Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов; – формируем умение писать слова; – формируем умение анализировать текст. Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости соглас¬ных? (А, О, У, Ы.) – Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е.) – В чём хитрость буквы Е? (Буква Е обозначает два звука [й’е], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].) – Хотите узнать ещё одну букву? – Тогда послушайте загадку.
Иконка файла материала Obuchenie_gramote__Urok_65__17n.doc
Обучение грамоте Урок 65 (2 ч.). Тема: Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё. Цели: – формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов; – формируем умение писать слова; – формируем умение анализировать текст. Символы: 1Этапы урока Ι . Актуализация знаний Ход урока – Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости соглас­ ных? (А, О, У, Ы.)  – Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е.)  – В чём хитрость буквы  Е?  (Буква  Е  обозначает два звука  [й’е],  когда находится   в   начале   слова   или   после   гласных.   Когда   находится   после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].) – Хотите узнать ещё одну букву?  – Тогда послушайте загадку. . Постановка  ΙΙ учебной  проблемы.  Открытие  нового знания 1. Наблюдение: какие звуки обозначает буква Ё. 1  4         Ну и платье:          Сплошь иголки,          Его носят вечно... (хором) ёлки.  –  Произнесите несколько раз первый слог.  ([й’о]).  – Какие звуки слышите? – Сколько их? – Какой первый? – Дайте ему характеристику. – Какой второй? – Дайте ему характеристику. – Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’о]? (Звуки  [й’о] на письме обозначаются буквой Ё.)  – Найдите на ленте букв (на доске) букву Ё. Формирование УУД Познавательные УУД: 1) формируем умение  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение  представлять информацию в  виде схемы; 3) формируем умение  выявлять сущность,  особенности объектов; 4) формируем умение на  основе анализа объектов  делать выводы; 5) формируем умение  обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение  ориентироваться на развороте  учебника; 7) формируем умение  находить ответы на вопросы в  иллюстрации. 2– Как называется рыбка, название которой начинается с буквы Ё? – Какой предмет на кухне помогает нам отмывать посуду с узким  горлышком? – С какой новой буквой познакомились? – Что о ней узнали? – План мы сегодня ещё не составляли. А как можно назвать ту работу,  которую мы уже выполнили? (Знакомство с новой буквой.) 2. – Давайте посмотрим, хорошо ли мы узнали букву Ё. – Что больше всего на свете любит медведь? (Хором, нараспев: мёд.)  – Какие звуки слышим в этом слове?  Звук [м’] – согласный звонкий, мягкий.  Звук [о] – гласный ударный.  Звук [т] – согласный глухой, твёрдый. – Кто догадался, какая буква на письме покажет нам мягкость [м’]? – А какой гласный мы будем слышать? ([о].) – Звук [о] на письме обозначается буквой Ё и показывает мягкость  предшествующего согласного. – Что ещё мы узнали о букве Ё? – Догадались, какая тема урока? Назовите её сами. 4  4 3. Составление плана урока. План (примерный)  3  2 1. Знакомство с новой буквой. 2. Звуко­буквенный анализ слов. 3. Чтение слогов и слов. 4. Чтение предложений и текстов. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в  соответствии с  поставленными задачами; 3) формируем умение  оформлять свои мысли в  устной форме; 4) формируем умение  работать в паре. 35. Знакомство с написанием буквы Ё. 6. Письмо буквы, слогов, слов и предложений. – Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)  – Какой выберем кружок? 4. Игра «Моя Вообразилия».  – На что похожа буква Ё? (На лесенку, на грабли.)  Е и Ё – родные сёстры,  Различать сестёр непросто,  Но у буквы Ё две точки,  Словно к лесенке гвоздочки.                                           (В. Степанов.)  