ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Оценка 4.9

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Оценка 4.9
Научные работы
doc
воспитательная работа
Взрослым
21.01.2017
ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Как преподнести материал ученику? На это тоже есть определенная схема: записываем в начале урока его тему на доске, объясняем ее, затем переходим к изложению нового материала и т.д. Главная цель и смысл таких уроков – формирование знаний, умений, навыков. Все идет как будто бы гладко, только ребята почему-то не любят таких уроков.
доклад чтение на уроках информатики.doc
Меркулова Карина Александровна,  Учитель информатики МОУ СОШ №18 с УИОП. ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ                                                     « Бывает, что во время урока информатики,                                          когда даже воздух стынет от скуки,                                            в класс со двора влетает бабочка …» А.П.Чехов.         Мы говорим: « Урок – основная форма организации обучения». При этом мы четко знаем, что нужно дать на уроке: перед нами программа и учебник. Как преподнести материал ученику? На это тоже есть определенная схема: записываем в начале урока  его тему на доске, объясняем ее, затем переходим к изложению нового материала  и т.д. Главная цель и смысл таких уроков – формирование знаний, умений, навыков. Все идет как будто бы гладко, только ребята почему­то не любят таких уроков.         К   тому   же   мы   спешим   выполнять   программу,   у   нас   нет   времени   на «посторонние разговоры», а до знакомства, же с иными  достижениями нашей цивилизации, с различными открытиями двух последних столетий дело чаще всего и подавно не доходит. И знания учащихся, к сожалению, прочнее от этого не становятся.        Какой же должна быть информатика, чтобы у учащихся остались только положительные впечатления от изучения этого предмета? Что можно сделать, чтобы   ученики   могли   почувствовать   красоту   информатики,   понять   какое место   она   занимает   вообще   в   повседневной   жизни?   Ответ   ясен.   Обучение информатики должно быть ориентировано не только на точное выполнение, каких   либо   алгоритмов   или   выполнение   заданий   по   образцу,   но   и   на 1 образование с  помощью  информатики. То есть  конкретные знания  должны быть использованы как база для организации полноценной в интеллектуальном отношении деятельности.               Мир   можно   познавать   и   с   точки   зрения   информатики   и   через информатику.   Информатика   –   это   столь   же   важный   компонент общечеловеческой   культуры,   как,   скажем,   музыка   или   театр.   Необходимо выработать   у   учащихся   представление   о   ней,   как   о   составляющей   части мировой культуры нашей цивилизации в целом. Для того чтобы выработать такое   представление,   надо   расширять   кругозор   учащихся,   и,   разумеется, сделать   это   возможно   через   книги.   Причем   помимо   популярной   и занимательной   литературы   необходимы   книги,   содержащие   сведения   из истории   информатики,   и   предназначенные   читателям   школьного   возраста. Так,   например,   для   того,   чтобы   сформировать   у   учащихся   более   полное представление о теме, можно наиболее любознательным ребятам дать задание подготовить доклад. Кратко изложить материал ученик сможет минут за 10­ 15,   но   работа   с   книгой,   наверняка   не   оставит   его   равнодушным.   А   если времени  на уроке  для этого  недостаточно, то  можно использовать   другую форму работы для привлечения ребят к чтению книг: выставка рефератов на стенде в кабинете. На худой конец, оформить стенд, где будут находиться какие­либо интересные головоломки, кроссворды и т.п., которые тоже в свою очередь   вынуждают   взяться   за   книгу,   потому   что   без   дополнительной информации просто нельзя выполнить задание, разгадать кроссворд.          Нужно постепенно приучать школьников к самостоятельному изучению текстов и не только занимательных, но и обучающих.   Здесь,   безусловно,   потребуется   большая   предварительная   подготовка учителя, для того, чтобы уроки были максимально насыщенными. Поэтому в процессе подготовки к уроку необходимо внимательно прочитать не только 2 учебное   пособие   и   методичку,   но   и   иную   литературу   дополнительно   для повышения интереса у учеников к уроку.             Надо   решить   также,   что   излагать,   каким   образом.   Какой   материал изложить самому учителю, какой оставить учащимся для самостоятельного изучения, что разобрать подробно, на чем заострить внимание учеников.        Знания учащихся будут прочными, если они не механически заучены, а являются продуктом собственных размышлений и закрепились в результате его творческой деятельности над учебным материалом. А чтобы вызвать и развить интерес к книгам, надо детей научить работать с книгой, чтобы это было не только интересно, но и познавательно.          Работа с учебником – это все равно, что долгое путешествие по стране Информатика. И мы учителя должны объяснить самое необходимое для того, чтобы сделать это путешествие легче и интереснее. Когда путешественник отправляется   в   путь,   что   полезно   знать?   Конечно,   многое.   Например,   он должен хорошо знать дорожные знаки, чтобы определить, где нужно свернуть, где   остановиться,   где   получить   помощь.   