“Больше (меньше) в несколько раз”

  • docx
  • 28.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала математика,2.docx

ЦЕЛЬ УРОКА:

Раскрытие смысла слов “Больше (меньше) в несколько раз”

ЗАДАЧИ:

1.      Ознакомить с решением простых задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз.

2.      Закрепить изученные случаи таблицы умножения и деления.

3.      Совершенствовать навыки решения уравнений и числовых выражений

4.      Воспитывать познавательный интерес

5.      Развивать коммуникативные навыки (умение работать в парах)

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

- индивидуальные карточки с числами (результаты таблицы умножения на 9);
счётный материал (квадраты, круги, треугольники);

-интерактивная доска.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент (приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).

1. Посмотрите внимательно на карточки с числами на партах. Расположите числа в порядке возрастания. (9, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72).

Слайд 3 (Интерактивная доска или компьютерная презентация)

Какая закономерность наблюдается? (увеличение на 9)
2. Чистописание. Сегодня тренируемся в письме цифры
9.

(Анализ образца цифры. Письмо цифры 9 по инструкции учителя):

- Напишите цифру 9 три раза, ещё два раза. Сколько цифр написали?
- Сколько всего написали цифр?
- Допишите строчку до конца.

II. Актуализация знаний.

1.      Посчитайте “пятёрками” от 5 до 50; от 50 до 5(Устно, «по цепочке»). На сколько увеличивается каждое последующее число? (на 5)

2.      Соотнесите названия компонентов с действием (интерактивная доска или презентация):

Слайды 4-7

Сложение

множитель
множитель
произведение

Вычитание

слагаемое
слагаемое
сумма

Умножение

делимое
делитель
частное

Деление

уменьшаемое
вычитаемое
разность

- Какие действия увеличивают число? (сложение, умножение) Уменьшают? (вычитание, деление)

4. Математический диктант.

Слайд 8

- Запишите только ответы:

  • Увеличьте 17 на 2.
  • Уменьшите 52 на 2.
  • Назовите число, которое в 5 раз больше, чем 7.
  •  Назовите число, которое в 5 раз меньше, чем 35
  • (19, 50,?, ?)

Все ли могут посчитать? Встречались ли мы раньше с такими заданиями?

(При проверке последних двух заданий возникает проблемная ситуация, мотивирующая вывод правил увеличения и уменьшения чисел в несколько раз).

  1. Работа над новым материалом.

1.      Исследование.

Сначала раскроем смысл выражения: “в 2 (3, 4…) раза больше”.

(Параллельно выполняется на интерактивной доске)

Работа в парах

Слайды 9,10

- Положите слева 2 квадрата, а справа 3 раза по 2 квадрата. Как это надо сделать? Догадались? Где квадратов больше? (Справа) Где меньше?(Слева)

http://festival.1september.ru/articles/213446/full.h12.jpg

-Сколько квадратов лежит слева? Сколько раз по 2 квадрата справа?

(Слева один раз по 2 квадрата, а справа три раза по 2 квадрата). (Обведём в овал).

В таких случаях говорят, что справа в 3 раза больше квадратов, чем слева; а слева – в 3 раза меньше, чем справа.

- Почему мы говорим “в 3 раза больше”, а не “на 3 больше”? (Слева 3 раза по 2 квадрата)
- А как узнать, сколько квадратов справа? (2 · 3 = 6 - количество квадратов в ряду умножаем на количество рядов и получаем общее количество треугольников)

Выделим ключевые слова (справа, больше, в 3 раза)  (Выношу на доску)

Определяем тему урока.

-Какая тема будет у нашего урока? Больше в несколько раз, меньше в несколько раз. (Запись на доске)

  1. Работа с учебником. Страница 46, рисунок

Сколько квадратов на рисунке?(2) Сколько раз взяли по 2 круга?(5)

Что можно сказать про количество кругов?(10) Как посчитали?

Как найти количество квадратов? Каким действием? (2∙5)

Сравниваем свой вывод с авторским в учебнике.

  1. Применяем новые знания.

Упражнения 1(а,б), стр.46. (Выполняются под руководством учителя).

№1. В вазе 4 банана, а мандаринов в 2 раза больше. Сколько в вазе мандаринов?

О чём задача? Что сказано про бананы, про мандарины? Известно, сколько было мандаринов?

Прочитайте вопрос задачи.

Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Дополним схему на доске и в учебнике.

Слайды 11,12

       4

Б.

        4              4

М.

                           ?

Попробуем решить задачу

4∙2=8(м.)

Как узнали количество мандаринов? (Мандаринов берём 2 раза по столько, сколько бананов, т.е по 4)

Обязательно обратить внимание на порядок чисел при умножении.

    V.            Физминутка.

 

(Аналогично проводится работа по второй задаче).

 

VI. Работа над пройденным материалом.

Сегодня мы решали задачи. Как они были связаны с темой урока?

  1. № 2, стр.46.

Составьте подобные задачи по выражениям: а∙3, х:5

 

РЕЗЕРВ

  1. №3(а), стр. 46

Начертите прямоугольник, ширина которого 2 см, а длина в 3 раза больше. Найдите периметр и площадь этого прямоугольника.

-Можем ли сразу начертить прямоугольник? (Нет)

-Почему? (Не знаем, чему равна длина)

-Что сказано про длину? (В 3 раза больше)

-Можем найти длину? Как?(2∙3)

-Запишем решение.

-Чему равна длина?(6см)

-Вернёмся к задаче. Прочитайте ещё раз задание. Что нужно найти? (Периметр и площадь)

-Как найти периметр, площадь?

-Найдите и запишите ответ.

  1. Самостоятельная работа.

-Упражнение 4, стр.47 – учащиеся предварительно объясняют, как найти неизвестное делимое, неизвестный множитель
VII. Итог урока. Рефлексия

Слайд 13

- Вспомним тему урока? Может эта тема  пригодиться вам в жизни? Привести примеры сможете?
- Чему учились на уроке? (Решать задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз)
- Какое задание вам показалось самым интересным?

-Что вам показалось сложным?

-Что помогало нам на уроке? (Доска, учебник, раздаточный материал)

-Кто помогал нам на уроке? Кто из ребят хорошо работал? (Учитель, фамилии детей)

 -Оцените свою работу

Возьмите смайлики.

Выберите зелёный, если вам всё было понятно на уроке и тема полностью усвоена. Выберите жёлтый, если вы не совсем уверены, остались какие-то вопросы по теме. Ничего страшного, потому что работа по теме на этом не заканчивается. Выберите красный, если на уроке было ничего не понятно.

VIII. Домашнее задание. (Вариативное)

Обязательное задание для всех

1.      Упражнение 5 стр.47.

Дополнительное задание для особых любителей математики
2. Головоломки - задания 7,8 на стр.47.

Литература:

Т.А. Демидова, С.А. Козлова и др. «Моя математика». 2 класс, учебник в 3-х частях)— М.:Баласс, 2012

Т.А. Демидова, С.А. Козлова и др. «Моя математика». 2 класс. Методические рекомендации для учителя — М.:Баласс, 2012