Игра «Стань волшебником».
– Помогите превратить:
мел – в мелкое место;
угол – в топливо;
шест – в число.
– Что получится?
После ответов учеников учитель записывает на доске: мель, уголь, шесть.
– Теперь спрячьте ь в середину слова:
Уголь – ... (угольки),
боль – … (больница).
– А теперь сформулируйте по этим подсказкам тему урока. («Буква ь в конце и в середине слова».)
– Составим план урока.
План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Русский язык
ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Ь И Ъ
Урок 108 (82).
Тема: Буква ь в конце и в середине слова.
Цель:
– развитие умений обозначать мягкость согласных с помощью буквы ь в конце и середине слова, писать и переносить
слова с буквой ь в середине слова.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Ι
. Актуализация
знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания
учебных успехов)
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать
информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в
виде схемы.
3. Выявлять сущность,
© ООО «Баласс», 2012
1II. Формулиро
вание
проблемы,
планирование
деятельности.
3 3
Словарная работа.
– Выпишите из словаря в конце учебника четыре таких слова, чтобы в них
было не менее двух мягких согласных звуков, а их мягкость на письме была
обозначена буквами гласных. Обозначьте звуки соответствующими
точками. (Берёза, рябина, сегодня, ребята...)
– Разделите эти слова на слоги.
1 3 3
Игра «Стань волшебником».
– Помогите превратить:
мел – в мелкое место;
угол – в топливо;
шест – в число.
– Что получится?
После ответов учеников учитель записывает на доске: мель, уголь,
шесть.
– Теперь спрячьте ь в середину слова:
Уголь – ... (угольки),
боль – … (больница).
– А теперь сформулируйте по этим подсказкам тему урока. («Буква ь в
конце и в середине слова».)
– Составим план урока.
План (примерный).
особенности объектов.
4. На основе анализа объектов
делать выводы.
5. Обобщать и
классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте
учебника.
7. Находить ответы на вопросы в
иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать
своё предположение на основе
работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную
и личностную рефлексию.
© ООО «Баласс», 2012
2ΙΙI. Развитие
умений –
применение
знания.
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
1 3 4 3 1 3
1. Работа по учебнику.
Упр. 187 – развивается умение находить мягкий знак в конце слова и
определять его роль.
Сделайте вывод: почему в конце слова пишется ь? (ь в конце слова
обозначает мягкость согласного.)
Упр. 188 – развивается умение находить мягкий знак в середине слова и
определять его роль.
– Что общего у слов?
– Между какими буквами он находится? (Между буквами согласных
звуков.)
– Какую роль он выполняет? (Обозначает мягкость согласного звука перед
согласным звуком.)
Сделайте вывод: где и почему пишется ь в словах? (ь в середине слова
между буквами согласных пишется для обозначения мягкости
предшествующего согласного.)
Вспоминают правило переноса слов с мягким знаком в середине слова.
(Буква ь от предшествующей буквы не отделяется: больной, польза.)
2. Работа над правилом.
Чтение правила, расположенного после упр. 188.
Беседа по правилу.
– Сколько частей в правиле?
– Назовите ключевые слова в 1й части. (Мягкость согласных, буквы и, е,
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и
понимать других.
2. Строить речевое высказывание
в соответствии с поставленными
задачами.
3. Оформлять свои мысли в
устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать
своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой
ситуацией.
3. Формируем мотивацию к
обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
© ООО «Баласс», 2012
3ю, я, ь.)
– Какие ключевые слова во 2й части? (ь пишется, орфограмма.)
– Как обозначается мягкость согласных звуков на письме?
– Могут ли гласные е, ё, ю, и, я обозначать мягкость согласных в начале
слова, после согласных, после гласных? Приведите примеры.
– Где пишется ь, если он обозначает мягкость согласного?
– С какой орфограммой ознакомились?
3. Работа с «Дидактическим материалом».
Упр. 169
группировать слова с написанием ь на конце и в середине слова.
Дополнительно: упр. 168 («Дидактический материал») – отгадывание
загадок.
Звукобуквенный анализ слова роль.
(«Дидактический материал») – развивается умение
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма
самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьейто помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
VΙ . Итог урока.
На доске написаны слова:
Жир, Пушок, крыльцо, пень, яма, лить.
– Подчеркните те слова, которые относятся к теме нашего урока.
© ООО «Баласс», 2012
4Ученик выходит, подчёркивает и объясняет.
– Как называется эта орфограмма? (Буква ь для обозначения мягкости
согласных.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее
задание.
Упр. 189.
Деятельность учеников:
– Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ь, ъ, е, ё, ю, я.
© ООО «Баласс», 2012
5