Читательская компетентность младшего школьника
ФГОС НОО выделяет основные компоненты читательской компетентности, которые складываются из следующих навыков: «понимание литературы как явления национальной и мировой культуры», «осознание значимости чтения для личного развития», «понимание роли чтения» и
«использование разных его видов (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев», овладение
«элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования текстов», а также «умение выбирать интересующую литературу» [12; с.22].
Исследователь Е.Л. Гончарова предложила базовую структуру читательской компетентности, выполненную в форме колеса [3; с.4]
Рисунок 1. «Колесо чтения» – модель базовой структуры читательской компетентности по Гончаровой Е.Л.
Исходя из дифференцирующего подхода (А.В. Хуторской, О.М. Мутовская, И.А. Зимняя), понятие компетентность состоит из ключевых
компетенций, а также знаний и умений, ее формирующих. В работе профессора А.В. Хуторского о «Классификации ключевых компетенций»
[14] выделяются основные образовательные компетенции:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные.
3. Учебно-познавательные.
4. Информационные.
5. Коммуникативные.
6. Социально-трудовые.
7. Компетенции личностного самосовершенствования.
Используя классификацию ключевых компетенций А.В. Хуторского, проведем параллель с читательскими компетенциями, необходимыми школьнику в рамках современной концепции образования.
Как пишет автор классификации, ценностно-смысловые компетенции основаны на «ценностных ориентирах ученика». Чтение является первостепенным навыком для школьника, без него невозможна работа с базовыми предметами школьной программы. Чтение как навык работы с текстом – необходимость. Тогда встает вопрос о работе с художественными произведениями. Ценностно-смысловые компетенции направлены на самостоятельно принятые решения ученика; здесь важны ориентиры школьника при выборе интересующей его литературы. Что может подтолкнуть младшего школьника взять в руки книгу: родительский пример, учительское влияние или собственный интерес – это становится камнем преткновения в работе с литературными произведениями в школе. Если отталкиваться от личных ориентиров ребенка, мы получаем возможность создавать индивидуальные программы обучения в рамках индивидуализации образовательного процесса, подбирать необходимую и интересующую школьника литературу. В исследовании Н.Е. Колгановой ценностно- смысловые компетенции («личностно-ценностные» у автора) подразумевают развитие «собственных читательских способностей» [5; с. 29].
Общекультурные компетенции затрагивают все традиционное окружение школьника в конкретной среде: быт, культурную специфику региона и даже способы проведения досуга. Досуговое чтение – важная часть самообразования. В общекультурных компетенциях также важно понимание особенностей разных культур, знакомство с отечественной и зарубежной литературой, а также формирование культурной идентичности младшего школьника.
Учебно-познавательные компетенции, по А.В. Хуторскому, включают в себя элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Данные компетенции направлены на самостоятельную работу ученика с литературными произведениями, умение выбирать необходимую в данной ситуации книгу, автора. Целеполагание основано на выборе литературы по принципу – «будет полезна». Также данная группа компетенций подразумевает умение добывать знания, используя литературу, располагающуюся в Интернете. А.В. Хуторской считает важным умение отличать истинную информацию от вымысла, самостоятельно проверять факты (в журналистике – фактчекинг). Также автор определяет суть учебно-познавательных компетенций как блок познавательных действий [13; с.60]
Информационные компетенции – одни из самых актуальных в современном образовании. Влияние информатизации невозможно недооценить, когда школьники проводят весомую часть своего времени с гаджетом, компьютером и другой техникой. В школах появляются новые технологии, в образование все чаще включаются элементы дистанционного обучения. Школьники постоянно взаимодействуют с Глобальной Сетью, а значит, часть читательских компетенций также переносится в Интернет – это чтение онлайн или на электронных устройствах, поиск художественных произведений в Сети и другие возможности. Подобные изменения в школьном процессе двойственно влияют на состояние современного школьника: с одной стороны, налицо развитие навыков быстрого поиска и усвоения информации широкого спектра тем, с другой, потеря желания и возможности взаимодействовать с печатными книгами и большими текстами. Читательские компетенции в сфере информационных возможностей затрагивают навыки школьников в работе с поиском, анализом, сохранением, способностью передавать и пользоваться информацией.
