Блокадникам Ленинграда посвящается.
Оценка 4.6

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Оценка 4.6
docx
21.01.2020
Блокадникам Ленинграда посвящается.
Блокадникам Ленинграда посвящается..docx

 Тема: «Блокадникам Ленинграда посвящается»                

 Цели:

-формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;

-изучение роли  операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания граждан;

-создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;

-воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;

-повышение интереса к военной истории, литературе и  творчеству.

Задачи:

- вызвать чувство гордости подвигами, совершёнными

советскими людьми в годы войны;

- показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости,

мужественности, чувства долга;

- вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремлённость.

- развитие монологической, устной речи у учащихся и умение выступать

перед аудиторией

 

 

Ход занятия:

Я никогда не видел войны,
Не видел, как падают снаряды,
Не слышал гнетущей тишины
В замёрзших переулках Ленинграда.
Гул самолётов в тучах над Невой,
В сожженных сёлах стрекот автоматов.
Не видел пожары над землёй.                                                                                                                                   И на снегу обугленные хаты.

 

          Чем дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, тем меньше наши дети знают о прошедшей войне.

 Наступит время, когда уйдет от нас последний солдат той Великой Отечественной Войны. Незаметно для всех, не слышно, как неслышно падает в большом лесу последний, осенний лист. Что можем мы противопоставить убегающему времени? Только память.

 Сегодня мы поговорим о событиях Великой Отечественной войны, о мужестве, о безграничной стойкости советского народа.

Тема нашего занятия «Блокада Ленинграда» ( на стенде)

 -Ребята, как вы понимаете слово «блокада»?

-Почему мы будем говорить, именно, о блокаде Ленинграда?

 

(сирена)

Вводная часть.

(МУЗ. ВСТАВАЙ СТРАНА ОГРОМНАЯ)

 

Ведущий 1. (слайд 1)

На рассвете 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Враг напал внезапно, наши войска начали отступать. Военные части были разгромлены, и к исходу первого дня немцы прорвались вперёд. В первые дни войны они двигались очень быстро, около 25 км в день. К 21 июля немцы намеривались захватить один из крупных городов СССР Ленинград.

 

Ведущий 2. (слайд 2)

(8 сентября 1941 года над городом Ленинградом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей.  Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года. «Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград…

После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

 

Ведущий 1.

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков,  и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия» Из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения,

 

Ведущий 2. (слайд 3)

На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года. Советский народ был полон решимости отстоять Ленинград. Вокруг города создавалась система обороны, которая состояла из нескольких поясов. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев города, включились в активную борьбу в тылу. На заводах и фабриках ковалось оружие для фронта.

 

Ведущий 1

К концу сентября фронт на подступах к Ленинграду окончательно стабилизировался. Город был блокирован фашистскими войсками, все сухопутные коммуникации Ленинграда с центром были перерезаны. Не сумев захватить город, противник решил сломить сопротивление его защитников длительной блокадой, систематическим артиллерийским огнем и бомбардировками с воздуха.

 

Фильм о блокаде. (на фоне первых кадров звучит стихотворение) (6мин.12 сек.)

 

Мы рыли рвы – хотелось пить.
Бомбили нас – хотелось жить.
Не говорилось громких слов.
Был дот на каждом из углов.
Был дом – ни света, ни воды.
Был хлеб – довесочек беды.
Сон сокращался в забытье.
Быт превращался в бытие.

             Была одна судьба на всех.
             Мы растеряли светлый смех.
             Мы усмиряли темный страх.
             Мы умирали на постах.
             Мы умирали…
             Город жил –
 

 

Ф

Вопросы по фильму.

Когда началась блокада Ленинграда?

Сколько дней длилась блокада?

Как быстро фашисты хотели захватить  город?

Почему в сентябре 1941 года не стали штурмовать город?

Сколько раз наши войска пытались прорвать блокаду?

Почему «Невский пятачок « названо самым страшным местом блокады?

Что ещё вы узнали о блокаде Ленинграда из  фильма?

 

Ведущий 2. (слайд 4)

Но никакие вражеские обстрелы не могли деморализовать население. В суровых фронтовых условиях город продолжал набирать силы. Ленинградцы являли собой образец не только патриотизма, но стойкости и выдержки.

 


…И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..”
“Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на черную ночь

Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
- Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли.
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош?..
Петр построил его на болоте,
Но прочнее его не найдешь


Ведущий 1.

Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Город был лишен запасов продовольствия и топлива, вышли из строя водопровод и канализация.  К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Не было электричества, и почти весь город погрузился во тьму. Дома не отапливались. Воду приходилось брать из прорубей. Осажденный Ленинград оказался почти без запасов продовольствия.

