Что такое части речи

  • docx
  • 18.05.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рус. яз 2Г.docx

Допущен. Учитель ____________/Маркова О. П. /

Допущен. Методист _________/Шавалеева Г. М. /

Технологическая карта пробного урока студентки 3Б группы Тимкиной Айгуль Ринатовны

Предмет: русский язык    Класс      Учебник (УМК): «Перспектива»

Тема урока: Что такое части речи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник; наглядности- изображения волшебников, карточки с названиями частей речи, вопросами; листы достижений, индивидуальные карточки с заданием, с опорной схемой

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: класс активный, хорошо отвечают на поставленные вопросы, умеют работать в группе, в паре, умеют выделять орфограммы и части слова, имеют начальные представления о частях речи.

Цель урока: организация деятельности по изучению и первичному закреплению темы «Что такое части речи»

Задачи урока:

Образовательная: сформировать умение обобщать слова в группы (предмет, признак предмета, действие предмета), находить и различать имена существительные, прилагательные, глаголы в тексте, приводить примеры слов разных частей речи

Развивающая: развивать каллиграфические навыки, связную речь, логическое мышление

Воспитательная: способствовать воспитанию культурного общения, прививать интерес к предмету русский язык

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Умеют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию;

Метапредметные

Познавательные УУД

Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации.

Регулятивные УУД

Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность; адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели.

Коммуникативные УУД

Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование

Личностные

Уважительно относятся друг к другу, формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

 

Планируемые результаты

   Пред

метные

Метапредметные
 – познав,Р – регул,  К – коммуник.)

Личностные

Организационно-мотивационный(1

мин)

Эмоциональный настрой детей на урок и изучение новой темы.

Словесный (беседа)

Приветствие

-Итак, друзья, внимание –

   Ведь прозвенел звонок.

   Садитесь поудобнее –

   Начнем скорей урок!

 

- Здравствуйте, меня зовут Айгуль Ринатовна. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я. Улыбнитесь своему соседу, мне

-Я надеюсь, у нас урок сегодня будет интересным и познавательным.

-Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Ф

 

слушают и понимают речь других

 

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Подготавливаются к письму в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить знания по прошлой теме

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

-Сейчас проведем пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)

Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Запись числа в тетради

-Ребята, открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 22 февраля. Классная работа. Покажите свою готовность. Какие орфограммы встречаются нам при написании числа и слов классная работа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

-Прежде чем начать изучение новой темы, проведем словарную работу. (Ученик), выходи к доске, открывай словарик на странице 141. Ребята, записываем 6 слов, которые по очереди вам продиктует ваш одноклассник. Первое слово пишем с красной строки с заглавной буквы, остальные слова будем писать с маленькой буквы через запятую, подчеркиваем орфограммы

 

-Давайте проверим ваши записи, поменяйтесь с соседом по парте, над каждым правильным ответом поставьте + карандашом.

Самооценивание

-Оцените себя на листе достижений. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок.

Игра «Будь внимательным»

-Давайте поиграем в игру «Будь внимательным». Вам нужно устно в слове бежит выделить окончание, корень, приставку и суффикс.

 

(Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.

 

-Хорошо, переходим к следующему слову, лесной, точно так же, выделяем окончание, корень, приставку и суффикс.

(Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.  

 

- И последнее слово, море. (Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.

 

Формулировка темы урока

- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим?

- Совершенно верно, это речь.  Из чего состоит речь?

- Все слова нашей речи делятся на группы, части.

-Ребята, а на какие группы можно поделить слова бежит, лесной и море?

 

-На какие вопросы отвечают слова каждой группы? Что они обозначают?

Наша речь разделена на отдельные группы, части, эти части так и называются, части речи.

-Итак, кто уже понял, какая тема урока?

-Правильно, сегодня мы будем работать над темой «Что такое части речи?» (вывешиваю карточку «Части речи» на доску.

-Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны изучать части речи? Где это нам пригодится?

 

Составление плана урока

-Я составила план урока, но он перемешался, ребята, составьте правильно план урока. Что должно быть первым?

А что должно быть вторым?

 

А какой карточки не хватает?

-Совершенно верно, мы составили план работы на урок.

 

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают число и классная работа

ФевралЯ, непроверяемая безударная гласная е,

Проверяемая безударная гласная а (проверочное слово-феврАль).

