Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.
Стадии профессионального выгорания
Первая стадия: ¢ приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний; ¢ исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи; ¢ возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.
Вторая стадия: ¢ возникают недоразумения с коллегами; ¢ появляются антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия: ¢ притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру, человек становится равнодушным; ¢ безразличие ко всему.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
Во-первых: ¢ хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни). ¢ высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
Во-вторых: ¢ опыт успешного преодоления профессионального стресса; ¢ способность конструктивно меняться в напряженных условиях; ¢ высокая мобильность; ¢ открытость; ¢ общительность; ¢ самостоятельность; ¢ стремление опираться на собственные силы.
В-третьих: ¢ способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
|
Симптомы профессионального выгорания ПЕРВАЯ ГРУППА Психофизические симптомы: ¢ чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ¢ ощущение эмоционального и физического истощения; ¢ снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакция страха на опасную ситуацию); ¢ общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии); ¢ частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта; ¢ резкая потеря или резкое увеличение веса; ¢ полная или частичная бессонница; ¢ постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; ¢ одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; ¢ заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания. ВТОРАЯ ГРУППА Социально-психологические симптомы: ¢ безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); ¢ повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; ¢ частые нервные срывы (вспышки гнева, злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств);
Профилактика профессионального выгорания
¢ НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами. ¢ НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими. ¢ НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь. ¢ НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе. ¢ Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. ¢ Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений. ¢ Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе. ¢ Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
|
¢ немотивированный гнев или отказ от общения, уход в себя; ¢ постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность); ¢ чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»); ¢ чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»; ¢ общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»). ТРЕТЬЯ ГРУППА Поведенческие симптомы: ¢ ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее все труднее ; ¢ сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы); ¢ постоянно, берет работу домой, но дома ее не делает; ¢ чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; ¢ невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям, трата большей части рабочего времени на мало или неосознаваемое выполнение автоматических действий; ¢ дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности.
Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.