ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ: ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - ВЫПУСКНИК КАДЕТСКОГО КОРПУСА, ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР
Оценка 4.7

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ: ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - ВЫПУСКНИК КАДЕТСКОГО КОРПУСА, ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР

Оценка 4.7
docx
15.11.2022
ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ:  ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - ВЫПУСКНИК КАДЕТСКОГО КОРПУСА, ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР
Статья. Верещагин.docx

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ:

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - ВЫПУСКНИК КАДЕТСКОГО КОРПУСА, ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР

                                                                        

Глава 1.

Детство

Василий Васильевич Верещагин привык всю свою жизнь рисковать, а порой этот риск был смертельным. Это художник (с очень непростым характером) бывал очень резок в своих высказываниях, которые могли и обидеть собеседника, добился необыкновенного успеха.

Василия Васильевича знали не только в России, но и в Европе и в Америке. Выставки пользовались огромной популярностью. Среди поклонников его творчества были и Тургенев, и Лист, и Мусоргский...

Верещагина, пацифиста, правдолюба и патриота, изображавшего в своих произведениях русских солдат, которые отражали атаки неприятелей, гору человеческих черепов в степи, даже выдвигали кандидатом на присуждение первой Нобелевской премии мира. Эго картины задевали зрительские сердца. Мнения были противоположны до крайностей. А личность художника всегда вызывала живой интерес у публики.

А. В. Жиркевич, писатель и военный юрист, однажды написал: «...Чувствовал я, что ни одно лишь простое любопытство влечет меня к этому человеку, заставляя жаждать встречи с ним, близкого знакомства... Всё в этой сложной русской душе, совместившей в себе столь счастливо художника, писателя, археолога, воина и мирного гражданина, казалось издали чудной загадкой, которую хотелось бы разгадать личными силами» [2].

 Василий Васильевич знал о войне не понаслышке… Броненосец «Петропавловск», флагман российского флота», стал его могилой.

Как же началась беспокойная жизнь будущего живописца?

Родился Вася в глубинке, в Череповецком уезде Новгородской губернии. С детскими годами можно познакомиться в автобиографической книге, которую издали еще при жизни в 1895 году.

Василий родился 14 октября 1842 года. Примечательно, что и отец будущего художника родился в этот же день. И мало того, отца тоже звали Василием Васильевичем.

Мать художника была необыкновенной красавицей с Кавказа с открытым характером, говорила свободно по-французски, рукодельничала, читала романы и повести, любила принимать гостей.В деревне Пертовка в родовом доме семьи Верещагиных часто собирались знаменитые и уважаемые местные помещики.

Отцовская линия, дворянский род, был известен еще в XVII веке. Дед художника Василий Матвеевич Верещагин, премьер-майор, был хранителем казенных запасов соли (соляным приставом) и даже был представлен императрице Екатерине II. Бабушка Наталья Алексеевна происходила из старинного боярского рода Башмаковых. Она обладала большим состоянием.

Младший брат дослужился до генерал-майора. В семье было двенадцать детей, однако умерло пятеро.

Особое влияние на маленького Василия оказывал старший брат отца Алексей Васильевич, отставной лейб-гусарский полковник, весьма колоритный писаный красавец с седыми усами и в форменной фуражке с красным околышем. В молодости он был гусаром.

Алексей Васильевич любил рассуждать о делах в мире и стране, «судил обо всем здраво и дальновидно». Выписывал журналы и газеты («Московские ведомости», и «Русский вестник») и даже читал запрещенные «Полярную звезду» и «Колокол».

Воспитывала маленького болезненного Василия няня Анна Ларионовна Потайкина, самый близкий и дорогой человек в жизни мальчика. Василию очень нравились совместные походы в лес, где они собирали ягоды и грибы. Именно с этого времени Василий стал подмечать художественные мотивы, образы, подсмотренные не только у природы, но и у заезжих ярмарочных торговцев, которые торговали не только нитками и иголками, но и лубочными картинками. На этих незамысловатых картинах были изображены победы великих русских полководцев: Суворова, Багратиона, Кутузова…Верещагин находился под впечатлением от увиденного, и даже пытался изображать что-нибудь подобное и весьма успешно. Особо привлекали Василия картины с изображением офицеров в мундирах, солдат, все это великолепие он рассматривал в доме дяди.

