Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.
Оценка 4.9

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
05.01.2017
Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.
Оформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произведения, объяснение смысла отдельных слов, деталей, образов; комплекты репродукций картин В. Серова «Портрет Г. Л. Гришман», 1906 г.; «Портрет С. М. Боткиной», 1899 г.; «Натурщица», 1905 г.; «Портрет М. Ф. Якунчиковой», 1888 г.; «Портрет И. Ю. Грюнберг», 1910 г.; портреты поэтов. Портреты поэтов и тема урока вначале закрыты. Музыкальное оформление: песни в исполнении Н. Носкова (муз. А. Бальчева, сл. Н. Гумилева «Однообразные мелькают…») и Е. Камбуровой (муз. В Дашкевича, сл. А. Блока «Балаганчик», муз. В. Дашкевича, сл. Н. Гумилева «Волшебная скрипка»). Эпиграфы: По моему глубокому убеждению, ... - поэт еще не прочитанный... А. А. Ахматова Его жизнь ... была стихотворением, которое длилось непрерывно изо дня в день двадцать лет с 1898 по 1918-ый. К. ЧуковскийОформление урока: на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием, включающие историю создания произведения, объяснение смысла отдельных слов, деталей, образов; комплекты репродукций картин В. Серова «Портрет Г. Л. Гришман», 1906 г.; «Портрет С. М. Боткиной», 1899 г.; «Натурщица», 1905 г.; «Портрет М. Ф. Якунчиковой», 1888 г.; «Портрет И. Ю. Грюнберг», 1910 г.; портреты поэтов. Портреты поэтов и тема урока вначале закрыты. Музыкальное оформление: песни в исполнении Н. Носкова (муз. А. Бальчева, сл. Н. Гумилева «Однообразные мелькают…») и Е. Камбуровой (муз. В Дашкевича, сл. А. Блока «Балаганчик», муз. В. Дашкевича, сл. Н. Гумилева «Волшебная скрипка»). Эпиграфы: По моему глубокому убеждению, ... - поэт еще не прочитанный... А. А. Ахматова Его жизнь ... была стихотворением, которое длилось непрерывно изо дня в день двадцать лет с 1898 по 1918-ый. К. Чуковский
Блок и Гумилев.doc
Чистова Татьяна Викторовна,  учитель русского языка и литературы  МБОУ МПЛ г. Димитровграда Ульяновской области Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа. (2 часа, 11 класс) Оформление урока:  на каждой парте комплекты стихотворений поэтов, с небольшим комментарием,   включающие   историю   создания   произведения,   объяснение   смысла отдельных слов, деталей, образов; комплекты репродукций картин В. Серова «Портрет Г. Л.   Гришман»,   1906   г.;   «Портрет   С.   М.   Боткиной»,   1899   г.;   «Натурщица»,   1905   г.; «Портрет М. Ф. Якунчиковой», 1888 г.; «Портрет И. Ю. Грюнберг», 1910 г.; портреты поэтов. Портреты поэтов и тема урока вначале закрыты. Музыкальное   оформление:  песни  в  исполнении   Н.  Носкова    (муз. А. Бальчева, сл. Н. Гумилева   «Однообразные   мелькают…»)    и  Е.  Камбуровой    (муз. В Дашкевича, сл. А. Блока «Балаганчик», муз. В.  Дашкевича,   сл. Н. Гумилева   «Волшебная скрипка»). Эпиграфы: По моему глубокому убеждению, ... ­ поэт еще не прочитанный... А. А. Ахматова Его жизнь ... была стихотворением, которое длилось  непрерывно изо дня в день двадцать лет с 1898 по 1918­ый. К. Чуковский I. Организационный момент. Подготовка учащихся к уроку. II. Изучение нового материала. Слово учителя: Ход урока. Мы продолжаем знакомиться  с поэтами Серебряного века. Говорят, если  хочешь найти  готовый роман, возьми  жизнь  любого  мало­мальски значительного человека 18 века, и можешь ничего не добавлять. Но это же можно сказать и о многих людях Серебряного века. Они покоряют нас не только стихами, но и своей необычной судьбой. Послушайте несколько рассказов из жизни того времени. Но пока мы не называем имена действующих лиц. Это будут истории из жизни путешественника домоседа воина эстета­аристократа книжника авантюриста педанта романтика влюбленного поэта Подумайте, кто бы из этих поэтов привлек вас, и попробуйте угадать, о ком идет речь. Постарайтесь увидеть живые лица конкретных людей за каждым рассказом. Все рассказы начинаются с детства. Литературная композиция, составленная из воспоминаний, писем (учащиеся не называют имена поэтов). Первый   ученик:  Вспоминая   свое   детство,   он   постоянно   твердил,   что   было   детство дворянское ­ “золотое детство, елка, дворянское баловство”, он называл себя “баловнем судеб” и “баловнем и любимицей в семьи”. Его детство прошло в живописной усадьбе, воспитывали его люди красивые, тонкие, умные... До самой смерти он дружил с матерью, переживал с нею почти все события внутренней жизни. Трогательно было слышать, как он, уже сорокалетний мужчина, постоянно говорит мама и тетя, даже среди малознакомых людей... [Блок] Второй ученик: Семилетний будущий поэт упал в обморок от того, что другой мальчик перегнал его, состязаясь в беге. Одиннадцати лет он покушался на самоубийство: неловко сел на лошадь, а домашние и гости видели это и смеялись. Год спустя он влюбляется в незнакомую девочку­гимназистку. Он следит за ней, бродит за ней по улицам, наконец, однажды подходит и, задыхаясь, признается: “Я вас люблю”. Девочка ответила “дурак” и убежала, поэт был потрясен. Он не спал ночами, обдумывал способы мести: сжечь дом, где   она   живет?   похитить   ее?   вызвать   на   дуэль   брата?   Обида,   нанесенная двенадцатилетнему   поэту,   была   так   глубока,   что   в  тридцать   лет   он   вспоминал   о   ней смеясь, но с оттенком горечи... [ Гумилев] Третий ученик: Кто­то верно заметил, что только глупец не судит по внешности. К тому же   этот   поэт   был   красив   классической   красотой.   “Он   прекрасно   воплощал   образ светлокудрого, голубоглазого, стройного, героического арийца”, ­ вспоминает его жена. Действительно, к своей внешности он относился с чрезвычайным вниманием. Жена поэта вспоминает: “Он очень любил и ценил свою внешность, она была далеко не последняя “радость жизни”. Когда за год, приблизительно, до болезни он начал чуть­чуть сдавать, чуть поредели виски, чуть не так прям и не так ярок взгляд ­ он подходил к зеркалу с горечью и негромко, полушутя говорил: “Совсем уж не то, в трамвае на меня больше не смотрят...” И было это очень, очень горько”. [Блок] Четвертый ученик: Правда, его внешность часто менялась. “При первых звуках фальши, ­ вспоминает Андрей Белый, ­ он съеживался, как мимоза, и у него всегда появлялось выражение   мешковатой   смущенности   и   искусственно   натянутой   улыбки   на   дрожащих губах, которое появлялось от усилия себя перемочь. если нескладица росла, он уже не улыбался, а быстро тускнел, темнел, окаменевал; он дурнел и сидел весь в тенях,.. злой, молчаливый   и   странный.   