Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы
Оценка 4.8

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
русская литература +1
Взрослым
14.07.2017
Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы
В данной работе дается теоретическое обоснование использования блочно-модульной технологии обучения в преподавании литературы. В ней раскрывается сущность блочно-модульного обучения, системы моделирования уроков, анализируются плюсы и минусы технологии блочно-модульного обучения и дается анализ особенностей преподавания литературы с использованием элементов данной технологии. В заключительной части проекта приводится конспект урока обобщающего повторения в 11 классе на тему: "Литература 20 века-"очевидец истории.Проект на тему: "Блочно- модульная технология обучения в преподавании литературы", состоящий из двух частей: теоретической и практической (урок литературы в 11 классе на тему: "Литература 20 века-" очевидец истории".
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУ.doc
1            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                      Веселёвская средняя общеобразовательная  школа                                                                                               ПРОЕКТ  ПО ТЕМЕ:  «Блочно­ модульная технология обучения в преподавании литературы»                                                                          учитель русского языка и литературы МБОУ  Веселёвской сош Смолякова Светлана Николаевна 2                                                       2012 год.                                       Содержание Введение ………………………………………………………………….          2        Часть 1. Теоретическое обоснование использования технологии блочно­                модульного обучения в преподавании литературы …………..         6 1.1. Сущность блочно­модульного обучения ……………………………        6 1.2. Цели и задачи уроков литературы по технологии блочно­модульного        обучения ………………………………………………………………         9       1.3. Системы моделирования уроков …………………………………….       11 1.4. Плюсы и минусы технологии блочно­модульного обучения ……..       12 Часть 2. Практическое использование элементов блочно­модульной                 технологии на уроках литературы ………………………………      15 2.1. Особенности преподавания литературы с использованием элементов         блочно­модульной технологии ………………………………………      15 2.2. Урок обобщающего повторения в 11 классе на тему: «Литература ХХ        века – «очевидец истории»…………………………………………….      19 Заключение ………………………………………………………………….      32 Список литературы …………………………………………………………      34 3 БЛОЧНО­МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ Введение Образование – это индустрия, направленная в будущее. С.П.Капица Научимся программировать – научимся обучать. А.Берг            Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны  самостоятельно  и   активно   действовать,  принимая   решения,  быстро адаптироваться   к   изменяющимся   условиям   жизни.   Школа,   выполняя   заказ общества,   должна   вовлекать   каждого   ученика   в   активный   познавательный процесс,   причём   это   должна   быть   активная   познавательная   деятельность каждого учащегося, предполагающая:  Чёткое осознание им, где, каким образом, для чего эти знания могут быть применены;  Умение работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки;  Умение находить необходимую информацию не только в информационных центрах   своей   школы,   но   и   в   научных,   культурных,   информационных центрах города, страны, всего мира.           Решение этих задач стоит не только перед школой, так как процесс 4 обучения современного человека не заканчивается даже в вузах. Он становится непрерывным.   Нужна   новая   парадигма   (теоретическая   модель)   образования: ученик – предметно­информационная среда – учитель. Решением этой проблемы является   использование   новых   образовательных   технологий,   таких,   как проблемная, проектная, информационно­коммуникационная, исследовательская, блочно­модульная.   Все   они   личностно­ориентированы,   в   них   осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к обучению каждого ученика, а также обучение в сотрудничестве.            На уроках литературы, где большой объем материала и недостаточное количество   учебных   часов,   особенно   эффективно   использование  технологии блочно­модульного обучения.                    Каждый учитель литературы сталкивается с проблемой отсутствия в учебниках   хорошо   продуманных,   разнообразных   заданий   и   вопросов   для раскрытия   идейного   замысла   и   понимания   содержания   художественных произведений.   Даже   если   они   и   есть,   то   учащиеся   по   ним   самостоятельно усваивать   материал   затрудняются   из­за   сложности   формулировок.   Возникает необходимость   в   разработке   новых,   наиболее   приемлемых   для   школьников заданий по темам. В этом учителю помогает применение технологии блочно­ модульного обучения, которая позволяет:  осуществлять дифференцированный подход в обучении;  дает   возможность   использования   различных   видов   деятельности (индивидуальной, в парах, в группах); 5  способствует накоплению материала к выпускным экзаменам, подготовке к   ЕГЭ   (части   С),   повышению   уровня   качества   обученности   учащихся, повышению мотивации к изучению литературы, развитию надпредметных способов учебной деятельности.            Все выше названные факторы определяют актуальность темы данного проекта: «Блочно­модульная технология в преподавании литературы».            Актуальность  темы и недостаточная её теоретическая и методическая разработанность позволяют сформулировать проблему исследования:  насколько   эффективно   практическое   использование   блочно­модульной технологии на уроках литературы.            Объектом  данного исследования является блочно­модульная технология в преподавании литературы в общеобразовательной школе.                      