Части речи
Оценка 4.6

Части речи

Оценка 4.6
doc
31.05.2021
Части речи
5_класс_Части_речи.doc

Конспект урока   русского языка   по теме «Части речи»

5 класс

Т.М. Шерстобитова, учитель русского языка

и литературы  МБОУ Лицея № 10 г. Красноярска

Аннотация

          Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлена разработка урока русского языка, направленного на  формирование  универсальных учебных действий учащихся, одним их  которых является умение   моделировать предметное содержание.  Данная методическая разработка посвящена теме формирования у учащихся  5-х классов учебной самостоятельности, являющейся ключевой компетентностью современного выпускника. Основная идея урока: создать такую  ситуацию, за счет которой  станет возможным не  только  открытие учащимися  нового знания, но и  формирование умения ставить учебную цель, развитие их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.    Форма организации работы учащихся на уроке  групповая (учебное сотрудничество), которая позволяет наиболее эффективно  обеспечить организацию процесса  понимания учащихся. Для этого дети разделены на группы, чтобы у них появилась возможность увидеть различные точки зрения, необходимые для  корректировки собственного смысла. Также такая формы работы  позволяет решать учебную задачу на уроке и обеспечивает формирование у учащихся  умения вступать в диалог.

 

Метапредметная тема: постановка проблемы.

Цели:

  • освоение учащимися способа построения предложения за счет грамматических значений частей речи и моделирование его;
  • создание условий для формирования учебной самостоятельности учащихся.

Планируемые результаты:

  • личностные: умение  учащихся учить себя, вступая в совместную деятельность;
  • регулятивные: умение ставить цель, планировать, прогнозировать результат и  анализировать  полученный, исправлять  собственные ошибки;
  • коммуникативные: умение сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;  использовать человеческий ресурс для собственного понимания; умение осознанно, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать  и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;  умение работать в группе;
  • общеучебные:  умение моделировать  предметное содержание, преобразовывать модель;
  • предметные: умение строить предложение, используя грамматические значения частей речи.

 

Методы: метод организации учебной деятельности.

Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, пазлы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Ход  урока

Этап урока

Деятельность  учителя

Методы и формы

            Деятельность  ученика

 

I этап.

Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А) Обозначение предметной области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Определение знания и незнания в предметной области, формулировка дефицитов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В) Постановка задачи учения и определение программы действий для её решения.

 

 

 

 

 

 

 

II этап. Решение учебной задачи.

 

 

 

Обсуждение разных вариантов и выведение способа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение способа.

 

 

 

 

 

 

III  этап. Рефлексивный

 

 

 

 

 

 

Создание условий для  положительного эмоционального настроя урока.

Здравствуйте, ребята.

-Что я держу в руках?

-Как вы думаете, что мы будем с ними делать?

-Хорошо. Кто желает это сделать?

 

-Получилось собрать? Почему?

-Можем обойтись без этой части? Почему?

-А эти пазлы можно сравнить с речью? Почему?

На данном этапе учитель показывает важность частей речи в жизни человека.

 

 

Овал: РПосмотрите на слайд и ответьте на вопрос: «Что  обозначают данные модели?»

?              Р.                 

              

                Ч

          П

 

?              Р

              

                Ч

           П

 

-Как вы определили?

-Покажите, как связаны части речи между собой. Почему так?

 

Выполните задание. Соедините слова друг с другом, чтобы было понятно, что нам хочет сказать герой мультфильма.

Слова: стихотворение, я, написать, новый, эксперимент.

 

- Как вы действовали? Можете назвать способ, с помощью которого выполнили это задание?

Давайте проверим способ в другой ситуации.

Задание. Составьте предложение из слов.

 

_______ЫЕ, _______Е, _____ЛА

(- ЫЕ, -Е – окончания, -Л- суффикс)

 

-Получилось составить предложение? Почему?

-Чему будем сегодня учиться?

 

- Зачем это надо?

 

- Как будем работать на уроке?

 

 

 

Задание. Измените слова так, чтобы получилось предложение. Зафиксируйте, как вы это сделали.  

 

 

Какие предложения у вас получились? Какие варианты разные?

 

Пример предложения: Яркое солнце светило.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Можете зафиксировать  способ соединения частей речи в предложении?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Теперь можем проверить наш способ?

