Буклет для родителей "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР"

  • docx
  • 25.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала пал игры буклет.docx

УДИВИТЕЛЬНЫЙ  МИР ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Составитель: Младова О.В.

Ученые – нейробиологии  и психологи, занимающиеся исследованиями головного  мозга и психического  развития  детей, давно доказали связь  между мелкой  моторикой  рук и развитием  речи. Дети, у которых лучше  развиты мелкие  движения рук,  имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша-тем проще ему будет осваивать речь.

Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими  предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи,  требующие скоординированной работы глаз и рук. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Мелкую моторику рук развивают:

- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те, или иные движения в  определенной  последовательности;                                                        - игры с мелкими предметами, которые  неудобно  брать в ручку (только под контролем взрослых)                                                                                                                             - игры, где требуется  что- то брать или  вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, и т.д.;                 

-рисование карандашом (фломастером, кистью и т.д.)                                                      -застегивание и расстегивание  молний, пуговиц, одевание и раздевание, т.п.

 

 

ВАРИАНТЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР ДЛЯ ДОМАШНЕГО ОСВОЕНИЯ

Группа игр с предметами.

а) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, т.к. он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания:

• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;

• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой;

• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу.

б) игры с палочками (спичками, веточками), где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания:

• выполнить узор после выкладывания его взрослым;

• по конечному результату (образцу);

• по словесной инструкции;

• выкладывание букв и цифр.

в) игры и упражнения с использованием мелких предметов из природного материала, где можно использовать такие варианты заданий:

• нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия;

• сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой\левой руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.);

• сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) двумя руками одновременно \поочерёдно;

• растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону);

• перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками);

• перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно;

• складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям;

• пальчиковый\ теневой театр.

•выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков;

•«рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев.

Активные игры со стихотворным сопровождением. Побуждают детей к творчеству. В такой форме они  запоминаются быстрее. Например, «Дождик»:

Дождик, дождик, посильней,

Машем открытыми ладошками вверх-вниз

Будет травка зеленей,

Ставим на стол открытые ладошки растопыренными пальчиками вверх.

Вырастут цветочки

На кругленьком лужочке!

Свернутые в кулачок пальцы обеих рук раскрываются, изображая распускающиеся цветы.

Игры манипуляции. Такие игры ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. Например: «Сорока-белобока» «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик – дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире» и т.п.

Пальчиковые игры на основе сказок. Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение (можно использовать готовый пальчиковый театр).

Пальчиковые кинезиологические игры

Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например: «Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим» и т.п.

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. Например: «У жирафов», «Вот маленькая мышка», «Паучок» и т.п.

УСПЕХОВ ВСЕЙ ВАШЕЙ СЕМЬЕ!