5. Работа в тетради для печатания на с. 35. Печатание буквы Ё. . Применение ΙΙΙ нового знания 1. Работа в «Букваре».  1  3   – Давайте откроем «Букварь» на с. 104. – Как вы думаете, почему наши схемы­«человечки» букв Е и Ё взялись за руки? (Это буквы, которые могут обозначать два звука.)  Дорисовывание схем.  У букв Е и Ё один башмачок наполовину красный, наполовину зелёный, а  другой красный; шляпки нет.  2. Работа в тетради для печатания (с. 35). Печатание слогов с буквой Ё. Наблюдение за «работой» буквы Ё. 3. Работа в прописи.   4   2 – Чем отличаются на письме буквы Е и Ё?  Регулятивные УУД: 1) формируем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника; 2) формируем умение  оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей; 3) формируем умение  прогнозировать предстоящую  41) Запись букв Е и Ё. Используем два цвета.  2) Чтение и запись слогов с Ё.  – Прочитайте слоги с буквой Ё. (ёл, ём, ёс, ён...)  – Какие звуки обозначает буква Ё в этих слогах? (Два: [й’о].) Графически отмечаем точками под буквой: зелёная и красная точки.  Обведение образца.  3) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё...  – Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]...)  – Назовите слова, в которых есть такие слоги – сё, тё, рё.  Запись слогов по образцу.  – Прочитайте слоги, заменив букву Ё на букву Е. Сравните произношение. Графически отмечаем согласный и гласный звуки в слогах.  4) Чтение и обведение слов по образцу.  Постановка   ударения,   подчёркивание   букв   ударных   и   безударных гласных.  5) Самостоятельная запись слогов Ве, Вё.  Написание слов Вера, вера.  – Что означает каждое слово? Почему эти слова читаются одинаково, а пишутся по­разному?  Составление и запись слогов по рисунку: си, ис, ны, ын и т.д. (с. 27).  – Запись слов из букв, которые написаны на шариках ёжика:  сын, мак, нитка, том, ком, сом, ласты, лиса, лоси, мина...  Физкультминутка. 4. Работа в «Букваре» (с. 104).  3   3 1)   Продолжение   наблюдения   над   словами   с   буквой  Ё.   Чтение   парами работу (составлять план); 4) формируем умение  осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции; 2) формируем мотивации к  обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение  оценивать поступки в  соответствии с определённой  5слогов и слов с буквой Ё.  – Прочитайте первый слог. – Теперь ниже слово, которое начинается с этого слога (ёл – ёлка) и т.д.  2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте. (Ёрш – ёршик.)  – Какую часть слова можно ещё выделить в слове ёршик? (Суффикс ­ик­.)  3) – Прочитайте в 1­м столбике слова парами.  – Сравните первые звуки. (Нос – нёс [н] – [н’].)  – Какие гласные слышим после этих согласных? ([о].)  – Почему разные буквы гласных в этих словах? (Буква Ё обозначает звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мягкий. Буква О обозначает   звук  [о]  и   показывает,   что   согласный   звук   перед   ней твёрдый.)  4) Лексическая работа.  ––   Что   такое  соло?  (Главная   музыкальная   партия   в   оркестре   или  исполнение   музыки   одним   лицом   с   аккомпанементом   или   без аккомпанемента.)  – Прочитайте следующий столбик про себя. Поставьте знак ударения.  –   На   что   обратили   внимание?  (Звук,   обозначенный   буквой  Ё,   всегда ударный.)  – Поэтому знак ударения над словом, где есть буква Ё, никогда не ставят.  – Сейчас я вам расскажу сказку «Почему звук, обозначенный буквой  Ё, всегда ударный».  Однажды буква  Е  убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья.   Букве  Е  стало   страшно,   и   она   спряталась   под   ель.   Ель   тоже ситуацией. Духовно­нравственное  развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного  чувства, этического сознания  и готовности совершать  позитивные поступки, в том  числе речевые; 2) гражданско­ патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия,  способности к познанию; 6закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный.  5) – Прочитайте про себя слова следующего столбика.  – В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков?  (Вёсла, дрёма.)  – Что такое дрёма? (Полусон.)  – В какую группу можно объединить другие два слова? (Имена мальчиков.)  – Как пишутся имена людей?  – Подчеркните заглавную букву.  6) Чтение однокоренных слов. (Шёл, пошёл…) Работа над лексическим значением слов.  Звуко­буквенный анализ слова шёл (см. конспект урока № 64). 7) – Что мы сейчас делали? (Читали слова. Наблюдали над их лексическим значением.)  – Что нового для себя открыли? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)  5. Работа в прописи (с. 26).  2   3   3 1) Чтение и анализ, запись слов в столбиках.  Обозначение зелёной точкой мягкости согласных перед буквой Ё. Выборочное списывание. Например, только слов с буквой Ё.  2) Письмо слов с изученными буквами под диктовку учителя (по выбору учителя). Самопроверка по образцу на доске. 3) – На с. 27 схемы­«человечки» взялись за руки. Как вы думаете, почему?    закрашивание   схем­ Характеристика   глухих   согласных   звуков, 4) воспитание здорового  образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. 7«человечков».  4) Запись слов еле, ели (с. 27).  – Что общего у этих слов? (Произношение.)  – Чем они отличаются? (Значением, написанием.)  – Запишите их. Точками снизу обозначьте звуки.  5) Запись слов ёлка, шишки (с. 27).  – У этих слов одинаковое количество букв?  – Звуков?  – Слогов?  – Где «опасные» места? – Запишите эти слова. Подчеркните ши.  – Какие ещё слова на тему «Лес» мы можем записать?  Комментированная запись слов: сосна, иголки, лес. 6. Работа в «Букваре».  3   3 Чтение слов и предложений (с. 104).  1)   Чтение   однокоренных   слов,   выделение   корня,   постановка   ударения, определение ударных и безударных гласных в корне (по аналогии с работой на предыдущем уроке): дети, детки, детские, детёныши. (Корень ­дет­.) 2) – Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных.  –  Что   придаёт   этим   словам   уменьшительно­ласкательное   значение? (Суффикс ­ёнок­.)  3) Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним.  – Прочитайте подписи под картинками. – Где изображено взрослое животное, а где детёныш?  – Как меняет суффикс ­ёнок­ смысл слова?  8–  Назовите   других   детёнышей   с  суффиксом  ­ёнок­.  (Тигрёнок,   львёнок, кенгурёнок...)  4) Чтение предложений.  – Прочитайте первое предложение.  – Что значит проворонила? (Не заметила, как он исчез.)  – Подчеркните буквы, которые много раз повторяются.  – Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи.  –   А   что   интересного   в   словах   этой   скороговорки?  (Все   слова   одно­ коренные.)  – Выделите в словах корень.  –  Прочитайте   первую   скороговорку   быстрее,   старайтесь   не   ошибаться, думайте о смысле.  – Теперь ещё быстрее.  Аналогично проводится работа с остальными скороговорками.  5) Самостоятельная работа в парах.  –  Выберите  скороговорку,  которую  хотелось  бы  произнести  перед  всем классом.   Прочитайте   её   медленно   несколько   раз,   проанализируйте   её, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее и быстрее. Расскажите друг другу в парах.  – Кто хочет выступить перед классом?  Проговаривание скороговорок. 6) – Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.) – Какие знания повторили?  – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)  97. Работа в прописи (с. 27).  2  1 1) Запись пар слов, анализ.  – Прочитайте пары слов. – Какие звуки обозначены буквами Е, Ё?  – Какие ещё слова с буквой Ё вы знаете?  Запись слов по заданию учителя (списывание с заданием). Проверка. 2) Запись слов под диктовку с комментированием: испёк, стёр, лёд, клён, плёл, пёс, плётка. Взаимопроверка. – В  кружке справа оцените свою работу: «выполнено хорошо» заштрихуйте зелёным цветом весь кружок,  «выполнено с недочётами» – сегодня заштрихуйте кружок тоже зелёным, но не весь, а  оставьте небольшую часть не закрашенной, чтобы в следующий раз, выполнив всё  правильно, закрасить целиком. 