Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Оценка 4.9
Памятки +1
docx
русский язык +1
Все классы
26.11.2018
Брошюра написана для учителей начальных классов и учителей русского языка ощеобразовательных школ, студентов педколледжей. В ней дана характеристика видов дисграфиий и рассказывается как можно, через игру, на уроках русского языка в начальной и средней школе исправлять или проводить профилактику дисграфии. Даны типы игр на развитие фонематического слуха, фонетического анализа и синтеза, составления предложений.
Брошюра.docx
Сметанина Н.А
Рекомендации по использованию игр
на уроках русского языка
для преодоления и профилактики
дисграфии
Няндома
2016 год Игры подобраны с учетом существующих нарушений письма у
учащихся начальной школы, с целью профилактики и
преодолению всех видов дисграфий
Подготовлена памятка для учета учителем дисграфических
ошибок, допускающих обучающимися при письме.
Надеюсь, рекомендации будут полезны и интересны, как
начинающим учителям начальных классов, так и стажистам.
С уважением Сметанина Наталья Александровна
С каждым годом увеличивается число учащихся, испытывающих
трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин,
является нарушение чтения и письма.
Многие педагоги сталкиваются с часто встречающимися ошибками в
письменной речи учеников, которые носят стойкий характер. Эффективно при пропуске букв,
Как заниматься с детьми, допускающими такие ошибки? Какой подход
к ним искать?
Что делать? ИГРАТЬ! Ведь именно в поэтапном игровом развитии,
согласно классической психологии, формируются все механизмы,
необходимые для успешной учёбы, в частности для грамотного письма.
В играх представленных мной предусматривается развитие всех
необходимых функций и особенно произвольности. У детей развивается
речь, воображение, пространственные и временные представления,
мелкая моторика, восприятие, внимание, память, логическое
мышление. Игры делают уроки привлекательными, интересными для
ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения.
Каждая предложенная игра направлена на развитие нескольких
функций. Одно и то же игровое упражнение можно применять при
разных нарушениях письменной речи.
Пропуск букв и слогов, их перестановка «Магазин». Продаем
определённые предметы, представленные на картинках, рекламируя их
по каждой букве.
при
несформированности семантического образа слова, при речевом
недоразвитии. Прорекламируйте слово ЖУК (жёлтый, устрашающий,
крылатый)
«Наборщик». Из букв предлагаемого слова надо составить новые
слова. Развивается зрительное восприятие, формируется навык
грамотного письма.
«Шифровальщики» или «Письмо по-древнерусски».
Слова
записываются только согласными, обозначая гласные точками наверху,
или только гласными. Через некоторое время таким образом можно
записывать небольшие тексты. При выполнении отрабатывается
механизм переключения, избирательности при письме.
«Рассыпушки». Из предлагаемых букв нужно собрать слово. Или, как
вариант, слово составляют из рассыпавшихся слогов. Игра эффективна
при пропуске букв, слогов, при их перестановке.
«Волшебный домик». На доску прикрепляется домик с окошками
(рисуется). В окошки вписываются в произвольном порядке наборы
букв. Ученики отгадывают, какие слова живут в этом домике.
Развивается умение определять последовательность букв в слове.
«Кузовок».
Недописывание слов, слитное написание слов. Задача: собрать кузовок.
Складывать можно все слова, которые, например, оканчиваются на –ок-
: подарок, платок, грибок… Можно собирать корзину, коробку, ящик. Игра начинается словами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»
Либо: «Вот перед вами корзина, туда отправляется балерина, картина…
» «Вот коробка, посмотри, что же там у нас внутри?» Игра эффективна,
когда ребенок не дописывает слова. Задание направлено на четкое
осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения,
деления на слоги, типичные суффиксы и окончания.
«Неудачный робот». Робот запрограммирован так, что пишет слова не
полностью, а какую-то определённую часть, а остальное отмечает
чёрточками. Упражнение используют при пропуске букв и слогов и не
дописывании слов. Давать задания здесь нужно исходя из проблемы:
если ребёнок не дописывает конец слова, то пусть записывает только
две последние буквы, соответственно при пропуске букв в середине
слова — записывать две средние.
«Слова зовут на помощь». На доске представлена лента склеенных
между собой слов. Надо помочь словам «освободиться». Развивается
логическое мышление, совершенствуются навыки чтения, обогащение
словарного запаса, использование слов, относящихся к различным
частям речи.
«Хвостоглав». Необходимо прочитать написанное «слово». Оно
содержит в себе несколько слов. Их необходимо найти. Конец первого
слова является началом
Развивается внимание,
совершенствуется навык чтения, формируется избирательность при
письме. Орфографические ошибки при знании правил, замены букв
звонкий →глухой
«Много и один». Учитель называет один предмет, ученик – много,
объясняя при этом какая гласная пишется в корне слова. В ходе игры
происходит активизация словаря, выработка умения слышать ударный
гласный в слове, отработка способа проверки безударных гласных.
«Зоркий глаз, чёткое ухо». Орфографический диктант. Учитель
диктует слова, ученики записывают только орфограммы, которые
встречаются в них. Как вариант: учитель показывает предметные
картинки, ученики получают задание запомнить только те, в которых
есть сочетания гласных с шипящими, а затем записать эти названия.
