Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 03.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) представлять информацию в виде схемы; 3) выявлять сущность, особенности объектов; 4) на основе анализа объектов делать выводы; 5) обобщать и классифицировать по признакам; 6) ориентироваться на развороте учебника; 7) находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) оформлять свои мысли в устной форме; 4) умение работать в паре. Личностные результаты: 1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; 3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Иконка файла материала R__yaz__Urok_2__28_nedelya+.doc

Русский язык

Урок 2.

Тема: Буквы гласных обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.

 

Цели:

развитие умения определять количество звуков и букв в слове, характеризовать звуки;

– развитие умения объяснять значение слова;

– развитие умения читать статью из толкового словаря.

 

Символы:

                    

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Выполнение заданий в «Рабочей тетради».   1  3  4   1  3

Чистописание.

– Как называется наш урок?

– Чему мы будем учиться на уроках русского языка?

– С какого упражнения мы начинали прошлый урок?

– Чем полезны упражнения в чистописании?

1. – Просмотрите образцы, данные в тетради на с. 4.

– Написание каких букв мы повторим?

– Какие зверюшки нам в этом помогут?

 

– Что напоминает вам линия на верхней строке? (Змейку.) Поймайте её конец и продолжите до конца строки, она не должна выходить за границы, а должна вписываться в строку.

2. – Поиграем в «поезд». Сначала один вагончик – буква л, затем вагончики присоединяем по одному, и получился самый длинный состав – из трёх букв л. Но в путешествие собрались и буква м, и буква я.

– Какие элементы их объединяют?

– Как соединены буквы-вагончики? (Нижнее соединение.) Напишите.

3. – Прочитайте слова. Объясните их значение.

– Написание какого слова надо запомнить? Прочитайте его по слогам.

– Запишите слова. Подчеркните те из них, в которых одинаковое количество звуков, а количество букв – разное. (Мель, мел.)

4. Самоконтроль.

– Мы повторили написание строчных букв л, м, я.

– Назовите животных. Определите, какая буква им нравится. (Крокодилу – буква л, медведю – м, змее – я.)

Крокодил, медведь, змея

Любят буквы л, м, я.

Лучшие буквы им подари –

С нужными животными соедини.

Ученики синим карандашом соединяют свою лучшую букву л с рисунком крокодила, букву м – с рисунком медведя, я – с рисунком змеи.

 Словарная работа.

1. Чтение и запись по памяти:

Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2. Обозначение ударения в каждом слове, подчёркивание безударных гласных в словах.

– Прочитайте слова, в которых все согласные звуки твёрдые.

Формулирование темы урока.

– Сколько в русском языке букв гласных?

– Запишите пары столбиком.

Учитель диктует: а  о  э  у  ы

                                 я  ё  е  ю  и

– По какому принципу разбиты буквы на две группы? (Буквы гласных, обозначающие мягкость и твёрдость согласных звуков на письме.)

– Сформулируйте тему урока.

– Составим план урока.

1. Буквы гласных звуков, обозначающие твёрдость согласных звуков.

2. Буквы гласных звуков, обозначающие мягкость согласных звуков.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

– Какой кружок обозначает эти действия?

 

 

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре.

 

 

 

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ΙΙ. Постановка учебной проблемы

  I. Работа в учебнике.  5   6   2   1

1. Упр. 6, с. 8.

После чтения слогов ставится проблемный вопрос.

– Мы знаем, что звуки – это невидимки. Но как их показать в книге, в тетради, если их нельзя увидеть, нельзя написать?

Предположения детей.

– На помощь пришли квадратные скобки. Мы как будто увидели звуки, и теперь мы можем записать слово так, как оно звучит.

Учитель показывает такую запись на доске, выполняя следующее задание упражнения.

Образец записи: [эх]эх, [ох]ох, [ах]ах, [ух]ух, [й’ух]юх, [их]их.

 

Вопросы после выполнения:

– Какой согласный звук в этих слогах?

– Дайте ему характеристику.

