9)волчий (аппетит)                    10)зимний (день)                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1   2   3  4   5  6   7   8   9  10                                     К  П  К О  П  О   П  О  К О

Позволяет сразу же определить степень усвоения материала.                              Затем дети с удовольствием придумывают подобные

диктанты и проводят их  самостоятельно в парах,

 группах и для всего класса.

 

Анализ текста

 

 

 

 - Определить с какой целью исп. прилагательное в тексте:

Мелкие росинки на заре                          Всю планету держат в серебре,                                Но внезапно отблеск золотой                          Вспыхнул над серебряной  землёй...           

 Выйди в этот час и собери                 Серебро и золото зари.                               -                              (М.Светлов)                                                Текст позволяет продемонстрировать живописующую функцию прилагательных.                                       

 

 

1. Найти ключевые слова

 

 

 

2. Определить идею художественного текста.

 

 

 

3. Определить тип речи, стиль.

 

 

 

4.Найти языковые средства, помогающие автору создать образную картину природы в рассветный час.

 

 

 

5.Найти прилагательные и определить их разряд, аргументировать.

 

 

 

Примеры работ с текстом               Р.яз. в шк. №215 – 1992г. Стр.23-25

После выполнения группы упражнений делается вывод об огромной роли имён прилагательных в речи:

 

 

 

1) с помощью имён прилагательных мы выделяем предмет из многих одинаковых, называя его признак;                                  2) описываем предмет, как бы рисуем его красками;                                                  3) наконец, выражаем своё отношение к нему, т.е. оцениваем его с некой точки зрения.                                                    Вот зачем нужны прилагательные в языке и речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оперативный контроль усвоения знаний

На этапе оперативного контроля усвоения знаний проверяется усвоение изученного материала учениками всего класса на уровне узнавания и воспроизведения. Как правило, если материал не особенно сложный, то на следующем после объяснения уроке, ответив на вопросы отдельных учащихся, учитель предлагает всем детям написать по памяти опорный конспект. Самого быстрого можно вызвать к доске, и он пока все остальные дописывают, шепотом дает ответ по выбранной учителем части опорного конспекта. Можно пригласить к доске для устного ответа по опорному конспекту одного или нескольких учащихся. Количество вызванных учеников зависит от объема и структуры изучаемого материала. Это позволяет снять напряжение ожидания, не листать учебник в поисках ответа на следующий вопрос, а внимательно слушать отвечающих товарищей, делая при необходимости заметки карандашом между строками конспекта.

По окончании каждого устного ответа кому-либо из учащихся в классе предлагается проанализировать его и при необходимости дополнить.

Для увеличения количества опрашиваемых можно использовать тихий опрос, взаимоопрос.

Важно, что на такие уроки нельзя прийти неподготовленным, так как весь класс выполняет письменную работу, а отдельные учащиеся отвечают еще и устно. Тем самым учитель осуществляет обратную связь и отслеживает промежуточные результаты усвоения материала. Но не всегда написание конспекта надо проводить на следующем после объяснения уроке. Если материал сложный, то имеет смысл над ним предварительно поработать: еще раз повторить объяснение отдельных моментов, побеседовать по вопросам, выполнить отдельные упражнения. И только на другом уроке его написать. Главное не допускать формального зазубривания, бессмысленного написания конспекта. Важна постепенность. Должен пройти процесс осмысления изученного. Но проводить такую дополнительную работу следует в особых случаях, когда материал сложен для понимания.

Формирование ключевых умений и приемов продуктивной деятельности

Этап формирования ключевых умений и приемов продуктивной деятельности очень важен, так как он мобилизует ученика на глубокое понимание учебного материала. В этот период очень важно повысить самостоятельность каждого ученика, полностью исключить формальное переписывание с доски и списывание друг у друга. Крайне важно, чтобы большинство заданий все дети выполняли самостоятельно. Для наиболее способных детей следует подбирать задания повышенной сложности, требующие нешаблонных подходов.

Для формирования ключевых умений и приемов я часто использую тексты.

Использование текстовых материалов на уроке русского языка позволяет реализовать идеи развивающего обучения, способствует формированию диалектического мышления школьников, развитию их умственных способностей, языкового чутья, повышению грамотности, пробуждает интерес к предмету.

