Понятный и доступный материал для детей данного возраста. Много полезной информации для детей Дети слушают внимательно и увлечённо. Все активно участвуют и отвечают на вопросы. Картинки идущие по тексту. необходимы и важны для понятия материала. В тексте работа разнообразна, красочна.Воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Классный час по экологии
«Человек и природа»
Подготовила и провела воспитатель 8 класса
Исламова Светлана Николаевна
Человек – это неразрывная часть природы. И от того, как он с ней общается,
зависит её будущее. Я рассказываю об охраняемых объектах природы, о
значении Красной книги, о необходимости беречь природу. Важны меры по
защите природы. Я даю понять, что экология находится на грани бедствия,
привожу примеры катастроф. Важно, чтобы учащиеся оценили важность
целом.
сохранения природы и окружающей
среды
в
Цель: формирование представления учащихся о связи человека и природы;
Задачи:
рассказать об охраняемых объектах природы;
о значении Красной книги;
воспитывать у учащихся бережное отношение к природе.
Воспитатель:
Человек и природа – тема древняя и новая, тема вечная. Много веков и
тысячелетий человек получал от природы всё, ничего не давая взамен,
разрушал среду, в которой жил. Замечательно сказал о природе Гёте.
Разрушал по необходимости и по неведению, несознательно и стихийно. И
лишь совсем недавно, несколько десятилетий назад, миллионы людей стали
понимать, что необходимо изменить отношение к природе, стали сознательноискать пути примирения, сотрудничества с окружающей средой. С природой
надо обращаться уже иначе, не все хотят или могут изменить своё отношение.
Надо беречь нашу Землю и умножать её богатства.
Наша Земля очень красива.
Красивая наша планета Земля!
Моря, океаны, леса и поля,
Ветра и туманы, дожди и снега:
Землянину каждому ты дорога!
Уютная наша планета Земля.
Здесь вседля комфорта, здесь вседля жилья.
Планету украсили люди труда,
Построив дороги, сады, города.
О, как беззащитна планета Земля,
Пред теми, кто власть в мире нашем деля,
Взорвать и разрушить планету готов
Наш общий, любимый, единственный кров.
Из Космоса может свалиться беда
И жизнь на планете прервется тогда.
Как шарик хрустальный, планета хрупка.
Храни ее, доброго Бога рука!
Земля наш ковчег, наша родина, дом,
В котором мы с вами все вместе живем.
Давайте Добро созидать и творить
И Землю, как мать, и беречь, и любить!
Воспитатель:
2013 год объявлен в нашей стране Годом охраны окружающей среды. И это
конечно не случайно. Наступил 20й век и всем стало ясно, что нужно
принимать активные меры по спасению животного и растительного мира на
Земле.
Все обязаны охранять природу и дело охраны природы касается каждогочеловека. Поэтому 5 июня отмечается Международный день охраны
окружающей среды.
В нашей жизни встречается много удивительно красивых растений и
животных.
Но многие растения и животные сегодня находятся на грани вымирания.
Учёными был составлен список животных и растений, которых надо охранять.
Была создана Красная книга. Почему красная? Потому что красный цвет – это
цвет
опасности.
Для чего нужна красная книга?
Информирует – какие виды животных и растений в опасности;
Призывает – изучать эти виды;
Предупреждает – об их исчезновении;
Советует – как сохранить редкие виды растений и животных.
В красной книге есть листы жёлтые, зелёные, серые и чёрные. На жёлтых
листах – растения и животные, количество которых всё время сокращается,
но пока ещё достаточно для выживания, если не ухудшатся резко условия их
жизни.
На зелёных листах – список растений и животных, которые
восстанавливаются благодаря заботе человека. На серых листах – сведения о
малоизученных и редких видах. На чёрных страницах размещён список
растений и животных, которые навсегда исчезли с лица Земли.
В конце Красной книги кратко рассказано о том, где живут редкие растения и
животные, сколько их осталось.А как вы думаете, ребята, чтобы сохранить природу, достаточно одной
Красной книги?
(Ребята отвечают)
Воспитатель:
Нужно беречь нашу природу. Это должен помнить каждый. Для этого
территории.
существуют
Одной
заповедник.
охраняемые
является
стране
таких
из
особо
территорий
в
Заповедник – территория со всеми находящимися в её пределах природными
объектами, полностью изъятая из хозяйственной деятельности человека.
Баргузинский заповедник
Есть ещё и национальные парки. Что такое национальный парк?