«Не соглашайся». Учитель произносит слова, ученик повторяет его с
употреблением отрицания «нет». При ответе акцент делается на
согласную перед конечной гласной. Отрабатываем проверку слов со
звонкими и глухими согласными на конце, пропедевтика работы с
падежными вопросами.
«Назови много предметов». Учитель называет предмет или
показывает его изображение на картинке. Ученик называет много
таких предметов и указывает при этом какую согласную букву нужно
другого. писать на конце первого слова. Отработка способов проверки
написания слов со звонкими и глухими согласными на конце.
Логопедические ошибки
Памятка для учителя
I.
Ошибки,
обусловленные несформированностью
фонематических процессов и слухового восприятия.
1. Пропуски букв и слогов
"ТРВА" /ТРАВА/, "КРОДИЛ" /КРОКОДИЛ/, "ПИНЁС" /ПРИНЁС/;
2. Перестановки букв и слогов
"ОНКО" /ОКНО/, "ЗВЯЛ" /ВЗЯЛ/, "ПЕРЕРИСАЛ" /ПЕРЕПИСАЛ/;
3. Недописывание букв и слогов
"КРАСНА"
/КРАСНЫЙ/,
"ЛОПАТ"
/ЛОПАТА/,
"НАБУХЛ"
/НАБУХАЛ/;
4. Наращивание слов мнимыми буквами и слогами
"ТАРАВА" /ТРАВА/, "КОТОРАЫЕ" /КОТОРЫЕ/, "БАБАУШКА"
/БАБУШКА/, "КЛЮКИКВА" /КЛЮКВА/;
5.Слитное написание слов и их произвольное деление
"НАС ТУПИЛА" /НАСТУПИЛА/, "ВИСИТ НА СТЕНЕ" /ВИСИТ НА
СТЕНЕ/, "УСТАЛ" /УСТАЛА/;
6. Искажение слова
"НАСТУХ" /НА ОХОТУ/. "ХАБАБ" /ХРАБРЫЙ/, "ЧУХИ" /ЩШШ/,
"СПЕКИ" /СПЕНЬКА/;
7. Неумение определять границы предложения в тексте, слитное
написание предложений
"МОЙ ОТЕЦ ШОФЁР. РАБОТА ШОФЁРА ТРУДНАЯ ШОФЕРУ
НАДО ХОРОШО". ЗНАТЬ МАШИНУ.
8. Замена одной буквы на другую
"ЗВУКИ" /ЖУКИ/, "ПАНКА" /БАНКА/, "ТЁЛЬПАН" /ТЮЛЬПАН/,
"ШАПАГИ" /САПОГИ/;
9. Нарушение смягчения согласных
"ВАСЕЛКИ" /ВАСЕЛЬКИ/, "СМАЛЫ" /СМЯЛИ/, "КОН" /КОНЬ/. II.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-
грамматической стороны речи:
1. Аграмматизм
«САША И ЛЕНА СОБИРАИТ ЦВЕТЫ.
ДЕТИ СИДЕЛИ НА БОЛЬШИМИ СТУЛЬЯ».
2. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок
"ВКАРМАНЕ", "ПРИ ЛЕТЕЛИ", "В ЗАЛА" /ВЗЯЛА/.
Ошибки,
III.
восприятий.
обусловленные несформированностью зрительных
"БОСКА" /ДОСКА/, "НАСТУПИЛА" /НАСТУПИЛА/, "ТЯЖЕМЫЙ"
/ТЯЖЕЛЫЙ/, "УАЙКА" /ЧАЙКА/, "ПУЛЫЦИК" /ПИЛЬЩИК/,
"ГЫБЫ" /РЫБА/.
IV. Могут заменяться как прописные, так и печатные буквы, имеющие
сходные элементы.
Педагогические хитрости для родителей и учителей
ребенок...
делать,
если
Что
...пропускает буквы:
1. Поможет «волшебный диктант». Диктуем предложение из трех-
четырех слов. Ребенок простукивает его ритм и записывает с помощью
пунктирной линии, где вместо слогов - черточки. Следующий этап -
записать каждое слово в виде точек по количеству букв в слове.
...не дописывает окончания слов, делает ошибки в суффиксах:
2. Во-первых, попробуйте все тот же «волшебный диктант», но
суффиксы, окончания ребенок пусть пишет буквами, например,
«холщовый» - - - - - ов- -», «солнечный» - - - - - - - ый
Во-вторых, произнесите слово и попросите ребенка придумать слово,
которое начиналось бы на предпоследнюю или третью с конца букву
вашего слова.
... путает буквы: 3. Надо создать устойчивый буквенный образ. Для этого
вырезаем из бархатной бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой
проволоки, или лепим из пластилина, или покупаем азбуку на
магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Здорово
срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской
ладони.
... ошибается в словарных словах:
4. Предложите ребенку нарисовать картинки с акцентом на
«проблемных» буквах, например, изобразить КОРОВУ с глазами в виде
больших букв «О» или «интеллигента» в виде рожицы, в каждом глазу
которого по букве «Л».
ЗАПОВЕДИ для учителя
1. Люби детей!
Защити их любовью и правдой!
2. Не навреди!
3. Ищи в детях хорошее!
4. Научи детей думать и любить!
5. Все без принуждения.
6. Ни дня без новизны.
7. Учитель - друг и помощник ученика в его развитии и
самосовершенствовании.
8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.
9. Учитель - автор своей программы, системы, методов, своего
класса.
10. Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Брошюра для учителей начальных классов, учителей русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.