– Будут ли в этих слогах буквы И, Ю обозначать мягкость согласного звука?

– Почему? (Не будут, так как стоят перед буквой согласного.)

– Что нового мы для себя сейчас открыли?

– Когда нам это пригодиться?

2. Упр. 7, с. 8.

– Прочитайте слова в правом столбике.

– Как вы их понимаете?

– Где можно найти объяснение значения слова? Прочитайте на с. 9.

– Прочитайте 1-е незаконченное предложение, добавьте подходящее слово.

– Соедините линией это слово с предложением.

– Назовите согласные звуки.

– Закончите моё предложение:

«Если согласные звуки твёрдые, то после них пишутся буквы гласных... ..., а если согласные мягкие, то после них стоят буквы гласных...

Это не относится к согласным звукам [ж], [ш], [ч'], [щ'], [ц], потому что...

Есть согласные звуки, которые всегда мягкие. Это ...

Всегда твёрдые согласные звуки – это ...»

Ученики составляют все предложения.

– Рассмотрите нижнюю картинку. Что показывает учитель Карандаш львице? (Эстамп.)

– Составьте своё предложение с этим словом.

– Что нового мы узнали из упражнения 7?    4   4

 

   II.  Работа в тетради.

Запись предложений 2-го и 3-го с комментированием. Выполнение

заданий после упражнения.

 

 

ΙΙΙ. Применение  знаний

     I. Работа в тетради.  5   1

Игра «Поймай нужный звук».

Учитель читает слова с парными согласными по твёрдости-мягкости. Ученики 1-го варианта «ловят» и записывают слова с твёрдыми согласными, а ученики 2-го варианта – с мягкими согласными.

Слова для диктовки:

нос – нёс,

вёл – вол,

вил – выл,

ряд – рад,

мил – мыл,

тюк – тук.

– Обозначьте точками соответствующие звуки.

   II. Работа в учебнике (с. 9).  5   6   2   1

 Упр. 8, с. 9.

– Прочитайте слова.

– Объясните значение каждого слова.

– А теперь прочитайте статью из толкового словаря, объясняющую слово этикет.

Читают статью про себя, затем вслух.

– А какой этикет должен знать ученик?

– Какое слово помогает понять обезьянка? (Этикетка.) Зачем нужны этикетки? На каких предметах вы их видели?

– Являются ли однокоренными слова этикет и этикетка? Почему? 4

 

    III. Работа в тетради.  5      1

Ученики списывают слова этикет и этикетка. Схемы к этим словам даны на доске.

__________ /                           __________/         

      ●                                   ●  ●

Ученики подбирают соответствующие слова, обосновывают свой выбор, выполняют звуко-буквенный анализ слова. Запись в тетради:

            /

Э ти кет [эт' ик'э/т], 6 б., 6 зв.

            /

Э ти ке тка [эт' ик'э/тка], 8 б., 8 зв.

– Сколько гласных звуков в русском языке?

– А букв гласных?

– Прочитайте вывод в тетради.

– Напишите все буквы гласных.

– Что нового вы узнали?  4  4

– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

    

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог

– Что нового узнали?  4   4

– Какие буквы гласных обозначают мягкость согласных? Твёрдость согласных?

– А можно сказать так: «Гласный звук [и] мягкий, а [ы] – твёрдый»? Почему?

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

Рекомендации по оцениванию достижений учащихся

 

Ι. Актуализация знаний

* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока и хорошо отвечали на вопросы учителя.

Работа в тетради

 

* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова.

* Отметить учеников, которые аккуратно записывали буквы и предложения.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

Работа в учебнике

                   * Отметить учеников, которые  отвечали на вопросы.

ΙII. Развитие умения применять новое знание

1. Работа в учебнике

* Отметить учеников, которые правильно отвечали на вопросы по упражнениям.

2. Работа в тетради

 

* Отметить учеников, которые аккуратно, красиво и правильно выполняли упражнения.


Посмотрите также