Буллинг со стороны унижающего в младшем школьном возрасте

Буллинг со стороны унижающего в младшем школьном возрасте

Медиа
docx
02.12.2019
научная статья.docx

Буллинг со стороны унижающего в младшем школьном возрасте

Послед Ю.Ф.

Аннотация: в данной статье рассматривается буллинг со стороны унижаю

Ключевые слова: буллинг, младший школьный возраст.

В настоящее время различные проблемы, присущие младшему школьному возрасту, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила своё внимание такая проблема, как буллинг в младшем школьном возрасте, но не в рамках классического подхода к детским конфликтам, как это можно было бы ожидать, а как проблема долговременной травли «жертвы».

Так как, младший школьный возраст является периодом становления социальных стереотипов и выработки новых, является важным не допускать переход обычных детских конфликтов в затяжную форму воздействия на «жертву» как буллинг, равно как и не допускать возникновение жертвы в среде младших школьников, поскольку есть риск закрепления такой формы взаимодействия с более слабым у школьников, и переноса его в последующем в подростковый этап.

Для исследования данного феномена существует ряд сложностей теоретического характера.

Например, в теоретическом плане, пока ещё существует недостаточно наработок, объясняющих этот феномен. С точки зрения классических теорий агрессий [4], [1], конфликтов [1], возрастной психологии и педагогики [12], сложность объяснения феномена буллинга в том, что даже на уровне понятий нет четкого понимания – что есть агрессия, что есть конфликт, жертва и прочее. В каждом теоретическом подходе есть свой взгляд на проблему, но он как правило ограничен только рамками какого-то одного подхода.

За последние десятилетие во всем мире, особенно в странах постсоветского пространства, отмечается рост насильственных действий, сопряжённых с особой жесткостью, которые связаны с понятием насилия и агрессия, приводят к проявлению буллинга, изучение которого является важной и актуальной задачей в настоящее время [1, с. 6]. Наиболее разработанной остаётся тема буллинга в западной психологии (Норвегия, Швеция), такими учёными как R. J. Hazler (1996), A. R. Besag (1989), Д. А. Лэйн (1998), Д. Олвеус (1994), которыми проводятся экспериментальные исследования и разрабатываются техники профилактики и коррекции насильственного поведения, что является важным и для нас, однако белорусскими учёными проблема буллинга не исследуется. Из анализа определений «буллинга» видно, что именно «насилие» и «агрессия» являются основными детерминантами данного явления.

Ранее понятие «буллинг» считалось житейским понятием и научно не обосновывалось, но в последнее время оно стало международным термином, за которым стоит комплекс психологических, педагогических и социальных проблем. В связи с тем, что буллинг – это массовое явление, проблема остается малоисследованной и до сих пор в белорусских и российских психологических словарях нет однозначного научного определения этого термина, что является одной из важных причин продолжения изучения этого феномена [7, с. 17]. То, что понятие «буллинг» выделилось в самостоятельный термин, свидетельствует о распространенности данного явления, за которым стоит целый ряд психологических, социальных и педагогических проблем. Термин «буллинг» произошел от английского слова bully, что в переводе означает «хулиган, драчун» и обозначает физический или психологический террор, запугивание [3, с. 15].

Анализ научных источников показал, что многие исследователи часто обращаются к определению буллинга, которое первым предложил Д. Ольвеус: «Буллинг – ситуация, в которой ученик неоднократно подвергается негативным действиям со стороны одного или нескольких других учеников»[1].

Анализ научных источников показал, что большинство ученых соглашаются с тем, что буллинг проявляется не только в физической агрессии, но и в вербальной: обзывание, распространение слухов, социальное отторжение и изоляция. При этом, исследования показывают, что мальчики более склонны к физической агрессии, в то время среди девушек более распространена вербальная, утверждают Бардли и Д. Фарингтон [9]. По данным Л. МакКадена много детей считает, что если они физически не нанесли вреда другому – это не есть буллинг. Даже некоторые учителя отмечают, что разнообразные вербальные нападения не нужно считать буллингом. Так, Г. Хазлер пришел к выводу, что взрослые люди и учителя в школах, в частности, считают вербальный вид буллинга нормальным и безобидным явлением[4].

Обзор исследований по проблеме позволяет утверждать, что на сегодняшний день довольно подробно изучены степень распространенности и формы проявления буллинга, в том числе и такие его современные разновидности, как кибербуллинг. При этом результаты исследований индивидуальных характеристик участников буллинга не столь многообразны и довольно противоречивы, в то время как именно они прежде всего интересны для психолога, так как те или иные внешние признаки, особенности поведения, социальный статус и др. могут быть не только характерной чертой, но и причиной принятия учащимися тех или иных ролей в ситуации буллинга. Особый интерес представляет фигура «агрессивной жертвы», в которой сочетаются характерные признаки обидчика и жертвы, и которая одновременно может находиться в позиции нападающего и пострадавшего. Как можно заметить, именно «агрессивные жертвы» особенно активны, последовательны и жестоки в роли нападающего.

Кроме того, несмотря на широкую распространенность буллинга, существует не так уж много методов его диагностики, которые к тому же позволяют лишь обнаружить наличие и определить формы проявления буллинга в образовательном учреждении, но не дают возможности исследовать его многочисленные интери интрапсихические факторы. Таким образом, более чем тридцатилетний опыт исследований буллинга дал богатый фактический материал по большей части описательного характера: где, как, когда и в каких формах проявляется данный феномен. В то же время психологические истоки, закономерности и динамика возникновения и развития этого явления остаются до настоящего времени недостаточно изученными. И, наконец, только дальнейшие систематические исследования пси-факторов буллинга могут стать основой для разработки и эмпирической проверки эффективности как диагностических методов, так и психопрофилактических подходов к разрешению этой проблемы.

 

Литература.

1.                 Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / Под ред. А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова – М.: ЮНИТИ. – 2009. – 201 с.

2.                 Агрессия детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой. СПб.: Речь, 2004.

3.                 Возрастная психология: детство, отрочество, юность: Учебное пособие для студ. Пед. Вузов / сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: «Академия», 2006. – 624 с.

4.                 Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во ЭКСМО, 2005. – 960 с.

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)