БЫТ БРИТАНСКИХ ВОЙСК В ОКОПНОЙ ВОЙНЕ 1914 — 1918 гг.
Кочубей С. О.
БПОУ ОО «Орловский техникум путей сообщения им. В.А. Лапочкина»
Первая мировая война (1914-1918 гг.) во многих отношениях является первым опытом человечества по ведению глобальных военных конфликтов. Первые танки, первые подводные лодки, первые самолеты, первые пулеметы, первое химическое оружие ─ все эти, и многие другие военные технологии нашли свое применение на полях Первой мировой. По количеству стран, принявших участие в конфликте, Первая мировая война не могла сравниться ни с одним военным противостоянием, имевшим место до 1914 г. Глобальный конфликт разделил страны на два враждующих лагеря: Четверной союз, в состав которого входили Германская, Австро-Венгерская, Османская империи и Болгарское царство, и Антанта (франц. entente ─ соглашение), объединившая Французскую республику, Российскую и Британскую империи.
По тактике Первая мировая относится к позиционным войнам, в которых вооруженная борьба ведется на сплошных фронтах (позициях). Роль таких позиций в 1914 ─ 1918 гг. выполняли окопы с глубокоэшелонированной обороной, вследствие чего война и получила название «окопной». Причины и ход войны хорошо изучены, но осталось много неосвещенных страниц, которые представляют интерес для всех, кто понимает важность влияния военных конфликтов на ход развития цивилизации.
Моя работа посвящена исследованию быта британских пехотных войск в условиях окопной войны 1914 – 1918 гг. В первую очередь, война ─ это участвующие в ней люди, солдаты и офицеры, воюющие, чтобы отстоять интересы своей страны. Героизм воюющих проявляется не только во время атак, но и в повседневной жизни на войне, где полевые условия порой бывают бесчеловечны.
1 августа 1914 г. Германская империя объявила войну России. Британская Империя вступила в Первую мировую войну в составе военно-политического блока Антанта через 3 дня, 4 августа 1914 г. Британцы встретили известие о вступлении в войну против Германии с энтузиазмом. Английский историк Генри Крейг писал: «Это была необычайная смесь нереализованного патриотизма и романтической радости по поводу участия в великом приключении, наивного ожидания того, что тем или иным способом этот конфликт разрешит все прежние проблемы».
В Британии, России, в других странах—участницах военного конфликта велась усиленная пропаганда с целью придать войне ореол романтики, убедить обывателей в том, что их братья, сыновья и мужья обеспечены всем необходимым для нормального быта в полевых условиях. К сожалению, все было не так. Были ранения, голод, антисанитария, эпидемии и «окопные» болезни, разрушавшие представления о героическом ведении войны.
К концу 1914 г. расчеты сторон на быстрое завершение борьбы совершенно не оправдались: для решающего удара сил не хватало ни у Германии и Австро-Венгрии, ни у Антанты. К началу 1915 г. британское командование столкнулось с ситуацией, которую не предусматривали довоенные планы — баланс сил противников пришел в равновесие, и война приняла затяжной характер. Страны перешли к позиционной войне, долгой, изматывающей и требующей мобилизации всех ресурсов, как человеческих, так и экономических. Развитие тяжелой артиллерии привело к тому, что войска в буквальном смысле были вынуждены закопаться в землю: десятки тысяч километров окопов протянулись по Европе, солдаты искали способы согреться, подкормиться, а в минуты тишины отдохнуть и написать письма домой.
Окопная война в упрощенном понимании представляет собой системы окопов, расположенных напротив друг друга, и пространство между ними, именуемое «нейтральная полоса». Такое пространство британцы называли “no man’s land”, то есть «ничейная земля». Вот так траншеи выглядели сверху. Слева позиции британских войск, справа немецкие позиции. Это аэрофотосъёмка 1917 года. Окопы были длинными и извилистыми. Изломанными они были по двум причинам: во-первых, чтобы погибало меньше солдат в случае попадания гранаты или снаряда, и, во-вторых, чтобы противник не мог установить пулемет в окопе и простреливать всю траншею.
Стены окопов обшивали деревянными бревнами, на дно траншей стелили доски и по ним прокладывали рельсы. По рельсам ходили вагонетки, доставлявшие боеприпасы и продовольствие. Окопы располагались линиями и сообщались между собой. В случае атаки противнику приходилось захватывать одну линию за другой, а солдаты имели возможность отойти на вторую, третью и последующие линии и продолжать нести оборону.