Казалось,   что   он   словно   бы   выходил   их   трехмерного пространства и хронологически текущего времени в какой­то иной мир. В эти минуты ничего в его лице не оставалось от древнегреческого бога». [Блок] Пятый   ученик:  По   внешним   особенностям   своего   поведения   он   напоминал   педанта. Подчеркнутая аккуратность в одежде и быту. Пальто вешалось непременно на плечики, на столе  не  было  ни единого  листка   бумаги, а имя  встреченного   человека  запоминалось навсегда с первого раза. Стиль корректности, благородства, опрятности. “Поэт не должен терять носовых платков”, ­ сказал как­то он в разговоре почти по­учительски. Но говорят, что его внешний порядок был от внутреннего беспорядка, от душевного неуюта. [ Блок] Шестой ученик:  В дружбе этот поэт был удивителен. О его верности, порядочности, внимательной заботе и даже самоотверженности вспоминают многие. Находясь порой в трудных финансовых ситуациях, одно время голодая, он по первой просьбе, а иногда и без таковой одалживал деньги или подкладывал в сумочку уходящему сахар. [Блок] Седьмой   ученик:  Поэт,   о   котором   я   хочу   рассказать,   еще   мальчишкой     увлекался зоологией   и  географией,  дома   завел  разных   животных:  белку,  морских  свинок,  белых мышей, птиц. Когда дома читали описание какого­нибудь путешествия, всегда следил по карте   за   маршрутом   путешественников...   В   1906   году   он   совершает   первое   свое путешествие ­ в Париж; он часто бывает в Лувре, зачарован готикой собора Нотр­Дам... Потом последовали Италия, Греция, Костантинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. Из “Африканского дневника” «Я побывал в Африке три раза, и в общей сложности провел в этой стране почти два года... У меня есть мечта ­ пройти с юга на север Данакильскую пустыню, исследовать нижнее течение реки Гаваша, узнать рассеянные там загадочные племена». Он ловил акул в южных морях, углублялся в джунгли и пустыни, охотился на львов, переправлялся через реку с крокодилами, болел тропической лихорадкой... [Гумилев] Восьмой ученик: Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всем ­ от мелочей до более серьезных: известна   история о том, как он вызвал на дуэль поэта Волошина. .. Правда, “классической”, кровавой дуэли не получилось... Местом дуэли выбрана была, конечно, Черная речка. Он прибыл туда с секундантом и   врачом   точно   в   назначенное   время.   Но   ждать   ему   пришлось   долго.   С   Максом Волошином случилась беда ­ он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши он ни за что   не   соглашался   двигаться   дальше.   Тогда,   озябший,   поэт   пошел   навстречу   и   тоже принял участие в поисках калоши... Так и кончилась их дуэль... [Гумилев] Первый   ученик:  Как   только   была   объявлена   война,   он   сразу   пошел   на   фронт добровольцем.   Он   считал   это   простым   гражданским   долгом.   Хлопотал,   чтобы   его приняли на военную службу, от которой он был освобожден по зрению. И добился своего. Выбрал кавалерию, хотя совершенно не умел драться шашкой и учился этому частным образом. О   храбрости   его   ходили   легенды.   Но   удивительнее   храбрости,   пожалуй,   было другое: он, человек, привыкший к комфорту, в мирной жизни поражавший своей внешней чопорностью, аккуратностью костюма и белизной крахмальных воротничков, не только “безропотно   сносил”   все   тяготы   похода,   но   вел   себя   так,   будто   всю   жизнь   ему   не приходилось слезать с седла и не есть по несколько дней... За свою храбрость он дважды был награжден Георгиевским крестом IV степени. [Гумилев] Второй ученик:  Из письма другого поэта к Надежде Александровне Нолле­Коган: “...Лучшую мою часть я мог бы выразить в пожелании Вашему ребенку, человеку близкого будущего. Это пожелание такое: пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира, а не войны...” В. Ходасевич, встретившийся с поэтом на улицах революционного Петербурга, в гимнастерке, шинели, сказал впоследствии, что похож на “поджаренного воробья”, так не подходила эта форма к образу поэта. [Блок] Третий ученик:  А   этот     поэт   с   детства     хотел быть оригинальным, ни на кого не похожим. В гимназии в альбоме одной из подруг, где отвечали на вопрос: “Какой ваш любимый цветок, дерево, любимое блюдо, любимый писатель?”­ он писал, не задумываясь: дерево ­ баобаб, цветок ­ орхидея, блюдо ­ канандер, писатель ­ Оскар Уайльд. Ничего из перечисленного   сам   он   не   видел   и   не   пробовал...   Только   Оскар   Уайльд   был, действительно, его любимым писателем... А   любимым   героем   был   Дон   Жуан.   И,   подобно   Дон   Жуану,   этот   сухощавый, изящный и чопорный человек, которого было нельзя назвать красавцем, был покорителем женских сердец! И каких сердец! [Гумилев] Четвертый   ученик:  Со   своей   будущей   женой   он   познакомился   в   Царскосельской гимназии,   где   оба   учились.   Ему   было   семнадцать,   ей   ­   пятнадцать.   Начиналось   все, подобно тысячам начал, как гимназическая полудружба­полулюбовь: вместе ходили на каток, на детские балы, на гастроли Айседоры Дункан; залезали на Турецкую башню, участвовали в благотворительных спектаклях, были даже на нескольких спиритических сеансах, хотя и относились к ним весьма иронически.  Он несколько раз делал ей предложения, но всякий раз получал отказ. После одного из них он отправился к морю: сводить счеты с жизнью. Но вместо трагедии получился фарс: он был задержан полицейскими, принявшими его за бродягу. В другой раз выпил яд ­ но яд оказался старым, выдохшимся, и его нашли без сознания в Булонском лесу, в глубоком рву старинных укреплений. Казалось, сама судьба хранила его... [Гумилев] Пятый ученик:  Из воспоминаний Анны Горенко: “У   меня   была   свинка,   и   лицо   мое   было   до   глаз   закрыто,   чтоб   не   видно   было страшной опухоли. Он просил меня открыть лицо, говорил: “Тогда  я вас разлюблю!” Я открыла лицо, но он не переставал любить, говорил только, что я похожа на Екатерину II”. Они обвенчались в Никольской церкви. Но счастья им не было: их брак продлился чуть больше года. [Гумилев] Шестой ученик: Жена этого поэта, напротив, долго ждала признания в любви. Они были знакомы с детства. Вместе играли в домашнем театре: он ­ Гамлета, она ­ Офелию.. Но объяснения все не было и не было. Поэтому к тому времени, когда они вновь встретились в Петербурге, она было совершенно свободна от всякого чувства к нему. Но однажды во время вечерней прогулке по Фонтанке он вдруг начал говорить, что любит, что она ­ его судьба... Из воспоминаний Любовь Дмитриевны Менделеевой, жены поэта: “Помню, я отвечала, что теперь уже поздно об этом говорить, что я уже не люблю... Но он продолжал говорить как­то мимо моего ответа, и я его слушала. Помню, что я в душе не оттаивала, но действовала как­то помимо воли... После того как я дала согласие, он вынул из кармана сложенный листок и отдал мне. Я прочитала: “В моей смерти прошу никого   не   винить.   