8. Работа в «Букваре» (с. 105).   1   3   3   4   7 Работа над текстом Н. Сладкова «Земля!»   5  1) Работа с текстом до чтения.  – Прочитайте название текста. – Что интересного вы заметили в названии? – Рассмотрите иллюстрацию.  – Интересно, при чём тут земля?  2) Работа с текстом во время чтения.  а) Чтение текста вслух с комментированием.  ТООУ 10Земля! Сосна была высоченная, мачтовая. (То есть такие высокие сосны обычно идут на изготовление корабельных мачт, очень высокая!)  И   на   ней,   как   на   корабельной   мачте,   было   воронье   гнездо.   Настоящее воронье гнездо на настоящей корабельной сосне. (Чему удивляется автор?)  В   гнезде   сидел   зоркий   наблюдатель   –   воронёнок,   сын   ворона.  (Почему писатель так его называет?)  Он вылупился из яйца очень рано, когда вокруг ещё лежал снег. И вот сегодня он первый раз в своей жизни увидел среди безбрежного снежного моря тёмное большое пятно – проталину. (А откуда взялось море?) Над проталиной струился пар, и она плыла и колыхалась, как далёкий мираж. (Как это проталина могла плыть, колыхаться? От солнца снег тает, проталину окружает вода, которая колышется от ветра.)  – Ко­рр! Ко­рр! – на весь лес крикнул удивлённый воронёнок. – Кор­рр! Вот так наблюдательный моряк, завидя далёкий берег, кричит радостно и громко: «Земля! Земля!»  б) Выявление первичного восприятия.  – Чему же мог удивиться воронёнок? (Предположения детей.)  в) Обобщающая беседа.  – Какие сравнения использовал автор в тексте?  –   Обратили   ли   вы   внимание,   что   через   весь   текст   автор   проводит «морские» сравнения? С чего всё началось в тексте?  – Почему автор сравнивает проталину с миражом?  (Не верится, что уже наступает весна.)  –   Почему   писатель   сравнивает   воронёнка   с   наблюдательным   моряком? (Воронёнок увидел проталину, землю, первые признаки весны, которые его очень   удивили   и   обрадовали,   как   и   моряка,   увидевшего   долгожданную 11землю.)  – Что крикнул воронёнок? Почему? (Он очень удивился увиденному.)  – С какой интонацией надо прочитать «слова» воронёнка?  3) Работа с текстом после чтения.  – Вот, оказывается, почему свой рассказ Николай Сладков назвал «Земля!» Согласны ли вы с заглавием текста? Почему?  – О чём рассказал Н. Сладков? (Как воронёнок познаёт мир.)  – Каким показал нам Н. Сладков воронёнка? (Воронёнок любознательный, наблюдательный, интересующийся жизнью птенец.)  – Что же можно сказать о писателе, который написал такой текст?  –   Итак,   мы   с   вами   прочитали   текст.   Какие   умения   мы   формировали? (Умение работать с информацией, умение владеть речью.)   Ι V. Итог – Что нового узнали?   4   4 – Какие буквы научились писать?   – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? – Какой вид работы вам понравился больше всего? – Все ли пункты плана выполнили? – С каким настроением уходите с урока? – Как бы вы сами оценили свою работу? – Отметьте своё настроение в дневнике. ТООУ V. Домашнее  задание (по  желанию) Выбрать   из   прочитанных   1–2   скороговорки   и   научиться   их   быстро произносить.  12Рекомендации по оцениванию достижений учащихся Ι . Актуализация знаний * Отметить учеников, которые правильно  анализировали слова и выделяли звук. ΙΙ . Постановка учебной проблемы Работа в прописи * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали буквы и слоги. ΙII. Развитие умения применять новое знание 1. Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые правильно читали слова и определяли лексическое значение. 2. Работа в прописи * Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова. 3. Работа в «Букваре» * Отметить учеников, которые правильно читали и проговаривали скороговорки. * Отметить учеников, которые хорошо отвечали на вопросы по тексту.  13

Посмотрите также