Допущен. Учитель ____________/Маркова О. П. /
Допущен. Методист _________/Шавалеева Г. М. /
Технологическая карта пробного урока студентки 3Б группы Тимкиной Айгуль Ринатовны
Предмет: русский язык Класс 2Г Учебник (УМК): «Перспектива»
Тема урока: Что такое части речи
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: учебник; наглядности- изображения волшебников, карточки с названиями частей речи, вопросами; листы достижений, индивидуальные карточки с заданием, с опорной схемой
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: класс активный, хорошо отвечают на поставленные вопросы, умеют работать в группе, в паре, умеют выделять орфограммы и части слова, имеют начальные представления о частях речи.
Цель урока: организация деятельности по изучению и первичному закреплению темы «Что такое части речи»
Задачи урока:
Образовательная: сформировать умение обобщать слова в группы (предмет, признак предмета, действие предмета), находить и различать имена существительные, прилагательные, глаголы в тексте, приводить примеры слов разных частей речи
Развивающая: развивать каллиграфические навыки, связную речь, логическое мышление
Воспитательная: способствовать воспитанию культурного общения, прививать интерес к предмету русский язык
Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
|
Предметные Д |
Умеют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию; |
|
Метапредметные |
Познавательные УУД |
Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации. |
Регулятивные УУД |
Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность; адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели. |
|
Коммуникативные УУД |
Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование |
|
Личностные |
Уважительно относятся друг к другу, формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям |
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формы организации учебной деятельности
|
Планируемые результаты |
||
Пред метные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Организационно-мотивационный(1 мин) |
Эмоциональный настрой детей на урок и изучение новой темы. |
Словесный (беседа) |
Приветствие -Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнем скорей урок!
- Здравствуйте, меня зовут Айгуль Ринатовна. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я. Улыбнитесь своему соседу, мне -Я надеюсь, у нас урок сегодня будет интересным и познавательным. |
-Приветствуют учителя, настраиваются на работу |
Ф |
|
слушают и понимают речь других
|
|
Пальчиковая гимнастика.
Актуализация знаний |
Подготавливаются к письму в тетради.
Закрепить знания по прошлой теме |
Словесный (беседа)
Словесный (беседа) |
-Сейчас проведем пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика. Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников) Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.) Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.) По четыре раза в сутки И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.) Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.) Запись числа в тетради -Ребята, открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 22 февраля. Классная работа. Покажите свою готовность. Какие орфограммы встречаются нам при написании числа и слов классная работа?
Словарная работа -Прежде чем начать изучение новой темы, проведем словарную работу. (Ученик), выходи к доске, открывай словарик на странице 141. Ребята, записываем 6 слов, которые по очереди вам продиктует ваш одноклассник. Первое слово пишем с красной строки с заглавной буквы, остальные слова будем писать с маленькой буквы через запятую, подчеркиваем орфограммы
-Давайте проверим ваши записи, поменяйтесь с соседом по парте, над каждым правильным ответом поставьте + карандашом. Самооценивание -Оцените себя на листе достижений. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок. Игра «Будь внимательным» -Давайте поиграем в игру «Будь внимательным». Вам нужно устно в слове бежит выделить окончание, корень, приставку и суффикс.
(Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.
-Хорошо, переходим к следующему слову, лесной, точно так же, выделяем окончание, корень, приставку и суффикс. (Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.
- И последнее слово, море. (Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.
Формулировка темы урока - Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим? - Совершенно верно, это речь. Из чего состоит речь? - Все слова нашей речи делятся на группы, части. -Ребята, а на какие группы можно поделить слова бежит, лесной и море?
-На какие вопросы отвечают слова каждой группы? Что они обозначают? Наша речь разделена на отдельные группы, части, эти части так и называются, части речи. -Итак, кто уже понял, какая тема урока? -Правильно, сегодня мы будем работать над темой «Что такое части речи?» (вывешиваю карточку «Части речи» на доску. -Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны изучать части речи? Где это нам пригодится?
Составление плана урока -Я составила план урока, но он перемешался, ребята, составьте правильно план урока. Что должно быть первым? А что должно быть вторым?
А какой карточки не хватает? -Совершенно верно, мы составили план работы на урок. |
Выполняют пальчиковую гимнастику
Записывают число и классная работа ФевралЯ, непроверяемая безударная гласная е, Проверяемая безударная гласная а (проверочное слово-феврАль). КлАссная- заглавная буква к, удвоенная в корне слова)рабОта.
