Доклад га заседание ЦМК
Преподавание латинского языка в средних профессиональных организациях медицинского профиля
Бормотова Е.А.
Складывающаяся сегодня социальная и экономическая обстановка, повышение открытости системы среднего профессионального образования России предполагают её интеграцию в мировое образовательное пространство, а также в мировую систему производственных отношений. Сказанное обусловливает потребность создания в нашем медицинском техникуме психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование всесторонне развитой и профессионально подготовленной личности. Этот процесс, на мой взгляд, может идти наиболее успешно в условиях формирования у студентов медицинского техникума профессиональных интересов, как основы овладения знаниями, навыками и умениями. Их наличие обеспечивает развитие компетентности будущих медиков, а, следовательно, и их профессионализма.
Можно смело утверждать, что при отсутствии профессионального интереса (одного из компонентов мотивационной сферы) невозможно сформировать у будущих специалистов качеств личности, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Следовательно, его формирование является одним из основных приоритетов в процессе обучения, освоения будущей сферы деятельности. Наличие профессионального интереса способствует положительному отношению студентов к выбранной специальности, постепенному и безболезненному включению их в самостоятельную учебную деятельность. Заинтересованность в результатах своего труда выступает, в этом случае, важным условием для развития профессиональных способностей у будущих специалистов среднего медицинского звена в процессе их обучения в техникуме.
Коллектив педагогов КрасМТ проводит исследования по разным вопросам. Например, результаты проведенного нами исследования, в осенний семестр, свидетельствуют о том, что спектр мотивов выбора своей будущей профессии у наших студентов весьма широк. Однако далеко не все из них руководствуются профессионально значимыми мотивами, это указывает на потребность управления этим процессом как на этапах профессиональной ориентации и профессионального отбора, так и на всех этапах обучения в среднем специальном учебном заведении.
В ходе обучения в медицинском техникуме целесообразно выделить несколько этапов формирования у студентов профессионального интереса: эмпирический этап первичное знакомство с выбранной специальностью; теоретический этап, включающий весь период обучения, связан с приобретением теоретических знаний и практических умений, способствующих профессиональному становлению будущих специалистов среднего медицинского звена; теоретико-творческий этап, как правило, обусловлен апробацией и корректировкой студентами приобретённых теоретических знаний, умении и навыков; практический этап связан с потребностью применения в ходе прохождения профессиональной практики приобретённых знаний, умении и навыков, попытке убедиться в своей профессиональной состоятельности; теоретико-прикладной этап выполнение и защита выпускной квалификационной работы как показателя уровня профессиональной подготовки, наличия у выпускника медицинского техникума теоретических знаний, практических умений и навыков. Все названные этапы взаимосвязаны и взаимообусловлены, их преемственность сохраняется на протяжении всего срока обучения.
Анализ динамики формирования у студентов медицинского техникума профессионального интереса позволяет сделать вывод о невысокой стабильности входящих в его структуру компонентов. Поэтому процесс формирования профессионального интереса у студентов медицинского техникума должен находится под постоянным контролем преподавателей. В процессе управления педагогу важно учитывать следующие аспекты: исходный уровень интереса выбранной профессии; мотивы выбора профессий; индивидуальные особенности студентов и студенческой группы и др.
Управление процессом формирования профессионального интереса должно быть личностно ориентированным, учитывать готовность студентов следовать по предлагаемой преподавателем траектории к достижению поставленной цели формированию профессионально значимых качеств личности будущего медицинского работника среднего звена.
Опытно-экспериментальная работа, проведенная в медицинском техникуме с целью выявления психолого-педагогических условий формирования у студентов профессионального интереса, свидетельствует о том, что на первом курсе профессиональный интерес характеризуется, как правило, узостью, неустойчивостью, пассивностью.
Немаловажным фактором формирования профессионального интереса у студентов медицинского техникума является создание условий, способствующих использованию в учебном процессе таких форм и методов обучения, при которых возникает потребность глубже познать свою будущую профессию, раскрыть и осознать ее сущность, осуществить поиск новых профессиональных знаний. Среди учебных дисциплин, изучаемых студентами медицинского техникума и направленных на решение названных задач, целесообразно выделить иностранные языки.
В преподавании такой дисциплины как Основы латинского языка с медицинской терминологией, даю не только фундамент медицинских знаний, но и возможность осуществления междисциплинарных связей, которые видятся как один из факторов повышения мотивации. В этом случае знания, полученные при изучении в медицинском техникуме разных дисциплин, приобретают внутреннюю завершенность, создают в учебном процессе единство. Важной стороной последнего вида деятельности выступает мотивация, источниками которой могут являться как содержание обучения, так и стремление обучающихся к усвоению новых знаний, к рефлексии своей деятельности. Это положение приобретает особую значимость в отношении к средним медицинским учебным заведениям, где большая часть дисциплин учебного плана всего курса обучения связана с моей дисциплиной Основы латинского языка с медицинской терминологией.
Существует мнение, что сегодня латынь сдает свои позиции. Однако такая точка зрения является не совсем верной, что может подтвердить даже самый поверхностный анализ терминологической системы таких наук как биология, эмбриология, гистология, анатомия, химия, экономика, безусловно, медицина и многих других областей знаний. Специфика подготовки медицинских работников среднего звена обуславливает потребность использования возможностей названной дисциплины как связующей с другими предметными областями изучаемого студентами содержания.
Следовательно, тесное сотрудничество языковых дисциплин с преподавателями специальных дисциплин является очевидным на пути достижения наилучших результатов в обучении и формировании профессионального интереса у обучающихся. Приходя в учебное заведение, студент сталкивается с большим объемом новой информации, подлежащей пониманию и усвоению, что требует больших умственных и физических затрат. Этот процесс можно значительно облегчить, если при его реализации будут учитываться междисциплинарные связи, в частности опора на лексику, изучаемую в курсе медицинской латыни.
Осуществление сопоставительного анализа терминов — это эффективный путь к усовершенствованию процесса обучения. Например, знание медицинской терминологии позволяет преподавателю любой специальной дисциплины не тратить время на расшифровку отдельных слов и словосочетаний, которые были пройдены в курсе латинский язык и основы медицинской терминологии, а полноценно работать конкретно по своей дисциплине. И наоборот, знание лексики по теме «Строение тела», полученные на занятиях по анатомии, облегчит изучение и усвоение такого раздела «Основы медицинской терминологии» как «Введение в анатомическую терминологию», и такой дисциплины как «Иностранный язык» в целом.
Тот факт, что медицинская латынь является базой практически всех современные западноевропейских терминологических систем, обуславливает ее особую вспомогательную роль при освоении современных иностранных языков, особенно специальной профессиональной лексики, без чего немыслима подготовка высококвалифицированного специалиста-медика и формирования его профессионального интереса. Установление аналогий помогает студентам более квалифицированно и эффективно работать с оригинальной литературой на иностранном языке, посвященной любой медицинской проблематике, без использования словаря, вследствие чего быть в курсе достижений мировой медицины.
Резюмируя сказанное выше, могу сделать вывод о том, что сотрудничество преподавателей различных дисциплин, направленное на формирование у студентов медицинского техникума профессионального интереса может значительно облегчить как сам процесс обучения, так и оказать большую помощь в формировании у них других профессионально-значимых качеств личности, обеспечивающих успешную адаптацию к профессиональной деятельности.
Автор составитель: Бормотова Елена Анатольевна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.