Что такое части речи
Оценка 4.6

Что такое части речи

Оценка 4.6
docx
18.05.2023
Что такое части речи
Рус. яз 2Г.docx

Допущен. Учитель ____________/Маркова О. П. /

Допущен. Методист _________/Шавалеева Г. М. /

Технологическая карта пробного урока студентки 3Б группы Тимкиной Айгуль Ринатовны

Предмет: русский язык    Класс      Учебник (УМК): «Перспектива»

Тема урока: Что такое части речи

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник; наглядности- изображения волшебников, карточки с названиями частей речи, вопросами; листы достижений, индивидуальные карточки с заданием, с опорной схемой

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: класс активный, хорошо отвечают на поставленные вопросы, умеют работать в группе, в паре, умеют выделять орфограммы и части слова, имеют начальные представления о частях речи.

Цель урока: организация деятельности по изучению и первичному закреплению темы «Что такое части речи»

Задачи урока:

Образовательная: сформировать умение обобщать слова в группы (предмет, признак предмета, действие предмета), находить и различать имена существительные, прилагательные, глаголы в тексте, приводить примеры слов разных частей речи

Развивающая: развивать каллиграфические навыки, связную речь, логическое мышление

Воспитательная: способствовать воспитанию культурного общения, прививать интерес к предмету русский язык

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Умеют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию;

Метапредметные

Познавательные УУД

Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации.

Регулятивные УУД

Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность; адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели.

Коммуникативные УУД

Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование

Личностные

Уважительно относятся друг к другу, формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

 

Планируемые результаты

   Пред

метные

Метапредметные
 – познав,Р – регул,  К – коммуник.)

Личностные

Организационно-мотивационный(1

мин)

Эмоциональный настрой детей на урок и изучение новой темы.

Словесный (беседа)

Приветствие

-Итак, друзья, внимание –

   Ведь прозвенел звонок.

   Садитесь поудобнее –

   Начнем скорей урок!

 

- Здравствуйте, меня зовут Айгуль Ринатовна. Сегодня урок русского языка буду вести у вас я. Улыбнитесь своему соседу, мне

-Я надеюсь, у нас урок сегодня будет интересным и познавательным.

-Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Ф

 

слушают и понимают речь других

 

 

Пальчиковая гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация знаний

Подготавливаются к письму в тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепить знания по прошлой теме

Словесный (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный (беседа)

-Сейчас проведем пальчиковую гимнастику.

 Пальчиковая гимнастика.

Жил да был один налим, (Ладони сложены, плавные движения ими, имитируют движения плавников)

Два ерша дружили с ним. (Ладони раздвинуты: плавные движения двумя ладонями.)

Прилетели к нам три утки (Руки сложены накрест, взмахи ладошками.)

По четыре раза в сутки

И учили их считать: (Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики, начиная с большого.)

Запись числа в тетради

-Ребята, открываем тетради, записываем число. Сегодня у нас 22 февраля. Классная работа. Покажите свою готовность. Какие орфограммы встречаются нам при написании числа и слов классная работа?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

-Прежде чем начать изучение новой темы, проведем словарную работу. (Ученик), выходи к доске, открывай словарик на странице 141. Ребята, записываем 6 слов, которые по очереди вам продиктует ваш одноклассник. Первое слово пишем с красной строки с заглавной буквы, остальные слова будем писать с маленькой буквы через запятую, подчеркиваем орфограммы

 

-Давайте проверим ваши записи, поменяйтесь с соседом по парте, над каждым правильным ответом поставьте + карандашом.

Самооценивание

-Оцените себя на листе достижений. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок.

Игра «Будь внимательным»

-Давайте поиграем в игру «Будь внимательным». Вам нужно устно в слове бежит выделить окончание, корень, приставку и суффикс.

 

(Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.

 

-Хорошо, переходим к следующему слову, лесной, точно так же, выделяем окончание, корень, приставку и суффикс.

(Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.  

 

- И последнее слово, море. (Ученик), объясни, пожалуйста, свой выбор.

 

Формулировка темы урока

- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим?

- Совершенно верно, это речь.  Из чего состоит речь?

- Все слова нашей речи делятся на группы, части.

-Ребята, а на какие группы можно поделить слова бежит, лесной и море?

 

-На какие вопросы отвечают слова каждой группы? Что они обозначают?

Наша речь разделена на отдельные группы, части, эти части так и называются, части речи.

-Итак, кто уже понял, какая тема урока?

-Правильно, сегодня мы будем работать над темой «Что такое части речи?» (вывешиваю карточку «Части речи» на доску.

-Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны изучать части речи? Где это нам пригодится?

 

Составление плана урока

-Я составила план урока, но он перемешался, ребята, составьте правильно план урока. Что должно быть первым?

А что должно быть вторым?

 

А какой карточки не хватает?

-Совершенно верно, мы составили план работы на урок.

 

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают число и классная работа

ФевралЯ, непроверяемая безударная гласная е,

Проверяемая безударная гласная а (проверочное слово-феврАль).

КлАссная- заглавная буква к,

удвоенная в корне слова)рабОта.

 

 

Выполняют словарную работу под диктовку

 

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимооценивание

 

 

 

Осуществляют самооценивание

 

 

Выделяют окончание, корень, приставку и суффикс

 

 

 

 

Бежит (беж-корень, ит-окончание, основа- беж) 

 

Лесной (лес- корень,н— суффикс, ой- окончание,

лесн  — основа слова

 

Море (мор- корень, е- окончание, мор- основа)

 

 

 

 

Речь

Из слов

 

Действие предмета признак предмета, предмет

 

Что сделал? Какой? Кто?

 

 

Части речи

 

 

Да, чтобы правильно писать слова и употреблять их в нашей речи.

 

Изучить части речи

Закрепить полученные знания

-Подвести итог урока

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

П-  Ориентируются в своей системе предварительных знаний и осознают необходимость отбора источников знания, пользуются различными источниками информации

 

Р-  Определяют и формулируют цели деятельности на уроке; высказывают свои предположения на основе работы; планируют свою деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

формирование положительного отношения к учебе и своим знаниям

Изучение новой темы

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала ,выявление пробелов ,неверных представлений ,их коррекция

Практический (объяснение, выполнение задания)

-Итак, переходим к первому пункту плана.

Работа по учебнику в тетради и у доски

- Ребята, как мы работаем с учебником? Работаем бережно, страницы перелистываем аккуратно, в учебнике не пишем.

-Откройте учебник на странице 69. (Ученик), прочитай, пожалуйста, задание. Корней Чуковский написал стихотворение (читаю его). Ребята, вы узнали из какого произведения этот отрывок?

 

Оставьте 1 пустую строку и запишите слова в 2 столбика: в первом столбике слова, отмеченные одной звездочкой, во втором столбике- двумя звездочками. Будем записывать слова не только в тетради, но и у доски, по цепочке, начиная со 2-го ряда.

-Ребята, что общего у слов каждой группы?

-Как можно подписать эти два столбика?

-Правильно, первый столбик- предмет (вывешиваю карточку «предмет»), второй- действия предмета (вывешиваю карточку «действие предмета»). Подпишите названия столбиков.

-Итак, как вы определили, что первый столбик- это слова, обозначающие предмет? А как определили второй столбик?

-Совершенно верно, слова, обозначающие предмет отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие действие предмета на вопросы «что делает?», «что делают?»

 

Работа в паре

-Сейчас мы поработаем в паре. А как мы работаем в паре?

Совершенно верно, работаем дружно, никому не мешаем, выслушиваем мнение каждого.

- Я раздала вам конверты, в которых нужно восстановить столбики. У вас написано только название столбика, перепишите слова, в соответствующие столбики.

(Пара), выходите решать это задание у доски.

-Спасибо, присаживайтесь, ребята, сравните работу своих одноклассников. Поднимите +, если вы согласны, у вас так же и – если нет. (спрашиваю тех, кто не согласен).

-Что общего у слов каждой группы? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают?

-Совершенно верно, группы слов определяют по общим вопросам. 1) кто? Что? (предмет) 2) Какой? Какая? Какое? (признак предмета) 3) Что делать? Что сделать? (действие предмета). Данные группы слов в русской языке называют частями речи.

Самооценивание

- Оцените себя на листе достижения. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок.

Физкультминутка

Существительное «парта».

Мы встаем, «встаем» - глагол.

Руки дружно поднимаем

И на плечи их кладем.

Снова руки поднимаем

И тихонько опускаем.

Поворот направо –розовая стена.

Прилагательное «розовая» она.

Поворот налево – белое окно.

Снова прилагательное «белое» оно.

Части речи все мы узнаем

И урок наш продолжаем.

Объяснение темы

Части речи объединены каким-то признаком (вывешиваю карточку «признак», их можно потрогать, потому что они существуют. Они могут выполнять какое-то действие («карточка «действие предмета» и обозначать признак предмета («карточка «признак предмета». Эти группы называют существительное (карточка «существительное», прилагательное (карточка «прилагательное») и глагол (карточка «глагол»).

