Консультация
«Чтение художественной литературы в семье»
Подготовила Стародубцева Т.Л.
Мы живем в такое время, когда то, что недавно было немыслимым, в современном мире стало абсолютной нормой. Материальные ценности доминируют над духовными и поэтому у детей искажены представления о добре и великодушии, справедливости и патриотизме. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, через познавательный интерес. В этом помогает нам чтение художественной литературы. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, произведения художественной литературы оказывают большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка, его воображения, дают возможность познакомиться с образцами русского литературного языка. Слушая знакомую сказку, рассказ, стихотворение, ребенок переживает, волнуется вместе с героями. Так он учится понимать художественные произведения и посредством этого формируется как личность. Именно книга, с ее простотой формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации. Главной целью является воспитание интереса к книгам как к источнику знаний. Для достижения этой цели ставятся такие задачи:
- способствовать формированию нравственных качеств, воспитанию послушания на основе любви и уважения к близким людям;
- расширять представления об окружающем мире;
- содействовать развитию эстетического вкуса;
- развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки героев произведений, учить давать оценку своему поведению.
Чтобы привлечь ребенка к чтению книги, используют самый распространенный метод ознакомления с произведением – это чтение вслух.
Благодаря этому методу у ребенка развивается усидчивость, внимание, память. При беседе расширяется словарный запас, умение рассказывать содержание произведения после чтения. Держите дома больше интересных книг, журналов. Отведите книгам почетное место в вашей квартире, воспитывайте бережное отношение к ним.
Дидактические игры, такие как «Что за чем следует», «Что было вначале, что потом», «Продолжи сказку» представляют собой разрезанные картинки по сюжетам произведения и помогают закрепить содержание, развивают речь и память, закрепляют словарный запас.
Прослушивание аудиокниги развивает слуховое восприятие. Детей очень радуют различные звуки природы, животных и даже то, когда сказка озвучена разным голосом.
Книги – самоделки, сделанные своими руками, радуют детей, воспитывают в них творческий потенциал и учат беречь книгу. Дети могут потрогать героев сказок и поиграть с ними, сочинить сказку, увлекательно рассказать сверстникам.
Драматизация, театрализованные игры развивают актерское мастерство, помогают охарактеризовать героев их поступки, учат различать плохие и хорошие поступки, развивают речь, учат воспринимать текст произведения в устной форме, закрепить содержание и последовательность, воспитывают интерес выступать перед публикой.
Поход в библиотеку вместе с ребенком может стать интересным и значимым семейным ритуалом. Ведь в книгах содержатся множество знаний обо всем на свете. Взаимодействие родителей в воспитании личности ребенка очень важна. Научить ребенка сопереживать, любить, жалеть и прощать помогает чтение разнообразных произведений.
Начните с малого: чтение на ночь. Даже если ребенок слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Если нужно вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки, чтобы учить ребенка тому, что вы считаете хорошим и нужным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.