Предмет исследования  – условия обучения и методика организации совместной   деятельности   учителя   и   учащихся   на   уроках   литературы, обеспечивающие   реализацию   блочно­модульной   технологии   в   преподавании данного предмета.                      Цель исследования  заключается  в теоретическом  обосновании и апробации   методики   реализации   блочно­модульной   технологии   на   уроках литературы   на   основе   дифференцированного   подхода   в   обучении, учитывающего   индивидуальные   данные   ребёнка,   и   взаимосвязи   с   другими образовательными   технологиями   (технологией   проектов   и   КСО,   элементами   информационно­ технологии   развития   критического   мышления, коммуникативной технологией).            Исходя из цели и предмета исследования были определены следующие задачи проекта: 6  изучить степень разработанности проблемы реализации блочно­модульной технологии при изучении школьного курса литературы;  сформулировать   основные   теоретические   положения   на   основе   анализа философской, методической и психолого­педагогической литературы;  теоретически   осмыслить   сущность   базовых   понятий   «блок»,   «модуль», «блочно­модульная технология», «системы моделирования уроков» и др.  теоретически обосновать перспективность применения блочно­модульной технологии на уроках литературы в общеобразовательной школе;  разработать и экспериментально апробировать проект урока литературы с использованием элементов блочно­модульного обучения. В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: 1.   Теоретические   методы:   метод   проблемно­ориентированного   анализа психолого­педагогической, исследования; обобщение; синтез эмпирического материала.   методической   литературы   по   проблеме   Эмпирические   методы: 2.   опытно­ экспериментальная работа (проектирование урока литературы с использованием   педагогическое   наблюдение; элементов блочно­модульной технологии). 3.   Практический   метод:   апробация   проекта   урока   литературы   на   основе использования элементов блочно­модульного обучения. 7 Часть   1.   Теоретическое   обоснование   использования   технологии блочно­модульного обучения в преподавании литературы 1.1 Сущность блочно­модульного обучения           В конце 80­х – начале 90­х годов 20 века в педагогику «врывается» термин из области технических наук, а именно «модуль». Стали говорить и писать о «принципе модульного обучения», «модульной системе образования».           В педагогике модуль рассматривается как важная часть всей системы, без знания   которой   дидактическая   система   не   «срабатывает».   По   своему содержанию – это полный, логически завершенный блок. Он часто совпадает с темой дисциплины. Однако в отличие от темы в модуле все измеряется, все оценивается: задание, стартовый, промежуточный и итоговый уровень знаний. В модуле   четко   определены   цели   обучения,  задачи   и  уровни   изучения   данного 8 модуля,   названы   навыки   и   умения.   Как   в   программированном   обучении,   в модульном   обучении   тоже   все   запрограммировано:   не   только последовательность изучения учебного материала, но и уровень его усвоения и контроль качества его усвоения. Таким образом, блочно­модульное обучение включается в технологию программированного обучения.           Программированное обучение возникло в начале 50­х годов 20 века, когда американский   психолог   Б.   Скиннер   предложил   повысить   эффективность управления   усвоением   материала,   построив   его   как   последовательную программу подачи порций информации и их контроля. Впоследствии   Н. Краудер разработал разветвленные программы, которые в зависимости от результатов   контроля   предлагали   ученику   различный   материал   для самостоятельной   работы.   Под   программированным   обучением   понимается управляемое   усвоение   программированного   учебного   материала   с   помощью   программированного   учебника, обучающего   устройства   (компьютера, специальных   карточек,   модулей,   кинотренажера   и   т.д.).   Программированный учебный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации («кадров», файлов, «шагов», путеводителей, «карточек­ помощников»), подаваемых в определенной логической последовательности.                     Сущность блочно­модульного обучения состоит в том, что ученик полностью   самостоятельно   (или   с   определенной   дозой   помощи)   достигает конкретный целей учения в процессе работы с модулем.                    Модуль  – это целевой   функциональный узел, в котором объединены учебное   содержание   и   технология   овладения   им.   Содержание   обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках),   усвоение   которых   осуществляется   в   соответствии   с   целью. Дидактическая   цель   формулируется   для   обучаемого   и   содержит   в   себе   не только   указание   на   объем   знания,   но   и   на   уровень   его   усвоения.   Модули 9 позволяют   перевести   обучение   на   субъкт­субъектную   основу, индивидуализировать   работу   с   отдельными   учащимися, индивидуальную помощь, изменить форму общения учителя и ученика.   дозировать Основными компонентами модуля являются:  точно сформулированная учебная цель (целевая программа);  банк информации;  методическое руководство по достижению целей;  практические занятия по формированию необходимых умений;  контрольная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном модуле.           Блок – это большой тематический раздел. Для каждого блока   разрабатывается дидактический комплекс, который включает в себя задание (путеводитель,   шаг,   алгоритм   –   можно   назвать   как   угодно).   Каждый путеводитель будет иметь свои функции.            Путеводитель № 1 выдается для выполнения опережающего домашнего задания с целью актуализации знаний.                  