Это территория, на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты
природы. Если заповедник не открыт для посетителей, то парк открыт, там
можно гулять и отдыхать.Национальный приморский парк Хитачи
Существуют заказники. Это территория, на которой при ограниченном
использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных,
растений, водные, лесные, земельные объекты.
Заказник Мануйловский
Следующая природоохранная зона – питомник, это хозяйство, которое
занимается размножением и выращиванием саженцев растений, а также
животных (собак, змей и т.д.)Питомник декоративных растений
В Красную книгу занесены и национальные парки. На территории
национального парка встречаются редкие растения и животные, занесённые в
Красную
книгу.
Ребята! Как же надо относиться к природе, чтобы она жила и не погибала?
Ответы:
не сорить, не разжигать костры, не ломать ветки и деревья, не бросать мусор в
водоёмы,
не стрелять рогатками в животных и птиц.
Ребята! А что можно сделать, чтобы лучше охранять природу?
Ответы:
подкармливать птиц зимой, не бросать мусор, не трогать животных, птиц…)
На территории национального парка находятся экологические знаки. Что
они обозначают? Надо соблюдать правила поведения на природе: в лесу, на
реке, в поле и т. д.
Вот эти правила:
Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них;
Не разорять муравейники и птичьи гнёзда;
Не разжигать костёр, беречь лес от пожара;
Не оставлять мусор в лесу;
Не собирать огромные букеты, не рвать цветы и растения, которые занесены в
красную книгу.
Воспитатель:
В последнее время много говорят и пишут о плохой экологической ситуации,
которая сложилась на нашей планете. Ежечасно с лица Земли исчезают три
вида животных, ежедневно же более 70 видов фауны и флоры. Кто же в этом
виноват?(Ребята отвечают)
Конечно, виноват человек. Но этими проблемами занимается наука –
экология. Вот как выглядит пляж нашего города: сколько мусора оставляют
люди, сколько бутылок валяется на пляже.
Экология – это наука о доме. Дом для человека – это четыре стены и крыша,
для зверя – это лес, озеро, у всего живого есть свой дом, а для всех – это наша
планета
Земля.
Вот эта наука и учит, как отдельные жильцы нашего большого дома не только
уживаются,
друга.
Люди обеспокоены состоянием экологии на Земле. Образуются разные
движения по охране окружающей среды. Название его: Гринпис (Green Peace).
Цель этого движения следить за состоянием окружающей среды во всём мире.
воздействуют
друг
но
на
и
Сейчас экология на пороге кризиса. Экологический кризис временное
напряжение состояния между человечеством и природой.Экологическая катастрофа в Венгрии
Морская катастрофа
Разлив нефти. Мексика.
Экологическая катастрофа в КитаеГибель рыб
Воспитатель:
Ребята! Что вы можете сказать после просмотра этих картинок?
(Ребята отвечают)
Экологическая катастрофа
А над миром плывёт околесица
Перекрёстных кислотных дождей,
Чёрный дым над Землёю повесится
И уснёт над Россией моей.
Всё, что дышит в полвека задохнется,
И ни твари не будет живой,
И Землица кормилица ссохнется
Под тугой ядовитой листвой.
И никто не увидит сторонку,
Что Есенин, как мамку любил,
О которой так радостно звонко
Соловей до утра голосил.
Воспитатель:
Скажите, о какой катастрофе идёт речь в этом стихотворении?
Одной из главных экологических проблем является исчезновение лесов. Это
видно даже из космоса. А как красивы наши леса, какой воздух в лесу и как
жалко, когда вырубают деревья и считают учёные, что лес может исчезнуть
совсем.
Одним из основных компонентов окружающей среды является воздух.
Человек может прожить без еды, пищи, а вот без воздуха не может.
Загрязнение нашей атмосферы оказывает вредное влияние на человека,
наносит
животным.
Большое значение в охране воздуха имеет благоустройство городов,
растениям
и
вредпромышленных
установка очистных оборудований, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу
вредных
отходов.
Один мыслитель сказал: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька и
он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно
сердцем».
Мы должны общаться с природой – это жизненная необходимость. Мы любим
отдыхать на берегу моря, гулять в парках и лесах. Но если отдыхающие не
соблюдают правила поведения на данной территории, то разрушается почва и
животных.
ухудшаются
обитания
только
условия
диких
для
Воспитатель:
Давайте же беречь нашу природу. Пусть все животные живут на воле, не
уносите их. От общения с природой испытывайте радость, пусть она приносит
вам бодрость и дарит хорошее настроение. Помните, чистота нашей Земли
зависит только от вас.
Берегите Землю
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)