Вот   и   в   учебнике   есть   всякие «дорожные указатели», и их смысл надо хорошо понимать. А еще надо ясно представлять, на какие части будет делиться наш долгий маршрут. То есть учитель   подбирает   такую   систему   вопросов   и   заданий,   которая   помогает учащимся правильно работать с текстом учебника.            Для текста важно медленное прочтение, желательно с карандашом в руках, поминутно задавая себе вопросы типа: «Откуда это следует? Зачем высказано это суждение?» и т.п. Такое медленное и тщательное прочтение само  по  себе  вырабатывается   только  в  результате  длительной   тренировки. Поэтому   учитель   должен   отводить   специальное   время   на   чтение   пункта учебника на уроке, а затем начинает его обсуждение с задания всему классу: перечислить данные в тексте определения новых понятий, указать на какие 3 предложения делались ссылки при доказательстве и т.п. В заключении надо сделать анализ прочитанного.          Можно  придумать целую  систему весьма  нетривиальных  заданий  для самостоятельной   работы   с   текстом   учебника.   Например,   выделять   фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.       Можно дать задание прочитать текст и отобрать в нем главное – то, что нужно записать. Учитель может помочь, выделяя интонацией и логическим ударением нужные места в тексте. Смысловые оттенки интонированных фраз.             Учитель   произносит   5   раз   предложение:   «За   основную   единицу   количества   информации   принят   бит»,   делая   последовательно   логическое ударение на всех словах. Ученики ищут различия. 1) «основную» ­ есть и другие единицы количества информации, но бит самая важная; 2) «единицу»  ­   особая   роль   бит,   через   него   выражаются   все   остальные кратные величины; 3) «количества   информации»   ­   это   единица   именно   количества информации, для др. величин др. единицы; 4) «принят» ­ относительность измерения, можно было взять др. единицу; 5) «бит» ­ почему дано именно такое название, можно рассказать о   материальном носителе.       Все это не только развивает речь, восприятие, память, воображение, но и готовит   к   лекционной   форме   обучения.   Этим   и   закладывается   будущая гуманитарная культура. А знания, умения и навыки, безусловно, необходимы! В меру.            Здесь уместно напомнить, что нетрадиционные по форме проведения уроки   вызывают   больший   интерес   у   учащихся.   Необходимо   шире   практикумы, практиковать   уроки­лекции,   собеседования,   семинары, 4 консультации, самостоятельность мышления.   уроки­диспуты.   Такие   уроки   помогают   выработать            Например, на уроке­лекции, чтобы работа была двусторонней, ученики отвечают   на   вопросы:   «   А   как   вы   думаете?   Предложите   свой   вариант. Приведите примеры. Приведите контрпримеры. Сформулируйте утверждение. Сформулируйте   обратное   утверждение.   Можно   ли   обобщить   данное заключение?» И т.п.      Домашним заданием после урока­лекции является составление конспекта­ таблицы, т.е. воспроизведение теоретического материала. Урок­лекция также может содержать экскурс в историю. Например, после урока про устройства ввода информации, можно дать задание найти материал о том, какими были первые устройства ввода информации.        Уроки­диспуты – это своего рода «уроки открытых мыслей». Они дают возможность   учащимся   высказаться,   послушать   друг   друга,   позволяют насладиться атмосферой свежих идей и в то же время способствуют развитию личности,   формируют   абстрактное   и   логическое   мышление,   а   логика рассуждений тесным образом связана с коммуникативным свойством языка. А речевая культура – это фундамент гуманитарной культуры вообще.        Многие недостатки в подготовке учащихся связаны с их неграмотностью, неумением адекватно понять или выразить ту или иную информацию. В 5­м классе можно восхищаться невероятным языковым чутьем, метким и точным словотворчеством. Но чем старше дети, тем бесцветнее и скуднее их речь. Куда же все исчезает? Все богатство языка съедено знаниями, умениями и навыками.               А   мы   учителя­информатики   не   хуже   учителей­словесников   можем повысить   гуманитарную   культуру   своих   учеников.   Так   однажды   можно сочинить с детьми  сказку или дать тему о системах цветопередачи в стихах.  5 Для получения более точного представления об общей картине мира необходимо обобщать несколько учебных дисциплин. Это особенно важно для преподавания   информатики,   методы   которой   используются   во   многих областях   знаний   и   человеческой   деятельности.   Интегрированные   уроки информатики с другими предметами обладают ярко выраженной прикладной направленностью и вызывают несомненный познавательный интерес учащихся.              Ни для кого уже не секрет, что, к сожалению, знания современных учеников зачастую представляют собой так называемое «лоскутное одеяло», когда   русский   язык   усваивается   сам   по   себе,   физика   –   сама   по   себе, математика также и т.д.         Примеры интегративных уроков:      1.  Математика и история. Темы:   ­ Происхождение числовых систем.              ­ Древние устройства счета.              ­ Перевод единиц измерения из одной системы в другую.     2. Математика и экономика. Тема: Организация акционерного общества. В   ходе   урока   ученики   становятся   акционерами   кафе.   Берут   кредиты, получают   доходы,   делают   ремонт,   подсчитывают   расходы   с   помощью электронных таблиц, придумывают вывески своих кафе, визитные карточки и т.д.   3. Математика и биология. Тема: Информация в живой и неживой природе.     6

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

ЧТЕНИЕ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017