 Детям предлагается проанализировать данный учителем текст. Так при закреплении темы «Разряды прилагательных» можно использовать следующие тексты и задания к ним:

Текст 1.

Снег начал идти с раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее.

Я всегда любил наблюдать тихое падение снега. Чтобы полнее насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной.

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю.(С. Аксаков).

Беседа по тексту:

          -Что представляет собой текст? (Образная картина природы).

-Как вы озаглавите его? (Снегопад).

-Какие художественные средства помогают нам понять нарисованную

художником слова картину природы? (Эпитеты, олицетворения, мета-

фора, оксюморон: белым мраком, воздух наполнен движением и тиши-

ной).

-Для какой цели используются здесь прилагательные? (Для передачи

впечатления от увиденного).

-Найти прилагательные, определить их разряд.

 

Текст 2.

«… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной и водоплавающей птицы.

Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды».

(С. Аксаков).

 

Задание к тексту:

              -О какой птице идет речь? Слова какой части речи помогли вам

              узнать птицу?

              -Определить разряд прилагательных.

Текст 3.

          Как он был хорош, весь освещенный весенним солнцем, на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый , грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые, туго натянутые чулки.

                                                                                   (Г. Скребицкий).

 

Задания к тексту.

                     -О каком звере идет речь? Слова какой части речи помогли

                     вам это узнать?

                     -Определить разряд имен прилагательных.

 

Для закрепления данной темы можно использовать и другие задания.


Задание 1.

На доске написаны слова:

Т…рпеливый, орден, арт…стичный, г…н…рал, л…нивая, агр…ссивный,

 

 


н…рмальный, т…инственный, м…ляр.

-Выделите группы слов, в которых имеется большее количество общих признаков.

(Можно выделить слова: орден, генерал, маляр. Это имена существительные с непроверяемой безударной гласной в корне. В них одинаковый состав, все согласные в этих словах звонкие.

Ко второй группе относятся слова: терпеливый, артистичный, ленивая, агрессивный, нормальный, таинственный. Это имена прилагательные. В каждом имеется безударная гласная в корне.)

-Соедините начальные буквы прилагательных. Какое слово получилось?(Талант).

-Как вы понимаете значение слова талант? (Талант – это особые, выдающиеся качества личности, которые присущи человеку от рождения.)

Далее предлагается задание для детей с высоким уровнем развития.


На доске запись:

Большой талант требует большого трудолюбия.

Умение работать, трудиться – это ведь тоже талант.( К. Станиславский.)

Зарыть талант в землю.

-Определите, что написано в каждой строчке, и на основе этого постройте рассуждение.

( Здесь написаны пословица, высказывание Станиславского и фразеологический оборот о таланте. На их основе можно построить такое рассуждение:

Чтобы данный от природы талант развивался, человеку надо очень много работать. Много и самостоятельно работать дано не каждому человеку. Поэтому К. Станиславский назвал это умение тоже талантом. Если же человек, имея от природы большой талант, не приложит определенных усилий для его развития, его природный талант может навсегда исчезнуть.)

- Напишите рассуждение по памяти.

- Подчеркните прилагательные, определите их разряд.

Задание 2.

Маленькая рана на бедре с….лдата выгл….дела безобидной. Рентген показал в его теле странный пр….дмет. Врач сразу понял, что это была неразорвавшаяся граната. Парень лежал с капельницей у рентген-палатки и смотрел в небо. Санитары и медсестры надевали бронежилеты. Опытные с….перы  распознали  на снимке «лягушку». Граната раск….лола кость и распалась на две части – тело и взрыватель. Взрыв от нее мог произойти от м….лейшего ш...веления н.гой.

Хирург извлек заряд за четыре минуты и прот….нул его саперу с небольшим спецк....нтейнером. Чуткие руки ассистента стали искать взрыватель. Десять м….нут ст....яла полная т….шина. Нак....нец, ост....рожным дв...жением он нащупал м...талл под костью и вынул. Вд...леке белой ст...ной ст...ял весь персонал батальона.

Врач, рискуя собственной жизнью, решает извлекать гранату. Командир м...дицинской роты вызвался ему ассистировать. Они отк…зались от операционной с...стры. Хирургическую палатку прик...зали вынести в поле.