КлАссная- заглавная буква к,

удвоенная в корне слова)рабОта.

 

 

Выполняют словарную работу под диктовку

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимооценивание

 

 

 

Осуществляют самооценивание

 

 

Выделяют окончание, корень, приставку и суффикс

 

 

 

 

Бежит (беж-корень, ит-окончание, основа- беж) 

 

Лесной (лес- корень,н— суффикс, ой- окончание,

лесн  — основа слова

 

Море (мор- корень, е- окончание, мор- основа)

 

 

 

 

Речь

Из слов

 

Действие предмета признак предмета, предмет

 

Что сделал? Какой? Кто?

 

 

Части речи

 

 

Да, чтобы правильно писать слова и употреблять их в нашей речи.

 

Изучить части речи

Закрепить полученные знания

-Подвести итог урока

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

П-  Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации

 

Р-  Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям

Изучение новой темы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала ,выявление пробелов ,неверных представлений ,их коррекция

Практический (объяснение, выполнение задания)

-Итак, переходим к первому пункту плана.

Работа по учебнику в тетради и у доски

- Ребята, как мы работаем с учебником? Работаем бережно, страницы перелистываем аккуратно, в учебнике не пишем.

-Откройте учебник на странице 69. (Ученик), прочитай, пожалуйста, задание. Корней Чуковский написал стихотворение (читаю его). Ребята, вы узнали из какого произведения этот отрывок?

 

Оставьте 1 пустую строку и запишите слова в 2 столбика: в первом столбике слова, отмеченные одной звездочкой, во втором столбике- двумя звездочками. Будем записывать слова не только в тетради, но и у доски, по цепочке, начиная со 2-го ряда.

-Ребята, что общего у слов каждой группы?

-Как можно подписать эти два столбика?

-Правильно, первый столбик- предмет (вывешиваю карточку «предмет»), второй- действия предмета (вывешиваю карточку «действие предмета»). Подпишите названия столбиков.

-Итак, как вы определили, что первый столбик- это слова, обозначающие предмет? А как определили второй столбик?

-Совершенно верно, слова, обозначающие предмет отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие действие предмета на вопросы «что делает?», «что делают?»

 

Работа в паре

-Сейчас мы поработаем в паре. А как мы работаем в паре?

Совершенно верно, работаем дружно, никому не мешаем, выслушиваем мнение каждого.

- Я раздала вам конверты, в которых нужно восстановить столбики. У вас написано только название столбика, перепишите слова, в соответствующие столбики.

(Пара), выходите решать это задание у доски.

-Спасибо, присаживайтесь, ребята, сравните работу своих одноклассников. Поднимите +, если вы согласны, у вас так же и – если нет. (спрашиваю тех, кто не согласен).

-Что общего у слов каждой группы? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

-Совершенно верно, группы слов определяют по общим вопросам. 1) кто? Что? (предмет) 2) Какой? Какая? Какое? (признак предмета) 3) Что делать? Что сделать? (действие предмета). Данные группы слов в русской языке называют частями речи.

Самооценивание

- Оцените себя на листе достижения. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок.

Физкультминутка

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо –розовая стена.

Прилагательное «розовая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы узнаем

И урок наш продолжаем.

Объяснение темы

Части речи объединены каким-то признаком (вывешиваю карточку «признак», их можно потрогать, потому что они существуют. Они могут выполнять какое-то действие («карточка «действие предмета» и обозначать признак предмета («карточка «признак предмета». Эти группы называют существительное (карточка «существительное», прилагательное (карточка «прилагательное») и глагол (карточка «глагол»).

- А почему эти группы именно так называются, мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок.

Слушание тайны о частях речи

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. (на доске висят изображения волшебников). Волшебник Существительное (показываю наглядность) своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!. (карточка с вопросами) Если Фея Прилагательное (показываю наглядность) своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак, признак отвечает на вопрос какой? (карточка с вопросом). А дядюшка Глагол (показываю наглядность), очень любит говорить, раньше это слово звучало как «глаголить». У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? (карточка с вопросом)

- Как вы поняли, почему существительное так называется?

-Совершенно верно, существительное означает то, что существует.

-А почему прилагательное так называется?

 

 

 

 

 

-А почему глагол называют глаголом?