Коммуникативные компетенции затрагивают коммуникацию и взаимодействие, их способы, виды и средства с целью эффективной деятельности – обучения. Коммуникация неразрывно связана с читательской компетентностью; она включает в себя необходимость знания и использования языка, практику общения и возможность взаимодействия с разными объектами. Рассматривая коммуникативные компетенции в рамках читательской компетентности школьника, необходимо отметить взаимодействие ученика с другими участниками образовательного процесса
– с учителями, учениками, а также с самим текстом. Именно в коммуникации с текстом раскрывается замысел автора и возникает понимание сути литературного произведения. Меняется парадигма «ученик – читатель» на
«ученик – участник творческого процесса», которая впоследствии может стать следующей: «ученик – автор произведения». Взаимодействие с текстом может не только повлиять на понимание текста, но и повысить творческий потенциал ребенка.
Н.Е. Колганова выступает за объединение информационных и коммуникативных компетенций, утверждая, что «теоретическое осмысление основ читательской компетентности младших школьников позволяет рассматривать информационно-коммуникативные компетенции как составляющие читательской компетентности младших школьников» [5; с.30].
Социально-трудовые компетенции подразумевают личную выгоду от процесса образования, а также взаимосвязь с выгодой общественной. Они затрагивают развитие этических норм и борьбу с эгоизмом. К примеру, ученик может использовать известные сюжеты как образец, что надо или не
надо делать в обществе, как поступить в сложной ситуации или как ее избежать.
Компетенции личностного самосовершенствования – «саморегуляция» и «самоподдержка». Способность самосовершенствоваться, учитывая опыт, выявленный из прочитанного. Данная компетенция неразрывно связана со способностью ребенка анализировать прочитанное и сопоставлять полученную информацию с жизненными реалиями.
Для того, чтобы структурировать читательские компетенции, которые ученик приобретает в процессе своего обучения, необходимо рассмотреть базовые функции компетенций. Н.Е. Колганова называет следующие функции компетенций:
1. Образовательная.
2. Коммуникативная.
3. Информационная.
4. Гедонистическая.
5. Социальная.
6. Развивающая [5; с. 30-31].
В рамках изучения ключевых читательских компетенций необходимо рассмотреть данные функции и их взаимосвязь с развитием читательской компетентности младшего школьника.
Образовательная функция отвечает за практические навыки работы с текстом, но основное – умение читать. Для младшего школьника базовые навыки взаимодействия с текстом являются основными необходимыми компетенциями. Образовательная функция целиком зависит от педагога и его работы с учениками. Данная функция объединяет остальные, полагаясь на чтение как систему разных видов взаимодействия с текстом.
Коммуникативная функция является неотъемлемой частью процесса обучения младших школьников. В ходе изучения и работы с отдельными составляющими читательской компетентности развиваются навыки взаимодействия между разными субъектами: одноклассниками, ребенком и
текстом, школьником и замыслом автора. Коммуникация в процессе изучения чтения также является основой заинтересованности младшего школьника в работе с художественными произведениями. Как и в процессе овладения образовательной функцией читательских компетенций, коммуникативная функция не может существовать без постоянного педагогического сопровождения.
Информационная функция направлена на развитие умений работы с информацией: поиск, анализ, сохранение, способность перерабатывать ее, использовать в необходимых целях. Ученик осознает, что такое источник информации, где его можно отыскать, а также принимает во внимание современные реалии, которые диктуют избирательный подход к разного рода информационным источникам.
Гедонистическая функция направлена на чтение как способ проведения досуга, возможность заниматься самообразованием, расширять кругозор. Гедонистическая функция подразумевает заинтересованность, определенный уровень мотивации ученика. Отношение к чтению формируется еще в первые годы обучения младшего школьника, поэтому упущение данной функции читательских компетенций может привести к проблемным отношениям между учеником и текстом. Умение читать не дает гарантию положительного отношения к чтению и интересу к книгам.
Социальная функция отвечает за социализацию школьника с использованием примеров из литературы, трактовки литературных ситуаций, возможности их соотнесения с жизненными реалиями.
Развивающая функция затрагивает познание ученика, а также отвечает за развитие его творческого потенциала и перспективы развития писательских способностей. Создание собственных текстов неразрывно связано с чтением. Младший школьник должен не только понимать, что он пишет, но и определять, для кого создается текст. Развивающая функция неразрывно связана с коммуникативной.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО), одна из основных задач начальной школы – обеспечить «формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования» [12; с.22]. Необходимость овладения читательской компетентностью в начальной школе очевидна, и современное образование всецело поддерживает идею о том, что читательская компетентность как совокупность необходимых знаний, умений и полученного в результате работы опыта – важная часть обучения. Таким образом, изучение классификации ключевых компетенций, а также их функций позволяет наиболее точно определить все поле возможностей развития читательской деятельности младшего школьника.