 

-Талант – это не только природный дар и большое трудолюбие, но и высокий профессионализм, а зачастую – великое чувство долга. Об этом наше упражнение. Прочитайте части текста. В каждой части оставьте только те предложения, в которых имеются качественные прилагательные. Составленные таким образом части соедините между собой по смыслу, чтобы получился текст.(По первой части дети работают коллективно, далее самостоятельно.)

-Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, объединив их по орфограммам.


Задание 3.

-Напишите  предложения, найдите в них прилагательные, определите разряд и значение. Какое отношение предмета они передают?

Амурский сом – ночная рыба.

Камбала меняет свою окраску: на песчаном дне она желтеет, на илистом – сереет.

Карась может жить в стоячей воде.

(Прилагательные песчаном и илистом передают отношение предмета к материалу. Прилагательные подводный и амурский передают отношение предмета к месту. Прилагательное стоячей передает отношение предмета к действию.)

Задание 4.

Жабры извлекают из в…ды нужный для дыхания кислород, хв…стовой плавник-весло движет рыбу в в…де.

Рыбы прекрасно приспосабливаются к жизни в в…де.

Есть у рыбы удивительный орган – б…ковая линия, которая позв…ляет ей видеть без глаз и слышать без ушей.

Плавательный пузырь п…м…гает рыбе нырять, всплывать и даже «разг…варивать».

Хищника еще не видно и не слышно, а рыба б…ками уже чувствует его приближение.

1.[   ].

2.[1 к.], (   ).

3.[1 от.].

4.[ 1 от.], (   ).

5.[  ], [  ].

-Вставить и объяснить пропущенные буквы, определить разряды прилагательных. (Для детей с низким уровнем развития.)

-Найти соответствия предложений и схем. (Для детей со средним уровнем развития).

-Прочитать предложения и внимательно рассмотреть схемы к ним. Сформулировать свое задание к упражнению. (Для детей с высоким уровнем развития). (Предложения надо написать в порядке расположения схем, вставить пропущенные буквы, определить разряд прилагательных.)

Задание 5.

1)    Доблес…ный воин, …

2)    За…чий след, …

3)    Л…сная тропинка,…

Справка: счас…ливое детство, ст…пной простор, в…ронье крыло, о…цова просьба, п…левой цветок, грус…ная история, с…ловьиная трель, р…чная гладь, извес…ный писатель.

 

-Прочитайте ряды словосочетаний и справку. Сформулируйте задание к упражнению.

 

( Надо продолжить ряды словосочетаниями из справки. Словосочетания надо выбирать по разряду прилагательных и орфограмме.)

Задание 6.

1.Песцов называют … лисицами. Зимой они кочуют. О ни идут вдоль … побережий на юг к Ледовитому океану. Песцы – хищники. Их добыча - … животные. (О.П.)

2. … пища тигра – олени и кабаны. Но … тигр ест даже орехи. Это очень … зверь. Он подражает голосу оленя и может заманить его. Тигры способны переплывать … реки. (К.П.)

3.Построил бобер у ручья плотину. Разлился …пруд. Завелись в нем рыбки. На берегу появились … гнезда. Радостно зазвучало … щебетанье и … кваканье. Молодец, бобер! (П.П.)

Справка: утиный, большие, бобровый, полярный, хитрый, ласточкин, голодный, обледенелый, лягушачий, обычный, морские.

 

-Прочитайте три зарисовки о животных, справку, сформулируйте задание к упражнению.

(В каждую зарисовку надо вставить из справки имена прилагательные: в первую – относительные, во вторую – качественные, в третью – притяжательные.

Каждый урок русского языка должен развивать речь ребенка, его личное творчество, учить точно логически мыслить, быстро ориентироваться в изучаемом материале, сравнивать, сопоставлять, выделять главное, выражать свое мнение, не боясь при этом ошибиться.

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

На этапе обобщения содержание темы структурируется, чтобы придать знаниям учащихся системность. Это делаем, как правило, на повторительно-обобщающих уроках в виде схем, таблиц и других средств знаковой наглядности. Например:

НЕ с разными частями речи

Слитно

Раздельно

  • Без НЕ не употр.:

негодовать –  глагол

нелепость – сущ.

нелепый – прил.

нелепо – нар.

 

  • >, а <

не правда, а ложь – сущ.

не правдивый, а лживый – прил.

