Тема: Буквы З и С на конце приставок
Оформление доски: слова ЗДЕСЬ
ЗДОРОВЬЕ
ЗДАНИЕ
Текст с пропущенными буквами.
Образец рассуждения
Цели:
1. Отрабатывать умение находить в словах приставки на –З и –С и писать их,
применяя правило.
2. Работать над обогащением словарного запаса обучающихся.
3. Умение работать с толковым словарём.
4. Развивать логическое мышление учащихся, память.
5. Работать над развитием речи.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания – написание сочинение о цветке по опорным словам:
распуститься, раскинуться, измениться, рассвет, расцветать, разросся
( ученики читают свои работы)
III. Учитель читает текст из рассказа писателя Гаршина:
Зелень служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг нее все было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, проникавшего ее тонкие лепестки розовым светом; в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
- Вы услышали, как писатель ярко и образно изображает цветок. Он как живой, потому что автор умело подбирает слова: «Это нежный, роскошный цветок». «Роза точно плакала». Писатель рассказывает, где рос цветок, и на этом фоне мы лучше видим его красоту. Вам надо доработать свои сочинения.
IV. Работа со словами.
-В сочинении вы использовали слова РАССВЕТ и РАСЦВЕТ.
Что вы знаете про эти слова? В чём разница между этими словами?
( Разница в лексическом значении этих слов и в их написании.
РАССВЕТ – начало утра перед восходом солнца.
РАСЦВЕТ – время появления цветков у растений.)
-Сегодня мы познакомимся с новыми словами: ЗДЕСЬ
ЗДОРОВЬЕ
ЗДАНИЕ
В этих словах нет приставки, З является частью корня.
Послушайте стихотворение, которое поможет вам запомнить эти слова:
Обрати внимание
На здесь, здоровье, здание.
З нельзя в них отделить,
Чтобы смысл не повредить.
…десь, …доровье, …дание –
Нет в них содержания.
Придумайте и запишите словосочетания с этими словами.
V. Опрос правила.
- Когда пишется –З, когда –С на конце приставок?
- Вспомним, как надо рассуждать, применяя правило: приставка стоит перед глухим согласным – пишу –С, приставка стоит перед звонким согласным – пишу –З.
VI. Словарный диктант:
Бесцельный, исчезнуть, вздумать, бесконечный, расколоть, взвиться, вскипеть, раскаяться.
VII. Работа с толковым словарём.
- Найдём в толковом словаре значение слова «раскаяться».
VIII. Синтаксический разбор предложения:
Верба за окном почки распустила.
-Объяснить написание слова «распустила».
IX. Списать текст, вставить пропущенные буквы:
Над п…лями и лес…м всё ярче, всё гор…чее светит солнышко. Пот…мнели дороги, ра…таял на р…ке лёд.
- Найти основы во втором предложении, объяснить постановку запятой.
X. Отгадайте загадки, выпишите слова с приставками на –З, -С:
1. Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке. ( Снежинка)
2. Ночью, в полдень, на рассвете,
Службу он несёт в секрете.
На тропе, на берегу,
Преграждает путь врагу. ( Пограничник)
3. В поле родился,
На заводе варился,
В воде растворился. ( Сахар)
4. К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот,
Тонна в рот земли войдёт,
Если крот раскроет тот. ( Экскаватор)
5. Кланяется, кланяется,
Придёт домой – растянется. ( Топор)
XI. Выполнение упражнения 428
-Что вы знаете про приставку –С?
( Пусть никто и никогда не забудет,
Что –З приставкой не была и не будет.)
XII. Подведение итогов урока.
- Как пишутся приставки на –З, -С?
Чтение стихотворения учеником:
Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-. через-, раз- и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
XIII. Домашнее задание: Параграф 83, упр.429
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.