Причины   ее   вполне   “отвлеченны”   и   ничего   общего   с “человеческими” отношениями не имеют”.  Впоследствии я узнала, что если б не мой ответ, утром его уже не было бы в живых”. [Блок] Седьмой   ученик:  Смерть   этого   поэта   ­   одна   из   его   загадок.   Он   умирал   несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи ­ и никто не называл и не умел назвать его болезнь. Началось с боли в ноге. Потом говорили о слабости сердца. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он все­таки умер, неизвестно. Он умер как­то “вообще”, оттого что был болен весь, оттого что не мог больше жить. Он умер от смерти. Незадолго до смерти, показав другу какую­то бумажку, он сказал: “Видите, готовлюсь к смерти”. И уже совсем прямо на  вопрос товарищу, хочет ли он умереть, сам же ответил: “А я вот ­ хочу!” [Блок] Восьмой ученик: В день ареста поэт вернулся домой около двух часов ночи. Он провел этот   последний   вечер   в   кружке   преданно   влюбленной   в   него   молодежи.   Несколько барышень и юношей пошли его провожать. У подъезда Дома искусств на Мойке, где жил поэт, ждал автомобиль, но никто не обратил на него внимания. Долго прощались, шутили, уславливались “на завтра”... Люди, приехавшие в автомобиле с ордером на обыск и арест, ждали его дома. [Гумилев] 27 августа 1921 года, в расцвете сил и таланта, поэт был расстрелян. Он встретил “высшую меру” с высшей мерой достоинства... Именно такую смерть, с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: ...умру я не на постели, При нотариусе и враче. Вопросы к учащимся:  Кто же из поэтов вас привлек? Почему?  А как вы думаете, о ком рассказывали ребята? О скольких поэтах? Слово учителя: На самом деле сейчас вы услышали отрывки из биографии всего лишь двух поэтов. Мы не собирались вас запутать, просто хотели показать вам, какого масштаба были эти люди. Это Александр Александрович Блок и Николай Степанович Гумилев (открывается тема урока и стенд с портретами поэтов). Антиподы ­ во вкусах, привычках, наружности, мировоззрении, политических взглядах ­ решительно во всем. Они не любили друг друга как люди. Но при этом Гумилев боготворил Блока как поэта и, говорят, в конце жизни начал писать как Блок. “Левый   эсер”   Блок,   прославивший   революцию,   и   “белогвардеец”   “монархист” Гумилев,   считающий   революцию   синонимом   зла   и   варварства.   Блок,   относящийся   с презрением к войне, и Гумилев, ушедший воевать добровольцем. Блок, считавший мир страшным,   а   жизнь   бессмысленной,   Бога   жестоким   и   несуществующим,   и   Гумилев, утверждавший, что “все в себе вмещает человек, который любит мир и верит в Бога”. Блок, презиравший литературную технику, выучку, и Гумилев, который назвал кружок своих   учеников   “Цехом   поэтов”.   Северный   красавец,   с   лицом   скальда,   прелестно вьющимися   волосами,   в   поэтической   бархатной   куртке   с   мягким   расстегнутым воротником белой рубашки ­ Блок, и некрасивый, подтянутый, “разноглазый”, коротко стриженный, в чопорном сюртуке Гумилев.  Кажется, что может быть общего? Но оба они были поэты. Обратимся же к их стихам и посмотрим,  найдем ли мы в произведениях этих поэтов столько же противоположного. III. Анализ стихотворений Блока и Гумилева. 1.”Мы встречались с тобой на закате...” А. Блока и “Я сам над собой насмеялся”   Н. Гумилева  Подготовленные   ученики   читают   стихи   наизусть,   затем   работа   в   группах   по карточкам. Вопросы к первой группе по стихотворению ”Мы встречались с тобой на закате...”  А. Блока: 1) Определите место и время действия. 2) Определите размер стиха. 3) Охарактеризуйте героев стихотворения. 4) Можете ли нарисовать конкретные образы? Вопросы ко второй группе по стихотворению ”Мы встречались с тобой на закате...”  А. Блока: 1) Какие традиции символизма  нашли отражение в стихотворении? 2) В чем своеобразие композиции стихотворения? 3) Определите идею стихотворения. Какой вывод делает поэт? Вопросы   к третьей   группе   по   стихотворению    “Я  сам  над собой  насмеялся” Н. Гумилева: 1) О чем это стихотворение? 2) Что вы можете сказать о главной героине? Как меняется ее образ? 3)Какие   художественный   средства   использует   автор?   Определите   их   идейно­ композиционную роль. 4) Обратите внимание на время написания стихотворения. Соответствует ли оно эпохе? 5)  Особенности употребления лексики, синтаксиса. Задание к четвертой группе: сопоставить стихотворения . Выступление представителей групп, обобщение учителя, запись выводов в тетрадь. Комментарий к стихотворению А. Блока “Мы встречались с тобой на закате...” Стихотворение   входит   в   цикл   “Стихи   о   Прекрасной   Даме”.   Это   лирическое размышление   автора   об   идеале   и   действительности.   Поэт   рассказывает   о   какой­то странной встрече героев, но довольно подробно описывает место и время действия, что совсем не характерно для символистов: вечер, закат солнца, берег моря... Размер стихотворения, трехстопный анапест, создает впечатление накатывающихся на берег волн, чему соответствует ряд деталей: “залив”, “песчаная коса”, “у берега рябь и камыш”, “весло”, “вечерний туман”: Мы встречались с тобой на закате. Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье, Утонченность мечты разлюбив. Столь   “романтический”   выбор   поэта   заставляет   усомниться   в   реальности происходящего. И действительно, в первой же строфе заявлена двойственность образа героини (“тебя”), в котором видны черты реальные (“белое платье”, “веслом рассекала залив”), противопоставленные “утонченности мечты”. Вторая строфа проясняет полюса этого противопоставления: Были странны безмолвные встречи. впереди ­ на песчаной косе Загорались вечерние свечи. Кто­то думал о бледной красе. Странность “безмолвный встреч”, отплытие к другому берегу, свет “впереди” ­ это символический ряд, сближающий образ героини с образом Прекрасной Дамы, Царицы, центрального образа  цикла. В лирическом герое тоже происходит раздвоение: видя земное “белое платье”, он превращается   в   “кого­то”,   думая   о   “бледной   красе”.   Он   существует   в   двух   мирах   ­ действительном и воображаемом, они искусственно сближаются, накладываются друг на друга, но не соединяются: Приближений, сближений, сгораний ­ Не приемлет лазурная тишь... мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш. “Лазурная   тишь”   (эпитет,   помогающий охарактеризовать мир “мечты”) и вечерний пейзаж ­ на разных полюсах. Попытка увидеть их в одном измерении заканчивается крушением иллюзии, “голосами панихиды”. Только в последней строчке возникает образ, в котором вспыхивают одновременно отблески заката и божественного свет ­ “твое золотое весло”:   значимый   для   символистов, Ни тоски, ни любви, ни обиды, все померкло, прошло, отошло... белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло. Мотив “встречи” божественного и земного ликов любви обрамляет стихотворение, обусловливая его кольцевую композицию. Однако попытка, оттолкнувшись от реального “берега”, приблизиться к “лазурному” миру идеала обречена, но в символическом образе предметный и глубинный уровни сосуществуют, образуя новое единство и в смысловом отношении дополняя друг друга. Только рассматривая образы этого стихотворения как символы, можно выявить своеобразие его художественной цели и авторского замысла. В нем в лирической форме происходит философское осмысление основной антиномии всего цикла “Стихов о Прекрасной Даме”. Идеал и действительность, в представлении поэта, ­ полюса противоположные, но всегда стремящиеся друг к другу. Комментарий к стихотворению Н. Гумилева “Я сам над собой насмеялся…” Это стихотворение­прозрение поэта, оно тоже рассказывает о необычной встрече героев.   Героиня   стихотворения   не   просто   возлюбленная   поэта,   она   его   муза, вдохновительница.   Не   случайно   в   первой   же   строфе   герой   осуждает   себя   за недальновидность: «Я сам над собой насмеялся и сам себя обманул, когда мог подумать, что в мире есть что­нибудь кроме тебя». Тема любви перекликается с темой о назначении поэта. Описание героини  великолепно. Поэт  сравнивает  ее «белые  одежды» с нарядом древних богинь (белый цвет ­ характерный символ не только Прекрасной Дамы А. Блока, но вообще поэзии Серебряного века). Не случайно употребление в этом отрывке слов высокой лексики («сфера», «перста») ­ образ героини приподнят над действительностью, вряд ли она существует в реальном мире. Это своеобразное видение поэта, позволяющее ему   открыть   истинный   смысл   жизни,   творчества.   В   «прозрачных   и   тонких   перстах» героини – «хрустальная сфера». Это символический образ нашей Земли, ведь там нашли отражение   «горы»,   «моря»,   «люди»,   «цветы».   Но   одновременно     и   образ   другого, божественного мира: в «сфере» поэт видит и «архангелов». Это наблюдение позволяет говорить о двойственности образа героини, о ее связи с двумя мирами, она как бы на границе их.  В стихотворении Н. Гумилева слышны отклики пушкинского «Пророка», только здесь  поэту «является»  не «шестикрылый   серафим», а женщина, образ  более  близкий сердцу   мужчины,  но   она   также   дает   герою   новое   зрение,  новое   видение   мира,   новые ощущения. Открытие, которое делает поэт, углубляет его представления о своей бывшей неспособности   понимать,   слышать   и   отзываться   на   красоту:   не   случайно   Гумилев использует в стихотворении прием синтаксического параллелизма, повторяет в четвертом четверостишии строчки из первого, но несколько изменяя их: «Когда мог подумать, что в мире есть что­нибудь кроме тебя» ­ «Как странно подумать, что в мире есть что­нибудь кроме тебя». Открытие поэта становится его вторым «я», оно проникло в глубины его души   («Что   сам   я   не   только   ночная   бессонная   песнь   о   тебе»),   он   осознает   себя самостоятельной, самодостаточной личностью, поэтому теперь непонимание им своего предназначения кажется просто странным.  В последнем четверостишие образ героини сопоставляется с ангелом: «Но свет у тебя за плечами, такой ослепительный свет. Там длинные пламени реют как два золотых крыла».   Образ   отдаляется,   уходит   в   иной   мир,   но   вместе   с   ней   переносится   туда   и обновленный  герой. Женщина, Муза исполнила свою роль до конца – на Земле родился еще   один   поэт,   понимающий   красоту.   Возможно,   по   мнению   поэта,   любая   женщина способна вдохновить мужчину, поэтому это стихотворение не только о поэте и поэзии, но и о любви.   Стихотворение   написано   трехсложным   размером,   амфибрахием,   что   придет   ему размеренность,   некую   возвышенность.   В   стихотворении   нет   рифмы,   оно   держится   на четком   ритме,   оно   приближено   к   белому   стиху,   предполагающему   большую откровенность, доверительность лирического признания поэта.  Стихотворение Н. Гумилева написано в год его смерти, в 1921 году, оно выступает диссонансом не только личной жизни поэта, но и эпохе в целом. Это придает открытию автора   трагический   характер:   появление   нового   поэта   не   приветствуется   реальным миром,   в   воспевании   которого   он   видит   свое   призвание.   Мечта   и   реальность   вновь «несовместны»… 2. Анализ стихотворений “Я помню длительные муки” А. Блока и “Однообразные мелькают” Н. Гумилева. Чтение   стихотворений   наизусть,   сопоставление   со   стихотворением:   коллективный   анализ   каждого стихотворения.   Прослушивание   песни   Н.   Носкова   на   стихи   Н.   Гумилева “Однообразные   мелькают”,   какие дополнительные оттенки внесли музыка и исполнение? Вопросы к стихотворению “Я помню длительные муки” А. Блока. 1) О чем это стихотворения? 2) Каково настроение стихотворения? 3) Что вы можете сказать о чувствах героя? 4) Объясните смысл строчки “день обозначил купола”. 5) В чем особенности синтаксиса стихотворения? 