МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
« БЕЙСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ »
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УВР Директор школы
____________/_______/ ____________ /________/
Приказ от ………г. № ……
Общешкольный проект
«Чапсых чорых»
(Увлекательное путешествие)
Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию
обучающихся 1-9 класс
Составители проекта:
учитель хакасского языка:
Чепсаракова В. А.
учитель начальных классов:
Русановская Н. В.
воспитатель:
Петенёва Л.И.
c.Бея
_______г.
Актуальность проекта:
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду, к школе. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д. С. Лихачёв)
Проблема этнокультурного воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является очень актуальной. Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине в дальнейшем послужит фундаментом для развития целостной, гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества.
Источником для написания работы послужил материал проекта «Фестиваль дружбы народов», «Айланыс», в которых были собраны материалы педагогами и ребятами нашей школы по изучению традиций, духовных и нравственных ценностей хакасского народа, их самобытной культуре. Многие молодые люди не знают сегодня традицию и историю семьи, народа и своим проектом мы продолжим знакомить детей с традициями, праздниками, поэзией, сказками, рассказами хакасского народа. Проект художественно-эстетическому развитию под названием «Чапсых чорых» поможет нам реализовать задуманное, чтобы в будущем люди не забывали о традициях своих предков, и мы с гордостью могли бы сказать своим детям: «Это культура нашего народа и мы хотим, чтобы вы знали о ней».
Цель: расширить у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья представления о традициях, духовных и нравственных ценностях хакасского народа, их самобытной культуре.
Задачи:
1.Обеспечить дополнительные возможности для приобщения обучающих к декоративно-прикладному творчеству по изготовлению национальных сувениров.
2. Развивать творческие способности, умения и навыки через театрализацию, декоративно-прикладное творчество, проведение мероприятий.
3. Изучать особенности традиций,
этнической культуры и истории Хакасии, воспитывать у обучающихся интерес к
своим корням, опыту и наследию своего рода (предков), народа.
Целевая группа: обучающие 1-9 классов, участвуют в разных видах деятельности (познавательной, игровой, практической).
Партнёры проекта: воспитатели, учитель хакасского языка, классные руководители, педагоги дополнительного образования (ЦДТ), учителя технологии, учитель ритмики и музыки.
Сроки реализации: сентябрь ____г. – май ____г.
Показатели успешности реализации проекта:
В ходе реализации данного проекта предполагается:
- познакомить детей с народными праздниками, промыслами, предметами быта, поэзией, сказками, рассказами хакасского народа;
- разучить музыкальную сказку на хакасском языке, хакасский танец в виде флешмоб;
- просмотреть видеозаписи группы «Айланыс»;
- прочитать детям хакасские народные сказки;
- выполнить
творческие работы: изготовление сувениров (учителя технологии), иллюстрации
(классные руководители, воспитатели), пластилинопластика, композиции из
шерстяных ниток к хакасским сказкам (кружок ЦДТ, воспитатели), изготовление
кукол для демонстрации хакасской сказки «Сын алыпа-богатыря» и др.;
- сделать презентацию знакомство с хакасскими сказками;
- провести праздники: «День хакасского языка», «Хуртуях ай», «Международный день родных языков», «Чыл пазы».
- проведение недели хакасского языка.
Обеспечение проекта:
Научно - методическое: подбор необходимой литературы, сценариев, конспектов, иллюстраций, фотографий по теме проекта;
Материально - техническое: компьютер, видеокамера, Интернет-ресурсы, музыкальный центр, телевизор;
Наглядно-дидактическое: презентации, видео журналы, предметы быта, фотографии, иллюстрации;
Методы, средства, формы проекта:
- беседы, объяснения;
- тематические развлечения;
- продуктивные виды деятельности.
Этапы проекта:
Организационный: сентябрь – октябрь.
- выбор темы, подбор методической литературы.
Реализация проекта: ноябрь – май
- изготовление фотографий, выставки декоративно-прикладного творчества;
- разработка сценариев, презентаций;
- освоение запланированного материала;
- проведение праздников и мероприятий по проекту.
Предполагаемый результат:
- у обучающихся развивается познавательный интерес к истории родного края;
- сформируется представление о культурных традициях;
- выработается уважительное отношение к людям старшего поколения и потребность о них заботиться;
- обучающиеся и педагогический коллектив активно вовлечены в совместную познавательно - творческую деятельность, имеют более широкое представление о национальных ценностях хакасского народа;
- педагоги тесно сотрудничают с педагогами ЦДТ, проявляют больший интерес к деятельности обучающихся, обогащают образовательную предметно-пространственную среду, занимаются разработкой собственных проектов.
Календарно-тематическое планирование
проекта
«Чапсых чорых»
№ |
Мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные |
1. |
День хакасского языка |
|
Учитель хакасского языка. |
2. |
Презентация проекта «Чапсых чорых» |
|
Руководители проекта |
3. |
Праздник почитания пожилых людей «Хуртуях ай» |
Октябрь |
Учитель ритмики Учитель хакасского языка |
4. |
Работа кружков декоративно- прикладного искусства |
В течение года |
Руководители кружков Педагоги ЦДТ |
5. |
Конкурс рисунков по прочитанным хакасским сказкам |
|
Кл. руководители Воспитатели |
6. |
Подготовка и инсценировка хакасских сказок по выбору |
Ноябрь-декабрь |
Кл. руководители Воспитатели |
7. |
Анкетирование по хакасским сказкам |
Декабрь |
Кл. руководители 5-9 кл. |
8. |
Изготовление композиций к хакасским сказкам: аппликации, пластилинопластика, шерстяные нитки, вышивка, природного материала и др. |
Декабрь-апрель |
Кл. руководители Воспитатели Руководители кружков |
9. |
Изготовление кукол для демонстрации хакасской сказки «Сын алыпа-богатыря» |
Январь |
Кл. руководители 8-9 кл. |
10. |
Неделя хакасского языка |
Февраль |
Учитель хакасского языка |
11. |
Просмотр видеозаписи группы «Айланыс» |
Февраль |
Учитель хакасского языка. |
12. |
«Международный день родных языков» Инсценировка сказки «Сын |
|
Учитель ритмики Учитель хакасского языка Руководители проекта |
13. |
Проведение обрядового праздника «Чыл пазы»: флешмоб, инсценировка сказки «Репка» на хакасском языке |
Март |
Учитель ритмики Учитель хакасского языка. Руководители проекта |
14. |
Мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству |
Апрель |
Кл. руководители Воспитатели |
15. |
Создание фотоальбома |
Май |
Руководители проекта |
16. |
Выставка декоративно – прикладного искусства по изготовлению сувениров |
Май |
Кл. руководители Воспитатели Руководители кружков Руководители проекта |
Литература:
1.Писатели и художники Хакасии /А.С.Кызласов, В.Н. Тугужекова/Хакасское книжное издательство. Абакан.1997г.
2.Писатели Хакасии/Библиографический справочник/Абакан. 2000г.
3.Союз писателей республики Хакасия
/http://hakasiya19.ru/publ/narodnoe_tvorchestvo/pisateli_khakasii_s/66-1-0-465
4.Национальная библиотека им. Н.Г. Доможакова; http://www.nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz26.asp
5..Сборник Хакасских народных сказок. Перевод Б. И. Балтера, Хакиздат, г. Абакан.
11.02.2008
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.