Для борьбы с сыростью в окопах активно использовали насосы, откачивавшие воду (правда, до тех пор, пока осколки или пули не выводил их из строя). После атак противника под ногами солдат оставалось много мертвых тел, которые в минуты затишья собирали и отвозили в тыл санитарные команды.
За линиями окопов размещалась артиллерия. По свидетельству очевидцев, артиллерийские обстрелы производились не только перед наступлением — звуки выстрелов раздавались постоянно. Артиллерийские команды пристреливались, чтобы с началом наступления вести прицельный огонь. Для защиты от осколков снарядов и шрапнели появилось еще одно нововведение окопной войны — каски, которые стали обязательной частью экипировки солдат.
Вопреки распространённому мнению, солдаты не находились в окопах постоянно. Британское командование понимало, что человеческие силы имеют предел, и старалось менять части на позициях каждые несколько дней. В самих окопах имелись блиндажи, то есть выемка в земле с покрытыми бревнами и досками стенами. Блиндажи имели только один вход со стороны окопа и предназначались для защиты от артобстрелов, отдыха солдат, хранения продовольствия и боеприпасов. Также в блиндажах располагались наблюдательные и командные пункты, санитарные точки и многое другое. Имелись жилые блиндажи, в которых и хранились продовольственные припасы. С усовершенствованием тяжелой артиллерии и ростом мощности снарядов появилась необходимость строить жилые блиндажи глубоко под землей, углубляясь до 10—20 метров.
Поскольку артиллерия часто оказывалась бесполезной в связи с углублением блиндажей, Германия пошла на беспрецедентный шаг — применение газа летального характера. До этого Германия уже применяла химические вещества раздражающего, но не смертельного действия — в конце января 2015 г. немецкие войска применили слезоточивый газ против России в битве при Болимове. 22 апреля 1915 г. на реке Ипр впервые в истории человечества было использовано химическое оружие массового поражения. Дождавшись направления ветра в сторону британских и французских позиций, немцы распылили 168 тонн хлора. Газ достиг окопов и, будучи тяжелее воздуха, опустился в блиндажи, отравляя всех находившихся в них солдат. После битвы у Ипра отравляющие газы были применены Германией ещё несколько раз, в том числе при защите русской крепости Осовец 6 августа 1915 г. Против русской армии действие газов, однако, не оказалось достаточно эффективным: несмотря на серьёзные потери, русская армия отбросила немцев от Осовца. Контратака русских войск была названа европейскими историками «атакой мертвецов»: по словам многих историков и свидетелей того сражения, русские солдаты одним только своим внешним видом (многие были изуродованы после обстрела химическими снарядами) повергли в шок и тотальную панику германских солдат. Для защиты от газовых атак вскоре были разработаны противогазы, что значительно снизило потери от химического оружия (на фотографии русские солдаты в противогазах на Западном фронте). Британцы были возмущены применением отравляющего газа на Ипре — солдаты умирали в мучениях, оставшиеся в живых становились инвалидами. Командование британских войск назвало использование Германией химических веществ трусостью. Приведу слова британского командующего генерал—лейтенанта Фергюсона: «Однако если британцы хотят выиграть эту войну, они должны уничтожать врага, и если он действует нечестно, то отчего нам не воспользоваться его способом». Итак, Первая мировая война добавила еще одну смертельную военную технологию в копилку своих «достижений».
Миллионы крыс заражали траншеи, а некоторые вырастали до размеров кошек. Великий французский писатель Эрих-Мария Ремарк участвовал в окопной войне и впоследствии написал книгу «На западном фронте без перемен», повествующую о событиях того периода. В своей книге Ремарк описывает, как он и его товарищи боролись с крысами: они клали кусочки еды и в полной темноте ждали, когда начнется шевеление, а затем били полчища сбежавшихся крыс лопатами. Также была большая проблема со вшами, которые ежедневно мучили солдат.
Еще одна "спутница" солдатского быта — так называемая "Волынская" или "Окопная лихорадка", впервые появившаяся в окопах на Волыни в 1915 году, но мучившая солдат и на Западном фронте (в частности, этой болезнью переболел автор "Властелина колец" Джон Толкиен). Как и тиф, окопную лихорадку разносили вши. И хотя солдаты от нее не умирали, но мучились до двух месяцев от тяжелых болей по всему телу, включая глазные яблоки.
Британские войска плохо питались, а иногда и голодали, так же, как и войска союзников — русские и французские солдаты. Дело в том, что продовольствие для британской армии доставлялось по морю, а немецкие подводные лодки и крейсеры активно действовали в Северном море и проливе Ла-Манш.