Не правдиво, а лживо – нар.  

  • = синоним:

неправда (ложь) – сущ.

неправдивый (лживый) – прил.

неправдиво (лживо) – нар.

  • З.СЛ: совсем не правдивый – пр

           вовсе не лживо – нар.

           далеко не

           нисколько не

           ничуть не

 

Можно предложить детям заполнить таблицу, которая позволяет систематизировать учебный материал темы. Например:

Ь после шипящих и Ц на конце слов

Существительное

Глагол

Прилаг.

Наречие

Частица

3 скл. ж.р

2 скл. м.р.

1,2 скл. мн.ч.

Род.п

н.ф.

2 л.

ед.ч.

пов. накл.

кр.ф.

 

 

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

Ь

дочь

ночь

камыш

луч

задач

передач

лечь

печь

говоришь

думаешь

отрежь

намажь

горяч

могуч

настежь

замуж (искл)

лишь

 

Итоговый контроль и тематический учет знаний

Осуществить контроль и тематический учет знаний, добиться хороших результатов обучения позволяет проведение в конце изучаемой темы зачетных уроков. Подготовка к зачету начинается с первого дня изучения новой темы, когда учитель раздает листы контроля.

Дети без дополнительных напоминаний к каждому уроку повторяют ответы на вопросы текущего листа контроля, начиная с первого и до того , который на данный момент времени уже изучен.

         На повторение по листам контроля часть времени берется либо в начале урока во время фронтального опроса с места, либо в качестве дополнительных вопросов при устных ответах учащихся у доски. В это время остальные дети, слушая одноклассников, стараются усвоить те понятия, законы и определения, которые они еще не знают. Работая в таком режиме, учащиеся подходят к зачету практически готовыми ответить на любой вопрос листа контроля. Кроме того, учитель еще раз сам подробно отвечает на все вопросы листа контроля так как это должны будут сделать дети.

К зачету по данной теме допускаются те учащиеся, у которых нет задолженностей по написанию конспектов. Независимо от причин, по которым они не были написаны, каждый учащийся должен перед зачетом отчитаться за несданные опорные конспекты. От зачета могут освобождаться (получить зачет автоматически) те дети, которые имеют отличные текущие оценки. Они привлекаются для опроса по листу контроля слабоуспевающих учащихся.

Зачет состоит из двух частей.

Теоретическая часть проводится в виде опроса по листу контроля. Ее цель – проследить усвоение учащимися базовых знаний по данной теме.

Практическая часть предполагает либо выполнение заданий с выбором ответа, либо анализ предложений, анализ текста, либо другие виды заданий.

В зависимости от количества детей в классе зачет можно провести за один или два урока (я обычно провожу за один урок). Класс делится на две группы, одна из которых отвечает на вопросы листа контроля, а другая выполняет практическое задание. Задания подбираются дифференцированно с учетом способностей каждого ученика. При ответе по листу контроля учащиеся получают оценку за каждый данный ответ и ставят ее в свой зачетный листок (как правило, ученику задается от трех до пяти вопросов). Вопросы листа контроля задаются по порядку, чтобы не вызвать дополнительное волнение учащихся, которое на зачетном уроке и так велико.

Каждый ученик получает по две оценки. Одну – за теоретическую часть, другую – за практическую часть. При желании любую часть зачета можно пересдать.

 

Общественный смотр знаний по теме:

 «Имя прилагательное»

1.Вступление – стихотворение Яшина «Русский язык».

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет.

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

-Можно ли сказать, что русский язык певучий, т. е. мелодичный, похожий на песню?

-Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной?

-Какая часть речи делает наш язык красивым, благозвучным, мелодичным?

Вывод: имя прилагательное украшает нашу речь, делает ее образной, красивой, точной, мелодичной.

2.Разминка.

1) Игра «Четвертое лишнее».

а) приветливее, громче, красивейший, тоньше;

б) звонкий, веселый, прохладный, февральский;

в) сегодняшний, деревянный, нагревательный, папин;

г) орлиный, песчаный, восторженный, костяной.

 

2). Буквенный диктант.