6) Какова роль пейзажа? 7)   Посмотрите   на   историю   написания   стихотворения.   Как   она   связана   с   идей стихотворения? Вопросы к стихотворению “Однообразные мелькают” Н. Гумилева. 1) О чем стихотворение?  2) Каков жанр стихотворения?  Объясните выбор автора. 3) Определите настроение лирического героя. 4) О чем мечтает лирический герой? 5)Нашли ли в этом стихотворении основные принципы символизма? 6) Какие художественные средства использует автор? 7) Определите размер стиха. 8) Какова идея стихотворения? 9) Можно ли сопоставить два этих стихотворения? Сделайте выводы. Комментарий к стихотворению А. Блока “Я помню длительные муки...” Это   стихотворение   о   любви­страдании.   Поэт   воспоминает   последнюю   встречу, последнюю ночь со своей возлюбленной. В его душе теперь ­ “длительные муки”, а в памяти ­ “заломленные руки” любимой. Это жест, символизирующий глубокую  душевную боль,   бесконечные   страдания.   “Ночь   догорала   за   окном…”­   и   вместе   с   ней   сгорала любовь, которая была всем для героя. Теперь жизнь не нужна (она “изжита” поэтом, не прожита, а именно “изжита” ­ это слово вернее отражает безвыходность ситуации ­ жизни больше нет!), ведь, кроме боли, он ничего не чувствует. Наверное, бывают такие моменты, когда страшнее и тяжелее жить, чем умереть: Вся жизнь, ненужно изжитая, Пытала, унижала, жгла; А там, как призрак возрастая, День обозначил купола. Поэт как бы сравнивает жизнь с палачом, который “пытает”, “унижает”, убивает, сжигает... “День обозначил купола…”­ это поэт увидел из своей комнаты церковь: человек в таких случаях всегда обращается к Богу. Тем более, что окружающие ­ обычные люди ­ не знают о его беде, причем их много, а он ­ один: “И под окошком участились прохожих быстрые   шаги;   И   в   серых   лужах   расходились   под   каплями   дождя   круги...”   Пейзаж, конечно, символический: дождь на улице ­ и дождь из слез в душе поэта («бурный ливень слез»). Следующая строка ­ “И утро длилось, длилось, длилось...” ­ усиливает ощущение безысходной боли. Не случайно поэт трижды повторяет слово “длилось”, а вторая, третья и начало четвертой строфы, раскрывающие сердечную муку героя, представляют собой одно сложное предложение: то, что произошло этой ночью, нелегко пережить... А тяжелее становится еще и потому, что герой не понимает причины их расставания. Он не может найти ответа на этот “праздный”, никому не нужный вопрос «почему?», и любимая не дает его: И праздный тяготил вопрос; И ничего не разрешилось Весенним ливнем бурных слез.  В конце стихотворение чувствуется какая­то опустошенность героя, наступила весна, но душа героя умерла вместе с его любовью. Теперь все бессмысленно. Стихотворение написано разностопным ямбом с пиррихием, что позволяет передать взволнованное   состояние   героя,  его   безудержное   страдание.   Интересны   рифмующиеся слова: “муки”­ “руки”; “жгла” ­ “купола”; “участились” ­ “расходились”;   “длилось” ­ “разрешилось”; “вопрос ­ слез”. Теперь каждый прожитый день будет доставлять новые муки, и так будет до тех пор, пока не ослабеет память сердца.  Стихотворение можно назвать автобиографичным. Оно посвящено Н. Н. Волоховой, актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской, с которой А. Блок познакомился на постановке своего “Балаганчика”. После премьеры пьесы состоялся вечер, на котором все дамы были в бумажных платьях, как и полагалось по сюжету произведения. На этом вечере «лиловая маска» Волохова окончательно покорила Блока. Свидетели этого романа вспоминают, что в глазах Натальи Николаевны горел «змеиный» огонь (не на этом ли огне и «сгорел» поэт –   «жизнь…жгла»?!)   Любовь   Дмитриевна,   присутствовавшая   на   вечере,   замерла   на мгновение, увидев входивших в комнату Блока и Волохову: их роман был очевиден для всех. Через некоторое время Любовь Дмитриевна пришла к Наталье Николаевне и прямо спросила,   хочет   ли   она   принять   Блока   на   всю   жизнь,   принять   поэта   с   его   высокой миссией, как это сделала она, его Прекрасная Дама. Волохова ответила: «Нет». Видимо, этот   ответ   предопределил   дальнейшее   развитие   их   отношений   с   Блоком.   Узнав,   что Наталья Николаевна в Москве, Блок едет к ней, и после длительного разговора понимает, что скоро  разрыв отношений. После этой встречи он и пишет стихотворение “Я помню длительные муки...” Комментарий к стихотворению Н. Гумилева “Однообразные мелькают...” Это стихотворение – размышление о сложных путях любви, о любви­страдании. Оно написано в начале творческого пути поэта, Гумилевым­акмеистом, но известно, что это литературное   направление   пришло   на   смену   символизму,   не   разрушая   основные   его законы.   Так   и   в   этом   стихотворении   достаточно   много   общего   с   символизмом. Лирический герой печален, он не нашел счастья в мире, в котором живет: Однообразные мелькают Все с той же болью дни мои, Как будто розы опадают И умирают соловьи. Вместе с любовью он потерял смысл существования: теперь его жизнь ­ это серые будни, без смысла, без радости, без чувств... Но и Она, его прекрасная возлюбленная (поэт не   дает   ее   портрета,   но   одна   деталь   весьма   выразительна   ­   “атласная   кожа”!),   тоже несчастлива: “Но и она печальна тоже, мне приказавшая любовь, и под ее атласной кожей бежит отравленная кровь”. «Отравлена» она, возможно «мненьем света», непониманием, непризнанием, а может быть, просто ее чистой, красивой, возвышенной любви нет места в этом мире. Сколько таких историй хранится на скрижалях любви!  Символические образы действительности – опадающие розы и умирающие соловьи. Но   герой   находится   во   власти   любви,   приказавшей   быть   верным   до   конца.   У   поэта осталась одна мечта – уйти в другой мир, красивый и возвышенный (“Пойдем на горные хребты, туда, где бродят только козы, в мир самых белых облаков...”). Он сравнивает себя и свою возлюбленную со слепыми детьми, видимо, потому, что они, отправляясь в свой долгий путь, думают, что там, в другом мире, будут свободны в своем выборе, смогут быть вместе, будут любимы и счастливы, и страна это кажется им безоблачной, светлой. Они уйдут «в мир самых белых облаков», а белый цвет – символ чистоты, святости, непорочности...  