Ведущий 1. (слайд 5)

В городе голод. В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный поёк; рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный, почти невесомый ломтик. (слайд 6)

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнём и кровью пополам…

( на разносе выносят хлеб)

 

 

Чёрный хлеб(слайд7)

Я помню хлеб. Он чёрен был и липок

- Ржаной муки был грубоват помол.

Но расплывались лица от улыбок,

Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,

Раскрашенный, он был не плох с кваском.

Он вяз в зубах, приклеивался к дёснам.

Его мы отдирали языком.

Он кислым был, ведь был он с отрубями!

Не поручись, что был без лебеды.

И все с ладони жадными губами

Я крошки подбирал после еды.

Я неизменно с острым интересом

И с сердцем замирающим следил

За грозным, хладнокровным хлеборезом,

Он резал хлеб! Он чёрный хлеб делил!

Я восторгался им, прямым и честным,

Он резал грубо, властно, без затей,

Горелой коркой, как в угле древесном,

Испачкавшись почти, что до локтей.

На нём рубаха взмокла холстяная,

Он был велик в восторге трудовом.

Он резал хлеб, усталости не зная,

Лица не вытирая рукавом!

 

Ведущий 2. (слайд8)

Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея.  Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую дрянь и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие – высохли – вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов. Власти зарегистрировали более 250 случаев людоедства.

Ведущий 1. (слайд9) (слайд10)

Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали всё, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишали себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силёнки, тем самым, нанося вред своему здоровью. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шли мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоёмов таскали вёдрами воду, таща их на салазках, стирали в ледяной воде бельё, и чинили одежду при тусклом свете коптилки. Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек.

                                            

 

Дневник блокады. (слайд11)

 Всему миру известен Блокадный дневник Ленинградской школьницы Тани Савичевой, небольшая записная книжка 9 коротких трагических записей сделаны детской рукой, поведали о том, что пришел фашизм в семью Савичевых и других Ленинградских семей.

Ученик

Это тонкая тетрадь

Стоит много толстых книг,

Пионерка – Ленинграда

Потрясает твой дневник

Таня  Савичева, Таня!

Ты в сердцах у нас жива,

Затаив на миг дыхания

Слышит мир твои слова.

 

Ведущий 2.

28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике: “Женя умерла 28 декабря в 12.00 час. утра 1941 г.” Несколько нарушая хронологию, приведем остальные записи этого потрясающего дневника, состоящего всего лишь из нескольких строк: “Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942. Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942. Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942. Мама 13 мая в 7.30 утра 1942. Савичевы умерли. Умерли все".

На стенде листки из дневников блокадников Ленинграда)

Послушайте отрывки из  дневников блокадников Ленинграда, в этих коротких строках заключена вся жизнь…..и смерть.

 

Блокадный дневник

4 января 1942.
Прошёл Новый год. Встречали его с чашкой чая, куском хлеба и ложечкой повидла... Кончаются дрова. Взять неоткуда. А впереди ещё весь январь и февраль.

Ещё два месяца мерзнуть!..

 

 

Блокадный дневник

13 января 1942.
В отношении питания совсем плохо в городе... Пойдёшь по улице и видишь картину: идёт народ. Поклажа исключительно либо вязанка дров, либо кастрюлечка с бурдой из столовой…

Очень большая смертность. Да и я сам не знаю, удастся ли пережить нашей семье эту зиму...

 

Конец формы

  

Блокадный дневник

Очень хотелось бы дождаться теплой поры, когда не надо было бы дорожить каждым горючим предметом для печи, и уехать куда-нибудь в колхоз, помогать там, создавать урожай для будущего года и создать бы, по крайней мере, такие запасы, чтобы обеспечить хотя бы нормальное снабжение приличным черным хлебом для всех жителей...

 

 

Блокадный дневник

Жизнь Владимира Григорьевича Мантула оборвалась рано. Перед войной он окончил 8 классов и поступил в индустриальный техникум. Когда началась война, 17-летний паренек решил идти на фронт, но в армию его не взяли. Тогда он стал работать шлифовальщиком на заводе и вместе с тысячами ленинградцами мужественно переносил блокаду. Умер от голода 24 января 1942 года.

(пауза)

 

 

-Давайте послушаем воспоминание человека, который пережил эти страшные блокадные дни.

(Интервью ВОВ, блокадницы, её воспоминание)

 

Ведущий 2. (слайд12)

Хоронить было трудно. Транспорт не работал. Обледеневшие, покрытые снегом стоят трамвай. Вдоль проспектов причудливыми нитями свисали провода, окутанные инеем.

