Читательская грамотность. Дидактический материал.
Оценка 5

Читательская грамотность. Дидактический материал.

Оценка 5
pdf
10.05.2022
Читательская грамотность. Дидактический материал.
Читательская грамотность. Страницы.pdf

Задания на поиск информации

1

1.       Прочитайте текст.

Муравей тащил ягоду. Тяжёлую. Красивую. Из неё капал сок, и у муравья щипало глаза. Весь день он тащил ягоду и на закате солнца оказался на тропинке, а за ней уже видна была острая крыша дома.

По тропинке шёл человек. Он нагнулся и сказал: «Гляди-ка, ягода». Потом увидел муравья, сбил его, засунул ягоду в рот и пошагал дальше. (А. Приставкин).

2.       Найдите в тексте ключевые слова и подчеркните их.

3.       О чём этот текст? Что хотел сказать нам автор?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2

1. Прочитайте текст.

Дворянские поместья

XVI век был временем дальнейшего развития феодального землевладения, в особенности дворянского.

Как мы знаем, сама форма условного содержания земли за выполнение службы зародилась ещё в период феодальной раздробленности. Теперь московские князья, а затем цари стали усиленно раздавать своим слугам в пользование земли с крестьянами, или, как говорили тогда, «испомещать» на земле (отсюда слово «помещики»). Служилые люди – дворяне – набирались чаще всего из свободных людей. Складывалась так называемая поместная система землевладения: дворяне должны были обеспечить себя с этой земли всем необходимым для несения военной службы. Дворянин был обязан приходить на войну «конен, люден и оружен». Каждый год проводились смотры дворян, проверялось их снаряжение, годность к несению военной службы. Поместье могли и отобрать, если дворянин не обеспечивал себя всем необходимым для службы или уклонился от неё.

2.  Выделите в тексте ключевые слова, раскрывающие его основную мысль.

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

3.  Напишите краткий пересказ текста.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2

.

3

1. Прочитайте высказывания великих людей. Чему они посвящены?

1)  Достоинство стиля заключается в ясности. (Аристотель)

2)  …Написанное должно быть удобочитаемо и удобопроизносимо, что одно и то же. (Аристотель)

3)  Стиль – как хрусталь: от чистоты его зависит его блеск. (В. Гюго)

4)  Высшая степень мастерства писателя в том, чтобы выразить мысль в образе. (О.

Бальзак)

5)  Краткость есть первое условие художественности. (Ф. Достоевский) 6) Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна. (Л. Толстой)

2. На основании афоризмов великих мыслителей перечислите качества хорошей речи:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4

        1.   В псевдотексте найдите тексты-оригиналы.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Монголотатары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.      А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

5

        1.   Прочитайте отрывок из книги Д. С. Лихачёва «Земля родная».

Учиться говорить и писать

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если он станет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать(1). За своим языком – устным или письменным – надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!    Это надо понять досконально, во всей многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (3).

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (3).

3

3. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

1.  Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

2.  Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

3.  Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.

4.  Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

4. Определите стиль и тип речи текста.

1.  научный стиль; рассуждение с элементами повествования;

2.  публицистический стиль; рассуждение;

3.  разговорный стиль; рассуждение;

4.  художественный стиль; рассуждение и описание 5. Укажите значение слова действенная (предл. 12).

1.  глубокая, всепоглощающая;

2.  способная воздействовать, активная; 3. находящаяся в постоянном движении;

4. настоящая, подлинная.

6. Какие вопросы поднимает автор в тексте? Напишите 2 примера.

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задания с избытком информации

1

1.  Прочитайте текст.

Точно так же, как у разных народов складываются словесные языки, происходит и становление языка художественной выразительности, прежде всего музыкального. Ведь именно музыкальный язык, т.е. интонация, оказался главным скрепляющим веществом всего художественного комплекса, который древние греки называли «мусическим», а современная эстетика называет «временными искусствами», – теми, которые разворачиваются во времени: театральное действо, танец, пение. При этом ни первобытная культура, ни народное творчество последующих веков не знали «музыки в чистом виде», для сосредоточенного слушания. Музыка была растворена в поэзии, танце, театральном представлении, была той первоосновой, из которой произошли поэтические и артистические формы художественного.

2.  Определите стиль текста (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный)

__________________________________________________________________  и тип речи (повествование, описание, рассуждение) _________________________________

16

3.  О чём данный текст? _______________________________________________________

4.Выявите доминанту абзаца, главную мысль.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2

1. Определите избыточность текста и перекодируйте информацию. (Избыточность составляет 86%)

Все русские памятники написаны кириллической азбукой, однако это не значит, что на Руси не было глаголицы. Наоборот, существуют данные о том, что глаголический алфавит был известен древнерусам. Например, в «Книге пророков» Упыря Лихо переписанной, вероятно, с глаголицы, среди текста, написанного кириллицей, встречаются отдельные буквы и даже целые слова в глаголическом написании.

3

1. Текст для сжатого изложения.

Ничто не может дать такого живого представления о прошлом, как встреча с его современником, особенно с таким своеобразным и талантливым, каким был Владимир Алексеевич Гиляровский — человек неукротимой энергии и неудержимой доброты.

Прежде всего в Гиляровском поражала цельность и выразительность его характера. Если может существовать выражение «живописный характер», то оно целиком относится к Гиляровскому.

По строю своей души Гиляровский был запорожцем. Недаром Репин написал с него одного из своих казаков, пишущих письмо турецкому султану, а скульптор Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на своем превосходном памятнике Гоголю.

И внешность у Гиляровского была заметная и занятная — сивоусый, с немного насмешливым взглядом, в смушковой серой шапке и жупане, — он сразу же поражал собеседника блеском своего разговора, силой темперамента и ясно ощутимой значительностью своего внутреннего облика.

Гиляровский происходил из исконной русской семьи, отличавшейся строгими правилами и установленным из поколения в поколение неторопливым бытом.

Естественно, что в такой семье рождались люди цельные, крепкие, физически сильные. Гиляровский легко ломал пальцами серебряные рубли и разгибал подковы.

Однажды он приехал погостить к отцу и, желая показать свою силу, завязал узлом кочергу. Глубокий старик отец не на шутку рассердился на сына за то, что тот портит домашние вещи, и тут же в сердцах развязал и выпрямил кочергу.

У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.

Естественно, что человек такого размаха и своеобразия, как Гиляровский, не мог оказаться вне передовых людей и писателей своего времени. С Гиляровским дружили Чехов, Куприн, Бунин и многие писатели, актеры и художники.

Но, пожалуй, Гиляровский мог гордиться больше, чем дружбой со знаменитостями, тем, что был широко известными любимым среди московской бедноты. Он был знатоком

Задания на поиск информации 1 1

Задания на поиск информации 1 1

Прочитайте высказывания великих людей

Прочитайте высказывания великих людей

Какое из утверждений не соответствует содержанию текста? 1

Какое из утверждений не соответствует содержанию текста? 1

Выявите доминанту абзаца, главную мысль

Выявите доминанту абзаца, главную мысль
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.05.2022