ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР ЕЩЕ НИКТО НЕ ОТМЕНЯЛ
Материал для учителя
Нынче модно повторять, что одна из основных задач отечественной журналистики – писать о воспитании человека новой формации. Между тем, это действительно важная задача: суметь заметить ростки нового, поддержать их, не дать остаться незамеченными.
Не надо бояться теплоты – внимание к человеку еще никогда никого не испортило. Другое дело, что захваливать своего героя – уже опасно: велика вероятность того, что он зазнается, во-первых, и хвалить часто - вредно, во-вторых. Вредно потому, что читатель не очень-то доверяет «слащавым», идеальным персонажам газетных публикаций. Ему подавай живого героя, земного, у которого, может быть, и не все ладится. Даже если что-то срывается, он находит в себе силы для преодоления препятствий. Что самое удивительное – именно такого героя читатель и примет, и проникнется искренней симпатией.
Будьте требовательны к человеку, о котором пишете. Мало знать, каков конечный результат у того или иного рабочего. Важно определить его отношение к работе: ради чего он работает и что это ему дает. Любит ли он свою работу? Каково его отношение к коллективу? Как он себя ведет в кругу друзей? Другими словами, журналисту необходимо, помимо трудовых результатов, попытаться увидеть грани, полнее раскрывающие суть человека. И это не придирка к своему герою будущей газетной статьи. Чем вы требовательнее будете к своему герою, тем большим уважением проникнется к нему читатель.
Корреспонденция, зарисовка, очерки о буднях наших людей должны строиться на более глубоких фактах и явлениях окружающей действительности. Не забывайте, что читатели вашей газеты, хотят они того или нет, но на подсознательном уровне соизмеряют поступки и образ жизни героя газетной публикации со своей собственной жизнью.
Душа человека хрупка и очень ранима. Одним только неосторожным словом можно нанести ей неизлечимую травму. Вот почему с нею необходимо обращаться необыкновенно бережно.
Прежде, чем писать о человеке, сто раз подумайте, взвесьте (даже если пишете о нем хорошо), а стоит ли обсуждать публично поведение этого человека, как это на него повлияет – поможет или, наоборот, ожесточит, характеры-то разные. И еще. Важно определить, в каком тоне вести такой разговор. Здесь сам автор должен проявить большой душевный такт, чуткость.
Сейчас не только молодежные издания пишут о счастье, о поведении человека в семье, в быту, о любви. И не случайно: это «вечные» темы, привлекающие к себе неугасаемый читательский интерес.
Ну, кто же в 15—20 лет не думает, не мечтает, не спорит о любви? Нет, наверное, на свете такого человека. И очень здорово, когда газета умеет говорить на эту тему со своими юными читателями, говорить откровенно, умно, бережно. Когда газета умеет показать сегодняшних Ромео и Джульетту, рассказать о любви большой и окрыляющей, к которой стремится каждый юноша, о которой мечтает каждая девушка.
В жизни не всегда все складывается так, как нам хотелось бы. Много еще несчастливых браков, распадающихся семей. Журналисты довольно часто, но далеко не всегда удачно пишут о таких семьях: отец бросил жену с ребенком, драки и ссоры между молодыми супругами и тому подобное. Прельщает «выигрышность» ситуации, можно «обыграть» детали.
К сожалению, многим нравится «покопаться» в лабиринтах семейных драм. Некоторые газетные издания на этом даже пытаются увеличивать тиражи собственных изданий. И это им, надо признать, удается. И все же, долговременная перспектива кроется в иной журналисткой политике: ничуть не меньший читательский интерес вызывают и (вне сомнений) будут вызывать проникновенные истории о чистой любви и о высоко духовных взаимоотношениях.
«Уходить» от трудных вопросов взаимоотношений между людьми нельзя. Но, работая над так называемой моральной темой, нужно очень и очень хорошо подумать, какое направление придать рассказу.
Глубина, бережность к своему герою, душевный такт – вот качества, без которых немыслимо браться за перо, если пишешь о воспитании человека, о дружбе, любви, верности.
Подготовил Владимир Иванович Толстиков
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.