Умерших хоронили без гробов, обернутых простынёй или одеялом.

Только за первую блокадную зиму голод унёс в Ленинграде 252 тыс. человек. Ленинградцы умирали, но как? Они оставались героями до последнего вздоха, их смерть призывала живых к настойчивой неукротимой борьбе. От малого до старого – все испытывали голод. Но трудились и жили с надеждой в торжестве победы. Это чувство поднимало кузнеца, инженера, бухгалтера, учёного на героические дела. Это же чувство руководило артистами, когда они пели, играли, развлекали голодных и усталых людей, хотя у них у самих подкашивались ноги и кружились головы.

Ведущий 1.

По радио звучали стихи Анны Ахматовой, Ольги Бергольц. Они зажигали надежду в сердцах людей, помогали подниматься на борьбу. Хорошо о ленинградцах сказал старый казахский поэт Джамбул Джабаев: 

Гольцварт Р.

Ленинградцы, дети мои!
Ленинградцы, гордость моя!
К вам в стальную ломится дверь,
Словно вечность, проголодав,
Обезумевший от потерь,
Многоголовый, жадный удав… 
Сдохнет он у ваших застав!
Без зубов и без чешуи
Будет в корчах шипеть змея,
Будут снова петь соловьи,
Будет вольной наша земля.

 

(играет 7 симфония Шостаковича. Сначала тихо, на её фоне дети читают текст, потом добавляем звук).

 

 (слайд13)

9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича;  Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. В мае самолёт доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей

Ведущий 1.

Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.

Ведущий 2.

Зал филармонии был полон, а публика была самой разнообразной: вооружённые моряки и пехотинцы, а также одетые в фуфайки бойцы ПВО и похудевшие завсегдатаи филармонии. Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.

Ведущий 1.

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР признавались.

«

«Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»

(добавить громкость) (15 сек.)

»

 

Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

 

Играет музыка «Эх - Ладога»

Ведущий 1(слайд14) (слайд15)

Предпринимались все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов.

Ведущий 2

Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки. По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”. 

 (слайд16) (слайд17)

1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось:

ходил общественный транспорт,

работали предприятия,

открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация,

работали городские бани и т.д.

 

Ведущий 1(слайд18)

Обороной города руководил вначале К.Е.Ворошилов, а после его отстранения — Жуков.

Ведущий2

 Хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А.А.Жданова.

Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей.

 

Фильм (окончание, продолжение)

 

Вопросы по фильму.

-Когда закончилась блокада Ленинграда.

-Как было отмечено освобождение Ленинграда?

-Сколько людей погибло во время блокады?  (1000 000 военных,  почти 1000 000 мирных жителей)

( в разных источниках даны разные цифры)

 

Ведущий 1. (слайд19)

Мы никогда не сможем почувствовать ужасы тех военных лет. Как всё минувшее, чем мы не были ни свидетелями, ни участниками, та Великая война вызывает у нас не воспоминания, а мысли…

Мы не вспомним поросшие бурьяном и ржавчиной поля, пресный вкус кирпичной пыли на руинах городов и деревень, запах смерти – не символический, а реальный. Мы не можем это вспомнить и заново пережить, потому, что это было не с нами. 27 млн. наших людей – мужчин, женщин, детей – унесла война. В Ленинграде за время блокады погибло более 700000 (семиста тысяч) человек.

 

Ведущий 1. Но мы должны о них помнить!

Ведущий 2. И мы помним о них!

 

(Звучит МЕТРОНОМ)

 

Заключительная  часть.

 

После войны в Ленинградской области на дороге Жизни поставили много памятников, которые мы часто видим: Километровые памятные знаки «Дороги Жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо», памятник погибшим детям «Цветок жизни», траурный курган «Дневник Тани Савичевой», 900 берез – то количество блокадных дней, памяти машины солдата, ежегодно, в этот день проходит марафон по Дороге Жизни. Это уникальное соревнование – дань памяти ленинградцам и героическим защитникам города, перенесшим множество испытаний, но сохранивших веру в победу.

 

 «Город - Герой».

 (слайд20) читаем с монитора

Верховного Главнокомандующего от  1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

 

Давайте вспомним:

-Начало блокады (ответ детей, потом слайд 21)

-Сколько длилась блокада (ответ детей, потом слайд 22)

-Конец блокады (ответ детей, потом слайд 23)

 

Ученик 2. (слайд24) (слайд25)

 Помните!
Через века, через года - Помните!

О тех, кто уже не придёт  никогда
Помните! Не плачьте!
В горле задержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте  достойны!
Вечно достойны!

 

 

 

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.

Блокадникам Ленинграда посвящается.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020