Выполняют словарную работу под диктовку
Осуществляют взаимооценивание
Осуществляют самооценивание
Выделяют окончание, корень, приставку и суффикс
Бежит (беж-корень, ит-окончание, основа- беж)
Лесной (лес- корень,н— суффикс, ой- окончание, лесн — основа слова
Море (мор- корень, е- окончание, мор- основа)
Речь Из слов
Действие предмета признак предмета, предмет
Что сделал? Какой? Кто?
Части речи
Да, чтобы правильно писать слова и употреблять их в нашей речи.
Изучить части речи Закрепить полученные знания -Подвести итог урока |
Ф/И
И
Ф/И
И
Ф/И
Ф |
|
П- Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации
Р- Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность; |
формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям |
Изучение новой темы |
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала ,выявление пробелов ,неверных представлений ,их коррекция |
Практический (объяснение, выполнение задания) |
-Итак, переходим к первому пункту плана. Работа по учебнику в тетради и у доски - Ребята, как мы работаем с учебником? Работаем бережно, страницы перелистываем аккуратно, в учебнике не пишем. -Откройте учебник на странице 69. (Ученик), прочитай, пожалуйста, задание. Корней Чуковский написал стихотворение (читаю его). Ребята, вы узнали из какого произведения этот отрывок?
Оставьте 1 пустую строку и запишите слова в 2 столбика: в первом столбике слова, отмеченные одной звездочкой, во втором столбике- двумя звездочками. Будем записывать слова не только в тетради, но и у доски, по цепочке, начиная со 2-го ряда. -Ребята, что общего у слов каждой группы? -Как можно подписать эти два столбика? -Правильно, первый столбик- предмет (вывешиваю карточку «предмет»), второй- действия предмета (вывешиваю карточку «действие предмета»). Подпишите названия столбиков. -Итак, как вы определили, что первый столбик- это слова, обозначающие предмет? А как определили второй столбик? -Совершенно верно, слова, обозначающие предмет отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие действие предмета на вопросы «что делает?», «что делают?»
Работа в паре -Сейчас мы поработаем в паре. А как мы работаем в паре? Совершенно верно, работаем дружно, никому не мешаем, выслушиваем мнение каждого. - Я раздала вам конверты, в которых нужно восстановить столбики. У вас написано только название столбика, перепишите слова, в соответствующие столбики. (Пара), выходите решать это задание у доски. -Спасибо, присаживайтесь, ребята, сравните работу своих одноклассников. Поднимите +, если вы согласны, у вас так же и – если нет. (спрашиваю тех, кто не согласен). -Что общего у слов каждой группы? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? -Совершенно верно, группы слов определяют по общим вопросам. 1) кто? Что? (предмет) 2) Какой? Какая? Какое? (признак предмета) 3) Что делать? Что сделать? (действие предмета). Данные группы слов в русской языке называют частями речи. Самооценивание - Оцените себя на листе достижения. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок. Физкультминутка Существительное «парта». Мы встаем, «встаем» - глагол. Руки дружно поднимаем И на плечи их кладем. Снова руки поднимаем И тихонько опускаем. Поворот направо –розовая стена. Прилагательное «розовая» она. Поворот налево – белое окно. Снова прилагательное «белое» оно. Части речи все мы узнаем И урок наш продолжаем. Объяснение темы Части речи объединены каким-то признаком (вывешиваю карточку «признак», их можно потрогать, потому что они существуют. Они могут выполнять какое-то действие («карточка «действие предмета» и обозначать признак предмета («карточка «признак предмета». Эти группы называют существительное (карточка «существительное», прилагательное (карточка «прилагательное») и глагол (карточка «глагол»). - А почему эти группы именно так называются, мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок. Слушание тайны о частях речи «С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. (на доске висят изображения волшебников). Волшебник Существительное (показываю наглядность) своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!. (карточка с вопросами) Если Фея Прилагательное (показываю наглядность) своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак, признак отвечает на вопрос какой? (карточка с вопросом). А дядюшка Глагол (показываю наглядность), очень любит говорить, раньше это слово звучало как «глаголить». У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? (карточка с вопросом) - Как вы поняли, почему существительное так называется? -Совершенно верно, существительное означает то, что существует. -А почему прилагательное так называется?