Путеводитель № 2   необходим для изучения нового материала. Он включает в себя два раздела:  первичное усвоение знаний (репродуктивные вопросы)  осознание и осмысление материала (проблемные вопросы)           Путеводитель № 3 выдается с целью закрепления изученного (короткий по объему),   а   путеводитель   №   4   с   целью   применения   полученных   знаний (представляет систему знаний и инструкций к ним).                    Путеводитель № 5 предназначен для самоконтроля уровня усвоения нового   материала   и   так   далее.   Все   эти   этапы   можно   регулировать   каждому 10 учителю   на   свое   усмотрение,   так   как   данную   технологию   еще   называют   и гибкой.           Технология модульного обучения позволяет учителю оперировать всеми типами уроков:  изучение нового материала  комплексное применение знаний  обобщение и систематизация знаний  комбинированный урок  учетно­контрольный  урок коррекции Помня о том, что процесс обучения должен носить воспитательный и  развивающий характер, следует отметить необходимость выделения по целям работы блоков развития, воспитания и обучения. 1.2   Цели   и   задачи   уроков   литературы   по   технологии   блочно­ модульного обучения Образовательные:  развивать   системы   основных   умений,   обеспечивающих   овладение школьниками читательской деятельностью; 11  научить   объяснять,   истолковывать,   раскрывать   художественный   смысл произведения, давать читательскую оценку на основе соотношения личных и авторских представлений о мире и человеке;  учить строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико­литературные знания;  характеризовать систему нравственных ценностей автора в литературном произведении,  анализировать   эпическое   и  лирическое   произведение  как художественное целое. Развивающие:  способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;  учить   составлять   план   ответа,   записывать   тезисы   основных   положений учебной статьи, делать выводы и обобщения на основе работы с одним или с   несколькими   источниками   информации,   создавать   устное   или письменное высказывание на основе прочитанного;  развивать   интеллектуально­образное   и   эмоциональное   восприятие художественного произведения;  способствовать   развитию   творческих   способностей   учащихся,   их познавательной активности. Воспитательные:  способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;  формировать у них активную жизненную позицию. Работа по этой технологии на первое место ставит воспитательные цели, 12 поэтому   на   уроках   дети   не   боятся   высказывать   свое   мнение,   учатся   быть добрыми,   внимательными,   сострадательными,   учатся   находить   в   жизни позитивные моменты. 13 1.3 Системы моделирования уроков            Учителям могут быть использованы различные системы моделирования уроков. «Смешанная» ­ это такая  система моделирования,  Конструирование уроков  Большой блок 13­15  часов (лекционно­ при которой сочетаются  модульные уроки с  малыми блоками (3­4  час) Тогда части модуля  семинарская система в  10­11 классах).  уроками общего  направления (каждый  могут быть такими: урок  нового материала; урок  Необходимо учесть, что в большом блоке 1 урок –  четвертый урок  модульный, 1.2.3 уроки – комплексного  применения знаний; урок  это урок коррекции того,  что изучалось раньше.  выучка учащихся по  базовому стандарту)  систематизации и  обобщения материала.  Форма такого урока –  диагностика.  Типы уроков и их  компоновка может быть  Но такой модульный  блок может сочетаться с  Позволяющая выявить  ЗАР и ЗБР; уровень  следующей: 1­3 урок –  изучение нового  традиционными уроками, т.к. дети не готовы  обученности; уровень  обучаемости; готовности  материала,  комбинированный, а  учиться в режиме  самостоятельной работы  учиться и  самостоятельно работать  четвертый – модульный  (или 5, в зависимости от  объема материала). в течении всего модуля. с текстом учебника. 14 1.4 Плюсы и минусы технологии блочно­модульного обучения                     Преимущества работы по технологии блочно­модульного обучения состоят в том, что осуществляется:  Дифференцированный подход в обучении  Возможность   использования   различных   видов   деятельности (индивидуальной, в парах, в группах)  Накопление материала к выпускному сочинению  Подготовка к ЕГЭ (часть С)  Повышение уровня качества обученности учащихся  Повышение мотивации в изучении литературы  Развитие надпредметных способов учебной деятельности Такая технология помогает развивать общеучебные умения и навыки:  навык внимательного чтения;  умение сравнивать. Обобщать, классифицировать, выделять главное;  умение вычленять противоречия;  умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать;  исследовательские умения;  умение участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику;  навыки   обращения   со   словарем,   справочником   и   другими   источниками информации; 15  умение   планировать   текущую   и   перспективную   учебную   работу, организовать   себя   на   выполнение   поставленных   задач,   действовать   по алгоритму;  умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль;  умение составлять свой жизненный проект. Блочно­модульное обучение является «гибкой» технологией, поэтому она взаимосвязана   с   другими   образовательными   технологиями,   что   дает возможность учителю повышать уровень самообразования, разнообразить форму уроков, развивать творческие способности учащихся. Технологию проектов и КСО можно использовать как завершающее творческое задание   после   изучения   большого   блока   тем.   Такая   работа   способствует развитию   творческих   способностей   учащихся,   развитию   умения   работать   в коллективе   и   представлять   себя   перед   публикой.   Элементы  технологии развития   критического   мышления  мною   используются   при   составлении путеводителей к урокам по блочно­модульному обучению и проверке  знания текста   или   теоретического   материала:   кластеры,   таблицы   разного   типа, «толстые»   и   «тонкие»   вопросы,   опросник   «Верно   ли,   что…?»,   «Продолжи начало»   и   т.