Проблема развития читательской компетентности в начальной школе
Современный школьник погружен в процесс повсеместной модернизации и компьютеризации; он живет и учится в новом изменчивом
мире информатизации. Изменения в обществе диктуют детям новые стратегии поведения, коммуникации и взаимодействия в социуме. Современный человек постоянно находится в пространстве, наполненном информацией. Интернет, доступный большей части населения планеты, стал неотъемлемым спутником нашей жизни. Человек неустанно подстраивается под новые реалии, привыкая к потоку информационного потребления. Так, в журналистике (в современных СМИ, на телевидении, радио, различных Интернет-площадках) появился и уже полноценно укоренился новый подход в подаче информации: она передается сжато, структурированно и с наименьшим возможным объемом.
Уменьшение и упрощение текстов – тенденция журналистики последних десятилетий. Человек же, регулярно поглощая небольшие по объему тексты, постепенно теряет навыки взаимодействия с большими произведениями. Виной тому и современные технические средства, которые
во многом заменили для человека иные источники текста, диктуя новые способы его расположения на экране, способы выстраивания и структурирование.
Современные социологи, копирайтеры и SMM-менеджеры, наполняющие различные сайты и социальные сети контентом, часто задаются вопросом, как удержать внимание читателя, который не способен воспринимать тексты больше среднестатистического поста в социальных сетях (около 2000 знаков). Исследование 2018 года Scrolling and Attention («Скроллинг и Внимание»), которое организовала компания Nielsen Norman Group, было проведено с целью определить, как прочитывает информацию среднестатистический пользователь [16]. Для этого эксперты считывали более 130000 фиксаций движения глаз по экрану. Результаты исследования показали, что более 70% времени прочтения человек изучает информацию, расположенную в верхней части экрана. Малый процент участников эксперимента просмотрел текст до конца. Не менее интересное исследование 2013 года You Won’t Finish This Article («Вы не дочитаете эту статью») было проведено порталами Chartbeat и Slate.com. Интернет-издания проследили, какой процент посетителей сайта осиливает прочтение статей. Результаты показали, что из 160 читателей 60 человек закрывают статью в течение нескольких секунд, а из оставшейся сотни десять человек не прочитают более 10% текста, а больше половины оставшихся читателей не осилят более 60% текста [17].
Многочисленные исследования показывают, что человек привыкает к небольшому объему текста и испытывает трудности с концентрацией и интересом к текстам большего объема. Пока взрослый человек постепенно подвергается изменениям реалий информационного общества, уже имея за плечами опыт работы с текстами разных объемов, то ребенок, в том числе школьник, существует в них, не имея альтернативы. Отношение детей к чтению претерпевает кризисное ухудшение. В исследовании «Левада- центра» от 01.07.2019 о досуге современных россиян, ясно прослеживается,
что «более чем у половины жителей России к чтению художественной литературы прохладное отношение – ее читают несколько раз в год (27%) или не читают вовсе (28%). Если в целом доля опрошенных, никогда не читающих художественную литературу от 1994-го года к 2019-му снизилась, но некритично (на 5 п.п.), то доля жителей России, которые читают её ежедневно или еженедельно, сократилась существеннее – в два раза: с 23% до 14% и с 26% до 14% соответственно» [6].
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2018 году опубликовал опрос «Что читают россияне?». По результатам, выяснилось, что «чаще всего россияне читают новости в социальных сетях (39%) и в СМИ (38%)» [2]. Это подтверждает концепцию современного информационного общества о необходимости оперативной доставки концентрированной информации в короткий промежуток времени, тогда как чтение художественных произведений отходит на второй план. Чтение требует достаточного количества свободного времени, а современный человек все больше привыкает к новому темпу жизни, когда информация нужна здесь и сейчас.
