Элективный курс
“Человек в мире профессии”
Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Способность к профессиональному и личностному самоопределению себя как субъекта выбора и жизненного существования остается единственной предпосылкой социальной успешности. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.
Данный курс занятий направлен на оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам, испытывающим трудности в профессиональном самоопределении, которые выражаются в неумении действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, имеющим неадекватную самооценку, проблемы идентичности себя и своего места в социуме.
Цель программы: помочь учащимся сориентироваться в профессиональном выборе с учетом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей.
Задачи программы:
- Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий.
- Обеспечение учащихся средствами самопознания, развитие умений по целеполаганию и планированию.
- Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя).
Структура занятия
I. Ритуал приветствия. Цель: создание позитивного настроя на занятие.
II. Основная часть:
а/ теоретическая: лекционный материал согласно теме занятия;
б/ практическая: диагностические пробы, изобразительные техники; психоролевые этюды и игры; профориентационные игры.
III. Рефлексия занятия. Цель: осознание своих чувств, ощущений от тех или иных заданий.
IV. Ритуал прощания. Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.
Особенности методики преподавания курса
Основным условием реализации программы является сотрудничество несовершеннолетнего со сверстниками и педагогом при выполнении совместной творческо-поисковой деятельности. Занятия проходят с элементами тренинга, с использованием активных методов обучения: “мозговой штурм”, игровой метод “ролевая проба”, дискуссия, моделирование ситуации, диагностические методики. В зависимости от задания педагог выступает то в качестве информатора, то диагноста, то равноправного участника, а в некоторых заданиях — наблюдателя.
Численность группы следует ограничить до 10–12 человек. При увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.
Требования к обученности:
а/ по результатам курса старшеклассники должны овладеть:
знаниями о классификации профессий, профессиограммах актуальных профессий; приемами самопознания; знаниями о стратегии эффективного общения, как составляющей профессиональной деятельности и самопрезентации;
б/ старшеклассники должны уметь: соотносить свои индивидуальные особенности, возможности и потребности с выбранной профессией и ее требованиями; составить резюме.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по темам: 1/ Мир профессий и мой выбор; 2/ Мое профессиональное будущее; 3/ Роль профориентационного курса в моем самоопределении.
Тематическое содержание курса
№ п.п. |
Наименование тем |
Количество часов |
1. |
Введение в курс Знакомство с курсом, целями, задачами. Обсуждение правил работы на занятиях. Введение понятий: “выбор”, “самопознание”, “самодиагностика”.
|
1 |
2. |
В мире профессий по компасу
|
5 |
2.1. |
Знакомство с понятием “профессия”, профессиограмма. |
1 |
2.2. |
Классификация профессий по Е.А. Климову: типы профессий, требования профессии к человеку, орудия труда, условия труда. |
1 |
2.3. |
Самодиагностика: ДДО. |
1 |
2.4. |
Профориентационная игра “Нужные люди”. |
1 |
2.5. |
Методика «Карта интересов» |
1 |
3. |
Я выбираю профессию, мне выбирают профессию
|
10 |
3.1. |
Тактика осуществления “выбора” (Я хочу; Я могу; Мне надо). |
1 |
3.2. |
Факторы выбора будущей профессии. |
1 |
3.3. |
Иллюзии, связанные с профессиями. Игра “Или-или”. |
1 |
3.4. |
Упражнение “Мы творим мир профессий”. Игра «Профконсультация». |
1 |
3.5. |
Активизирующий опросник «Перекресток». |
1 |
3.6. |
Активизирующий опросник «Будь готов!». |
1 |
3.7. |
Активизирующий опросник «Сейчас и потом». |
1 |
3.8. |
Активизирующий опросник «Престижная профессия». |
1 |
3.9. |
Активизирующий опросник «Самооценка нравственности, гражданственности». |
1 |
3.10. |
Профориентационная игра «Эпитафия». |
1 |
4. |
Роль характера в выборе профессии
|
4 |
4.1. |
Знакомство с понятием “характер”. |
1 |
4.2. |
Мозговой штурм на установление взаимосвязи между чертами характера и профессией человека. |
1 |
4.3. |
Упражнение “Символ моего дела”. |
1 |
4.4. |
Профориентационная игра “Криминалисты”. |
1 |
5. |
Способности человека и их роль в выборе профессии
|
6 |
5.1. |
Знакомство с понятием “способности”. |
1 |
5.2. |
Факторы, влияющие на развитие способностей. |
1 |
5.3. |
Выявление интеллектуальных способностей в ходе проведения самодиагностики. |
1 |
5.4. |
Профориентационная игра “Биржа труда”. |
1 |
5.5. |
Резюме, как презентация своих способностей. |
1 |
5.6. |
Игра “Царевна Несмеяна”. |
1 |
6. |
Профессиональный тип личности
|
4 |
6.1. |
Знакомство с понятием “профессиональный тип личности.
|
1 |
6.2. |
Самодиагностика: “Профессиональный тип личности” Голланд. Дискуссия по результатам диагностики. |
1 |
6.3. |
Соотнесение профессионального типа личности с профессиограммами. |
1 |
6.4. |
Этюд “Самая-самая...” |
1 |
7. |
Профессиональное взаимодействие. Правила общения
|
3 |
7.1. |
Деловой этикет и его составляющие. |
1 |
7.2. |
Введение понятия “профессиональное взаимодействие”. |
1 |
7.3. |
Профориентационная игра “Социологический опрос”. |
1 |
8. |
Итоговое занятие Самостоятельная работа по написанию творческого эссе на одну из предложенных тем. |
1 |
ИТОГО: |
34 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.