д.   Эти   элементы   помогают   выявить   уровень   знаний   учащихся, глубину понимания темы, развивают у учащихся умение мыслить логически и критически.                     Технология   блочно­модульного   обучения   требует   использования информационно­коммуникационных технологий с целью подготовки материала в   программах  Word  и  Power  Point,   так   как   все   задания   к   урокам   –   это презентация   того,   что   учащиеся   должны   сделать   для   достижения   цели конкретного урока. 16                     Работа по технологии блочно­модульного обучения приносит свои результаты: учащиеся чаще выбирают учебный предмет «литература» при сдаче промежуточной   и   итоговой   аттестации.   Повышается   качественный   уровень обученности по предмету. Особенно в старших классах. Система  блочно­модульного представления учебного материала помогает организовать дифференцированную работу с учащимися в рамках программы  «Неуспешные дети. Траектория развития»:  для них разработан комплекс разноуровневых заданий для уроков литературы по темам и блокам: уровень А – прочитать, запомнить,   пересказать;   уровень   В   –   ответить   на   проблемные   вопросы, придумать   их   самим   учащимся;   уровень   С   –   выполнить   творческое   задание. Применение   таких   форм   работы   позволяет   стабилизировать   и   улучшить успеваемость и качество обучения в неуспешном классе. Недостатки блочно­ модульного обучения заключаются в том, что не все темы подходят к данной технологии;   материал   учебника   недостаточно   информирован;   надо   готовить большой объем печатной продукции к уроку. 17 Часть 2.  Практическое использование элементов блочно­модульной технологии на уроках литературы 2.1   Особенности   преподавания   литературы   с   использованием элементов блочно­модульной технологии           В соответствии с «Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года» в настоящее время кардинально меняется представление о сущности   и   назначении   школьного   образования,   уточняется   стратегическое направление обучения и воспитания, утверждаются гуманистические ценности. Образование   рассматривается   как   процесс   становления   человека,   в   котором приоритетная   роль   принадлежит   методам   и   технологиям,   способствующим развитию самопознания, самоопределения и самореализации учащихся.                    Современные требования к образованию диктуют новые подходы к методике преподавания общеобразовательных дисциплин в школе, в том числе и литературы.   Всё   активнее   применяются   в   практике   школьного   обучения различные   инновационные   педагогические   технологии,   способствующие   не только   углубленному   изучению   того   или   иного   учебного   предмета,   но   и 18 развитию навыков самообразования и самообучения, формирующие у учащихся навыки саморазвития.             Технология блочно­модульного обучения отвечает всем требованиям, предъявляемым   к   современному   образованию,   и   привлекает   следующими особенностями: 1) наличием мотивационного этапа; 2) законченностью блоков содержания; 3) сжатием информационного материала в модуле; 4) сочетанием комплексных, интегративных, дидактических целей; 5) возможностью самостоятельной работы обучающихся.           Цикл модульного обучения связан с проблемной ситуацией (задачей): ­ на первом этапе создаётся мотивация, формируется интерес субъекта; ­ на втором этапе объяснения выделяется состав необходимой деятельности; ­ на последующих этапах происходит овладение видами деятельности в процессе усвоения знаний.                    Я не могу сказать, что в совершенстве овладела блочно­модульной технологией в целом, но отдельные её элементы  пытаюсь использовать в своей практике в преподавании литературы.                    На мой взгляд, применение блочно­модульной технологии на уроках литературы   наиболее   целесообразно   и   эффективно   в   старших   классах   в следующих случаях: 1) при изучении обзорных тем; 2) на уроках обобщения и систематизации знаний; 3) при изучении монографических тем; 4) при использовании лекционно­семинарской системы (10­11 классы). 19                     Исходным   этапом   учебной   деятельности   по   применению   данной технологии   является   полный   объем   знаний   основных   разделов   литературы. Поэтому4   приоритетным   при   работе   по   использованию   элементов   блочно­ модульного   обучения   я   считаю   такой   тип   урока   как   урок   обобщения   и систематизации   знаний,   цель   которого   систематизация   знаний   и   способов действий в комплексе.           Чем же был вызван мой интерес к уроку литературы, в основе которого лежит использование элементов блочно­модульной технологии? 1) Во­первых, большим объёмом учебного материала на уроках литературы и недостаточным   количеством   учебных   часов   для   его   усвоения,   что   вызывает необходимость   обращаться   к   самостоятельной   деятельности   учащихся, мотивировать   их   познавательную   активность,   развивать   их   творческие способности   и   умение   работать   с   одним   или   несколькими   источниками информации, а потом презентовать свои знания. 2)Во­вторых,   обобщающие,   обзорные   уроки,   уроки­семинары,   уроки­ конференции, уроки, завершающие изучение больших монографических тем, ­ это,   как   правило,   уроки   интегрированные,   т.е.   уроки,   предполагающие межпредметные связи, уроки, проходящие на стыке разных учебных дисциплин: литература   –   история   –   музыка   –   изобразительное   искусство.   А   интеграция является методологической основой современного образования. 3)   В­третьих,   урок   литературы   на   основе   использования   блочно­модульной технологии   даёт   возможность   увидеть   «мир   в   целом»,   расширяет   границы полученной информации, усиливает мотивацию обучения.           