Бытовая сказка
Цели: познакомить с бытовой сказкой; учить отличать её от волшебной сказки.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
– Какую сказку вы прочитали дома? Почему бытовую сказку можно назвать новеллистической сказкой?
Дети пересказывают сказки и доказывают (пытаются), что сказка действительно бытовая.
Учитель. Бытовую сказку еще называют социально-бытовой, сатирической или новеллистической – от слова «новелла». Появилась она гораздо позднее волшебной, и говорится в ней о жизни и представлениях русского крестьянина XVIII–XIX столетий, хотя некоторые ее сюжеты тоже пришли из очень давних времен.
Новеллистическая сказка точно передает быт, обстоятельства народной жизни. Но не надо думать, что она прямолинейно, как зеркало, отражает эту жизнь. Правда здесь соседствует, как и должно быть в сказке, с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может.
– Кто читал сказку «Барин – кузнец»?
– Какая это сказка?
– Правильно, это сказка социально-бытовая.
– Перескажите эту сказку.
Учитель. Позавидовал барин кузнецу, решил завести сам кузницу, чтобы быстро разбогатеть, и стал кузнечить. Но ничего из этого не вышло: не умел барин трудиться! И избил его мужик, заказавший шины для телеги.
В сказках бытовых высмеиваются не только баре, но и их близкие, чаще всего барыня. Сколько издевки над барами звучит, например, в сказке «Свинья – сестра»! Барыня решила посмеяться над мужиком и по его просьбе отправила на свадьбу свинью, которая, по словам хитрого мужика, была сестрой его жены. Она нарядила ее в дорогую шубу, посадила в повозку да впридачу отдала мужику еще и поросят. Но даже не это самое удивительное в сказке! Барин, узнав об обмане, бросается на коне в погоню за мужиком и, тоже одураченный, пешком возвращается домой. Сказка заканчивается так: «А мужичок приехал домой на трех лошадях, и сто рублей у него в кармане! Стал он помаленьку жить да поживать, землю обрабатывать, поле засевать да обильный урожай получать. Нужды с тех пор и не видывал».
Сказка своим содержанием утверждала: кто работает, тот и должен обладать богатством. Интересно, что мужик, разбогатев, не перестал трудиться: сказка не представляет своего героя вне трудовой деятельности.
Осмеянию в социально-бытовых сказках, как и в сказках «Ерш Ершович», Ворона – карабута», подверглось судопроизводство средневековой Руси и даже сам царь. Неразумность, несправедливость решений суда народ объяснял глупостью судей, взяточничеством, но в сказках он как бы восстанавливает справедливость.
Сказка с уважением относится к хорошим умелым работникам, высмеивает неумех, лодырей. Наши предки-земледельцы работали очень много и тяжело: сжигали, потом корчевали лес. И людям хотелось получить помощь, облегчение в труде, жить без нужды. Вот и придумали они разные чудесные вещи вроде топора-саморуба, скатерти-самобранки. Фантазия вела и дальше: хотелось летать – придумали ковер-самолет. Нынешние технические чудеса во многом превзошли сказочные. Но это не значит, что сказка устарела. Ведь человек не перестал мечтать.
Рубит мужик-трудяга дрова в лесу, в сильный мороз, и так ему от работы стало жарко, что он кафтан свой драный на пенек бросил. Но в бытовой сказке почти никогда без обмана не обходится. Сказал мужик барину, что кафтан волшебный, потому ему и тепло – греет даже на расстоянии. Тот и купил кафтан за большие деньги. Да не помогло ему – замерз барин по дороге.
– А почему замерз барин по дороге в «волшебном» кафтане?
В бытовой сказке (недаром ее еще называют и плутовской) вполне допустима кража – мужик, какой-нибудь Климка-вороватый, украл барского коня, простыни с постели, а то и саму барыню.
– Как вы думаете, какой самый любимый герой бытовой сказки?
– Правильно, солдат.
Ловкий, находчивый и в слове и в деле, смелый, все знающий, все умеющий, веселый, неунывающий, чертей погоняющий, обыгрывающий их в карты.
Солдат обычно возвращается после двадцатипятилетней службы (поэтому в сказках он всегда старый).
– Какую вы сказку можете рассказать о солдате?
– Я вам напомню, а вы доскажите эту сказку.
– По дороге домой с солдатом приключаются удивительные истории. Он проучил попа, который вздумал ухаживать за женой мужика. Заставил богатую старуху или скупердяя хозяина как следует угостить себя – он варит вкусный суп из топора, дознается, где спрятан жареный гусь Гаган Гаганыч или петух Куриханыч. А как он байки сочиняет и рассказывает! Заслушается собеседник так, что уже и не понимает, кто он, где находится – заморочен совсем. Солдат может и притвориться выходцем с того света, ангелом, посланником Божьим.
– Как звать тебя? – спрашивает солдат глупого хозяина.
– Хаврыла!
– Фу, какое плохое имя! – говорит солдат. – За пять рублей могу перекрестить тебя! И перекрестил: «Будешь теперь Гаврюша…»
Неудачи преследуют всех в сказке, кто в реальной жизни господствовал над народом, обирал его, обижал. Мужик берет верх над барином, работник – над попом, солдат – над генералом. А младший, обиженный в семье, – над самодурами-стариками. Начало сказки соответствует действительному, несправедливому положению дел, а конец обязательно разрушает эту несправедливость. Так выражает себя твердая уверенность народа в торжестве правды.
– А как начинается бытовая сказка?
Если волшебная сказка имеет более или менее определенную форму – свои зачины, концовки, формулы (общие места), то бытовая может начинаться как угодно: «Было два брата…», «Заспорились раз барин с мужиком…» Редко тут встречаются постоянные эпитеты, троекратные повторы и другие художественные приемы, характерные для волшебной сказки.
Рефлексия.
– Как называют бытовую сказку?
– Когда появилась бытовая сказка?
– Кто в бытовой сказке противопоставляется?
– К кому бытовая сказка относится с уважением? Какой человеческий порок допустим в бытовой сказке?
– Назовите любимого героя бытовой сказки? Какой он обычно в сказке?
– Чем характерна волшебная сказка? А что характерно для бытовой?
В о п р о с н а з а с ы п к у.
– Как вы объясните значение слова талант? Как объясняет это слово словарь литературоведческих терминов?
Читает ученик.
Талант (от греческого talanton – труд) – природная одаренность человека, выдающиеся способности, проявляемые им в той или иной области человеческой деятельности ( в науке, искусстве, политике, военном деле и т. д.).
Одной из важнейших особенностей таланта является сила воображения.
Талант может развиваться только в определенных благоприятных социально-экономических условиях. Для роста и совершенствования таланта необходимы постоянный труд, усилия со стороны человека, одаренного талантом. В противном случае талант может и не проявить себя в полной мере, а то и вовсе заглохнуть. Чрезвычайно важна также направленность таланта.
Домашнее задание. Проверим наши таланты: сочините дома сказку про зверей, тем более, что на следующем уроке у нас тема «Сказки о животных». Освежите свою память, почитайте сказки о животных. Постарайтесь рассказать сказку, которую вы запомнили, будучи маленькими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.