По данным опроса, проведенного лабораторией социокультурных образовательных практик института системных проектов МГПУ в 2017 году,
«регулярно читает лишь каждый третий подросток». Тогда как «27% читают каждый день, 34% – несколько раз в неделю, еще 16% берутся за книгу несколько раз в месяц» [4]. По данным, полученным в ходе опроса, выяснилось, что каждый пятый подросток не имеет достаточного количества свободного времени для чтения. Но в рамках исследования не было определено, что именно читают современные школьники. Стоит отметить, что чтение и чтение художественных произведений – не одно и то же.
Изменение отношения человека к чтению – неудивительная реакция на изменения жизни. Но это не значит, что чтение литературных произведений как необходимое умение, способ проведения досуга и возможность самообразования уходит в прошлое. Умение читать, работать с литературными сюжетами, с объемными текстами, анализировать, переосмыслять, использовать прочитанное для построения деятельностных моделей поведения, творчески мыслить – все это задает необходимые для жизни умения, без которых формирование личности не может быть достаточным.
Верная концепция, как не потерять связь между человеком и чтением, – включать в школы новые методики и программы, которые соответствуют настоящему времени и современным запросам учеников. Важно удачно комбинировать тексты разных объемов и жанров, расположенные в книгах, учебниках и в Интернете. Школа сегодня должна не просто научить ребенка читать, а передать ему умение получать из работы с текстом все то, что школьник сможет использовать в своей жизни. Кроме того, актуальным остается развитие творческого потенциала и литературных способностей, что не только позволяет ребенку правильно излагать свои мысли, но и может служить некой психологической отдушиной. Влияние художественной литературы невозможно переоценить, и школа обязана предоставлять ребенку возможность осознать необходимость чтения.
Так, одной из ключевых компетентностей в начальной школе является читательская компетентность, как указано в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС НОО). В «Национальной программе поддержки и развития чтения» читательская компетентность определяется как «совокупность знаний и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в печатной (письменной) форме и успешно ее использовать в личных и общественных целях» [8].
Читательская компетентность понимается Н.Н. Сметанниковой как «качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности» и «является совокупным личностным качеством человека, сформированным на базе его интеллектуальных (мыслительных) способностей и личностных свойств» [11: с.57]. Е.Р. Ядровская рассматривает читательскую компетентность как составляющую культурной компетентности, сопоставляя понятие с «читательской культурой» и «культурой личности» [15; с. 133].
Читательская компетентность возникла из соединения таких понятий, как читательская деятельность, читательское сознание, читательское развитие личности, переосмысленных в рамках компетентностного подхода в современном образовании. В.А. Бородина пишет о читательской деятельности: «Особенность читательской деятельности заключается в том, что проникновение в предметный, содержательный мир, стоящий за текстом, происходит с помощью общепсихологических и психолингвистических механизмов читательской деятельности. Поэтому значимо понятие "квалификация читательской деятельности", отражающая уровень сформированности психологического механизма осуществления читательской деятельности в сочетании с филологическими и культурологическими составляющими» [1; с. 32].
Таким образом, читательская деятельность затрагивает как «механическую» работу с текстом (техника чтения, понимание и воспроизведение прочитанного), так и взаимодействие с авторским посылом, смысловой составляющей текста. Такую двустороннюю деятельность можно сравнить с тем, как ребенок открывает для себя книгу (с одной стороны, это взаимодействие с обложкой, элементами книги, разбитием на главы, а с другой, с авторским текстом и задумками писателя).
Чтение в школе специфично; при становлении читательской компетентности младшего школьника важно отношение ребенка к тексту не только в рамках образовательного процесса. Чтение дома, умение самостоятельно выбирать необходимую книгу (чтобы найти информацию или же чтобы скоротать досуг) подводит читательскую деятельность школьника к читательской самостоятельности. Это определенное свойство личности, которое «характеризуется наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определенным книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости» [10; с. 36]
Чтение сегодня предполагает не столько знакомство с различными литературными произведениями, столько работу с текстами разных объемов и форматов. Необходимо комбинировать их с традиционными художественными произведениями, чтобы не потерять связь с миром литературы. Чтение художественных текстов – не только способ проведения досуга, но и развитие навыков интерпретации и использования литературных сюжетов, обогащение языка, опыт, который можно получить на примере поступков книжных сюжетов, поступков и действий персонажей, а также развитие фантазии читающего человека. Поэтому так остро встает вопрос о необходимости развития читательской компетентности у современного школьника.