Выполните задание.

Составьте из слов предложение по способу.

Слова: сяпать, некузявая, Калуша, зюмо.

- Получилось?

 

-Какую  задачу на  урок  ставили?

-Как действовали?

-Какую ставите  задачу  на  следующий  урок?

Мне хотелось, чтобы вы не забывали слова Л.Н. Толстого о том, что с родным языком надо обращаться бережно, тогда окружающие будут вас понимать.

 

 

Метод целеполагания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием постановки проблемы в неосвоенном действии.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

 

 

 

 

Организация  учебного сотрудничества.

 

Отвечают  на  поставленные  вопросы.

 

 

- Пазлы.

- Собирать.

 

Учащиеся пытаются собрать пазлы, один из которых не подходит.

-Не получилось собрать, потому что для одной части нет соединяющих элементов.

- Нет, т.к. не будет целой картинки.

- Да, в нашей речи есть слова, которые являются её частью.

 

 

 

- Это модели частей речи.

-У каждой части речи есть свои грамматические значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Какое слово не использовали? Почему?

- Соединяли слова по смыслу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Нет.

-Старый способ не работает.

- На уроке будет открывать способ, с помощью которого можно соединять слова друг с другом.

- Это надо, чтобы все нас понимали?

 

- Выполнять задание, обсуждать, оформлять результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

- У первого слова надо изменить окончание на  -ОЕ, так как это прилагательное, а эта часть речи зависит от существительного. В данной схеме существительное среднего рода, т.к. окончание –Е. Глагол тоже имеет окончание –О ср. рода прошедшего времени.

Глагол-сказуемое связан с подлежащим (существительным). Наречие относится к глаголу.

- Да.

Чтобы составить предложение, надо найти главное слово. Это существительное. Потом надо определить его грамматические признаки (род, число, падеж). После этого связать грамматическое значение  существительного с ГЗ прилагательного (изменить  род, число, падеж  у прилагательного так же, как и у существительного). Меняем число глагола в зависимости от главного существительного. От глагола задаем вопрос к зависимому слову-существительному и изменяем его (изменяем падеж и число).

Способ

1.      Найти главное слово.

2.      Определить грамматическое значение главного слова.

3.      Связать грамматическое значение главного  слова  с зависимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

- Открыть способ, с помощью которого можно соединять слова друг с другом.

-Работали в группах, обсуждали.

-Тренироваться по способу.


 

Список литературы

1.А. Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвешение, 2011. – 159 с.

2.Программа стажировки «Сопровождение индивидуального образования младших школьников в образовательном учреждении»\ автор Железцова Г.А. ст. преподаватель      КФПП

4.Федеральный Государственный Стандарт общего образования           (начальное общее образование). Проект.   Институт проблем образовательной политики «Эврика», М.: 2009

5.Цукерман  Г.А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования – (http://psyjournals.ru/psyedu/2010/n4/34119.shtml)

 

Приложение 1

Алгоритм  организации  детского целеполагания.

I этап. Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы:

  • Какую тему изучаем сейчас на уроках….?
  • Что изучает……?  (Чему учимся на уроках….?)

II этап. Выделение проблемы (создание ситуации успеха и неуспеха).

На данном этапе учителем предлагается задание, при выполнении которого учащиеся сталкиваются с трудностями.

 

III  этап. Постановка  цели на урок.

Учитель задает вопросы:

·         В чем испытали трудности?

·         Все знаете о…? (Почему не удалось справиться с ….?)

·         Какую задачу  ставите на урок? (У кого другая цель?)

IY этап. Составление программы действий на урок.

  • Как будете действовать, чтобы достичь цели? (Как будете понимать…?)

На доске записывается план работы  учащихся на уроке (действия, которые будут делать учащиеся  для достижения цели).

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Конспект урока русского языка по теме «Части речи» 5 класс

Ход урока Этап урока

Ход урока Этап урока

В) Постановка задачи учения и определение программы действий для её решения

В) Постановка задачи учения и определение программы действий для её решения

Обсуждение разных вариантов и выведение способа

Обсуждение разных вариантов и выведение способа

I этап. Целеполагание.

I этап. Целеполагание.

Список литературы 1.А. Г. Асмолов,

Список литературы 1.А. Г. Асмолов,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021