В общей сложности за годы войны англичане сумели переправить своим частям, сражающимся на Западном фронте, более 3,2 млн тонн продовольствия, но его, несмотря на поражающую воображение цифру, катастрофически не хватало. Из-за нехватки муки британцы начали использовать добавки из брюквы и репы при выпечке хлеба. Нередко в пищу шло мясо убитых на поле боя лошадей, а прославленный английский чай имел "вкус овощей". Для того, чтобы снизить заболеваемость, солдатам давали ежедневную порцию сока из лимона или лайма, а в гороховый суп добавляли растущую вблизи фронта крапиву и другие полусъедобные сорняки.
Большинство солдат на Западном и Восточном фронтах ненавидели каждую минуту мучений, вызванных столкновением великих держав. Солдат будили в разное время, чтобы они выполняли одну из своих повседневных обязанностей или для сражения. Во время своего отдыха они писали письма домой и иногда играли в настольные игры. Британец Гарри Пэтч — последний ветеран Первой мировой, умерший в 2009 году в возрасте 111 лет, так вспоминал тяготы окопной жизни: "Однажды нас побаловали сливовым и яблочным повидлом к чаю, но галеты к нему были "собачьи". Печенье было так тяжело на вкус, что мы выкинули его. И тут неизвестно откуда прибежали две собаки, чьих владельцев убили снаряды, начали грызться за наше печенье. Они сражались не на жизнь, а на смерть. Я подумал про себя: "Ну, я не знаю... Вот двое животных, они сражаются за свою жизнь. А мы, две высоко цивилизованные нации. За что мы боремся здесь?"
Создание идеальных инженерных сооружений, какими по сути являются окопы, можно считать военным искусством, предназначенным для длительной защиты территорий. Битва при Пашендейле, или 3-я битва при Ипре, является наглядной иллюстрацией термина «окопная война». Сражение велось между союзными войсками под британским командованием и германской армией с 31 июля по 10 ноября 1917 г. За 4 месяца сражений убитым и ранеными полегло более 1 миллиона человек, в то время как максимальное продвижение войск составило всего 8 км. В британской истории битва при Пашендейле стала символом нечеловеческих страданий солдат в ужасных условиях окопной войны. Битва велась в болотистой местности, к тому же лето 1917 г. выдалось дождливым и холодным. Солдаты буквально утопали в грязи Пашендейла. Британия выиграла эту битву ценой жизни своих солдат.
В Британии помнят окопную войну 1914 — 1918 гг., унесшую жизнь более 1 миллиона человек, не считая потерь среди гражданского населения, пропавших без вести и умерших от ран в последующие годы. Британские солдаты, выжившие и вернувшиеся домой, навсегда стали «потерянным поколением». В течении нескольких лет после окончания войны были заложены сотни мемориалов и памятников, которые до настоящего времени находятся на попечении Комиссии по уходу за военными захоронениями Великобритании и Стран Содружества. В день окончания войны, 11 ноября, в Великобритании и других странах Содружества широко отмечается День памяти погибшим в первую мировую войну, или День поминовения. Красный мак, как символ праздника, ассоциируется с цветами мака на полях самых жестоких и кровопролитных для британских войск сражений Первой мировой войны. Образ красных маков, залитых кровью британских солдат, взят из стихотворения военно-полевого хирурга, участника Первой мировой войны Джона Маккрея «На полях Фландрии».
В своей работе я исследовал некоторые малоизвестные факты о быте британских пехотных войск в окопной войне 1914 — 1918 гг. Следует отметить, что все перечисленные факты могут быть отнесены к любой из армий союзников. Полевые условия жизни британских солдат практически не отличались от условий существования солдат русской армии в окопах. Любая война бесчеловечна, и способ ведения войны не меняет ее суть.
Первая мировая война перекроила политическую карту мира, разрушив несколько империй: Германскую, Австро-Венгерскую, Османскую и Российскую. России еще предстояло пережить много потрясений, последовавшая Гражданская война затмила память о героях Первой мировой. Но историческая справедливость восстанавливается — в декабре 2012 года Президент России утвердил поправку в Федеральный закон России «О днях воинской славы и памятных датах России», вступившую в силу с 1 января 2013 года, согласно которой 1 августа объявляется Днём памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914—1918 годов.
Список использованных источников
1. https://pikabu.ru/story/okopnaya_voyna_pervaya_mirovaya_kak_yeto_byilo_3410948
2. http://rusplt.ru/ww1/history/vyijit-i-ostatsya-chelov..
3. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.