ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года), примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой. ( УМК «Школа России»), АООП НОО для обучающихся с ЗПР МАОУ СОШ № 2 и адаптирована для ребенка с задержкой психического развития, обучающегося на дому.
Программа учитывает особенности детей с задержкой психического развития.
ñ Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
ñ Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
ñ Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
ñ Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
ñ Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
ñ У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление.
ñ Учащиеся характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
На уроках литературного чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей:
ñ формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
ñ формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
ñ уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
ñ формирование умений ,полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально волевой сферы детей;
ñ развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
ñ преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
ñ развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение его мыслительной деятельности и познавательной активности;
ñ привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Особенности построения учебного процесса в работе с ребенком с задержкой психического развития
ñ общая коррекционная направленность процесса обучения,
ñ малая наполняемость класса,
ñ щадящий режим,
ñ соответствующий учебный план,
ñ увеличение количества часов на трудный раздел программы,
ñ использование индивидуальных и групповых занятий с логопедом и психологом,
ñ создание положительной атмосферы на уроке,
ñ постоянное снижение тревожности детей, исключение иронии и выговоров,
ñ создание ситуации успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворения,
ñ опора на игру, целенаправленное стимулирование детей на уроке, возбуждение интереса.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу
«Литературное чтение» к концу 4-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
• грамотно писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с сотрудниками научного клуба младшего школьника «Ключ и заря»;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений; составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, в старославянских легендах и русских народных сказках;
•отслеживать проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества – волшебной сказки и былины;
• представлять жизнь жанров фольклора во времени (эволюция жанра волшебной сказки; сохранение жанровых особенностей гимна);
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе восприятия и передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области предметных общих учебных действий
Выпускник научится:
· ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
· самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
· составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
· пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой;
· сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
· читать по ролям литературное произведение;
· создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
· реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
В области познавательных общих учебных действий
Выпускник научится:
· свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
· свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях, в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать её в разных учебных целях; свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий
Выпускник научится:
В рамках коммуникации как сотрудничества:
· разным формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя).
В рамках коммуникации как взаимодействия:
· понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать свою собственную точку зрения;
· уметь корректно критиковать альтернативную позицию.
В области регулятивных учебных действий
Выпускник научится:
· осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий
Выпускник получит возможность научится:
· осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
· профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Содержание курса
4 класс
Былины. Летописи. Жития (10 ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»;
«Житие Сергия Радонежского».
Чудесный мир классики (26 ч)
П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»; М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»;
А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (13 ч)
Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна!
Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; Н. А. Некрасов.
«Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад».
Литературные сказки (16 ч)
В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и
розе».
Делу время — потехе сейчас (10 ч)
Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Стран детства (8 ч)
Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (5 ч)
В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»;
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И.
Цветаева «Наши царства»; обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (13 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е. И. Чарушин. «Кабан»;
В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин.
«Лебедушка».
Родина (5 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна Фантазия (5 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (19 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
Часов |
Название темы/урока |
|
|
|
План |
Дата |
Основные виды деятельности |
|
|
10 |
Летописи, былины, жития |
|
|
|
04.09 |
04.09 |
Знакомство с учебником по литературному чтению |
Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. |
|
05.09 |
05.09 |
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» |
Читать отрывки из древнерусской летописи. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах |
|
06.09 |
06.09 |
«И вспомнил Олег коня своего» |
Читать отрывки из древнерусской летописи. Сравнивать текс летописи с художественным текстом Читать отрывки из древнерусской летописи |
|
07.09 |
07.09 |
Былина – жанр устного народного творчества |
Читать отрывки из древнерусской былины. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников Пересказывать былину от лица её героя. Сравнивать былины и волшебные сказки |
|
11.09 |
11.09 |
«Ильины три поездочки» |
Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. |
|
12.09 |
12.09 |
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека
|
|
13.09 |
13.09 |
«Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
Описывать характер человека; выражать своё отношение. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.
|
|
14.09 |
14.09 |
Развитие речи. Составление рассказа по картине Васнецова |
Рассказывать о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин |
|
18.09 |
18.09 |
Проект: «Создание календаря исторических событий» |
Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя) |
|
19.09 |
19.09 |
Проверка навыка чтения |
|
|
26 |
Чудесный мир классики |
|
|
|
20.09 |
20.09 |
Подготовка сообщения о П.П. Ершове |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке
|
|
21.09 |
21.09 |
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
Выразительно читать, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание.