Интересовали мальчика картинки из иллюстрированной Библии, картинки из журнала «Звездочка», а издание о странствиях француза-мореплавателя Дюмон-Дюрвиля доставляло истинное удовольствие юному художнику. Это дорогое издание можно было смотреть только в кабинете отца.

Все это накапливалось, впечатления копились, воображение работало, рисуя разнообразные картины…

 «Может быть, – предполагает Верещагин, – вследствие способности немедленно олицетворять воспринимаемые впечатления, я меньше любил математику, больше историю, которая, благодаря представляемым моему воображению картинам, быстро усваивалась, удерживалась помимо рассудка и силы воли, тогда как цифры приходилось осиливать» [2].

Но в семь лет детская непосредственная жизнь в деревне закончилась.

Отец определяет сына в Александровский корпус, который располагался в Царском Селе. Здесь уже в течение трех лет учился брат Николай, здесь готовили будущих офицеров.

Василий, уезжая из родного дома, горел желанием «отличиться, воротиться ученым, известным, храбрым офицером, может быть генералом!».

Вступительные экзамены –позади, и вот, в конце декабря 1850 года, Василий был зачислен в Александровский малолетний кадетский корпус. В. В. Стасовым записал воспоминания Василия Васильевича: «Господи! Как я вцепился в платье мамаши, как я залился слезами и не хотел с нею расставаться! Едва-едва меня отняли.

Ужасное дело отрывать малых детей от родителей и оставлять их надолго вдалеке от себя. Это – большая ошибка! Это – просто преступление!» [8]

 

Глава 2

Кадет

В первый же день своего приезда Василий почувствовал на себе корпусные порядки, которые основывались на строгой дисциплине. А один из кадет приказал новичку рассказывать сказки. 

Позже, вспоминая о своей кадетской жизни в Александровском корпусе, Верещагин писал о том, что гнет, насилие и принудительное казарменное «товарищество» он не любил.

Верещагин обучался в четвертой роте, которая готовила воспитанников для поступления в Морской корпус.

В учебе Василию трудно давалась арифметика, зато по русскому языку он был вторым в классе, легко давался французский и английский языки. Одноклассники завидовали Василию.

Как ни странно, первые успехи в рисовании были замечены одной из классных дам, а не учителем рисования. Именно она увидела живописный набросок генерал-фельдмаршала Паскевича. Этот портрет Василий увидел в книжке и нарисовал копию. Директор корпуса похвалил Василия, погладив его по голове.

В 1853 году, в мае, Василий Верещагин успешно выпустился из стен Царского Села и был зачислен в Морской корпус. До этого в Московском корпусе до него учились его братья: Николай, Сергей, Михаил и Алексей. «Морской» профиль образования стал для вологодского и новгородского дворянства хорошей традицией.

Погостив дома на каникулах, в августе началась его петербургская жизнь, о которой он уже кое-что знал со слов братьев.

«Обращение офицеров с детьми, – вспоминал он, – и воспитанников между собой было очень резкое и грубое».

Василий, пройдя «школу» Александровского корпуса, знал, что заслужить уважение в кадетской среде можно лишь хорошей учебой. И в первый же год он входит в число лучших обучающихся своего класса.

Однако иногда приходилось ставить своих обидчиков на место при помощи силы.

Василий Васильевич рассказывал историю о схватке со старшим кадетом Ульским, который хвастался тем, что сможет легко одолеть двух и даже трех соперников. Вася с приятелем по Александровскому корпусу решили «непобедимому воину» дать бой, который состоялся после ужина в рекреационном зале. Друзья, грамотно скоординировав свои действия, победили грозного противника, оставив в назидание «фонари». О драке, конечно же, стало известно. Кадеты были наказаны. Верещагину был отдан приказ стоять на часах до тех пор, пока не прогниет паркет.

Позднее полученная бойцовская кадетская закалка, умение постоять за себя не раз пригождалась.

Учеба по-прежнему шла хорошо. Художественно-одаренный Василий сближается
с преподавателем рисования Каменевым, который нередко приглашает талантливого воспитанника к себе в дом, где и показывает свои картины, этюды, наброски.

Летнее каникулярное время Василий проводил в родной деревне, это была его отдушина.

Перед выпуском кадет Верещагин сомневался относительно своего будущего. «Морской качки, – писал он, – окончательно отвратившей меня впоследствии от мысли посвятить себя морю, я еще не испытывал и думал довольно искренне, что буду моряком» [5].

