Современные технологии повышения читательской грамотности на уроках естественно-научных предметов
Капин А.В.
Итак, мы располагаем следующими фактами.
1. Российские четвероклассники (по данным Международного мониторинга PIRLS) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
2. Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-6 классах.
3. К 9-10 классу (по данным PISA) читательская грамотность российских обучающихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
На переходе из начальной в основную школу необходимо обеспечить условия перехода от готовности учащихся к чтению для обучения в сформированное читательское умение – чтение для обучения.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Читательская грамотность
Цель смыслового чтения – научиться работать с информацией,
максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию
II этап. Работа с текстом во время чтения
Во время чтения
Комментированное
чтение
Вопросы
Беседа
Словарная
работа
Составление
плана
Ключевые
слова
Диалог с автором
Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения естественно-научным предметам работы по текстам
Классификация текстов физического, химического, биологического содержания:
Тексты с описанием различных физических, химических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.
Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов
школьного курса физики, химии, биологии, астрономии.
Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых
основан на использовании каких-либо законов физики.
Тексты, содержащие информацию о факторах загрязнения
окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.
Тексты общекультурного содержания.
Сюжетная текстовая задача
Примеры вопросов на связывание и истолкование текста:
учащихся просят придумать название или сочинить вступление к тексту,
объяснить порядок действий в простой инструкции,
восстановить названия осей на графике или столбиков в таблице,
дать характеристику герою повествования,
объяснить назначение карты или рисунка.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста:
подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта,
оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений;
высказать свое мнение о качестве приведенных в тексте доказательств.
Вывод
При традиционной методике:
чтение текста,
ответы на вопросы,
упражнение на проверку понимания прочитанного,
запоминание словаря,
обсуждение прочитанного.
Стратегический подход к чтению учит
анализировать, отбирать, организовывать, интегрировать;
воспитывает независимого, мыслящего читателя;
формирует читательскую компетентность, то есть ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации и умеет ориентироваться в различных видах информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.