Но герой понимает, что любовь часто приносит боль и страдания, но, только любя, человек будет чувствовать себя живым ­ и они сознательно идут “искать увянувшие розы и слушать мертвых соловьев”.  Две   последние   строчки   четвертого   четверостишия   перекликаются   с   двумя последними из первого, правда, это недословное их повторение: в начале стихотворения “розы опадают”, “умирают соловьи” ­ в конце “увянувшие розы” и “мертвые соловьи”. Если в первом случае это приметы реального мира, то во втором – мир идеальный, мир любви, и если от первого герои отказываются, то во второй стремятся, «как слепые дети». Кольцевая композиция отражает боль героя и одновременно его уверенность в том, что жизнь   без   любви   невозможна,   даже   если   она   заставляет   страдать.   Поэт   согласен испытывать   боль,  страдать,  мучиться,  лишь   бы   уйти   от   обыденности,  прикоснуться   к возвышенному, к Вечности. Стихотворение написано разностопным ямбом с пиррихием, что придает определенную мелодичность, лиричность стихотворению, не случайно именно на эти стихи Н. Гумилева композитор А. Бальчев написал романс, который исполнил Н. Носков. 3. Попробуйте отгадать по восприятию ребят   стихотворений, кому из поэтов они принадлежат. Подготовленные   ученики   дают   небольшой   анализ   стихотворений   А.   Блока “Вхожу   я   в   темные   храмы...”   и   Н.   Гумилева   “Она”   ­   на   уровне   читательского восприятия,   учащиеся   пытаются   определить   авторство   произведений,   а   затем стихотворения читаются выразительно наизусть и называется автор, если он не был угадан учениками. 4.   Послушайте   еще   два   необычных   стихотворения   поэтов   и   подготовьтесь   к   их анализу. Учащиеся читают наизусть Стихотворения А. Блока “Она пришла с мороза...” и Н. Гумилева “Слоненок”, затем идет анализ стихотворений в группах по плану анализа лирического произведения. План анализа стихотворения. I. Название стихотворения. II.   История   создания   (дата   написания,   реально­биографический   и   фактический комментарий) III. Эпиграф, посвящение. IV. Жанровое своеобразие стихотворения. V. Тема и идея стихотворения. IV.Композиция   стихотворения:   по   контрасту,   по   смежности,   по   ассоциации,   по умозаключению; кольцевая композиция. V.   Художественные   средства   изобразительности   (сравнения,   эпитеты,   метафоры, олицетворение,  метонимия, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, оксюморон и т. д.)  VI.Особенности   ритмики   (тоника,   силлабо­тоническая   система   стихосложения, «дольник», акцентный стих, белый стих, свободный стих: стихотворный размер). VII. Рифма. VIII. Строфика. IX.Эвфония и звукопись (благозвучие, аллитерация, ассонанс). Комментарий к стихотворению Н. Гумилева «Слоненок» Стихотворение   входит   в   сборник   “Огненный   столб”   (последний   прижизненный сборник   поэта),   в   котором     мучительные   ощущения   одиночества,   затерянности   в жизненном лабиринте возрастают. Равно как и другие скорбные мотивы ­ разлада души и тела,   противоречий   сознания.   В   поздней   поэзии   Гумилева   имеет   место   печать таинственности.   Поэту   свойственно   притяжение   к   философской   аллегории,   к объединению   реально   видимого   и   предчувствуемого   ­   прозреваемого.   Внимание направлено к тайнам духовного бытия человека, его внутреннему состоянию. В   первой   строфе   стихотворения   «Слоненок»   дается   описание   любви   поэта,   он сравнивает ее со слоненком. «Любовь­слоненок»     вызывает     ассоциации   с   другим поэтическим     образом,   созданным В. Маяковским. Поэт тоже нашел для определения своего чувство очень ласковое слово ­ «любеночек».   Такой любви, по мнению поэта, «мало надо», она «шарахается автомобильных гудков, любит звоночки коночек». Герой Н. Гумилева   тоже     нетребователен:   ему   не   нужно   «французских   булок»   или   «кочней капустных»; «он может съесть лишь дольку мандарина, кусочек сахару или конфетку». Но рождается   такая «маленькая», нежная, беззащитная, как ребенок, любовь в большом городе («Родившийся в Берлине иль Париже»). Появление темы города, толпы не случайно: любовь не может существовать в каком­то безвоздушном пространстве, она всегда рождается на земле и живет на земле. Но мир, окружающий героев,  жесток, здесь любовь   –   предмет   для   «посмеянья   черни».   «Любовь–слоненок»   топает   «ватными ступнями по комнатам хозяина зверинца», ей «в нос…пускают дым сигары приказчики под   хохот   мидинеток».   Гумилев   сознательно   из   толпы   глазеющих,   надсмехающихся людей   выделяет   мидинеток   и   приказчиков,   людей   продажных.   Они   даны   на противопоставлении его верной преданной любви.  Любовь  героя  взаимная,  счастливая.  Он  называет  свою  возлюбленную  «милая», «нежная».Она   переживает   за   героя,   думает,   что   в   мире   жестокости,   разврата   он   не выдержит ­ исчезнет его нежность, ласковость, а вместе с ними и сама любовь; она боится, что «день настанет, когда, взбесившись, разорвет он цепи, и побежит по улицам, и будет, как автобус, давить людей вопящих». Но герой успокаивает любимую, уверяя в том, что, несмотря ни на что, вопреки толпе, он останется прежним, а может быть, даже будет любить еще сильнее: Нет, пусть тебе приснится он под утро В парче и меди, в страусовых перьях, Как тот, Великолепный, что когда­то Нес к трепетному Риму Ганибала. Поэт сравнивает свою любовь с Великолепным, слоном, который когда­то нес на своей   спине   Ганнибала.   Появление   этого   последнего   образа   символично.  Ганнибал  ­ карфагенский   полководец,   живший   в   247   или   246­183   до   н.   э..   Он   дал   себе   клятву покорять всю свою жизнь Рим, при этом держал руку над пламенем и опалил ее. После ряда   удач   во   2­ой   Пунической   войне   был   побежден   римлянами.   И   когда   римляне окружили   его   дом,   он   выпил   яд.   Такова   и   любовь   героя:   она   «не   озлобится,   не очерствеет»,   а   станет   сильнее   и   прекрасней   (Великолепный   ­   «в   парче   и   меди,   в страусовых перьях»). Его любовь гордая, сильная, красивая. Так, на протяжении всего стихотворения,   происходит   движение   от   беззащитности   героя   к   невероятной   силе   и стойкости характера: трудности только закаляют его. Такая любовь победит любого врага («трепетный Рим»; трепетный ­ охваченный     душевным трепетом, волнением!), ей не страшны никакие препятствия. Герой, подобно карфагенскому полководцу, дал клятву верности – и теперь выдержит все.  