Летом 1858 года впервые Верещагин прошел проверку морем.

Двенадцать лучших учеников получили возможность сходить в заграничное плавание на пароходе-фрегате «Камчатка». Морская болезнь преследовала пятнадцатилетнего Верещагина.

Заграничное плавание было не только учебным. Необходимо было доставить во французский порт Бордо оборудование для строившегося там русского фрегата «Светлана», а также команду. В Бордо, во время стоянки, экипаж «Камчатки» потушил с помощью корабельного брандспойта пожар на набережной. В местной газете этот случай был подробно описан.

На обратном пути, когда шли к берегам Дании, Верещагин вновь испытал сильнейший приступ морской болезни.

В Копенгагене кадеты получили поджидавшие их письма от родных и известие из корпуса о том, что большинство участников учебного плавания произведены в унтер-офицеры.

 

Глава 3

Выбор пути

Василий Верещагин стал одним из лучших кадетов корпуса, именно поэтому он получил право совершить кругосветное путешествие (учебное плавание) на фрегате «Светлана».

Но для себя Верещагин для себя уже выбрал путь художника. Именно поэтому он отказывается от предложения участвовать в кругосветке, переходит на другое судно- фрегат «Генерал-адмирал», который уходил в Англию. На этом корабле Верещагин посетил и остров Портсмут, остров Уайт, и Лондон, где его очень впечатлил Музей восковых фигур и Хрустальный дворец. В Хрустальном дворце шестнадцатилетний кадет восхищался выставленными картинами.

Верещагин после второго учебного плавания приступил к осуществлению намеченных планов. После получения чина фельдфебеля, по личной просьбе его переводят в гардемаринскую роту помощником командира. В этой должности ему полагается отдельная комната, которую Василий украсил гипсовыми головами и масками. Именно на них он практикуется в любую свободную минуту, а также Василий много рисует с натуры, в том числе и братьев, которых он навещал. Бывали случаи, что Василий засыпал с карандашом в руке.

Желая подзаработать, Василий, по совету старшего брата, идет к французу Колиньону в общество железных дорог, именно там нужны рисовальщики, специалисты по окрашиванию чертежу. За такую работу предлагали жалование в 400 рублей.

Окрыленный Василий рассказывает об этом предложении родителям.

Отец воспринял новость одобрительно: флотская служба на первых порах сулила примерно столько же. Мать была убеждена, что сын делает большую глупость. Но сына невозможно было уже переубедить.

Сопоставляя все плюсы и минусы обучения в корпусе, Василий Васильевич признавал, что в плане общего образования оно дало ему немало полезного. А что касалось умения вязать морские узлы, знания парусов и прочей, как шутливо пишет он, «водяной мудрости», то время, потраченное на эти науки, можно было бы, по его мнению, употребить с большей пользой «для ума, сердца и таланта». И это откровенное суждение еще раз доказывает, насколько морская служба была далека от того, в чем он видел смысл своей жизни.

Позже Василий Васильевич представит в Санкт-Петербурге свою выставку минералогических и зоологический коллекций, ландшафтные зарисовки Средней Азии (1869 г.), позже поступит в Академию художеств и станет известнейшим художником своего времени. А со своими выставками баталий Верещагин объездит весь мир,

 

Глава 4

Долг офицера

По служебным делам штатскому картографу Верещагину приходилось бывать в различных областях Туркестана.

В апреле 1868 года бухарский эмир объявил России войну. И Верещагин сразу же ринулся в гущу событий. Добровольцем, военным картографом он направляется в Самарканд для того, чтобы в качестве штабного художника исследовать и зарисовать Семиреченскую и Сыр-Дарьинскую областей.

Но и здесь прапорщик Верещагин принял самое активное участие в обороне крепости от хивинцев.

После недельной осады крепостная стена была пробита, защитники Самарканда почти пали духом… Русский гарнизон приготовился умирать. Тогда Верещагин, вспомнив свои офицерские знания, взял командование на себя, поднял гарнизон в дерзкое контрнаступление, которое и решило исход битвы. Хивинцы бежали, хотя их было в десятки раз больше.

Когда Кауфман вернулся в Самарканд, солдаты признались: «Если бы не Василий Васильевич, нас бы здесь давно уже в живых не было» [5].