-А почему глагол называют глаголом? -Правильно, посмотрите на схему, я раздала каждому карточки с такой же схемой, можете использовать карточку, как закладку в учебнике, она вам обязательно пригодится, и не раз.
-Ребята, в русском языке 10 частей речи, в этом году вы подробно познакомитесь с именем существительным, прилагательным и глаголом, а вот с остальными частями речи продолжите знакомиться на протяжении учебы в школе. А если вы уже хотите начать знакомиться с волшебниками, вы можете взять вот такие книги у Ольги Петровны. (показываю книги «Здравствуй, Дядюшка Глагол», «Доброе утро, имя Прилагательное» и «Здравствуйте, имя Существительное») |
Бережно, аккуратно
Работают по учебнику
«Федорино горе»
Переписывают слова в столбик
Вопрос Предмет и действие предмета
По вопросу «что?» По вопросу «что делает (ют)?»
Дружно, никому не мешаем, работаем сообща.
Работают в паре
Взаимопроверка
Вопрос. Предмет, признак предмета и действие предмета
Самооценивание
Выполняют физкультминутку
Слушают объяснение учителя
Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в то, что существует. Фея кисточкой прикасается к предмету и к предмету обязательно прилагается какой-то признак А дядюшка Глагол очень любит говорить (глаголить)
|
Ф/И
П
И
Ф
Ф
Ф |
Уме ют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию; |
Р- адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели.
К- Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование |
Уважительно относятся друг к другу |
Закрепление изученного материала |
Закрепить и усвоить изученный материал |
Практический (выполнение задания) |
-Переходим ко второму пункту плана. Я для вас приготовила задание, его нужно будет выполнить в тетради, вам нужно в столбик выписать слова, которые отвечают на вопросы, у вас должно получится 3 столбика. А) рыба Б) блестящая В) плывет Г) птица Д) солнце Е) маленькая Ж) светит И) лучистое К) летит 1) Кто? Что? 2) Какой? Какая? Какое? 3) Что делает? - Поменяйтесь с соседом по парте, за каждый правильный ответ ставим +. - Ребята, мы выполнили 2 пункт плана? Самооценивание -Оцените себя на листах достижения. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок. -Переходим к третьему пункту плана. |
Выполняют задание
Осуществляют взаимопроверку
Да
Осуществляют самооценивание |
И |
Умеют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию; |
Р- адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; |
|
Итог урока, рефлексия |
Подвести итоги совместной деятельности, оценить свою деятельность |
Словесный (беседа) |
-Итак, какие группы слов мы научились различать?
Почему надо уметь определять части речи?
На какие вопросы отвечает предмет? А на какие признак предмета?
А действие предмета? Мы смогли выполнить все пункты плана? Какой пункт плана нам осталось выполнить? Самооценивание -Оцените свою работу на уроке при помощи любого незаконченного предложения «Сегодня на уроке…» или «Мне было …» или «Мне понравилось…». - Поднимите руку те, кому на уроке было легко, вы справились со всеми заданиями. Кому было трудно, но вы смогли справиться с трудностями и поняли тему. Ребята, а кто не смог побороть трудности, кому еще сложно обобщать слова в группы? Запись домашнего задания -Откройте дневник, запишите домашнее задание страница 72, упражнение 96 (на доске стр. 72, упр. 96) -Откройте учебники на странице 72. Николай Сладков написал рассказ о волке. Дома вам нужно будет выписать из текста по 3 слова- названия предмета, 3 слова- действие предмета и 3 слова- признак предмета. (Ученик), какие 3 слова- названия предмета ты бы записал? (Ученик), какие 3 слова- действия предмета ты запишешь? (Ученик), какие 3 слова- признак предмета ты запишешь? -Хорошо, ребята, поднимите руку, кто понял, как выполнять домашнее задание (спрашиваю тех, кто не понял). --Закончен урок, и выполнен план, спасибо ребята огромное вам, За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились! |
Предмет, признак, действие предмета.
Чтобы правильно писать слова и употреблять их в нашей речи. 1) кто? Что? 2) Какой? Какая? Какое? 3) Что делать? Что сделать? Нет, третий
Записывают домашнее задание
Слушают объяснение учителя
Отвечают на вопросы учителя |
Ф
И
И
Ф |
|
Р- адекватно оценивают свои достижения; контролируют результат деятельности; |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.