Министерство
образования и науки РФ
Полное наименование учреждения с указанием муниципалитета и субъекта Российской
Федерации
Принята
решением педагогического совета |
«Утверждаю» |
Согласовано заместитель
директора по воспитательной работе |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной
деятельности
краткое наименование учреждения
«Квест по цифровой грамотности «Сетевичок»»
для 1-11 классов
2017/2018 учебный год
Ф.И.О.
руководителя проекта: _____________.
Должность:_____________.
НАЗВАНИЕ НАСЕЛЕННОГО ПУНКТА
2017
1.Пояснительная записка
Характерной чертой современного общества является его информатизация – активная разработка и внедрение во все сферы человеческой деятельности информационных технологий и средств.
Информация и информационные ресурсы становятся одним из решающих факторов развития личности, общества и государства.
Широкие возможности информационных технологий позволяют автоматизировать многие сферы жизнедеятельности человека и общества, получать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию об этих процессах практически с любой требуемой скоростью и в любом количестве.
Однако, вместе с тем сегодня у определенных субъектов возникает стремление единолично обладать информационными ресурсами, средствами и технологиями и использовать их для удовлетворения своих интересов, противодействия интересам, нарушения чужих прав и манипуляций. Информация и информационные технологии при этом начинают выступать в качестве объектов угроз, что порождает проблему информационной безопасности.
Именно данные аспекты были отмечены в Доктрине информационной безопасности России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. №646, и работа с молодежью и формирование информационной и цифровой культуры отмечены в Доктрине в качестве одних из важнейших задач государственной политики в данной сфере.
Программа внеурочной деятельности «Квест по цифровой грамотности «Сетевичок»» (далее-программа) реализует социальное направление внеурочной деятельности.
Цель программы – создание условий для формирования у учащихся цифровой культуры личности с необходимыми навыками и присущими ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения для обеспечения безопасной и развивающей жизнедеятельности учащегося в сети «Интернет».
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
· Формирование у учащихся цифровой и информационной культуры;
· Воспитание у учащихся нравственности и культуры взаимоотношения с людьми на основе общечеловеческих ценностей в сети «Интернет»;
· Утверждение в сознании и чувствах учащихся правильных моделей поведения, ценностей, взглядов и убеждений для успешной жизнедеятельности учащегося в сети «Интернет»;
· Углубление знаний учебных дисциплин «Информатика», «ОБЖ» и «Обществознание» в процессе обучения в рамках программы;
· Интеллектуальное развитие учащихся, формирование творческих и прикладных качеств мышления;
· Развитие интереса к различным сферам информационных технологий;
· Совершенствование навыков самообразования, всестороннего развития и социализации;
· Обучение поиску и отбору информации, её интерпретации и применимости;
· Развитие логического мышления, умений обобщения и конкретизации, анализа и синтеза;
· Воспитание умения трудиться, самостоятельности, ответственности и творческого отношения к учёбе;
Обучающие:
· Сформировать систему знаний в сфере обществознания, информационных технологий и основ безопасности жизнедеятельности;
· Обучить элементам системного мышления использовать инструменты активизации мышления;
· Отработка навыков и умений для безопасного и полезного использования информационных технологий: сравнение информации, критический анализ, выделение главных мыслей и грамотное изложение, а также восприятия и усвоения информации из сети «Интернет».
Развивающие:
· Развить интеллектуальные и социальные способности обучающихся;
· Развить навыки сетевого общения и коммуникации в сети «Интернет», поиска и работы с информацией, обеспечения безопасности цифровых устройств и аккаунтов и осуществления сетевых покупок;
· Развить деловые и гражданские качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность и аккуратность;
· Сформировать потребности в самопознании и саморазвитии.
Воспитательные:
· Воспитать культуру общения и поведения в сетевом пространстве;
· Воспитать целеустремлённость личности;
· Воспитать толерантную и культурную личность;
· Воспитать правильный образ гражданина.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
· Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
· Проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
· Проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
· Нахождение с сверстниками общего языка и общих интересов;
· Осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
· Развитие критического и творческого мышления;
· Развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;
· Формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;
· Формирование заинтересованности в личном успехе;
· Формирование лидерских качеств.
Метапредметные результаты:
· Характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
· Обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
· Организация самостоятельной образовательной деятельности с учётом требовании организации места занятий;
· Анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
· Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
· Владение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;
· Формулирование собственного мнения и позиции в вопросе выбора своего профессионального пути и развития.
