Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (продолжение).

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: закреплять у учащихся знание состава изученных чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать мыслительные операции анализа, сравнения. I. Организационный момент. II. Каллиграфическая минутка. III. Повторение состава изученных чисел. IV. Работа с геометрическим материалом. V. Работа над задачами. VI. Закрепление навыков счета. VII. Итог урока.
Иконка файла материала 000a4254-844bc05f.doc
II полугодие Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (продолжение). У р о к  65. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА. СОСТАВ ЧИСЕЛ 5, 6, 7, 8, 9, 10 Цели   урока:  закреплять   у   учащихся   знание   состава   изученных   чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать  мыслительные операции анализа, сравнения. Ход урока I. Организационный момент.  II. Каллиграфическая минутка. 1 4 7      1 4 7 2 3 5      2 3 5 6 8 9      9 8 6  Учащиеся анализируют образцы, записанные на доске и в тетради (с. 3 в тетради   №   2,   задание   2),   затем   прописывают   их   в   тетради.   (Образцы анализируются и прописываются по очереди, по одному.) III. Повторение состава изученных чисел. 2. «Украшаем ёлку» (с. 3 учебника, часть 2). IV. Работа с геометрическим материалом. Данную работу можно провести по заданию 5 учебника (с. 5, часть 2). – Назовите изображенные фигуры. (Отрезок, ломаная, треугольник.) – Сколько звеньев в ломаной линии? (3.) –   Начертите   в   ваших   тетрадях   такую   же   ломаную.   (Самостоятельная работа учащихся.)– Проверьте работу друг друга. – Замкните ломаную. – Какие фигуры получились? (Четырехугольник и два треугольника.) V. Работа над задачами. Учитель или кто­то из хорошо читающих учеников читает текст в задании 1 (с. 4 учебника, часть 2). – Прочитанный текст является задачей? (Да.) – Обоснуйте ваше мнение.  (Есть условие и вопросы; данные и искомое числа.) – Прочитайте условие. – Прочитайте вопрос задачи. – Составьте схему. – Каким действием следует решать задачу? – Почему? –   Запишите   решение   задачи.   (Учащиеся   записывают   решение   с комментированием, учитель выполняет запись на доске.) (5 + 3 = 8 (ш.).) – Ответьте на поставленный вопрос. (На ёлке стало 8 шаров.) – Прочитайте текст в задании 2 (с. 4 учебника, часть 2). – Это задача? – Докажите. – Прочитайте условие задачи. – О чем спрашивается в задаче? – Составьте схему. – Какое действие выберете для решения задачи? – Почему? – Запишите решение. (Запись с комментированием.)(4 – 1 = 3 (м.).) – Ответьте на вопрос задачи. (Маша принесла домой 3 мандарина.) VI. Закрепление навыков счета. Учитель   предлагает   учащимся   рассмотреть   числовые   выражения   (с.   5 учебника, часть 2, задание 4). – Что заметили? (В первом и третьем столбиках примеры на сложение, во втором и четвертом – на вычитание; в каждом столбике на сложение первые   слагаемые   одинаковые,   в   каждом   столбике   на   вычитание вычитают из одного и того же числа.) – Рассмотрите только суммы. – Что можно сказать о вторых слагаемых? (Они увеличиваются на один.) – Как, по вашему мнению, будут изменяться значения сумм? – Проверим это. Найдите значения записанных сумм. – Вы были правы? – Какой  в ы в о д  из этого следует? – Рассмотрите примеры на вычитание. – Что можно сказать о числах, которые вычитают? (Они увеличиваются на 1.) – Как будут изменяться значения выражений? – Проверим ваше мнение. – Какой  в ы в о д  можно сделать? В заключение урока учащиеся могут выполнить задание 1 (с. 3 в тетради № 2).  Данное задание может быть выполнено в парах или группах. VII. Итог урока.  – Чему учились на уроке? – Что особенно понравилось?  – Оцените свою работу на уроке. У р о к  66. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ЧИСЛА НА НЕСКОЛЬКО ЕДИНИЦ Цели   урока:  работать   над   развитием   у   учащихся   навыков   счета; продолжать работу над задачами на увеличение числа на несколько единиц; развивать внимание, наблюдательность учащихся.Ход урока I. Организационный момент.  II. Каллиграфическая минутка. 2   2 1   2   3   1   2   3 III. Устный счёт. IV. Формирование умения увеличивать число на несколько единиц. Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у. Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 6 учебника, часть 2). – Что увидели на рисунке? – Можно ли, не считая, сказать, чего больше: чашек или блюдец? (Можно. Блюдец больше на два, так как двум блюдцам не хватило чашек.) Р а б о т а   с   р а з р е з н ы м   м а т е р и а л о м. Сначала под руководством учителя выполняется задание 1 (с. 6 учебника, часть 2). – Положите в верхний ряд 5 квадратов. – В нижний ряд положите столько же кругов. – Сколько кругов положили? (Пять.) – Сделайте так, чтобы кругов стало на два больше, чем квадратов. – Что вы сделали? (Добавили два круга.) – Сколько кругов стало? (7.) Затем ученики могут сами придумать аналогичные задания и выполнить их. Например: – Положите 8 зеленых треугольников. – Ниже положите столько же желтых треугольников.– Сколько желтых треугольников положили? (Восемь.) – Сделайте так, чтобы желтых треугольников стало на 2 больше. – Что вы сделали? (Добавили 2 желтых треугольника.) – Сколько стало желтых треугольников? (10.) V. Работа над задачами. Учитель читает текст из задания 2 (с. 6 учебника, часть 2). – Является ли данный текст задачей? (Нет.) – Почему? (Потому что отсутствует вопрос.) – Поставьте вопрос, соответствующий данному условию. (Сколько ложек на столе?) – Каким действием будете решать задачу? (Сложением.) – Объясните, почему так считаете. (Так как ложек на 1 больше.) – Запишите решение. (Один ученик выполняет запись на доске, остальные – – Проверьте решение задачи. (8 + 1 = 9 (л.).) – Ответьте на поставленный вопрос. (На столе 9 ложек.) Далее дети под руководством учителя разбирают задачу 3 (с. 6 учебника, в тетрадях.) часть 2). Задача разбирается аналогично предыдущей. VI. Развитие навыков счета. 1. Пропедевтика темы «Сложение и вычитание числа 4». С этой целью с комментированием выполняется задание 5 (с. 6 учебника, часть 2). Один из учащихся читает пример и объясняет его решение. Например: сумма чисел пять, два и два. К пяти прибавить два, получится семь, к семи прибавить два, получится девять; значит, значение суммы равно девяти. Из числа восемь вычесть два и еще два. Из восьми вычесть два, получится шесть. Из шести вычесть два, получится четыре. Значение выражения равно четырем. Учителю следует обращать внимание детей на то, что в каждом числовом выражении они прибавляют и вычитают по частям число 4. 2. Упражнение в умении правильно выбирать знак действия. Р а б о т а   п о   т е т р а д и  (задание 2, с. 4 в тетради № 2). – Что заметили? – Как вы думаете, какое задание предстоит выполнить?  (В пропущенную клетку поставить знак «+» или «–».)Первые   два   столбика   выполняются   с   комментированием,   последний столбик дети могут выполнить  с а м о с т о я т е л ь н о  с последующей  ф р о н т а л ь н о й  проверкой. Например: К трем прибавить два, получится пять. Значение выражения – семь. Семь больше пяти, значит, пропущен знак «+». П р о в е р я е м: значение суммы чисел три и два равно пяти. К пяти прибавить два, получится семь. VII. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся. В заключение урока учащимся может быть предложено задание на развитие внимания, наблюдательности. С этой целью дети выполняют задание на полях с. 6 учебника  или аналогичное задание, подобранное учителем. VIII. Итог урока.  – Чему научились сегодня на уроке?  – Какова ваша роль на уроке? У р о к  67. РЕШЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ ВЫРАЖЕНИЙ Цели   урока:  закреплять   у   учащихся   знание   состава   изученных   чисел; развивать   навыки   счета;   формировать   умение   использовать   понятия «увеличить», «уменьшить»; работать над развитием мышления учеников. Ход урока I. Организационный момент.  II. Каллиграфическая минутка. 10     10     10 9     8    7    9    8    7 III. Устный счёт. Игра «Помоги Винни­Пуху и Пятачку»:IV.   Формирование   умения   использовать   понятия   «увеличить», «уменьшить». Р а б о т а   п о   у ч е б н и к у.  Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунок (с. 7 учебника, часть 2). – Что вы можете сказать о количестве ложек и мисок в верхнем ряду (не считая их)? (Их число одинаково.) – Как вы об этом узнали? (Около каждой миски есть ложка.) – Что можно сказать о количестве ложек и мисок в нижнем ряду? (Мисок больше, чем ложек. Ложек меньше, чем мисок.) – Обоснуйте ваш ответ. (Около одной миски нет ложки, значит, ложек на одну меньше.) Р а б о т а   с   р а з р е з н ы м   м а т е р и а л о м. – Положите в один ряд 6 квадратов. – В другой ряд положите столько же кругов. – Уберите 2 круга. – Количество кругов уменьшилось (стало меньше) или увеличилось (стало больше)? – Сколько кругов осталось у вас на партах? (4.) – Сравните числа 4 и 6. (Четыре меньше шести на 2.) – Положите на парту 7 красных треугольников. – Ниже положите столько же синих треугольников. – Сколько синих треугольников положили? (7.) – Уменьшите число синих треугольников на 3. – Что вы сделали? (Убрали 3 синих треугольника.)– Почему убрали, а не добавили?  (Потому что уменьшить – сделать меньше, а не больше.) – Сколько синих треугольников у вас осталось? (4.) Затем ученики могут предложить друг другу подобные задания. Р а б о т а   в   т е т р а д я х. Учащиеся выполняют  с а м о с т о я т е л ь н о  задания 1, 3 (с. 4 в тетради № 2) с последующей  в з а и м о п р о в е р к о й. В задании 1 закрашивают 2 треугольника, а кругов – на 3 больше. В задании 3 ученики закрашивают 7 кругов, а треугольников – на 3 меньше, чем кругов. – Количество кругов в первом задании увеличилось или уменьшилось? – Увеличилось или уменьшилось число треугольников в задании 3? V. Развитие навыков счета. С   этой   целью   выполняются   задания   4   (с.   4   в   тетради   №   2)   и   4   (с.   7 учебника, часть 2). Задание   4  в  тетради   №   2   выполняется   учащимися   с   объяснением: необходимо  вставить  пропущенные числа. Например: Из десяти вычесть три, получится семь. Значение данного выражения равно девяти. Чтобы получить 9, нужно к семи прибавить два. Значит, пропущено число 2. Задание   4   (учебник,   часть   2)   ученики   выполняют   по   вариантам   с последующей  ф р о н т а л ь н о й  или  с а м о п р о в е р к о й. VI. Работа с геометрическим материалом. Учащиеся выполняют задание 5 (с. 4 в тетради № 2): из треугольников и прямоугольников составляют квадрат заданной величины. Затем можно предложить детям сравнить круги на рисунках (с. 7 учебника, часть 2, поля). VII. Работа над развитием логического мышления учащихся. В   заключение   урока   учащиеся   выполняют   задачу   на   смекалку   (с.   7 учебника, часть 2).  Это задание (на усмотрение учителя) можно включить в начало урока. – Кто из детей старше всех? (Коля.)– Объясните, почему так считаете.  (Оля старше Вани, значит, Ваня не может быть старше Оли. Но Оля моложе Коли, то есть Коля старше Оли.   Раз   Коля   старше   Оли,   значит,   он   будет   старше   Вани.   Таким образом, самый старший – Коля, за ним – Оля, самый младший – Ваня.) Здесь же дети могут выполнить задание 3 (с. 7 учебника, часть 2). Однако если учитель считает, что на уроке необходимо уделить внимание работе над задачами, данное задание можно использовать и с такой целью. По рисункам дети составляют и решают задачу, повторяя ее составные части и обосновывая решения. (В таком случае работа над заданием 3 должна быть перенесена в предыдущую часть урока.) VIII. Итог урока.  – Чем запомнился сегодняшний урок? – Что особенно понравилось? – А что бы вам хотелось изменить? У р о к  68. ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛО 4 Цели урока: познакомить учащихся с приемами прибавления и вычитания числа 4; закреплять знание детьми состава чисел первого десятка; продолжать работу над задачами на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Ход урока I. Организационный момент.  II. Каллиграфическая минутка. 6   9   8   3   6   8   9   9   8   6   3 (Тетрадь № 2: с. 5, задание 5; с. 6, задание 3.) III. Устный счёт. Игра «Парашютисты». IV. Закрепление знания состава чисел.С   этой   целью   учащиеся   выполняют   задание   2   (с.   5   в   тетради   №   2): вставляют пропущенные числа. В з а и м о п р о в е р к а. V. Изучение нового материала. 1. Объяснение приемов прибавления и вычитания числа 4. На  д о с к е  записаны примеры: – Внимательно рассмотрите записанные примеры. – Что заметили?  (В каждом числовом выражении к 6 прибавили 4, но число 4 прибавляли разными способами.) – Как по­разному можно прибавить число 4 к другому числу? (Прибавить к   числу   сначала   3,   а   затем   к   полученному   результату   прибавить   1; прибавить к числу один, а затем к полученному результату прибавить 3; прибавить к числу сначала 2, а затем еще 2.) Далее учитель открывает   доску с   примерами на вычитание числа 4 и просит   учеников   внимательно   рассмотреть   выражения   и   сказать,   что   они заметили:    Анализируя данные выражения, учащиеся делают  в ы в о д  о том, как по­ разному можно вычесть число 4 из другого числа.   2. Формирование навыка прибавления и вычитания числа 4. Выполняя задание 1 (с. 8 учебника, часть 2) и аналогичные выражения, данные учителем, учащиеся отрабатывают навык прибавления и вычитания числа 4. VI. Работа над задачами. Учащиеся выполняют задания 2, 3 (с. 8 учебника, часть 2) и задания 1, 4 (с. 5 в тетради № 2). Один из учеников читает текст из задания 3 (с. 8 учебника, часть 2). – Данный текст является задачей? (Да.) – Обоснуйте ваш ответ. (В тексте есть условие и вопрос, данные числа и искомое число.) – Прочитайте только условие. (Ане 6 лет, а Вера на 4 года старше.) – О чем в задаче спрашивается? (Сколько лет Вере?) – Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)

Посмотрите также