Стихотворение написано белым стихом, что приближает его к своеобразной притче о   любви,   ведь   главный   герой   этого   стихотворения   ­   сама   любовь,   преданная,   вечная, самоотверженная. Комментарий к стихотворению А. Блока «Она пришла с мороза…» Стихотворение посвящено Н. Н. Волоховой. Поэтому оно отличается повышенной эмоциональностью,   не   случайно   поэт   выбирает   форму   свободного   стиха,   который наиболее   ярко   раскрывает   взволнованность   чувств   героя   этой   лирической   повести   о любви. Появление героини в комнате поэта вызывает  сумятицу чувств, глубокое душевное волнение:  Она пришла с мороза,  Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места. Как просто и ясно сказал поэт – «наполнила комнату»! Видим, до ее прихода в ней было слишком много места, пусто. Героиня обаятельна, чувственна, поэт, как художник­ имрессионист,   рисует     портрет   возлюбленной:   чувствуется   аромат   духов,   слышится звонкий голос и «неуважительная  к  занятиям  болтовня». Нет описания глаз, губ, рук героини, но создается образ изящной, привлекательной женщины, присутствие которой не может   остаться   без   внимания.   Она   врывается   в   жизнь   поэта,   как   тот   свежий   чистый воздух, который она принесла с мороза. Морозный воздух обжигает легкие поэта – и становится трудно дышать. И от этого «немножко досадно и довольно нелепо», наверное, герой сам не ожидал от себя такого накала чувств.  Чтение   «Макбета»   Шекспира   тоже   символично,   ведь   читают   они   именно   тот момент, где повествуется о необыкновенной страсти, испепеляющей героев: Впрочем, она захотела, Чтобы я читал ей вслух “Макбета”. Едва дойдя до пузырей земли, О которых я не могу говорить                                        без волненья, Я заметил, что она тоже волнуется И внимательно смотрит в окно. Сила   искусства   настолько   велика,   что   выдуманный   сюжет   заставляет   плакать, сопереживать: Оказалось, что большой пестрый кот С трудом лепится по краю крыши, Подстерегая целующихся голубей. Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло и Франчески. Сопоставление  влюбленных  с Паоло и Франческой  многое проясняет в идейном содержании стихотворения. Паоло и Франческа  ­  герои “Божественно комедии” Данте, читали   вместе   рыцарский   роман   о   Ланцелоте;   чтение   стало   для   них   прологом   к запретному сближению. Они становятся жертвой преступной, гибельной, но в то же время высокой и благородной страсти. Обоих их убил ревнивый муж Франчески, брат Паоло. Убитые неразлучны в аду. Их историю рассказал Данте в “Божественной комедии”, но она с   течением   времени   стала   символом   красивой   сильной,   но   запретной   любви,   которая приходит неожиданно в жизнь человека и отказаться от которой уже нет возможности. 5.   Анализ   стихотворений   «Балаганчик»   А.   Блока   и   «Волшебная   скрипка»   Н. Гумилева (построчный комментарий). Прослушивание исполнения песен на эти стихи Е. Камбуровой.  Комментарий к стихотворению А. Блока «Балаганчик». Стихотворение создано А. Блоком в период «распутья», когда поэт отказался от поисков и воспеваний Прекрасной Дамы и пытался найти другой идеал, в реальной жизни, окружающей   его   действительности.   Это   стихотворение   –  размышление   поэта   о   своем месте среди других поэтов и вообще среди людей. Стихотворение написано в необычной форме. Это своего рода маленькая пьеса, в которой есть автор, два главных персонажа – девочка и мальчик – и несколько второстепенных героев – «адская свита» королевы, паяц, наверное,  другие  зрителе  в  Балагане. В  дальнейшем  по   мотивам  этого  стихотворения Блоком   будет   написана   пьеса   «Балаганчик»   (по   предложения   Г.   И.   Чулкова).   На протяжении   всего   стихотворения   меняется   ритмический   рисунок,   много   пауз,   что свидетельствует о повышенной эмоциональности поэта, его взволнованном состоянии. Стихотворение, после первого прочтения, кажется очень страшным: в балаганчике дети   встречаются   не   только   с   героями   привычного   для   народного   театрального зрелищного   представления   (балагана)   комическими   персонажами   (один   из   них   точно назван – паяц), но и с героями другого порядка – королями, чертями…  Стихотворение   начинается   так,   как   характерно   для   фольклорного   жанра:   «Вот открыт балаганчик для веселых и славных детей…» Но уже в первом же четверостишие появляются «темные» герои. Вместе с ними меняется и музыка: «И звучит эта адская музыка, завывает унылый смычок…» Почему происходит это изменение? Поэт понимает, что   за   искусственно   созданной   картиной   –   реальная   жизнь,   он   не   хочет   больше обманываться   сам   и   не   желает   обманывать   «детей».   Они   вместе   следят   за   внезапно возникшей перед ними страшной сценой: «Страшный черт ухватил карапузика, истекает клюквенный сок…» «Клюквенный сок», конечно, символ: его цвет ассоциируется в нашем сознании с цветом крови, с болью, страданием.  Мальчик, видимо, пытается успокоить девочку, уверяет ее, что это только обычная сказка, у которой обязательно будет счастливый конец: «Он спасется от черного гнева мановением   белой   руки…»   Мальчик   видит   именно   «светлую»   королеву:   «Посмотри: огоньки   приближаются   слева…   Видишь   факелы?   Видишь   дымки?   Это,   верно,   сама королева…» Возможно, мальчик символизирует самого поэта, верящего и воспевающего Прекрасную Даму: не случайно и она, и королева одеты в белые, светлые одежды… Девочка оказывается прозорливее  мальчика. Она романтична, как и свойственно девочке в ее возрасте, но именно   поэтому она точно знает, что «королева – та ходит средь белого дня, вся гирляндами роз перевита» и рядом с ней должна быть «вздыхающих рыцарей свита» (в памяти возникает влюбленный рыцарь  ­ герой первого цикла А. Блока, да и сам поэт тоже). Героиня знает правду, она, может быть, даже мудрее и опытнее мальчика (женщина всегда ведет за собой мужчину!), поэтому она не желает верить в сказки и помогает прозреть мальчику: «Ах, нет, зачем ты дразнишь меня? Это – адская свита…» И сами герои шуточного представления помогают детям увидеть реальность: Вдруг паяц перегнулся за рампу И кричит: «Помогите! Истекаю я клюквенным соком! Забинтован тряпицей! На голове моей – картонный шлем! А в руке – деревянный меч!» После слов девочки становится понятно, что здесь льется не «клюквенный сок», а настоящая человеческая кровь и герою, действительно, нужна помощь, потому что, кроме игрушек,   картонок,   у   него   нет   никаких   средств   для   самозащиты.   