Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах

  • Разработки уроков
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа PowerPoint Цели урока: • Развитие устной речи, коммуникативных способностей. • Обобщение способов решения текстовых задач. • Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы. • Отработка вычислительных навыков. • Привитие интереса к поисковой деятельности. • Создание условий для развития личности ребёнка. • Воспитание патриотических чувств. Ход урока Содержание урока Презентация 1. Введение темы урока и постановка целей урока (проходит в форме беседы с учащимися)
Иконка файла материала Бородинское сражение в литературных произведениях.doc
Бородинское сражение в литературных произведениях и математических задачах Техническое оснащение: персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа PowerPoint Цели урока: Развитие устной речи, коммуникативных способностей. Развитие логического мышления, умений анализировать и делать выводы.   Обобщение способов решения текстовых задач.   Отработка вычислительных навыков.  Привитие интереса к поисковой деятельности.  Создание условий для развития личности ребёнка.  Воспитание патриотических чувств. Ход урока Содержание урока Презентация 1. Введение темы урока и постановка целей урока (проходит в форме  беседы с учащимися)   Добрый день, ребята! Учитель математики: Сегодня у нас не совсем обычный урок, а вот о чем мы будем говорить,  попробуйте догадаться сами. Давайте вспомним, какую дату мы будем  отмечать в сентябре 2012 года. Для этого посмотрите на экран. Учитель литературы: Правильно, 6 сентября 2012 года наша страна будет отмечать 200­летие  Бородинского сражения, однако сегодня мы поговорим не об истории  Бородинского сражения, а о том, как это событие нашло отражение в  литературных произведениях и математических задачах. Итак, цели нашего урока:  Воссоздание атмосферы эпохи того времени, выявление  исторической основы произведений.  Научиться использовать правила математики для решения  исторических задач   Слайд 1 (фрагмент Бородинского  сражения) Слайд 2 (тема урока) Слайд 3 (цели урока) 2. Обобщение и повторение материала (Учитель литературы ведет рассказ, по ходу рассказа учитель  математики предлагает учащимся решить текстовые задачи.  Условия задач представлены на слайдах в виде схем, последующий  слайд содержит решение и правильный ответ. Контроль  правильности решения осуществляют сами учащиеся в результатеСлайды4­6 (фрагменты Полтавского  сражения, хроники Великой  Отечественной войны,  фрагмент Бородинского  сражения)   Слайды7­10 (условия задач и решения)       Слайд 11 (портреты М.И. Кутузова,  Наполеона)   Слайды 12­13 (иллюстрации к басне "Волк  на псарне") взаимопроверки) Учитель литературы: Какие великие битвы, в которых решалась судьба Родины, вы знаете? (ответы учащихся) Вспомните, в каких произведениях описывается Бородинское сражение,  его герои или историческое значение этого события? (ответы учащихся) Учитель математики: Давайте узнаем, какова была расстановка сил накануне Бородинского  сражения? Однозначного ответа на этот вопрос историки не дают,  поэтому мы сможемпосчитаем примерную численность французской и  русской армии. (Учащиеся решают задачи по группам (вариантам), осуществляют  взаимопроверку) Учитель литературы: Итак, накануне сражения недалеко от Москвы на Бородинском поле  было сосредоточено примерно 260 тысяч человек. Кто же был главнокомандующим русской армией? А кто стоял во главе французской армии? (ответы учащихся) В басне И.А. Крылова "Волк на псарне" приведен такой исторический  факт: когда Наполеон, находясь в горящей Москве, понял, что ему  грозит гибель, он стал просить мира. Посол Наполеона прибыл в ставку  Кутузова с предложением мирных переговоров. Кутузов наотрез  отказался вступать в переговоры. Решимость Кутузова потрясла  Крылова, через некоторое время он написал новую басню "Волк на  псарне". Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном  Волке ­ Наполеона. Давайте послушаем эту басню (учащиеся читают басню) Ребята, подумайте и скажите, какова мораль этой басни? (ответы учащихся) 3. Физкультминутка Для проведения физкультминутки учащимся предлагается  выполнить различные физические упражнения (присесть, поднять  руки вверх и т.д.) в зависимости от того, какому роду войск  принадлежат военные (уланы, драгуны, артиллеристы, гренадеры и  Слайд 14т.д.), названные учителем. 4. Обобщение и повторение материала (продолжение)     Слайд 15 (портрет М.Ю. Лермонтова) Слайд 16 (иллюстрации к  стихотворению "Бородино")       Слайд 17 (пример на вычисление) Слайд 17 (фрагмент Бородинского  сражения) Учитель литературы: Во время физкультминутки мы вспомнили виды войск, которые  участвовали в Бородинском сражении. В каком стихотворении М.Ю.  Лермонтова описывается подвиг этих людей? (ответ учащихся) Чему уделяет больше внимания поэт ­ описанию боя или душевному  состоянию его участников? (ответ учащихся) Какие слова отражают героизм русских солдат? (ответ учащихся) Какой наказ дал ветеран своему молодому товарищу? (ответ учащихся) Учитель математики: В каком году было написано стихотворение "Бородино"? Для ответа на этот вопрос вам надо найти значение числового  выражения. Учитель литературы: Да, практически два века назад было написано это стихотворение, но оно не потеряло своей актуальности и в наши дни. Быть патриотами, любить  Родину, быть готовым в любую минуту совершить подвиг ­ это то, к чему должен стремиться каждый из нас. 5. Домашнее задание 1. Вспомните, какие исторические места Москвы связаны с Бородинской битвой. 2. Учащимся раздаются карточки с заданиями: 1) Выполните действия и в ответе вы узнаете год открытия в Москве  музея­панорамы "Бородинская битва": (1230 : 5 + 408) ∙ 3 2) Выполните действия, сопоставьте полученному результату букву, и вы узнаете название деревни, на месте которого построена "Бородинская  панорама": 721 7 6 5 26 13 7 6 5(В) 294 : 3; (И) 268 + 497; (Е) 1800 : 30; (Ф) 1085 ­ 364; (Л) 201 ∙ 13 6. Итоги урока Сегодня на уроке мы вспомнили литературные произведения,  посвященные Бородинскому сражению, решали задачи и примеры по  этой теме. Учителя выставляют оценки за работу на уроке.