Разработка урока по истории России 6 класс
Урок 9: Быт и нравы Древней Руси
Цель урока: сформировать представления о быте и нравах древних славян.
Задачи:
1. Познакомить с внешним видом, жилищем, повседневной жизнью, военным делом.
2. Продолжать развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, отвечать на поставленные вопросы.
3. Способствовать воспитанию чувства гордости и восхищения предками, показать значение труда и знаний в жизни людей
Оборудование урока: учебник §8, компьютер, интерактивная доска.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотива-ционно-целевой |
Проверка домашнего задания методом «чистой доски». Ребята, представьте свою комнату. Что вы видите? Хотелось ли вам узнать, в каких условиях, как жили наши предки? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Что такое быт и нравы?
|
- Выполняют задание.
- Отвечают на вопрос учителя.
- Тема «Быт и нравы Древней Руси». - Быт - повседневная жизнь. - Нравы - обычаи, уклады общественной жизни. |
Ориенти-ровочный |
Какие составляющие мы должны изучить? Проблемный вопрос: Чем отличалась жизнь знати от ремесленников и крестьян? (слайд 2). Чтобы ответить на этот вопрос в ходе урока заполним таблицу. |
- Повседневная жизнь общества, одежда, жилище, военное дело. |
Поисково-исследо-вательский
и
практи-ческий |
Посмотрите на изображения (слайд 3), чем занимались люди в сельской местности? В деревне были распространены большие семьи. Старший из мужчин являлся главой семьи. Он распоряжался имуществом и судьбой каждого члена семьи. Это касалось даже браков детей. В крестьянских семьях рано вступали в брак (с 12 лет). Воспитание детей было трудовым. С ранних лет их приучали работать. Часть населения проживала в городах. Как вы думаете, кто жил в городах? Предположите чем они занимались (слайд 4)?
Чем торговали в торжках?
А что вывозили купцы?
Дети до года находились на руках кормилицы, до 5 лет на попечении нянек. Мальчиков учили грамоте с 5 лет и воспитывали сообразно будущей службе. Развлечения знати были охота и богатые дружинные пиры. А для простого народа устраивались турниры, скачки, игрища. Военное дело. Большое место в жизни занимали военные дела. Как звали профессиональных воинов в древней Руси? Посмотрите на слайд 5, как были вооружены воины? На чем они передвигались Во время больших военных походов созывалось народное ополчение. Его члены – вои. Как они были вооружены? Жилища (слайд 6). Сообщение учащихся: - Жилище в городах. - Жилища в деревне. Чем отличаются городские дома от деревенских? Одежда. Взгляните на одежду простолюдинов и знати (слайд 7). Из чего состоит женская и мужская одежда крестьян и знати?
Проверка таблицы (слайд 8) |
- Занимались охотой, земледелием, скотоводством, бортничеством, рыболовством, изготовлением домашней утвари, ткачеством, шитьем, прядением, в свободное время слушали сказки.
- Князь, дружина, купцы, ремесленники и т.д.
- Занимались ремеслом, торговлей, строительством, огородничеством, бортничеством, скотоводством, охотой. - Посудой, гончарные изделия (кувшины, чаши), украшения, меха. Иноземные купцы торговали драгоценными тканями, оружием, пряностями, винами. - Воск, меха, мед, шкуры. Сало, канаты и т.д.
- Дружинники. Вооружены мечами, копьями. Саблями, щитами, кольчугами, шлемами и т.д. - На конях, ладьях.
- Лук, колчан со стрелами, нож, копье, боевой топор, щиты.
- Знатные жили в хоромах. В простолюдины – в срубах и полуземлянках. - Одежда простолюдинов: мужской костюм – рубаха, порты, пояс, шапка из войлока, онучи, лапти; женский костюм – рубаха, сарафан, понева, на голове кички, лапти. Одежда из грубого материала. Одежда знати: мужской костюм – рубаха, порты, кожаные сапоги, плащ; женский костюм – рубаха, понева, отороченный драгоценным мехом бархатный плащ, обувь из сафьяна, пояс, кокошник в торжественных случаях. Одежда из дорогого материала. |
Рефлек-сивно-оценоч-ный |
Чтобы закрепить материал, выполним задание. Нужно выбрать верное утверждение (слайд 9). При нажатии неверного утверждения строка исчезает. Понравилась ли вам сегодняшняя работа? Все ли у вас получилось? Какие задания вызывали у вас затруднения? |
- Выполняют задание.
- Делятся впечатлениями. |
Домашняя работа: § 8 учебника, повторить главу 1.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.