За свой подвиг Верещагин получил орден Св.Георгия IV степени. Это была единственная в жизни Верещагина награда, которую он не отказался принять и всю жизнь носил с гордостью.

Остальные награды художник не признавал. Среди отвергнутых им наград было и золотое оружие «За храбрость», которым его хотели наградить после окончания Русско-турецкой войны 1877–1878 годов.

Верещагин говорил, что война - это бессмысленное убийство людей: «Какую бы войну, кто бы ни развязывал, она в любом случае — тупое желание владеть миром и его ресурсами» [8].

 

Глава четвертая

Смерть в бою

В 1903 году политическая обстановка в мире изменилась. Верещагин вернулся из Японии в Россию, привезя с собой бронзу и фарфор, свои японские этюды и почти готовые картины «Японка» (1903, Севастопольский художественный музей) и «Японский нищий» (ок.1904). Традиции и нравы японцев вызывали у Верещагина тревогу, особенно, когда речь заходила по поводу надвигающейся войны. Василий Васильевич, зная жестокий характер японцев, предсказывал своей стране поражение в противоборстве с этой своеобразной культурой.

В феврале 1904 года началась Русско-японская война. Верещагин находился в солидном возрасте (ему было 62 года), несмотря на уговоры жены, он отправился на линию фронта.

В Порт-Артуре Василий Васильевич встретился с адмиралом С.О.Макаровым, старым приятелем. Благодаря его протекции, художник вновь в качестве штабного офицера попал на флот, ходил на военных судах, зарисовывал с натуры морские сражения.

     31 марта 1904 года броненосцы «Петропавловск», «Полтава», «Победа», «Пересвет» и другие русские суда атаковали эскадру японских крейсеров.

С.О. Макаров называл художнику неприятельские корабли, а тот быстро набрасывал их силуэты. Но вдруг на горизонте показались главные силы неприятельского флота.

Адмирал приказал своей эскадре отходить на внешний рейд, чтобы принять бой при поддержке береговой артиллерии.

13 апреля 1904 года …Часы показывали 9 часов 34 минуты утра…

Верещагин сделал свой последний набросок в блокноте.

В это время флагман «Петропавловск» наткнулся на японские мины. Тотчас взорвались торпедный погреб и паровые котлы броненосца. Бегали матросы, кричали, броненосец горел.

Через полторы минуты он, зарывшись носом в воду, ушёл в глубины Жёлтого моря.

Погибло более 600 человек, среди которых были сам начальник эскадры Тихого океана вице-адмирал С.О. Макаров и Василий Васильевич Верещагин, противник всех войн, кандидат на Нобелевскую премию за мир, знаменитый художник, которого знал весь мир…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

1.      АО «Газета.Ру» https://www.gazeta.ru/science/2019/04/12_a_12298969.shtml

2.      Брук Я.В. «Жизнь и смерть Василия Верещагина»

3.      Свободая энциклопедия «Википедия»  

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

4.      Живой журнал, сетевое сообщество «LiveJournal» https://viktoriiako.livejournal.com/113701.html

5.      Королёва С. Василий Васильевич Верещагин //Великие художники. – М.:ООО «Директ-Медиа». – Т.56.

6.      Портал «Российское военно-историческое общество «История.РФ» https://histrf.ru/biblioteka/b/batalist-patsifist-piat-faktov-iz-bioghrafii-vasiliia-vierieshchaghina

7.      Сайт «Литературно- исторические заметки юного техника» http://ptiburdukov.ru/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA/%D0%91%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%B8/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%89%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D0%BD_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

8.      Сайт электронной библиотеки «Nice-books» https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/design/225578-arkadii-kudrya-vereshchagin.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ: ВЕРЕЩАГИН

ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ: ВЕРЕЩАГИН

На этих незамысловатых картинах были изображены победы великих русских полководцев:

На этих незамысловатых картинах были изображены победы великих русских полководцев:

Обращение офицеров с детьми, – вспоминал он, – и воспитанников между собой было очень резкое и грубое»

Обращение офицеров с детьми, – вспоминал он, – и воспитанников между собой было очень резкое и грубое»

В этой должности ему полагается отдельная комната, которую

В этой должности ему полагается отдельная комната, которую

В 1903 году политическая обстановка в мире изменилась

В 1903 году политическая обстановка в мире изменилась

Список используемых источников 1

Список используемых источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2022