|
|
25.09 |
25.09 |
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
Наблюдать за развитием событий в сказке Характеризовать героев произведения. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
|
26.09 |
26.09 |
П.П.Ершов «Конёк-Горбунок» |
Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам |
|
27.09 |
27.09 |
Подготовка сообщения о А.С. Пушкине |
Рассказывать о А.С. Пушкине |
|
28.09 |
28.09 |
А.С. Пушкин «Няне» |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. |
|
02.10 |
|
А.С. Пушкин «Туча» |
Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников |
|
03.10 |
|
А.С. Пушкин. «Унылая пора!» |
Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. |
|
04.10 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
05.10 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.
|
|
09.10 |
|
А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|
10.10 |
|
Подготовка сообщения о М.Ю. Лермонтове |
Рассказывать о М.Ю. Лермонтове Наблюдать за выразительностью литературного языка. Воспринимать и понимать эмоционально-нравственные переживания героя |
|
11.10 |
|
М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. |
|
12.10 |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения |
|
16.10 |
|
М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» |
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев |
|
17.10 |
|
М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
Излагать устно текст по плану. |
|
18.10 |
|
Подготовка сообщения о Л.Н. Толстом |
Рассказывать о Л.Н. Толстом Называть произведения классической литературы. |
|
19.10 |
|
Л.Н. Толстой «Детство» |
Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст |
|
23.10 |
|
Л.Н. Толстой «Детство» |
Наблюдать за выразительностью литературного языка. |
|
24.10 |
|
Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» |
Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. |
|
25.10 |
|
Подготовка сообщения о А.П. Чехове |
Рассказывать о А.П. Чехове. Понимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к своим героям. |
|
26.10 |
|
А.П. Чехов «Мальчики». |
Понимать основное содержание услышанного. Характеризовать героев произведения. Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
07.11 |
|
А.П. Чехов «Мальчики». |
Определять тему, главную мысль, Понимать основное содержание услышанного. |
|
08.11 |
|
А.П. Чехов «Мальчики». |
Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них |
|
09.11 |
|
Проверка навыка чтения |
Наблюдать за выразительностью литературного языка |
|
13.11 |
|
Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». |
Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
|
13 |
Поэтическая тетрадь |
|
|
|
14.11 |
|
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» |
Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. |
|
15.11 |
|
Ф.И. Тютчев «Как неожиданно и ярко…» |
Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Самостоятельно оценивать своё чтение |
|
16.11 |
|
А.А. Фет. «Весенний дождь» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
|
|
20.11 |
|
А.А. Фет «Бабочка» |
Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора |
|
21.11 |
|
Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. |
|
22.11 |
|
Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот...» |
Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. Определять связь произведений литературы с другими видами искусств |
|
23.11 |
|
А.Н. Плещеев «Дети и птичка» |
Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения |
|
27.11 |
|
И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
28.11 |
|
Н.А. Некрасов «Школьник» |
Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте |
|
29.11 |
|
Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
|
30.11 |
|
И.А. Бунин «Листопад». |
Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). |
|
04.12 |
|
И.А. Бунин «Листопад». |
Иллюстрировать стихотворение |
|
05.12 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» |
Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженные автором. Проверить свои знания. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения |
|
16 |
Литературные сказки |
|
|
|
06.12 |
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Отвечать и задавать вопросы. |
|
07.12 |
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев |
|
11.12 |
|
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы |
|
12.12 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании. |
|
13.12 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
Читать сказку вслух и про себя , использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке |
|
14.12 |
|
В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
Читать осознанно текст художественного произведения про себя анализировать особенности речи героев произведения |
|
18.12 |
|
Проверка навыка чтения |
Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
19.12 |
|
Внеклассное чтение. Сказки любимых писателей. |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. |
|
20.12 |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
21.12 |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. |
|
09.01 |
|
П.П. Бажов «Серебряное копытце» |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения.
|
|
10.01 |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. |
|
11.01 |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
Определять нравственный смысл сказки. |
|
15.01 |
|
С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». |
Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки |
|
16.01 |
|
Обобщение по разделу «Литературные сказки». |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. |
|
17.01 |
|
Проверка навыка чтения |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
10 |
Делу время - потехе час |
|
|
|
18.01 |
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Чтение текста. |
|
22.01 |
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Беседа по вопросам |
|
23.01 |
|
Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
24.01 |
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. |
|
25.01 |
|
В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий |
|
29.01 |
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
Сравнивать героев, характеризовать их, используя текст |
|
30.01 |
|
В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
31.01 |
|
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. |
|
01.02 |
|
В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
05.02 |
|
Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». |
Чтение текстов. Выразительное чтение. |
|
8 |
Страна детства |
|
|
|
06.02 |
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
Чтение текста. Беседа по вопросам.