Для обеспечения наилучшего достижения поставленных целей и задач при проведении  уроков  литературы  с  применением   элементов  блочно­модульного обучения я использую различные методы: 20  эвристическая беседа;  учебная дискуссия;  поисковая работа;  исследовательский метод;  индивидуальная работа учащихся;  ролевая игра;  метод творческого чтения;  метод наглядности. А использование игровых приёмов (загадки, инсценировки,  использование   музыкальных   произведений)   способствует   более   прочному усвоению знаний, вызывает интерес, развивает сообразительность.                     Таким   образом,   с   практической   точки   зрения,   блочно­модульная технология обучения предполагает:  усиление межпредметных связей;  увеличение объёма получаемой информации;  снижение перегрузки учащихся;  дифференцированный подход в обучении;  использование различных видов деятельности (индивидуальной, в парах, в группах);  усиление   мотивации   в   процессе   обучения   и,  как   следствие,   улучшение успеваемости   и   повышение   качества   обученности   учащихся   по литературе. 21 2.2   Урок   обобщающего   повторения   в   11   классе   на   тему: «Литература  ХХ века – «очевидец истории».                    В качестве примера практического использования элементов блочно­ модульной   технологии   на   уроках   литературы   хочу   привести   проект   урока, который представляет собой модификацию моего прежнего опыта.           Предлагаемый урок является завершающим в курсе изучения литературы 20 столетия в 11 классе. Этот урок выполняет задачи повторения и обобщения ранее изученного учебного материала.           Продолжительность урока – 90 минут. 22 Тема урока: Литература ХХ века – «очевидец истории». Тип урока: Урок актуализации ранее усвоенных знаний. Вид урока: Урок­комментарий.                     Данный   урок   относится   к   категории    интегрированных,  так   как предполагает межпредметную связь литературы и истории.           Урок дан на понятийно­информационном уровне. Цель урока: анализ основных исторических событий 20 века и их отражение в литературе. Задачи урока: Обучающие: 1) повторить и обобщить основные события 20 столетия, показать их отражение в литературе; 2) формировать умение искать связь между фактами, событиями и явлениями; 3) учить делать философские, экономические, политические выводы. Развивающие: 1) развивать способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать; 2) формировать умение строить логическую цепочку рассуждений; 3) развивать наблюдательность и абстрактное мышление. Воспитательные: 1) учить извлекать нравственные уроки из осмысления событий и фактов. Методическая: показать использование на уроке элементов блочно­модульной                              технологии обучения.                     Важным   моментом   данного  урока  является   реализация   принципов интегративного, личностно­развивающего образования: 1) осознанность и активность; 23 2) доступность; 3) наглядность; 4) системность и последовательность.           Урок проходит следующим образом: учащиеся делятся на две команды: команду историков и команду литераторов. Историки анализируют события 20 века с исторической точки зрения, а литераторы освещают эти же события с точки зрения литературы.                    При подготовке этого урока учащиеся получили творческие задания: обобщить   и   проанализировать   литературу   и   историю   20   столетия;   выделить главные   исторические   события   этой   эпохи,   показать   их   отражение   в произведениях художественной литературы.            С целью облегчения подготовки к уроку было дано задание закончить заполнение   синхронной   историко­литературной   таблицы   «Отечественная история и литература ХХ века», работа над которой велась в течение всего учебного года (заполняется правая часть). Литературные   произведения, повествующие об этом периоде Таблица. Отечественная история и литература ХХ века. Исторические события Русско­японская война. Первая русская революция 1905­1907 г.г. Первая мировая война 1914­1917 г.г. Февральская и Октябрьская революции 1917 г. Гражданская война 1918­1920 г.г. Новая экономическая политика 1921­1928 г. Коллективизация   сельского   хозяйства   и 24 индустриализация страны. Время сталинских репрессий. Великая Отечественная война 1941­1945 г.г. Восстановление народного хозяйства. «Оттепель» 1956­1964 г.г. Эпоха застоя 1965­1985 г.г. Перестройка и гласность 1985­1991 г.г. Образование   независимой   России   и   других республик СНГ. Структура урока: 1. Организационный момент – 10 минут. 2. Актуализация ранее усвоенных знаний – 70 минут (состоит из 7 блоков, на анализ каждого отводится 10 минут). 3. Подведение итогов – 8 минут. 4. Домашнее задание – 2 минуты. I. Организационный момент Ход урока: 1. Слово учителя.          Человек приходит неоткуда и уходит в никуда. Всё, что связывает каждого из нас с землёй, умещается в коротком, но ёмком понятии – жизнь, человеческая жизнь.   Но   наша   жизнь   не   бесконечна,   поэтому   продолжить   себя   мы   можем только   в   памяти.  Только   память   противостоит   силе   времени,  только   память способна победить время.            В. Распутин сказал: «У кого нет памяти, у того нет жизни». Наверное, поэтому   мы   не   можем   быть   созерцателями,   «попутчиками»   в   этой   жизни. 25 Память – это стержень, исток человеческой жизни, нравственных отношений. Любое историческое событие находит отражение в литературе, так как история и литература тесно связаны между собой.           Итак, объектом нашего внимания на уроке, предметом разговора будет 20 век:   его   общая   характеристика   как   исторической   эпохи   и   те   литературные произведения,   в   которых   он   наиболее   ярко,   зримо,   образно,   глубоко запечатлелся. 