Задание: определить, сколько Н пишется и почему в прилагательных и разряды прилагательных:

1       2       3       4       5       6       7       8       9       10

н   янн     ин    ан      ин     нн     ин    Ян     нн     енн

к       о        п      о      п        о        к       о       к         о

1) румяное (лицо)

2) стеклянный (шар)

3) мышиная (нора)

4)кожаный (портфель)

5) комариный (укус)

6) каменный (дом)

7) гусиная (походка)

8) глиняный (горшок)

9) ценная (бумага)

10) клюквенный (морс)

 

Теоретическая часть.

Теоретические вопросыдля детей с низким уровнем развития:

1.-На какие вопросы отвечают прилагательные? Привести примеры.

-Какие прилагательные являются притяжательными? Привести примеры.

-Как пишется НЕ с прилагательными? Доказать примерами.

 

2.-Что обозначает прилагательное?

-Какие прилагательные качественными?

-Когда пишется одна Н в суффиксах прилагательных?

 

3.-Что такое прилагательное?

-Какие прилагательные являются относительными?

-Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, когда – раздельно?

 

4.-Что такое прилагательное?

-На какие разряды по значению делятся имена прилагательные?

-Когда пишется О, когда – Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных?

 

Теоретические вопросы для детей со средним уровнем развития.

1.-Какие прилагательные являются качественными, относительными,

притяжательными?

-Когда в прилагательных пишется НН, когда Н?

-Как пишется НЕ с прилагательными?

 

2.-Что такое прилагательное?

-Когда пишется О, когда – Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?

-Расскажите о степенях сравнения прилагательных. Образовать возможные степени сравнения от прилагательных важный, нежный.

 

3.Рассказать о разрядах прилагательных по значению.

-Как пишутся краткие прилагательные с шипящей на конце?

-Когда в прилагательных пишется суффикс -К- , когда –-СК-?

 

4.-Какие отличительные признаки есть у качественных прилагательных? Докажите.

-Как пишется НЕ с прилагательными?

-Как определить, какое окончание следует писать у имени прилагательного в безударном положении?

 

Теоретические вопросы для детей с высоким уровнем развития.

1.-Рассказать о разрядах прилагательных по значению. Привести примеры.

-Когда в прилагательных пишется одна Н, когда –НН?

-Когда сложные прилагательные пишутся слитно, когда – через дефис?

 

2-.Рассказать о степенях сравнения прилагательных. Образовать возможные степени сравнения от прилагательных трудный, робкий. Можно ли образовать степени сравнения от прилагательного утренний и почему?

-Как пишется НЕ с прилагательными?

-Как пишутся краткие прилагательные с шипящим на конце?

 

3.-Каковы отличительные признаки относительных прилагательных. Доказать примерами.

-Когда в прилагательных пишется Н, когда- НН?

-Когда сложные прилагательные пишутся слитно, когда – через дефис?

 

Практическая часть.

Задания для детей с низким уровнем развития.

1.     Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозначить орфограммы:

(Не)ряшливый; (не)глубокая река; (не)правдив, а лжив; мыши(н,нн)ый, утр…ний;

дерев…ный; рез…ий; ветр…ный; француз…кий, (ж…лто) красный.

2.Списать, подчеркнуть прилагательные, определить их разряд, сделать синтаксический

разбор выделенного предложения.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо. Все было покрыто белым ослепительным снегом. В холодном свежем воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

 

Задания для детей со средним уровнем развития..

1.Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозначить орфограммы:

Плам…ный, зеле…ый, со…ный, ветр…ный, совсем (не)глубокий, (не)брежный, (не)внимательный, (не)сиди, (не)большой, еж…вый, со свеч…ой, ткац…ий.

2.Списать, вставить пропущенные знаки препинания, определить разряды прилагательных, сделать синтаксический разбор выделенного предложения и морфологический разбор одного из прилагательных.

Великолепен вид зимнего леса! Все полянки и тропинки покрыты мягким снегом.

Морозный воздух тонок и жгуч. С нег опушил деревья кусты. По ним скользят яркие солнечные лучи и обсыпают их холодным блеском.

Но вот мороз начинает сдавать и меркнет яркость синего неба.

 

Задания для детей с высоким уровнем развития.

1.Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, обозначить орфограммы, подобрать к данным прилагательным подходящие по смыслу существительные:

стари…ая; дружестве…ый; серебря…ый; каме…ое; моното…ый; нисколько (не)красивый; (не)аккуратная; (не)доброе, а злое, артиллерий…ий; дерз…ий; (сине)зеленый; (железно)дорожный; (северо)восточный.