|
|
07.02 |
|
Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
Пересказ по плану |
|
08.02 |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. |
|
12.02 |
|
К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Выборочный пересказ текста.
|
|
13.02 |
|
М.М. Зощенко «Елка». |
Беседа по вопросам. |
|
14.02 |
|
М.М. Зощенко «Елка». |
Пересказ по плану |
|
15.02 |
|
М.М. Зощенко «Елка». |
Выборочный пересказ текста. |
|
19.02 |
|
Обобщение по разделу «Страна детства». |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
5 |
Поэтическая тетрадь |
|
|
|
20.02 |
|
В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
Выразительное чтение. |
|
21.02 |
|
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» |
Выразительное чтение. |
|
22.02 |
|
М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» |
Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
|
|
26.02 |
|
М.И. Цветаева «Наши царства» |
Иллюстрировать стихотворения. |
|
27.02 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
13 |
Природа и мы |
|
|
|
28.02 |
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. |
|
01.03 |
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
Выборочный пересказ текста. |
|
05.03 |
|
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
Пересказ по плану |
|
06.03 |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
Чтение текста. |
|
07.03 |
|
А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
Беседа по вопросам. |
|
12.03 |
|
М.М. Пришвин «Выскочка» |
Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. |
|
13.03 |
|
М.М. Пришвин «Выскочка» |
Выборочный пересказ текста. |
|
14.03 |
|
Е.И. Чарушин «Кабан» |
Пересказ по плану |
|
15.03 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
19.03 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Чтение текстов.
|
|
20.03 |
|
В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
Беседа по вопросам. |
|
21.03 |
|
Проект «Природа и мы» |
Защита проекта |
|
22.03 |
|
Обобщение по разделу «Природа и мы». |
Техника чтения |
|
6 |
Поэтическая тетрадь |
|
|
|
02.04 |
|
Б.Л. Пастернак «Золотая осень» |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. |
|
03.04 |
|
С.А. Клычков «Весна в лесу» |
Чтение текстов. |
|
04.04 |
|
Д.Б. Кедрин «Бабье лето» |
Выразительное чтение. |
|
05.04 |
|
Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
Выразительное чтение. |
|
09.04 |
|
С.А. Есенин «Лебедушка» |
Выразительное чтение. |
|
10.04 |
|
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
Беседа по вопросам. |
|
5 |
Родина |
|
|
|
11.04 |
|
И.С. Никитин «Русь» |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. |
|
12.04 |
|
С.Д. Дрожжин «Родине» |
Выразительное чтение. |
|
16.04 |
|
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» |
Чтение текстов. Беседа по вопросам. Выразительное чтение. |
|
17.04 |
|
Б.А. Слуцкий «Лошади в океане» |
Выразительное чтение. |
|
18.04 |
|
О родине. Проект: «Они защищали Родину» |
Защита проекта |
|
5 |
Страна Фантазия |
|
|
|
19.04 |
|
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
23.04 |
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
Читать вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл произведения. |
|
24.04 |
|
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
Наблюдать за развитием и последовательностью событий. Рассказывать о герое с опорой на текст и опорные слова |
|
25.04 |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. Выборочный пересказ текста. |
|
26.04 |
|
Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
Пересказ по плану |
|
19 |
Зарубежная литература |
|
|
|
28.04 |
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
Чтение текста. |
|
03.05 |
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
Беседа по вопросам. |
|
07.05 |
|
Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
08.05 |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Чтение текста.
|
|
10.05 |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Беседа по вопросам. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. |
|
14.05 |
|
Г.Х. Андерсен «Русалочка» |
Выборочный пересказ текста. |
|
15.05 |
|
Г. Х. Андерсен «Русалочка» |
Пересказ по плану |
|
16.05 |
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. |
|
17.05 |
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
Выборочный пересказ текста.
|
|
21.05 |
|
М.Твен «Приключения Тома Сойера» |
Пересказ по плану |
|
22.05 |
|
Проверка навыка чтения |
Техника чтения |
|
23.05 |
|
Итоговая диагностическая работа |
|
|
24.05 |
|
С. Лагерлеф «Святая ночь» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. |
|
28.05 |
|
С. Лагерлеф «Святая ночь» |
Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
29.05 |
|
С. Лагерлеф «В Назарете» |
Чтение текста. Беседа по вопросам. |
|
30.05 |
|
С. Лагерлеф «В Назарете» |
Выборочный пересказ текста. Пересказ по плану |
|
31.05 |
|
Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
|
|
04.06 |
|
Проверка навыка чтения. Внеклассное чтение |
Техника чтения |
|
05.06 |
|
Литературная викторина |
|
|
Приложение 1
Оценка работ по литературному чтению
Выставление отметки читательской деятельности:
«5» - без ошибок
«4» - 2 грубые и 1-2 негрубые ошибки
«3» - 3-4 грубые и 1-2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых
«2» - 5 и более грубых ошибки
Выставление отметки умения пересказывать текст:
«5» - логически и последовательно построенный рассказ
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения материала, имеются единичные фактические и речевые ошибки
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, отсутствуют важные эпизоды, главные части, нарушена последовательность изложения мысли, отсутствует связь между частями или отдельными предложениями, крайне однообразен словарь
Техника чтения:
4 класс
I полугодие: 60-70 слов
II полугодие: 70-80 слов
Примечание:
При проверке техники чтения учитывается способ чтения, выразительность, правильность, осознанность.
