План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:
«Буквы -о-, -е- после шипящих и -ц- в суффиксах прилагательных»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих.
Задачи:
Образовательная: научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв.
Развивающая: развивать логическое мышление, память, внимание.
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению родного языка, к слову.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Повторение предыдущего материала.
Запись под диктовку. Взаимопроверка
(Не)извес(?)ная величина; (не)нас(?)ный день; (не)широкая, но красивая река; (не)правда; врач..м; грач..нок; полотенц..м, совсем (не)весёлое настроение; этаж..м; беч..вка; (не)большая, а интересная книга;
Учитель. Какие
правила использованы при написании этих слов?
Ученики. Правило о правописании «не» с именами прилагательными, правило о
правописании гласных букв о, ё и е после шипящих
и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах
прилагательных.
4. Изучение нового материала.
Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.
Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?
Учитель. Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня.
Тема урока: Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Заполняется на интерактивной доске.)
Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.
Учитель. Давайте
применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки
ударения и выделения морфем?
Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих
в суффиксах имён прилагательных.
(Дети формулируют.)
5. Работа с учебником.
6. Закрепление материала.
1. Выборочный диктант.
Распределите слова в колонки таблицы. По одному ученику у доски с объяснением, остальные в тетрадях.
Гласные о и е после шипящих и ц |
||
корень |
суффикс |
окончание |
|
|
|
Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.
7. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.
Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало?
8. Домашнее задание.
§ 64.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.