2. Объявление темы, целей урока, запись в рабочие тетради эпиграфа:           В двадцатом удивительном столетье           Россия доказала всей планете,           Что гений и злодейство совместимы… II.  Актуализация ранее усвоенных знаний. Первый блок 1. Отгадай событие:           Ну что ж, попробуем: огромный, неуклюжий,           Скрипучий поворот руля.           Земля плывёт. Мужайтесь, мужи.           Как плугом, океан деля,           Мы будем помнить и в летейской стуже,           Что десяти небес нам стоила земля.                                       (Великая Октябрьская революция)                                        Осип Мандельштам «Сумерки свободы» 2. Опорная схема (1904­1917 г.г.)  1904­1905 г.г. Л.Н.Толстой             1905­1907г.г. Первая             1914­1917г.г. Первая Статья «Одумайтесь!»                   русская революция.               Мировая война. 26                                                          Леонид Андреев.                    Октябрьская революция.                                                          «Красный смех».                    Теффи. Гиппиус. Блок.                                                                                                           Маяковский. Бунин. 3. Комментарий историков. 4. Комментарий литераторов (чтение отрывков из произведений). 5. Вывод: До 1917 года русская литература была единой. После Великой                  Октябрьской революции часть писателей эмигрировала из России, и                   русская литература разделилась на две ветви, развивающиеся                   параллельно.                       Образ России – корабля, частной судьбы, как щепки в океане, да                   ещё ночном, беззвёздном, оценка революции как бури (для одних                  очистительной, для других карающей) пройдёт через множество                   интерпретаций, войдёт в персонажный ряд.                       Основной мотив  литературы этого периода – мотив тупика,                  безысходности, катастрофы, бездны, на краю которой оказалась                  Россия (И.А. Бунин «Окаянные дни»).                       Однако в это же время большая часть писателей и поэтов с                   воодушевлением приветствовала события Октября в своих                   произведениях.                             (А.Блок, В.Маяковский). Второй блок. 1. Отгадай событие:           Всё общество на красных – белых поделив,           В надежде отстоять свою Россию,           Сын на отца пошёл, забыв свои истоки,           Россия стержень потеряла – таковы итоги. 27                                                (Гражданская война) 2. Комментарий историков. 3. Слово учителя.           Гражданская война сопровождалась террором как со стороны белых, так и со   стороны   красных.   Кто   первым   развязал   террор,   установить   практически невозможно. В этой войне погибло более 8 миллионов человек. 4. Опорная схема. Гражданская война ­ литература «Революционный героизм» «Внимая ужасам войны» проза А.Серафимович. «Железный поток». А.Фадеев. «Разгром». И.Бабель. «Конармия». М.Булгаков. «Белая гвардия». Н.Островский. «Как закалялась сталь». И.Шмелёв. «Солнце мёртвых». лирика В.Маяковский. Н.Тихонов. М.Цветаева. М.Волошин. 5.   Комментарий   литераторов   (И.Бабель.   «Конармия»,   новелла   «Письмо»   ­ отрывок). 6. Просмотр слайдов на фоне музыки (Моцарт, месса № 19 «Реквием»). 7. Дискуссия «Можно ли оправдать гражданскую войну?» 8. Вывод: «В гражданскую войну мы сами себя предали…» (И.Бабель).                    (Две тенденции в изображении событий гражданской войны в 28                    литературе 20­х г.г.­ от «Разгрома» А.Фадеева до эпопеи «Солнце                     мёртвых» И.Шмелёва и цикла «Усобица» М.Волошина, который                     пробует умиротворить ожесточение рыцарей белой и красной идей:                    А я стою один меж них                    В ревущем пламени и дыма.                    И всеми силами своими                    Молюсь за тех и за других). Третий блок. 1. Опорная схема (1921­1940 г.г.) М.Зощенко. Рассказы                      М.Шолохов. «Поднятая               А.Платонов. «Котлован».  «Мелкий случай», «Собачий         целина», А.Твардовский                нюх», «Мадонна».                            «Страна Муравия».                      (чтение отрывков)                                                                                                                    В.Маяковский: (чтение отрывка из рассказа           (чтение отрывка из рома              «Вперед! «Мещанство»:                                   на М.Шолохова «Они                          коммуне «О мещанстве Иван Петрович        сражались за Родину»:                                 подступом! имел особое мнение. Он                 «Мою сноху в тридцать                На баррикадах крайне резко и зло отзывался         третьем присудили на                                производства об этой накипи нэпа. Не                  десять лет. Отсидела                    Раздувай любил он этой житейской               семь, а остальные скос­                              коллективную плесени…»                                        тили. Украла пшеницу                 грудь­меха,                                                                на току. Не с голоду же                лозунг мчи                                                             ей с детьми подыхать…»                               по                                                                                                                     рабочим…» 2. Комментарий историков (по модулям). 3. Комментарий литераторов (чтение отрывков из произведений Зощенко,     Шолохова, Твардовского, Маяковского – по модулям). 4. Просмотр слайдов. 5. Вывод: Ведущие темы литературы этого периода – темы нэпа,                  коллективизации, индустриализации. 