-Правильно, посмотрите на схему, я раздала каждому карточки с такой же схемой, можете использовать карточку, как закладку в учебнике, она вам обязательно пригодится, и не раз.

 

-Ребята, в русском языке 10 частей речи, в этом году вы подробно познакомитесь с именем существительным, прилагательным и глаголом, а вот с остальными частями речи продолжите знакомиться на протяжении учебы в школе. А если вы уже хотите начать знакомиться с волшебниками, вы можете взять вот такие книги у Ольги Петровны. (показываю книги «Здравствуй, Дядюшка Глагол», «Доброе утро, имя Прилагательное» и «Здравствуйте, имя Существительное»)

 

 

Бережно, аккуратно

 

Работают по учебнику

 

 

«Федорино горе»

 

Переписывают слова в столбик

 

 

 

 

Вопрос

Предмет и действие предмета

 

 

По вопросу «что?»

По вопросу «что делает (ют)?»

 

 

 

 

 

 

Дружно, никому не мешаем, работаем сообща.

 

Работают в паре

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

Вопрос. Предмет, признак предмета и действие предмета

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в то, что существует.

Фея кисточкой прикасается к предмету и к предмету обязательно прилагается какой-то признак

 А дядюшка Глагол очень любит говорить (глаголить)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Уме

ют обобщать

слова в группы по значению предмета, его признаку и действию;

Р-  адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели.

 

  К- Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование

Уважительно относятся друг к другу

Закрепление изученного материала

Закрепить и усвоить изученный материал

Практический (выполнение задания)

-Переходим ко второму пункту плана. Я для вас приготовила задание, его нужно будет выполнить в тетради, вам нужно в столбик выписать слова, которые отвечают на вопросы, у вас должно получится 3 столбика.

 А) рыба Б) блестящая

 В) плывет Г) птица

 Д) солнце Е) маленькая

Ж) светит

И) лучистое К) летит

1) Кто? Что?

2) Какой? Какая? Какое?

3) Что делает?

- Поменяйтесь с соседом по парте, за каждый правильный ответ ставим +.

- Ребята, мы выполнили 2 пункт плана?

Самооценивание

-Оцените себя на листах достижения. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок.

-Переходим к третьему пункту плана.

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку

 

 

Да

 

Осуществляют самооценивание

И

Умеют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию;

Р-  адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности;

 

Итог урока, рефлексия

Подвести итоги совместной  деятельности, оценить свою деятельность

Словесный (беседа)

-Итак, какие группы слов мы научились различать?

 

 

Почему надо уметь определять части речи?

 

 

На какие вопросы отвечает предмет?

А на какие признак предмета?

 

А действие предмета?

Мы смогли выполнить все пункты плана? Какой пункт плана нам осталось выполнить?

Самооценивание

-Оцените свою работу на уроке при помощи любого незаконченного предложения «Сегодня на уроке…» или «Мне было …» или «Мне понравилось…».

- Поднимите руку те, кому на уроке было легко, вы справились со всеми заданиями. Кому было трудно, но вы смогли справиться с трудностями и поняли тему. Ребята, а кто не смог побороть трудности, кому еще сложно обобщать слова в группы?

Запись домашнего задания

-Откройте дневник, запишите домашнее задание страница 72, упражнение 96 (на доске стр. 72, упр. 96)

-Откройте учебники на странице 72. Николай Сладков написал рассказ о волке.

Дома вам нужно будет выписать из текста по 3 слова- названия предмета, 3 слова- действие предмета и 3 слова- признак предмета.

(Ученик), какие 3 слова- названия предмета ты бы записал?

(Ученик), какие 3 слова- действия предмета ты запишешь?

(Ученик), какие 3 слова- признак предмета ты запишешь?

-Хорошо, ребята, поднимите руку, кто понял, как выполнять домашнее задание (спрашиваю тех, кто не понял).

--Закончен урок, и выполнен план, спасибо ребята огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились! 

Предмет, признак, действие предмета.  

 

Чтобы правильно писать слова и употреблять их в нашей речи.

1) кто? Что?

2) Какой? Какая? Какое?

3) Что делать? Что сделать?

Нет, третий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

Р-  адекватно оценивают свои достижения;

контролируют результат деятельности;

 

 

 


 

Посмотрите также