Читательская грамотность младшего школьника и способы её становления
Оценка 4.9

Читательская грамотность младшего школьника и способы её становления

Оценка 4.9
docx
06.03.2024
Читательская грамотность младшего школьника и способы её становления
Знанио.docx

Читательская грамотность младшего школьника и способы её становления

Аннотация: Данная статья исследует процесс формирования читательской грамотности у детей младшего школьного возраста. Читательская грамотность — это необходимый навык, который позволяет детям эффективно читать, понимать и анализировать тексты разного уровня сложности. В статье рассматриваются основные аспекты формирования читательской грамотности, такие как развитие фонематического слуха, умение распознавать буквы и слова, стратегии чтения и понимания прочитанного. Исследование анализирует различные методы и подходы, которые помогают создать благоприятную среду для развития читательской грамотности у младших школьников. Результаты исследования могут быть использованы педагогами и родителями для эффективного обучения чтению.

Ключевые слова: читательская грамотность, младшие школьники, развитие фонематического слуха, распознавание букв и слов, стратегии чтения, понимание прочитанного, обучение чтению, методы и подходы.

Читательская грамотность определяется как потребность в чтении с целью успешной социализации, продолжающегося образования и саморазвития. В процессе развития читательской грамотности предполагается приобретение и развитие различных навыков, таких как умение осмысливать письменные тексты, анализировать, оценивать, интерпретировать и обобщать представленную информацию. Также важно умение извлекать необходимую информацию для ее использования в учебных задачах и быть способным ориентироваться с помощью письменных текстов в различных ситуациях жизни. Основные навыки читательской грамотности формируются в основном в начальной школе, поэтому большое значение придается их развитию именно на этом этапе обучения [1, c. 121].

При поступлении в школу наступает период, когда игровая деятельность детей постепенно заменяется учебными занятиями, которые составляют основную деятельность младшего школьного возраста. В этот период формируются основные психические способности [3, c. 42].

Младший школьный возраст играет важную роль в развитии основных познавательных способностей, таких как сравнение, выделение главных и второстепенных характеристик, обобщение, определение понятий, выявление причинно-следственных связей. Если полноценная мыслительная деятельность не сформирована, осваиваемые знания детей могут быть неполными или даже ошибочными. Это серьезно затрудняет процесс обучения и снижает его эффективность.

Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. В. Эльконин, И. В. Дубровина, Н. Ф. Талызина, писали о том, что в период начального школьного обучения наиболее активно развивается мышление, в особенности словесно-логическое [2, c. 81]. То есть, мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Высокий уровень развития мышления является предпосылкой формирования культурной идентичности младшего школьника [3, c. 144].

Младший школьный возраст, как период накопления знаний, формирования умений и навыков, имеет прямую связь с формированием читательской грамотности у детей [7, c. 55]. В этом возрасте подражание является значимым условием эмоционального и интеллектуального развития, а направленность умственной и эмоциональной активности младших школьников на внутреннее принятие окружающего мира стимулирует его интенсивное развитие.

Поступление в школу способствует формированию потребности в признании и познании, к развитию чувства личности. Развитие навыков чтения играет важную роль в достижении этих целей. Через чтение младшие школьники расширяют свой кругозор, получают новые знания и информацию, развивают свой словарный запас и умение анализировать тексты [1, c. 41].

Стоит отдельно отметить, что роль учителя состоит в организации полноценного восприятия произведений, которые дети читают. Через обсуждение событий из жизни героев, рассуждения о их отношениях с людьми и природой, а также обсуждение важных вопросов жизни, младшие школьники знакомятся с основными законами мира и его закономерностями. При этом они формируют свое отношение к окружающему миру, к другим людям и к труду [6, c. 11].

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены требования к читательской грамотности, поскольку она является одним из целей обучения [8, c. 51]. Эти требования отражены в междисциплинарной программе «Чтение: работа с информацией» и учебных программах по всем предметам начальной школы. Читательская грамотность включает несколько компетенций:

·        Понимание фактической информации, содержащейся в тексте.

·        Оценка языка, стиля и жанра текста.

·        Ориентация в тексте и способность переходить от конкретных сведений к общим.

·        Формулирование основных идей и выводов.

·        Общее понимание текста.

·        Рефлексия над содержанием текста, оценка и связь с внешней информацией.

Формирование читательской грамотности предполагает приобретение и развитие умений, таких как готовность к смысловому чтению (восприятие, анализ, оценка, интерпретация и обобщение информации), способность извлекать необходимую информацию и применять ее в учебной деятельности, а также умение ориентироваться с помощью текстовой информации в различных жизненных ситуациях [5, c. 15].