Грубыми ошибками считаются:
- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавление букв, слогов слов);
- неправильная постановка ударения (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного, неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Негрубыми ошибками считаются:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительности при передаче характера персонажа.
Тест для проверки техники чтения в конце 2 полугодия 4 класса
В давние времена ветер был человеком. Но затем он превратился в птицу и стал летать. И с тех пор уже не мог ходить по земле, как было раньше.
Поселился ветер-птица в пещере, в горах. Днем он вылетал из пещеры и охотился весь день, а вечером вновь возвращался в горы, в свою пещеру и проводил там ночь.
Случилось однажды, что человек увидал ветер. Подумал он, что это птица, и бросил камень в птицу-ветер. Рассердился ветер, разгневался, стал он летать и дуть. Поднялась пыль, посыпались камни. Ни один человек не мог ни охотиться, ни собирать коренья. Все сидели в своих хижинах, ожидая. Когда утихнет гнев ветра.
112 слов. Африканская сказка
Лист корректировки календарно-тематического планирования
№ п/п |
Причина корректировки |
Тема урока |
Дата по плану |
Дата по факту |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе (обучение на дому)
на 2018-2019 учебный год
учителя начальных классов Окладовой Т.В.
I четверть – 32 часа |
II четверть – 27 часов |
III четверть – 42 часа |
IV четверть – 35 часов |
||||||||
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
№ п/п |
Тема |
Кол-во час |
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
№ п/п |
Тема |
Кол-во час |
1. |
Летописи, былины, жития |
10 |
1. |
Чудесный мир классики |
4 |
1. |
Литературные сказки |
6 |
1. |
Поэтическая тетрадь |
6 |
2. |
Чудесный мир классики |
22 |
2. |
Поэтическая тетрадь |
13 |
2. |
Делу - время, потехе - час |
10 |
2. |
Родина |
5 |
|
|
3. |
Литературные сказки |
10 |
3. |
Страна детства |
8 |
3. |
Страна Фантазия |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Поэтическая тетрадь |
5 |
4. |
Зарубежная литература |
19 |
|
|
|
|
|
5. |
Природа и мы |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка техники чтения |
2 |
|
Проверка техники чтения |
1 |
|
Проверка техники чтения |
1 |
|
Проверка техники чтения |
1 |
|
|
Тесты |
1 |
|
Тесты |
2 |
|
Тесты |
5 |
|
Тесты |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговый тест
1. Объясни значение слов:
Иноземец
________________________________________________________
Алчный ________________________________________________________
2. Подчеркни метафору: Река времени, широкая река, дальний водопад.
3. Из какого произведения взяты строки?
Однажды, сидя у моря, он поднял глаза в широкое небо и подумал: «Нет для меня пути по морю. Но вот небо открыто для меня. Кто может мне помешать на воздушной дороге?....» _____________________________
4. Подчеркни метафору:
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
5.Соедини линией название произведения и его автора.
«Рикки Тикки Тави» Х.Х.Андерсен
«Приключение электроника» Б. Сокпакбаев
«Меня зовут Кожа» Велтистов
«Русалочка» Р.Д. Киплинг
6.Подчеркни в тексте сравнения:
Он противно выл, как подземный дух, выл непрерывно и без всякого
утомления.
Его мясистое , как коровье вымя лицо лоснилось от самодовольства и
сытости.
Даже голые берёзы, ольхи, ивы и рябины убрались инеем, точно серебристым
пухом.
Он стоял теперь скособочившись, красный, точно перезрелый помидор, и тяжело
дышал.
Медвежонок преспокойно съел молоко и булку, а потом забрался ко мне на колени,
свернулся клубочком и замурлыкал, как котёнок.
7. Соедини линией название произведения и его автора.
«Карлик нос» В. Гюго
«Козетта» В. Гауф
«Путешествие Гулливера» Дж. Свифт
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.