Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах
Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа PowerPoint
Цели урока:
• Развитие устной речи, коммуникативных способностей.
• Обобщение способов решения текстовых задач.
• Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы.
• Отработка вычислительных навыков.
• Привитие интереса к поисковой деятельности.
• Создание условий для развития личности ребёнка.
• Воспитание патриотических чувств.
Ход урока
Содержание урока Презентация
1. Введение темы урока и постановка целей урока (проходит в форме беседы с учащимися)
Бородинское сражение в литературных произведениях
и математических задачах
Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа PowerPoint
Цели урока:
Развитие устной речи, коммуникативных способностей.
Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы.
Обобщение способов решения текстовых задач.
Отработка вычислительных навыков.
Привитие интереса к поисковой деятельности.
Создание условий для развития личности ребёнка.
Воспитание патриотических чувств.
Ход урока
Содержание урока
Презентация
1. Введение темы урока и постановка целей урока (проходит в форме
беседы с учащимися)
Добрый день, ребята!
Учитель математики:
Сегодня у нас не совсем обычный урок, а вот о чем мы будем говорить,
попробуйте догадаться сами. Давайте вспомним, какую дату мы будем
отмечать в сентябре 2012 года. Для этого посмотрите на экран.
Учитель литературы:
Правильно, 6 сентября 2012 года наша страна будет отмечать 200летие
Бородинского сражения, однако сегодня мы поговорим не об истории
Бородинского сражения, а о том, как это событие нашло отражение в
литературных произведениях и математических задачах.
Итак, цели нашего урока:
Воссоздание атмосферы эпохи того времени, выявление
исторической основы произведений.
Научиться использовать правила математики для решения
исторических задач
Слайд 1
(фрагмент Бородинского
сражения)
Слайд 2
(тема урока)
Слайд 3
(цели урока)
2. Обобщение и повторение материала
(Учитель литературы ведет рассказ, по ходу рассказа учитель
математики предлагает учащимся решить текстовые задачи.
Условия задач представлены на слайдах в виде схем, последующий
слайд содержит решение и правильный ответ. Контроль
правильности решения осуществляют сами учащиеся в результатеСлайды46
(фрагменты Полтавского
сражения, хроники Великой
Отечественной войны,
фрагмент Бородинского
сражения)
Слайды710
(условия задач и решения)
Слайд 11
(портреты М.И. Кутузова,
Наполеона)
Слайды 1213
(иллюстрации к басне "Волк
на псарне")
взаимопроверки)
Учитель литературы:
Какие великие битвы, в которых решалась судьба Родины, вы знаете?
(ответы учащихся)
Вспомните, в каких произведениях описывается Бородинское сражение,
его герои или историческое значение этого события?
(ответы учащихся)
Учитель математики:
Давайте узнаем, какова была расстановка сил накануне Бородинского
сражения? Однозначного ответа на этот вопрос историки не дают,
поэтому мы сможемпосчитаем примерную численность французской и
русской армии.
(Учащиеся решают задачи по группам (вариантам), осуществляют
взаимопроверку)
Учитель литературы:
Итак, накануне сражения недалеко от Москвы на Бородинском поле
было сосредоточено примерно 260 тысяч человек.
Кто же был главнокомандующим русской армией?
А кто стоял во главе французской армии?
(ответы учащихся)
В басне И.А. Крылова "Волк на псарне" приведен такой исторический
факт: когда Наполеон, находясь в горящей Москве, понял, что ему
грозит гибель, он стал просить мира. Посол Наполеона прибыл в ставку
Кутузова с предложением мирных переговоров. Кутузов наотрез
отказался вступать в переговоры. Решимость Кутузова потрясла
Крылова, через некоторое время он написал новую басню "Волк на
псарне". Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном
Волке Наполеона.
Давайте послушаем эту басню
(учащиеся читают басню)
Ребята, подумайте и скажите, какова мораль этой басни?
(ответы учащихся)
3. Физкультминутка
Для проведения физкультминутки учащимся предлагается
выполнить различные физические упражнения (присесть, поднять
руки вверх и т.д.) в зависимости от того, какому роду войск
принадлежат военные (уланы, драгуны, артиллеристы, гренадеры и
Слайд 14т.д.), названные учителем.
4. Обобщение и повторение материала (продолжение)
Слайд 15
(портрет М.Ю. Лермонтова)
Слайд 16
(иллюстрации к
стихотворению "Бородино")
Слайд 17
(пример на вычисление)
Слайд 17
(фрагмент Бородинского
сражения)
Учитель литературы:
Во время физкультминутки мы вспомнили виды войск, которые
участвовали в Бородинском сражении. В каком стихотворении М.Ю.
Лермонтова описывается подвиг этих людей?
(ответ учащихся)
Чему уделяет больше внимания поэт описанию боя или душевному
состоянию его участников?
(ответ учащихся)
Какие слова отражают героизм русских солдат?
(ответ учащихся)
Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу?
(ответ учащихся)
Учитель математики:
В каком году было написано стихотворение "Бородино"?
Для ответа на этот вопрос вам надо найти значение числового
выражения.
Учитель литературы:
Да, практически два века назад было написано это стихотворение, но оно
не потеряло своей актуальности и в наши дни. Быть патриотами, любить
Родину, быть готовым в любую минуту совершить подвиг это то, к чему
должен стремиться каждый из нас.
5. Домашнее задание
1. Вспомните, какие исторические места Москвы связаны с Бородинской
битвой.
2. Учащимся раздаются карточки с заданиями:
1) Выполните действия и в ответе вы узнаете год открытия в Москве
музеяпанорамы "Бородинская битва": (1230 : 5 + 408) ∙ 3
2) Выполните действия, сопоставьте полученному результату букву, и вы
узнаете название деревни, на месте которого построена "Бородинская
панорама":
721
7
6
5
26
13
7
6
5(В) 294 : 3;
(И) 268 + 497;
(Е) 1800 : 30;
(Ф) 1085 364;
(Л) 201 ∙ 13
6. Итоги урока
Сегодня на уроке мы вспомнили литературные произведения,
посвященные Бородинскому сражению, решали задачи и примеры по
этой теме.
Учителя выставляют оценки за работу на уроке.