2.Списать, вставить пропущенные знаки препинания, определить разряды прилагательных, сделать синтаксический разбор выделенного предложения и морфологический разбор одного из прилагательных.

Однажды зимой мы отправились в лес. В густом сосновом бору было тихо и спокойно. В холодном свежем воздухе носились мелкие пушинки кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем.  В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.

 

II.Выводы.

В итоге хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями.

Вообще педагогика как наука необычайно сложна. Не исключено даже, что в природе не существует более сложной науки, чем педагогика. И сложность ее, прежде всего, в головоломных сплетениях взаимосвязей сотен тысяч ее компонентов. Мера же ответственности ее – человек! Будем же помнить об этом каждый день, каждую минуту нашей учительской жизни.

 

 

III. Результаты обучения

Как показывает опыт работы с использованием описанной выше технологии обучения, учащиеся имеют положительную мотивацию обучения предмету. При закреплении учебного материала они больше предпочитают опорный конспект, нежели параграфы учебника.

Дети с 5 класса по 9 ведут так называемую «Тетрадь для правил», это служит им большим подспорьем при дальнейшей подготовке к экзаменам: в одной тетради компактно собран весь теоретический материал по предмету.

Применяя опорные конспекты при объяснении нового материала в течение нескольких лет, я добилась высоких результатов по предмету: качество знаний учащихся за последние годы составляет 60-80% и более.

 

 

 

IV. Диссеминация педагогического опыта

Педагогический опыт по применению крупноблочной технологии обучения нашел распространение в форме выступления на педсовете «Современные педагогические технологии – необходимое условие повышения результативности работы», в форме проведения открытых уроков и мастер-класса на уровне района на совещании учителей русского языка и литературы и совещании заместителей директоров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования .

n  Меженко Ю.С. Методическая система В.Ф. Шаталова в обучении русскому языку. - М.: научно-методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 2011г. − 63 с.

n  Меженко Ю.С. Опорные конспекты по русскому языку. Пособие для учащихся.- М.: научно- методическое объединение «Творческая педагогика», малое предприятие «Новая школа», 2012г. – 109с.

n  Бакулина Г.А. Конспекты уроков - 6 класс (для учителя русского языка). – М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.- С.-116-133.

n  Захарова Т.А. Уроки русского языка с применением информационных технологий - 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением // Т.А Захарова, О.В. Левина, С.В.Левицкая, И.А. Меховская и др. - М.: «Глобус», 2010. - С.-133-135.

n  Журнал «Русский язык в школе» №6 – 1991г. С.6

n  Шаталов В.Ф. «Куда и как исчезли тройки». – М.: Педагогика, 2010г..

n  Шаталов, В. Ф. Учить всех, учить каждого / В. Ф. Шаталов // Педагогический поиск. — М., 2011г.

n  Шаталов В.Ф. Точка опоры. – М.: Педагогика, 2010г.

 

 


Управление образования администрации

Управление образования администрации

Применение элементов блочной технологии на уроках русского языка 1

Применение элементов блочной технологии на уроках русского языка 1

Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая технология, концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению

Учитель может через собственную систему ценностей решить, какая технология, концепция наиболее точно отвечает его взглядам, его собственному мировоззрению

Поэтому передо мной, как перед учителем русского языка современной школы, стоит цель эффективного обучения русскому языку

Поэтому передо мной, как перед учителем русского языка современной школы, стоит цель эффективного обучения русскому языку

Использование опорных конспектов позволяет выделять больше времени на тренировочные упражнения, т

Использование опорных конспектов позволяет выделять больше времени на тренировочные упражнения, т

Кроме того, развитию познавательного интереса способствует: -использование занимательного материала; -широкое применение фронтального и демонстрационного эксперимента (усиление практической направленности); -использование возможностей электронно-вычислительной техники; -использование разнообразных форм…

Кроме того, развитию познавательного интереса способствует: -использование занимательного материала; -широкое применение фронтального и демонстрационного эксперимента (усиление практической направленности); -использование возможностей электронно-вычислительной техники; -использование разнообразных форм…

Например, возьмем тему в 6 классе «Н и

Например, возьмем тему в 6 классе «Н и

Это позволяет ему успешно разобраться в наиболее трудных и непонятных местах

Это позволяет ему успешно разобраться в наиболее трудных и непонятных местах

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Трупно-холодное, жалко-ничтожное,

Чтение последних строк стихотворения:

Чтение последних строк стихотворения:

Доброе, дивное и шелковистое.