Предметные результаты:
По окончании программы учащийся должен знать:
· Методы и механизмы обеспечения собственной информационной безопасности;
· Моральные нормы и правила поведения в сети «Интернет»;
· Этические нормы взаимоотношений в информационном обществе.
По окончании программы учащийся должен уметь:
· Анализировать достоверность сетевой информации и умение использовать полученную в сети «Интернет» информацию;
· Оценивать и анализировать свои и чужие поступки и действия в сети «Интернет»;
· Работать с возможностями, функционалом и рисками в сети «Интернет»;
· Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач.
По окончании программы учащийся получит возможность научится:
· Высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека, лиц и организаций в сети «Интернет»;
· Оценивать свои поступки, соотнося их с правилами нравственности и морали;
· Работать с информацией из различных информационных источников.
· Использовать элементы причинно-следственного анализа;
· Описывать реальные связи и зависимости;
· Сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования.
Нормативная основа программы
Ресурсное обеспечение
Работа программы организована дистанционно на портале Международного квеста по цифровой грамотности www.Сетевичок.рф
Количество учебных часов
Программа рассчитана на 3 часа в неделю в течении 12 недель. Общее количество часов на программу составит 36 часов.
Образовательные учреждения с учетом собственного учебного плана могут корректировать данные показатели.
Поурочно-тематическое планирование программы в 2017/2018 учебном году при наличии системы четвертей
N п/п |
|
Содержание |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во недель |
Дата план |
1. |
Модуль №1 «Коммуникативная компетенция» |
Осуществление коммуникации в сети «Интернет»: буллинг и его виды, методы защиты, распространение личной информации |
3ч |
3 недели |
4 сент.- 23 сент. |
2. |
Модуль №2 «Потребительская компетенция» |
Осуществление покупок в сети «Интернет»: основные механизмы, электронные деньги, выбор продавца и права покупателя и способы их защиты |
3ч |
3 недели |
25 сент.- 14 окт.
|
3. |
Модуль №3 «Техническая грамотность» |
Правила работы с персональными цифровыми устройствами: обеспечение технической дееспособности и защиты |
3ч |
3 недели |
16 окт.- 3 нояб.
|
4. |
Модуль 4 «Информационная грамотность» |
Работа с информацией из различных цифровых источников: механизмы получения, работа с поисковыми системами, выявление, анализ и синтез информационного контента. |
3ч |
3 недели |
6 нояб.- 25 нояб.
|
|
|
Итого: |
36ч |
|
|
Критерии оценивания обучающихся по программе
По итогам участия в программе на сайте программы учащемуся выдается именной электронный сертификат с указанием количества набранных баллов в ходе обучения и их максимальное количество.
дата |
тема |
4.09 |
Осуществление коммуникации в сети «Интернет |
11.09 |
Осуществление коммуникации в сети «Интернет |
18.09 |
Осуществление коммуникации в сети «Интернет |
25.09 |
Осуществление коммуникации в сети «Интернет |
2.10 |
Буллинг и его виды |
9.10 |
Буллинг и его виды |
16.10 |
Буллинг и его виды |
23.10
|
Методы защиты личной информации |
30.10 |
Методы защиты личной информации |
13.11 |
Методы защиты личной информации |
20.11 |
Методы защиты личной информации |
27.11 |
распространение личной информации |
4.12 |
распространение личной информации |
11.12 |
Единый урок безопасности |
18.12 |
Осуществление покупок в сети «Интернет» |
25.12 |
Осуществление покупок в сети «Интернет» |
15.01 |
Осуществление покупок в сети «Интернет» |
22.01 |
Осуществление покупок в сети «Интернет» |
29.01 |
основные механизмы покупок через интернет |
5.02 |
основные механизмы покупок через интернет |
12.02 |
основные механизмы покупок через интернет |
19.02 |
основные механизмы покупок через интернет |
26.02 |
электронные деньги, |
4.03 |
электронные деньги, |
11.03 |
электронные деньги, |
18.04 |
выбор продавца и права покупателя и способы их защиты |
4.04 |
выбор продавца и права покупателя и способы их защиты |
8.04 |
выбор продавца и права покупателя и способы их защиты |
15.04 |
Правила работы с персональными цифровыми устройствами |
22.04 |
Правила работы с персональными цифровыми устройствами |
29.05 |
обеспечение технической дееспособности и защиты |
6.05 |
Работа с информацией из различных цифровых источников |
13.05 |
: механизмы получения, работа с поисковыми системами, выявление, анализ и синтез информационного контента. |
20.05 27.05
|
: механизмы получения, работа с поисковыми системами, выявление, анализ и синтез информационного контента. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.