Музыка   как   бы «зазывает»   героев   в   новый   мир,   полный   опасностей,   трудностей   (интересна   в   этом отношении   фоника   стихотворения:   много   звуков   «з»,   «д»,   «в»,   «к»   –   действительно слышатся жесткие, пронзительные звуки!).  Но избежать этого испытания нельзя – детство прошло, закончился «розовый» период их жизни, а вместе с ними и «белый» период в творчестве поэта…  Наступило прозрение героев: «Заплакали девочка и мальчик, и закрылся веселый балаганчик». Кольцевая композиция стихотворения: в начале   балаганчик открылся, а в конце – закрылся, ­ символизирует окончание определенного этапа  в жизни человека, своеобразного перехода на новый виток развития. И движение это не закончено, оно будет продолжаться;   через   некоторое   время   герои   вновь   придут   в   «балаганчик»,   чтобы попытаться найти новые идеалы, чтобы жить дальше… Комментарий к стихотворению Н. Гумилева «Волшебная скрипка» Стихотворения     «Волшебная   скрипка»,   вошедшее   в   сборник   «Жемчуга», посвящено Н. Гумилевым своему собрату по перу, «волшебнику», «магу» В. Брюсову. Видимо, его главная тема – это тема назначения поэта и поэзии.    Написана «Волшебная скрипка» в форме беседы двух героев ­ опытного музыканта с начинающим: «Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка, не проси об этом счастье, отравляющем миры, ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка, что такой темный ужас начинателя игры!» Юный скрипач зачарован прекрасной музыкой, одержим желанием овладеть искусством игры на этом инструменте. Как и  все  творческие  люди, он   тщеславен,   хочет   быть     первым и даже не подозревает, что ждет его впереди. Опытный музыкант, будучи когда­то таким же юнцом, тоже не представлял, на какие трудности, жертвы он себя обрекает. Теперь же он знает, что его музыку слушают «духи ада» и что научится играть на скрипки можно только в том случае, если полностью, всего себя, посвятишь   музыке.  Дважды  в  первом  четверостишии  повторяются  слова «ты  не знаешь», передающие те мучительные страдания, которые испытывает герой, узнав, что появился еще один молодой музыкант, пожелавший стать скрипачом!). Он,   «начинатель   игры»,   человек,   стоящий   у   истоков   музыки,   рассказывает молодому скрипачу о том, что его ожидает, если он в свои «повелительные руки» возьмет этот «опасный» инструмент. Не случайно Н. Гумилев выбирает именно скрипку: на этом музыкальном инструменте нужно играть либо виртуозно, либо вообще не играть, скрипка не терпит фальши: Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам, Вечно должен биться, виться, обезумевший смычок, И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном, И когда пылает запад, и когда горит восток. Скрипач не имеет права «уставать», хотя бы на миг прерывать игру, отказаться от выбранного пути: «И   уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, ­ тотчас бешеные волки в кровожадном исступленье в горло вцепятся зубами. Встанут лапами на грудь».   И   тогда   –   «в   очи   глянет   запоздалый,   но   властительный   испуг».   Эпитет «властительный» передает то состояние сильнейшего ужаса, которое возникает в душе каждого человека в безвыходной ситуации, когда он понимает, что совершил неверный (опасный!) выбор, но отказаться от него уже не имеет возможности.  Герой   рисует   молодому   человеку   мрачную   картину   его   будущей     жизни:   «И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело, и невеста зарыдает, и задумается друг». Он просит подумать еще раз, стоит ли обрекать себя на такую жизнь, старается предостеречь юного музыканта и даже прямо говорит ему: «Мальчик, дальше! Здесь не встретишь   ни   веселья,   ни   сокровищ!»   Но   юность   никогда   «не   слушает»   мудрость, опытность:  Но я вижу – ты смеешься, эти взоры – два луча. На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача! Судьба решена, выбор сделан! Герои стихотворения – музыканты, но, конечно, это размышление   поэта   о   творчестве   вообще   и   жизни,   судьбе   творческих   людей.   Это своеобразное предсказание авторы судьбы многих поэтов Серебряного века, да и своей тоже. Н. Гумилев считал, что умрет в 53 года, но судьба, которую он привык испытывать, сыграла   с   ним   злую   шутку,   поменяв   цифры   местами:   смерть   он   встретил   в   расцвете отпущенных ему 35 лет… 6. Слово учителя: В стихотворениях Гумилев и Блок созданы необычные женские образы. Посмотрите на репродукции картин В. Серова. Найдите соответствия, сходства между живописными произведениями и лирическими стихотворениями. (Работа в группах и индивидуально). 7. Слово учителя: Гумилев   и   Блок   умерли   в   1921   году   ­   7   и   27   августа.   Они   ушли   из   жизни, разделенные   взаимным   непониманием,   враждой.   Но   теперь,   когда   со   дня   их   смерти прошло   столько   лет,   когда   больше   нет   Александра   Александровича   и   Николая Степановича, а остались только Гумилев и Блок, ясно то, чего они сами не понимали, что их вражда была недоразумением, что и как поэты, и как русские люди они не столько исключали   друг   друга,   а   сколько   дополняли;   что   разделяло   их   временное   и второстепенное,   а   в   основном,   одинаково   дорогом   для   них,   они,   не   сознавая   этого, братски сходились.  Оба они жили и дышали поэзией, оба мучительно и беззаветно любили женщин, ненавидели фальшь и притворство, оба были честны и ради этой чести поэта отдали свою жизнь. Оба они, согласно законам символизма, сочинили из своих стихотворений миф о себе и оставили его разгадывать нам. И, может быть, кто­нибудь уже сегодня откроет новую звезду на поэтическом небосклоне Серебряного века. Посмотрите на эпиграфы к сегодняшнему уроку, попробуйте дописать их, вставив вместо точек имя поэта. IV. Итоги урока. V. Домашнее задание: сделать письменный анализ одного стихотворения.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.01.2017