В начальной школе перед учеником появляется задача преобразовать печатные буквы в слова, а далее воссоздать в своей голове образы, с которыми в дальнейшем ученик проводит работу. Как пишет Н.Е. Колганова в работе «Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели»: «У младших школьников уровни восприятия качественно преобразовываются от простого к сложному и отмечаются неустойчивостью и неорганизованностью, память имеет наглядно-образный характер; небольшой объем кратковременной памяти; ярко выражена эмоциональность и непроизвольность внимания; мотивационная сфера отстает от интеллектуальной; внутренняя позиция, позволяющая индивидуально относиться к событиям и явлениям, в целом соответствует тем потенциальным способностям, которыми должен обладать человек и
которые могут составить основу для приобретения ключевых компетенций» [5; с. 28].
Анализ ФГОС НОО позволяет выделить ключевые направления овладения читательской компетентностью в начальной школе:
Читательская компетентность по ФГОС НОО |
|
Чтение текста |
- Ознакомительное |
|
- Изучающее |
|
- Выборочное |
|
- Поисковое |
Навыки работы с текстом |
- Чтение вслух и про себя - Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов |
|
- Умение давать и обосновывать нравственную оценку поступкам героев |
|
- Овладение элементарными приемами интерпретации - Анализ с использованием элементарных литературоведческих понятий |
Умения самостоятельно выбирать тексты |
- Умение пользоваться справочными источниками - Умение получать дополнительную информацию |
Таблица 1. Читательская компетентность по ФГОС НОО
Действительно, читательская компетентность формирует необходимыен авыки, которые позволяют школьнику не только читать и воспринимать прочитанное, но и использовать литературу в своих целях, самостоятельно искать и подбирать ее для своих нужд. Но обязательное овладение читательской компетентностью не гарантирует развитие творческого потенциала ученика и его положительное отношение к текстам. В настоящее время вопрос заинтересованности школьников в том, чтобы читать художественные произведения, а также в том, чтобы пользоваться полученным опытом для развития творческих способностей и создания собственных текстов, рассмотрен недостаточно.
Для определения уровня читательской компетентности младшего школьника необходимо опираться на определенную систему оценки, критерии сформированности читательской компетентности. По мнению исследователя А.М. Новикова, критерии оценки должны быть: объективными, адекватными, нейтральными, полными [9; с. 142-143]. Выделим основные типы критериев сформированности компетенций у младших школьников [7; с. 122]:
Мотивационный – двигатель интереса школьника к обучению.
Деятельностный – совокупность умений и навыков.
Когнитивный – осознанность знаний.
Личностный – отношение к полученным знаниям, умениям и навыкам.
Мотивационный критерий особенно важен в появлении у ребенка тяги к чтению, осознанию необходимости данного навыка. Мотивация способствует самостоятельности школьника в изучении и развитии читательских компетенций. Так, интерес к знаниям впоследствии преобразуется в учебно-познавательные мотивы – интерес к процессу приобретения знаний. К данному критерию можно применить вопрос –
«почему это необходимо?» или «почему это может быть полезно?».
Деятельностный критерий охватывает определенные умения и навыки, которые школьник приобретает в процессе обучения. Ключевым вопросом, который соотносится с деятельностным критерием, является – «что необходимо?».
Когнитивный критерий показывает уровень сформированности знаний, их осознанности. К нему применим вопрос: «в чем заключается возможность применения знаний?».
Личностный критерий охватывает отношение ученика к полученным знаниям, использование их в повседневной жизни или учебе, а также прогнозирование эффективности их применения. Личностный критерий отвечает на вопрос – «как я могу использовать знание?».
Именно данные критерии позволяют проследить последовательное и полное развитие читательских компетенций младшего школьника. Пространство читательской компетентности можно иначе представить в виде направленных из одной точки критериев, образующих поле компетенций:
Рисунок 2. Поле читательских компетенций
Учитывая данные о составе читательской компетентности младших школьников (прописанные во ФГОС НОО), а также используя классификацию ключевых компетенций А.В. Хуторского, составим таблицу ключевых читательских компетенций:
Компетенции |
Критерии |
|||
|
Мотивационный |
Деятельностный |
Когнитивный |
Личностный |
Ценностно- смысловые |
Работа с текстом как самоцель.
Мотивация к читательской деятельности. |
Осознанное восприятие текста.
Осознанная оценка текста.
Восприятие проблематики прочитанного. |
Смысловое чтение текстов разных стилей и жанров.