Доброе, дивное и шелковистое.

IV Запись темы урока "Разряды прилагательных" 1

IV Запись темы урока "Разряды прилагательных" 1

На что указывает степень сравнения прилагательных? (что признак может содержаться в предмете в большей или меньшей степени

На что указывает степень сравнения прилагательных? (что признак может содержаться в предмете в большей или меньшей степени

Какой признак обозначают качественные прилагательные?

Какой признак обозначают качественные прилагательные?

Можно ли образовать кр. форму?

Можно ли образовать кр. форму?

Но! ) аппетит 5

Но! ) аппетит 5

Предложить доказать, что прилагательное

Предложить доказать, что прилагательное

Это должна быть правильная монологическая речь книжного стиля

Это должна быть правильная монологическая речь книжного стиля

Выйди в этот час и собери

Выйди в этот час и собери

Вот зачем нужны прилагательные в языке и речи

Вот зачем нужны прилагательные в языке и речи

И только на другом уроке его написать

И только на другом уроке его написать

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю

Наступали сумерки; снежные хлопья начали закрывать все предметы и белым мраком одевали землю

Задания к тексту. -О каком звере идет речь?

Задания к тексту. -О каком звере идет речь?

Здесь написаны пословица, высказывание

Здесь написаны пословица, высказывание

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, объединив их по орфограммам

Расскажите о правописании слов с пропущенными буквами, объединив их по орфограммам

Л…сная тропинка,… Справка : счас…ливое детство, ст…пной простор, в…ронье крыло, о…цова просьба, п…левой цветок, грус…ная история, с…ловьиная трель, р…чная гладь, извес…ный писатель

Л…сная тропинка,… Справка : счас…ливое детство, ст…пной простор, в…ронье крыло, о…цова просьба, п…левой цветок, грус…ная история, с…ловьиная трель, р…чная гладь, извес…ный писатель

Обобщение и систематизация знаний

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка к зачету начинается с первого дня изучения новой темы, когда учитель раздает листы контроля

Подготовка к зачету начинается с первого дня изучения новой темы, когда учитель раздает листы контроля

Вопросы листа контроля задаются по порядку, чтобы не вызвать дополнительное волнение учащихся, которое на зачетном уроке и так велико

Вопросы листа контроля задаются по порядку, чтобы не вызвать дополнительное волнение учащихся, которое на зачетном уроке и так велико

Игра «Четвертое лишнее». а) приветливее, громче, красивейший, тоньше; б) звонкий, веселый, прохладный, февральский; в) сегодняшний, деревянный, нагревательный, папин; г) орлиный, песчаный, восторженный, костяной

Игра «Четвертое лишнее». а) приветливее, громче, красивейший, тоньше; б) звонкий, веселый, прохладный, февральский; в) сегодняшний, деревянный, нагревательный, папин; г) орлиный, песчаный, восторженный, костяной

Что обозначает прилагательное? -Какие прилагательные качественными? -Когда пишется одна

Что обозначает прилагательное? -Какие прилагательные качественными? -Когда пишется одна

Какие отличительные признаки есть у качественных прилагательных?

Какие отличительные признаки есть у качественных прилагательных?

Списать, подчеркнуть прилагательные, определить их разряд, сделать синтаксический разбор выделенного предложения

Списать, подчеркнуть прилагательные, определить их разряд, сделать синтаксический разбор выделенного предложения

Списать, вставить пропущенные знаки препинания, определить разряды прилагательных, сделать синтаксический разбор выделенного предложения и морфологический разбор одного из прилагательных

Списать, вставить пропущенные знаки препинания, определить разряды прилагательных, сделать синтаксический разбор выделенного предложения и морфологический разбор одного из прилагательных

III . Результаты обучения Как показывает опыт работы с использованием описанной выше технологии обучения, учащиеся имеют положительную мотивацию обучения предмету

III . Результаты обучения Как показывает опыт работы с использованием описанной выше технологии обучения, учащиеся имеют положительную мотивацию обучения предмету

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020