29                     Литературный процесс после 1917 года развивался по трём                   противоположным и часто почти не пересекающимся направлениям:                  эмигрантская литература; «потаённая» литература или литература                   внутреннего сопротивления; советская литература.                       Многоголосие, полифония литературной жизни 20­х годов                  выражались во множестве группировок.                       Существовали и взаимодействовали различные творческие                   методы и литературные направления: реализм ХХ века; нормативизм                  (социалистический реализм); модернизм; гротеск, гипербола,                   фантастика в литературе; орнаментальная проза.                       С начала 30­х годов, особенно после Первого съезда писателей                   СССР в 1934 году, всё отчётливее проступает тенденция                    универсализации литературы, приведения её к единому                    эстетическому шаблону, которому было подобрано                    псевдо­академическое название – метод социалистического                    реализма. Четвертый блок. 1. Отгадай событие:           Как нозовём мы государства форму?           Там, где контроль над всем считается нормой?           Происхождение слово от латинского берёт,           Свободно жить и думать не даёт.                              (Тоталитаризм) 2. Комментарий историков. 3. Комментарий литераторов 30         (чтение   отрывков   из   поэмы   А.Ахматовой   «Реквием»,   стихотворения О.Мандельштама «Мы живём, под собою не чуя страны…»). 4. Вывод: «Меня, как реку, суровая эпоха повернула. Не только мне                    перевернула жизнь…» (А.Ахматова).                 (В 30­е годы начался процесс физического уничтожения писателей:                 были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев,                  О.Мандельштам, Б.Корнилов; прозаики И.Бабель, Б.Пильняк,                  И.Катаев; публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.К.Воронский и                  многие другие литераторы. Арестовывались и отбывали сроки                  заключения Н.Заболоцкий, Л.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и                   десятки других писателей.                       Не менее страшным было и публичное преследование, своего рода                  нравственное уничтожение художников, когда в печати появлялись                   разносные статьи­доносы и подвергаемый «экзекуции» писатель, уже                   готовый к ночному аресту, обрекался на многолетнее молчание, на                  писание «в стол».                       Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова,                   вернувшуюся перед войной из эмиграции М.Цветаеву, А.Кручёных,                  частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.                   Лишь изредка удавалось пробиться к читателю писателям, не                   стоявшим, как тогда говорили, «на столбовой дороге                   социалистического реализма»: М.Пришвину, К.Паустовскому,                   Б.Пастернаку, В.Инбер, Ю.Олеше, Е.Шварцу.) Пятый блок. 1. Отгадай событие:           На подвиг вновь зовёт страна. 31           Солдатский путь не прост.           Изрыли бомбы дочерна           Обочина дорог…                    (Великая Отечественная война) 2. Просмотр слайдов на фоне музыки     (Александров, Лебедев­Кумач «Священная война») 3. Комментарий историков. 4.   Комментарий   литераторов   (К.Симонов   «Ты   помнишь,   Алёша,   дороги Смоленщины»,   «Жди   меня»;   А.Сурков   «Землянка»;   М.Исаковский   «Враги сожгли родную хату»; А.Твардовский «Василий Теркин»; А.Фадеев «Молодая гвардия»,   К.Симонов   «Дни   и   ночи»,   В.Некрасов   «В   окопах   Сталинграда», А.Платонов «Возвращение»). 5. Просмотр слайдов на фоне музыки    (песня «Журавли» в исполнении М.Бернеса). 6. Вывод: «Роковым препятствием была и остаётся война…»  (В.Астафьев)                   (Великая Отечественная война на какое­то время вернула                   отечественной литературе её былое многообразие и единство.                    В годину всенародной беды вновь зазвучали голоса А.Ахматовой                    и Б.Пастернака, нашлось место для печати ненавистного Сталину                    А.Платонова, оживилось творчество М.Пришвина.                    В военные и первые послевоенные годы возродился и подлинный                    реализм, и ещё недавно осуждавшийся романтизм). Шестой блок. 1. Опорная схема (1956­1985 г.г.)     а) «Оттепель» (1956­1964 г.г.)     б) Эпоха застоя (1964­1985 г.г.) 32     в) Перестройка и гласность (1985­1991 г.г.) 2. Комментарий историков (по модулям). 3. Комментарий литераторов (чтение рассказа В.Шукшина «Обида» ­ отрывок). 4. Беседа на тему: «Что с нами происходит?     4.1. Почему равнодушие правит миром людей?     4.2. Есть ли выход у людей?     4.3. Дискуссия. 5. Вывод: В годы «оттепели» начался процесс восстановления разорванных                   связей и традиций. Впервые после революции на родине вышло                    собрание сочинений И.Бунина с предисловием А.Твардовского. Были                   опубликованы завершённый в сороковые годы роман М.Булгакова                    «Мастер и Маргарита», ряд произведений А.Платонова.                       Реабилитировались невинно пострадавшие в годы культа личности                    писатели, вновь издавались их произведения.                        В 60­е годы страна пережила поэтический бум: появление                   молодых имён (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Б.Ахмадулина,                    Б.Окуджава), выход поэзии на эстраду огромных залов и даже на                    стадионы.                        В эпоху застоя в отечественной прозе мощно зазвучали голоса                   участников войны, писателей­фронтовиков (Ю.Бондарев,                    В.Кондратьев, К.Воробьев, К.Симонов, В.Астафьев, Б.Васильев,                    В.