Высокий уровень читательской грамотности свидетельствует о готовности учащегося к продолжению обучения на следующем уровне. Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, которые еще не полностью освоили основы чтения. Низкий уровень понимания текстов препятствует учащимся использовать письменные формы для передачи мыслей и знаний для самообразования без помощи педагога.

Формирование читательской грамотности младших школьников может быть разделено на несколько этапов в зависимости от уровня общеязыковой и специальной читательской подготовки. Определим основные этапы:

1.     Предварительная подготовка: на этом этапе важно развивать интерес к чтению, показывать детям книги различных жанров и форматов, проводить игровые и развлекательные мероприятия, связанные с чтением. Целью этого этапа является формирование положительного отношения к чтению и стимулирование любознательности.

2.     Формирование начальной читательской грамотности: дети начинают осваивать навыки чтения и понимания прочитанного. Они занимаются звуковым анализом слов, учатся сочетать звуки в слоги и слова, распознавать и запоминать знакомые слова.

3.     Развитие навыков чтения и понимания прочитанного: дети учатся выделять главные мысли, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и анализировать информацию из разных источников. Дети также начинают развивать словарный запас и осознанное использование языковых средств.

4.     Рефлексия и самостоятельное чтение: на последнем этапе важно закрепить и усовершенствовать полученные навыки чтения. Дети должны самостоятельно выбирать книги, интересующие их, и читать их, а также анализировать прочитанное, высказывать свои мысли и впечатления о тексте.

Формирование читательской грамотности происходит на уроках при использовании прогрессивных технологий обучения, среди которых технология критического мышления, технология проблемного обучения, игровая технология, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология, личностно-ориентированная технология [5, c. 41]. Рассмотрим более детально каждую технологию обучения:

·        Технология критического мышления: в рамках этой технологии учащимся предлагается анализировать и оценивать тексты, развивая свою способность к аргументированному мышлению и критическому отношению к информации.

·        Технология проблемного обучения: ученикам предлагается решение реальных или вымышленных проблем, связанных с чтением и интерпретацией текстов.

·        Игровая технология: игровые элементы включаются в уроки чтения, чтобы сделать их более интерактивными и увлекательными.

·        Информационно-коммуникативная технология: использование современных информационных и коммуникационных технологий делает процесс обучения чтению более интерактивным и доступным. Ученикам можно предложить использовать интерактивные учебники, электронные книги или онлайн-ресурсы для чтения и обсуждения текстов.

·        Здоровьесберегающая технология: технология направлена на поддержание физического и эмоционального благополучия учащихся. В рамках чтения, можно создавать среду, способствующую расслаблению и комфорту, например, проводить чтение на свежем воздухе.

·        Личностно-ориентированная технология: технология учитывает индивидуальные особенности каждого ученика в процессе обучения. Например, можно предложить каждому ученику составить список книг на основе его собственных интересов и предпочтений, чтобы стимулировать более активное и личностно значимое чтение [4, c. 111].

Таким образом, рассмотренные технологии могут быть эффективными инструментами для формирования читательской грамотности и способствовать развитию комбинированных навыков чтения, критического мышления, анализа и интерпретации текстов учащимися.

В заключении можно подчеркнуть важность формирования читательской грамотности у младших школьников.  Результаты исследования показали, что формирование читательской грамотности должно быть основано на разнообразных методах и стратегиях, учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка.  Читательская грамотность играет ключевую роль в формировании личности и учебной успешности младших школьников. Она способствует развитию речи, расширению кругозора и увеличению словарного запаса. Кроме того, она стимулирует развитие познавательных интересов и развитие творческого мышления. Поэтому, потребность в создании условий для формирования читательской грамотности у младших школьников остается непреложной.

 


 

Читательская грамотность младшего школьника и способы её становления

Читательская грамотность младшего школьника и способы её становления

В этот период формируются основные психические способности [3, c

В этот период формируются основные психические способности [3, c

При этом они формируют свое отношение к окружающему миру, к другим людям и к труду [6, c

При этом они формируют свое отношение к окружающему миру, к другим людям и к труду [6, c

Формирование читательской грамотности младших школьников может быть разделено на несколько этапов в зависимости от уровня общеязыковой и специальной читательской подготовки

Формирование читательской грамотности младших школьников может быть разделено на несколько этапов в зависимости от уровня общеязыковой и специальной читательской подготовки

Технология критического мышления: в рамках этой технологии учащимся предлагается анализировать и оценивать тексты, развивая свою способность к аргументированному мышлению и критическому отношению к информации

Технология критического мышления: в рамках этой технологии учащимся предлагается анализировать и оценивать тексты, развивая свою способность к аргументированному мышлению и критическому отношению к информации

Читательская грамотность играет ключевую роль в формировании личности и учебной успешности младших школьников

Читательская грамотность играет ключевую роль в формировании личности и учебной успешности младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.03.2024