Формирование функциональной грамотности обучающихся в 1-4 классах (из опыта работы), учитель начальных классов Мрясова С.Д.
Процесс формирования и развития функциональной грамотности средствами учебных предметов начальных классов, исходя из предметных знаний, умений и навыков, осуществляется на основе формирования навыков мышления. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогают задания, соответствующие уровню логических приемов.
1.Технология продуктивного чтения является эффективным инструментом для формирования читательской грамотности у учеников, поскольку позволяет научить вдумчиво прочитывать текст, осмыслять его и развивать критическое и креативное мышление.
Суть технологии заключается в том, что работа с текстом организуется на трех этапах с подбором соответствующих приемов и заданий:
1. Этап “До чтения”
2. Этап “Во время чтения”
3. Этап “После чтения”
Или этап антиципации, подготовки к чтению текста (3-5 минут):
1. Прочитайте название текста, имя его
автора (при наличии).
2. Просмотрите иллюстрации к тексту.
3. Стимулируйте учеников сделать предположения, о чем будет текст. Предположения можно зафиксировать в ходе мозгового штурма на доске или в виде вопросов учеников, которые они запишут в таблицу. Самые интересные вопросы можно записать на доске или написать их на стикерах, разместив на видном для учеников месте. Длится 15-20 минут. Возможно несколько вариантов реализации:
1. Вы читаете текст ученикам вслух
Если есть возможность, посадите учеников в круг так, чтобы все видели вас .При этом текст может быть только у вас, тогда вы опираетесь на навыки активного слушания учеников, или текст может быть у всех учеников, и тогда они следят за текстом по ходу чтения. Важно следить за интонацией, правильным темпом и хорошим произношением всех слов (совет — почитайте текст вслух до урока, практикуйте чтение вслух для учеников).По ходу чтения делайте логически обоснованные паузы (вы можете задать вопрос; предложить ученикам проверить верность их предложений на этапе до чтения; важно, что пауз не должно быть много; вы должны их продумать при подготовке к занятию), обращайте внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).
2. Дети читают текст самостоятельно
Чем старше ученики, тем успешнее они будут справляться с самостоятельной работой с текстом. Учите учеников читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста. Хорошо помогают в работе стикеры для заметок — на них можно выписывать цитаты, имена нарицательные, термины, важные события и даты и т.д., в зависимости от типа текста и задания, которое вы подготовили. Например, термины или даты можно использовать как карточки, если их
оформить так: с одной стороны — термин/дата, с другой —определение/название события. Затем их можно сложить в конверт, написать на нем тему и приклеить в тетрадь. На следующих уроках можно играть в игру с этими карточками в парах или группе — стопку карточек положить на стол с термином/датой наверх, ученики по очереди берут карточку и должны назвать соответствующее определение/название события, выигрывает тот, кто назовет больше правильных вариантов.
3. Дети читают текст вслух по очереди в парах, группах
Задания могут быть аналогичными тем, что вы даете при самостоятельном чтении текста, но здесь ученики должны работать в команде — оказывать помощь, внимательно слушать, проверять друг друга, сравнивать ответы.
Длится 15-20 минут. Третий этап тоже может быть вариативным:
1. Вернитесь к вопросам и предложениям, зафиксированным на этапе "До чтения".
2. Возможно, появились новые вопросы, которые ученики могут задать вам или другим ученикам.
3. Можно использовать ролевые игры, если текст предполагает различных героев, события и разные взгляды на эти события.
4. Для художественных текстов хорошо использовать творческие задания— рисунки с цитатами, инсценировки (при этом ученики могут продумать некий доступный реквизит, нарисовать какие-то элементы, или вы заранее можете подготовить необходимый реквизит и маски для учеников). Приемы «Чтение с остановками», «Синквейн», «Мозговой штурм»,
«Написание творческих работ», «Логическая цепочка» «Тонкие и толстые
вопросы»
2. Приём «Тонкие и толстые вопросы»
Используя данный прием, дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и толстые вопросы, которые требуют размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, также развивает умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
«Тонкие» вопросы предполагают однозначный ответ, который можно найти в тексте произведения. Они обычно начинаются со слов: кто, что, когда, где и т. д.
«Толстые» вопросы требуют развёрнутого ответа, рассуждений по теме. Ответы на них не даются в произведении прямо, их нужно сформулировать самостоятельно.
3.Приём «Литературные диктанты.»
Виды литературных диктантов: информационный, литературоведческий, лексический.
Информационные диктанты включают имена, отчества и фамилии писателей, имена героев произведений.
Информационный диктант с дополнением « Я знаю фамилии русских поэтов».
Учитель диктует имя и отчество поэта, учащиеся записывают имя, отчество и самостоятельно дописывают фамилию.
Александр Сергеевич, Фёдор Иванович, Николай Алексеевич, Апполон Николаевич, Афанасий Афанасьевич.
Самопроверка информации по интерактивной доске, учебная литература.
Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Иванович Тютчев, Николай Алексеевич Некрасов, Апполон Николаевич Майков, Афанасий Афанасьевич Фет.
Литературоведческие диктанты содержат литературоведческие и общекультурные понятия.
2 класс. Пословица, песня, загадка, шутка, потешка, скороговорка, рассказ, басня.
Например: Запиши названия данных литературных жанров.
– один из видов народной повествовательной литературы, произведение в прозе или реже в стихах, в котором идёт речь о вымышленных событиях иногда фантастического характера (Сказка)
– короткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание (аллегория) и специально выделенная автором мораль (Басня)
Лексические диктанты включают слова и выражения из словарей, которые даны вучебниках и учебных хрестоматиях.
Например: Допиши предложения.
Поклажа – это ________________________
Пятак – это ________________________
Самопроверка по учебной литературе, словари.
4.Приём работы с пословицами. Логическо-поисковое задание.
Развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью.
Задание: все пословицы разделены на части. Участникам необходимо их собрать и объясните смысл наиболее понравившихся.
5. Приём Синквейн - творческая работа по выяснению уровня осмысления текста. Этот приём предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в парах и группах. Интересна работа, когда даны несколько готовых синквейнов, и по ним надо определить героев рассказа.
6. Приём «Древо мудрости»
1.Дети читают текст.
2. Каждый пишет записку на листике, в которой задаётся вопрос по тексту.
3. Крепит ее к нарисованному дереву (на доске).
4. По очереди каждый подходит к дереву, «снимает» записку и отвечает на вопрос вслух.
5.Остальные оценивают вопрос и ответ.
6.В конце определяют лучших знатоков.
7.Приём «Логическая цепочка»
После прочтения текста ученикам предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
8.Приём Несплошные тексты – это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c
которыми мы встречаем в реальной действительности.
К ним относятся
таблицы, графики, схемы, диаграммы, географические карты; различные планы
(помещения, местности); входные билеты, расписание движения транспорта,
рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, объявления, буклеты.
Существует огромное количество методов и приёмов по формированию читательской грамотности школьников, и каждый педагог сам выбирает тот путь к достижению цели, который будет эффективным именно для его обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.