Быков), создавших проникновенные произведения на военную                   тему.                        В годы перестройки и гласности самым общественно значимым                    участком литературного процесса оказалась так называемая                    возвращённая литература.                   Страницы журналов заполнились произведениями, созданными в 33                   прежние шесть десятилетий (20­70­е годы), но неизвестные                    широкому кругу читателей на территории СССР. Седьмой блок. 1. Отгадай событие:     Произошёл распад Советского Союза,     И услыхал народ наш клич.     Чтоб европейских стран нам уровня достичь,     Все сферы жизни переделать мы должны.     Реформы не просты, но очень нам нужны.        (Демократия, 1991­20….) 2. Комментарий историков. 3. Комментарий литераторов. 4. Слово учителя. Да, последнее десятилетие 20 века трагично, наполнено драматическими  переменами и общественными потрясениями.   «Бессмертие   шло   косяком…»,­   скажет   А.Солженицын.   Что   происходило   в литературе 90­х годов? В.Астафьев, В.Распутин резко осуждали неприглядность быта, говорили о деградации общества. Основной мотив  литературы   этого   периода   –   мотив   тупика   и   катастрофы.   В   литературе произошла утрата материнской линии. Главный герой­«киллер» с взведённым курком.       Телевидение, шоу­бизнес потеснили традиционное искусство – литературу, классическую музыку, живопись, театр. Но ничто не сможет заменить книгу, культуру чтения.      А ваше мнение, ребята? 5. Дискуссия. 34 6. Просмотр слайдов на фоне песни И.Талькова «Я вернусь…». 7. Вывод: «Люди равны в одном: им нравится всё новое, только лепят они его из всего старого…» (В.Шекспир.) III. Подведение итогов урока. 1. Выводы учащихся. 2. Заключительное слово учителя.      20 столетие завершилось. Для России оно ознаменовалось двумя мировыми  войнами, тремя революциями, гражданской войной, целым рядом побед,  оказавших влияние на мировую историю, и едва ли не меньшим количеством  трагедий, принесших нашему народу неисчислимые страдания.      И если, несмотря ни на что, наша страна выстояла, то лишь благодаря той  духовной культуре, которая веками формировалась в недрах народных и нашла  своё воплощение в национальном фольклоре, православии, русской философии,  литературе, музыке, живописи.      На уроке мы говорили о том, как основные исторические события 20 века  нашли отражение в литературных произведениях, говорили о тесной  взаимосвязи литературы и истории. И я надеюсь, что этот урок был для вас  интересным и полезным. 3. Оценка деятельности учащихся. IV. Домашнее задание:  написать сочинение по литературе ХХ века (тема на  выбор). 35 Заключение.            В данной проектной работе исследовалась проблема эффективности и целесообразности   использования   блочно­модульной   технологии   на   уроках литературы в общеобразовательной школе.           При выполнении проекта были выполнены поставленные задачи, а именно: ­   рассмотрены   основные   теоретические   положения   по   теме   данного исследования; ­ сформулирована сущность блочно­модульного обучения; ­   теоретически   обоснованы   перспективность   и   эффективность   применения блочно­модульной технологии в преподавании литературы; ­   рассмотрены   особенности   (методы   и   приемы)   преподавания   литературы   в старших классах с использованием элементов блочно­модульного обучения. 36 ­ разработан и апробирован проект урока с использованием элементов блочно­ модульной технологии.                    Проведённый в проектном исследовании анализ проблемы «Теория и практика   реализации   элементов   блочно­модульной   технологии   на   уроках литературы   в   общеобразовательной   школе»   позволяет   утверждать,   что использование данной технологии при преподавании литературы перспективно и эффективно в условиях модернизации современного образования, так как:  данная технология позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению с учётом индивидуальных особенностей учащихся;  усиливается мотивация к изучению литературы;  повышается качественный уровень обученности по предмету, особенно в старших   классах   и,   как   следствие,   учащиеся   чаще   выбирают   учебный предмет «литература» при сдаче промежуточной и итоговой аттестации;  блочно­модульное обучение является «гибкой»  технологией, поэтому она взаимосвязана с другими образовательными технологиями   (проектной,   технологией   критического   мышления,   информационно­ коммуникационной   технологией),   что   даёт   возможность   учителю разнообразить форму урока, развивать творческие способности учащихся. 37 Список литературы 1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов­на­      Дону, 1999. ­416 с. 2. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. –      Вест.высш.шк., 1987. №8, с. 35­38. 3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996. 38 4. Княжицкий А.И. Концепция и программа литературного образования. –М.:      МИРОС, 1993. ­ 88с. 5. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. –ЗАВУЧ, научно­     практический журнал, №5, 2005. – с. 38­50. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –      М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 7. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно­блочная     технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. – 69 с. 8. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе.       – М.: Новая школа, 1997. 9. Учителю о педагогической технологии. М., 1989. 10. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989. 11. Чошанов М.А. Гибкая  технология проблемно­модульного обучения. – М.:       Народное образование, 1996. 12. Шаги лицея: новая школа новой России. Киров, 2002, выпуск 10, ­ IIIс.

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы

Блочно-модульная технология обучения в преподавании литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2017