Консультация
«Сказка в жизни ребенка»
Подготовила воспитатель Стародубцева Т.Л.
Воспитание сказкой - один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки наши предки передавали подрастающему поколению моральные нормы поведения, традиции, обычаи, свой жизненный опыт. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы.
В сказках противопоставляется добро и зло, жадность и смелость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они раскрывают, что мир очень сложен и в нем существует немало несправедливости, но самое главное сказки подводят к тому, что если человек не сдается, даже когда положение оказывается безвыходным, не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.
В каждой сказке заложен свой нравственный урок и определить главный смысл сказки, выделить, что в сказке или в герое хорошо и что плохо – вот одна из задач, стоящих перед педагогами и родителями. Если сказку внимательно слушать, то обязательно отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, ведь недаром многие из них заканчиваются присказкой «Сказка - ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.
Сказка учит детей:
- сравнивать, сопоставлять, сопереживать;
- формирует привычку доказывать, что это так, а не иначе;
- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, давая ему возможность собственной позиции.
В этом случае можно использовать игру «Хорошо – плохо». Соотнести в разные стороны хорошие и плохие поступки, явления, а значит сделать еще один шаг в формировании добрых чувств.
Невозможно не оценить роль сказок, художественной литературы в развитии устной речи детей. Традиционно, тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но кроме этого очень важно сделать устную речь эмоциональной, образной, красивой.
Для решения этой проблемы в работе используют различные методы и приемы. Один из них умение задавать вопросы. По мнению отечественных и зарубежных психологов (А.Запорожец, Л.Венгер и др.), умение правильно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. В течении дня дети задают множество вопросов, но поставить шуточный вопрос героям сказки довольно трудная задача.
Кроме того большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Например, с детьми можно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок);
- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно переходить к рифмованной цепочке;
-составить длинное, распространенное предложение, используя речевую игру «Веночек», в которой каждый добавляет свое слово. (Колобок.- Колобок катится. – Колобок катится по дорожке. - Колобок катится по зеленой дорожке…).
Для того, чтобы ребенок уяснил идею сказки, детям предлагают использовать пословицы и поговорки. Разбирая вместе с ребенком каждую из них, выясняя ее содержание и происхождение, он не только запоминает их, но и учится применять в нужном месте, четко уясняет внутреннее содержание сказки. Проводимая работа способствует расширению кругозора, его представлению о традициях и обрядах народа.
Очень важна взаимосвязь речевой и умственной деятельности. С этой целью можно использовать дидактические игры, типа «Найди лишнее слово». Из группы перечисленных слов (лиса, заяц, медведь, избушка), ребенок должен обобщить слова и вычленить лишнее (избушка). Любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Сказка должна способствовать общению и в этом случае можно использовать игру «Интервью». А вот кто будет брать его, кто давать – диктуется сюжетом сказки.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром.
Сказки тесно связаны и с математикой. Во многих сказках математическое начало находится на поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик – семицветик» и т.д.).
Когда ребенок познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко угадать по форме и величине. Например, один большой и семь маленьких треугольников напоминают сказку «Волк и семеро козлят».
На основе сказки можно придумать задачу, считалку или задачу с числами.
Восприятие времени проходит в заданиях тоже связанных со сказкой:
летела булава 5 суток - это сколько дней?
Прослеживается связь сказки и с природой. В природе все взаимосвязано: заяц приспосабливается к зиме, меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы. Это понимание зависимостей следует перенести и в сказки, помогая героям в их бедах. В решении более сложных вопросов участвуют взрослые и сообща находят ответ.
Следует обратить внимание на связь сказки с развитием рук. Ведь недаром говорится: «Когда я слушаю – я узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается что – то сделать: вырезать, склеить, нарисовать, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов.
Таким образом, возможностям сказки нет предела. Важно только вовремя обратить внимание и не опоздать начать работу с малышами. Необходимо помнить, что это необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым читают или рассказывают сказки, формируется запас жизненной прочности.
Литература.
1. Развитие речи детей дошкольного возраста. / по.ред.Ф.А.Сохина -2 – е изд.- М.:Просвещение, 1979. – 223с.
2. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей детского сада. / по.ред.Ф.А.Сохина.- М.:Просвещение, 1981. -159с.
3. Фесюкова Л.Б. От трех дл семи. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2000, - 448С.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.