Оценка и обоснование поступкам героев. |
Появление ориентиров при смысловом выборе литературы. |
Общекуль турные |
Интерес к чтению. |
Чтение как способ проведения досуга. |
Досуговое чтение как часть образовательного процесса. |
Интерес к досуговому чтению.
Развитие читательского кругозора. |
Учебно- познавательные |
Чтение как основной навык в образовании.
Читательская деятельность. |
Чтение вслух и про себя.
Овладение базовыми навыками работы с текстом. |
Элементарны е приемы интерпретации текста. |
Умение пересказывать текст.
Анализ и понимание ключевых компонентов прочитанного. |
Информационные |
Умение работать с информацией. |
Поиск, анализ и работа с информацией. |
Умение пользоваться справочными материалами.
Умение получать дополнительную информацию. |
Фактчекинг при поиске необходимой информации. |
Коммуникативные |
Необходимость в опыте и практике эффективных Способов коммуникации |
Способы коммуникации в процессе работы с текстом. Текст как способ коммуникации. |
Развитие навыков коммуникации с окружающим и людьми и текстом. |
Развитие коммуникационных навыков. Коммуникационное взаимодействие с одним или несколькими индивидами при работе с текстом. |
Социально -трудовые |
Социальный опыт. |
Текст как деятельностна я модель в развитии социальных навыков. |
Использование опыта, полученного из прочитанного. |
Аналогия с прочитанным, использование позитивного опыта в жизненных ситуациях. |
Компетенции личностно го самосовершенствования |
Самосовершенствование в процессе чтения. Развитие творческого потенциала. |
Чтение как способ эффективного самообразования. |
Самообразование и саморазвитие посредством чтения. |
Развитие и появление предпосылок писательской деятельности. |
Таблица 2. Ключевые читательские компетенции младшего школьника
Таким образом, выделенные нами компетенции позволяют проследить всестороннее развитие читательской компетентности младших школьников как при работе над интерактивным текстом, так и в рамках предметов «Русский язык» и «Литературное чтение». Указанные критерии позволяют подробнее рассмотреть компетенции как конкретные умения или навыки, которые школа призвана развивать у младших школьников. Также рассмотренные критерии отмечают не только необходимость формирования данных новообразований, но и мотивацию и интерес обучающихся в этом процессе.
Список литературы
1. Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. 1984. №3. С. 173-179.
2. ВЦИОМ. Опрос «Что читают россияне?». Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9315 (дата обращения 16.12.2019).
3. Гончарова Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса // Дефектология. №1. 2007. С. 4-12.
4. Книжная индустрия. Режим доступа: http://www.bookind.ru/events/6211/ (дата обращения 17.09.2022).
5. Колганова Н.Е. Читательская компетентность младших школьников: сущность, структура, показатели // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Т. 16. №1. 2017. С. 28-37.
6. Левада-центр. Режим доступа: https://www.levada.ru/2019/07/01/dosug-i-razvlecheniya/ (дата обращения 17.12.2022).
7. Лумбунова М.Б. Критерии и показатели сформированности общих компетенций специалиста среднего звена // Педагогический имидж. №4 (37) 2017. С. 120-126.
8. Национальная программа поддержки и развития чтения. Режим доступа: http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf (дата обращения 20.12.2022).
9. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2010. – 280 с.
10. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе. – М.: NB Магистр, 1993. – 180 с.
11. Сметанникова Н.Н. Как разорвать замкнутый круг: поддержка и развитие чтения: проблемы и возможности: научно-практический сборник / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова. – М.: МЦБС, 2007. – 184 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. No 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. No 1241, от 22 сентября 2011 г. No 2357). – М.: Просвещение, 2019. – 53 с.
13. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСОРАО, 2002. – 488 с.
14. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Режим доступа: http://eidos.tv/journal/2002/0423.htm (дата обращения 23.09.2022).
15. Ядровская Е.Р. Анализ и соотношение понятий «читательское развитие читателя-школьника», «литературная компетентность», «читательская компетентность» // Мир науки, культуры, образования. 2009. №5 (17). С. 133.
16. Nielsen Norman Group. Scrolling and Attention. Режим доступа: https://www.nngroup.com/articles/scrolling-and-attention/ (дата обращения 16.12.2019).
17. Slate. You Won’t Finish This Article. Режим доступа: https://slate.com/technology/2013/06/how-people-read-online-why-you-wont- finish-this-article.html (дата обращения 16.12.2019).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.