Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Русский язык
АЛФАВИТ.
НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ
Урок 86 (68).
Тема: Большая буква в названиях рек и морей.
Цель:
– развитие умений писать большую букву в названиях гидронимов: рек, морей, океанов;
– развитие чувства языка, умение улавливать связи между объектами и их названиями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
3 6 7 3
1. Словарная работа.
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2012
1особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по
признакам.
6. Ориентироваться на
развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Игра «Рассыпались слоги».
– Соедините слоги так, чтобы получились слова с непроверяемой
безударной гласной.
ло Рос род Моск я
ва че си на век
(Россия, Москва, народ, человек.)
Работа со словом Россия в Орфографической тетради на с. 37, со
словом человек на с. 50.
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего
задания.
1. Беседа по вопросам.
– Какие вы знаете географические названия? (Названия стран, городов, сёл,
деревень.)
– А названия улиц будут географическими названиями? Как их надо
писать?
– Запишите название улицы, на которой вы живёте.
– Что такое Подмосковье? (Общее название для городов под Москвой.)
Запишите это слово и слова, от которых оно образовалось. Подчеркните
одинаковую часть в них. Чем отличается написание? (Слитно – приставка,
и раздельно – предлог). Какие слова вы написали с большой буквы?
Подчеркните её.
– Прочитайте в алфавитном порядке названия городов Подмосковья.
2. Упр. 137 («Дидактический материал»).
– Какие здесь есть географические названия? Слышали вы когданибудь о
них? (Курилы – название группы островов недалеко от Японии, Марокко –
страна на севере Африки.)
© ООО «Баласс», 2012
2II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
Открытие
нового знания.
1 3 3
Учитель читает отрывок из шуточного стихотворения А. Степанова
«География» (из упр. 136 «Дидактический материал»).
Есть река с названьем Лена
Наша мама – тоже Лена…
С полуострова Ямал
Представляю, как я мал.
На сестрёнкиной коляске
Не отправишься к Аляске.
– Кто знает, что такое Аляска? (Полуостров на севере США.)
– Какие два одинаковых слова здесь имеют разные значения? (Имя Лена и
река Лена.)
– Догадайтесь, о каких объектах мы будем сегодня говорить? (О реках.)
– Запишите тему урока. («Названия рек, морей, озёр, океанов».)
– Что объединяет все эти названия? (Это водные объекты, водоёмы.)
– Составим план урока.
Учитель составляет план урока вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение
высказывать своё
предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия
в соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять
познавательную и личностную
рефлексию.
ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
1 3 4 5 3 1 4
1. На доске (слайде) записаны слова:
Индийский Чёрное Волга Байкал
Тихий Балтийское Ока Селигер
– Прочитайте названия.
– Что объединяет пары слов? Добавьте общие названия (океан, море, река,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое
высказывание в соответствии с
© ООО «Баласс», 2012
3поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
озеро). Запишите названия водоёмов вместе с общим названием: Индийский
океан …
– Как написаны названия водоёмов? Почему?
– Какие ещё вы знаете моря? озёра?
Комментированная запись 2–3 названий.
– Вы отдыхаете, гостите у родственников, а там протекают маленькие
речки, речушки. Давайте их запишем. Откуда у них такие названия?
2. Работа по учебнику.
Упр. 157 – знакомство с названиями российских рек, поиск их
местоположения на карте, развитие умения правильно писать названия
рек и располагать их в алфавитном порядке. Работа проводится по
алгоритму.
а) Прочитайте названия рек.
б) Найдите их на карте.
в) Запишите в алфавитном порядке.
г) Подчеркните большую букву.
д) Сделайте вывод.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
3. Запись под диктовку.
© ООО «Баласс», 2012
4Мы живём в Москве. Наш дом стоит на улице Чехова. Летом мы были
в селе Ильинском. Там есть речка Кедровка.
– Назовите слова, которые написали с большой буквы. Почему?
Подчеркните эти буквы.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
– Какие слова относятся к именам собственным? 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
1. Задание № 6, тема 12 в Рабочей тетради.
2. Упр. 125 («Дидактический материал»).
Деятельность учеников:
– Называть правильно буквы в алфавитном порядке.
– Объяснять, где и когда в жизни может понадобиться знание алфавита.
– Писать заглавную (большую) букву в именах собственных, географических названиях.
© ООО «Баласс», 2012
5