- А почему эти группы именно так называются, мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка, которую я сегодня принесла на урок.

Слушание тайны о частях речи

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. (на доске висят изображения волшебников). Волшебник Существительное (показываю наглядность) своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!. (карточка с вопросами) Если Фея Прилагательное (показываю наглядность) своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак, признак отвечает на вопрос какой? (карточка с вопросом). А дядюшка Глагол (показываю наглядность), очень любит говорить, раньше это слово звучало как «глаголить». У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? (карточка с вопросом)

- Как вы поняли, почему существительное так называется?

-Совершенно верно, существительное означает то, что существует.

-А почему прилагательное так называется?

 

 

 

 

 

-А почему глагол называют глаголом?

-Правильно, посмотрите на схему, я раздала каждому карточки с такой же схемой, можете использовать карточку, как закладку в учебнике, она вам обязательно пригодится, и не раз.

 

-Ребята, в русском языке 10 частей речи, в этом году вы подробно познакомитесь с именем существительным, прилагательным и глаголом, а вот с остальными частями речи продолжите знакомиться на протяжении учебы в школе. А если вы уже хотите начать знакомиться с волшебниками, вы можете взять вот такие книги у Ольги Петровны. (показываю книги «Здравствуй, Дядюшка Глагол», «Доброе утро, имя Прилагательное» и «Здравствуйте, имя Существительное»)

 

 

Бережно, аккуратно

 

Работают по учебнику

 

 

«Федорино горе»

 

Переписывают слова в столбик

 

 

 

 

Вопрос

Предмет и действие предмета

 

 

По вопросу «что?»

По вопросу «что делает (ют)?»

 

 

 

 

 

 

Дружно, никому не мешаем, работаем сообща.

 

Работают в паре

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

 

Вопрос. Предмет, признак предмета и действие предмета

 

 

 

 

 

 

Самооценивание

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в то, что существует.

Фея кисточкой прикасается к предмету и к предмету обязательно прилагается какой-то признак

 А дядюшка Глагол очень любит говорить (глаголить)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф/И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

Уме

ют обобщать

слова в группы по значению предмета, его признаку и действию;

Р-  адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности; анализируют условия достижения цели.

 

  К- Слушают и понимают речь других, выражают свои мысли, высказывают точку зрения, дают обоснование

Уважительно относятся друг к другу

Закрепление изученного материала

Закрепить и усвоить изученный материал

Практический (выполнение задания)

-Переходим ко второму пункту плана. Я для вас приготовила задание, его нужно будет выполнить в тетради, вам нужно в столбик выписать слова, которые отвечают на вопросы, у вас должно получится 3 столбика.

 А) рыба Б) блестящая

 В) плывет Г) птица

 Д) солнце Е) маленькая

Ж) светит

И) лучистое К) летит

1) Кто? Что?

2) Какой? Какая? Какое?

3) Что делает?

- Поменяйтесь с соседом по парте, за каждый правильный ответ ставим +.

- Ребята, мы выполнили 2 пункт плана?

Самооценивание

-Оцените себя на листах достижения. Поставьте + в столбик с пятеркой, если у вас 0 ошибок; в столбик с 4, если 1-2 ошибки; в столбик с 3, если 3-4 ошибки; в столбик с 2, если у вас 5 и более ошибок.

-Переходим к третьему пункту плана.

 

 

 

 

 

Выполняют задание

 

 

 

 

 

Осуществляют взаимопроверку

 

 

Да

 

Осуществляют самооценивание

И

Умеют обобщать слова в группы по значению предмета, его признаку и действию;

Р-  адекватно оценивают свои достижения; контролируют процесс и результат деятельности;

 

Итог урока, рефлексия

Подвести итоги совместной  деятельности, оценить свою деятельность

Словесный (беседа)

-Итак, какие группы слов мы научились различать?

 

 

Почему надо уметь определять части речи?

 

 

На какие вопросы отвечает предмет?

А на какие признак предмета?

 

А действие предмета?

Мы смогли выполнить все пункты плана? Какой пункт плана нам осталось выполнить?

Самооценивание

-Оцените свою работу на уроке при помощи любого незаконченного предложения «Сегодня на уроке…» или «Мне было …» или «Мне понравилось…».

- Поднимите руку те, кому на уроке было легко, вы справились со всеми заданиями. Кому было трудно, но вы смогли справиться с трудностями и поняли тему. Ребята, а кто не смог побороть трудности, кому еще сложно обобщать слова в группы?

Запись домашнего задания

-Откройте дневник, запишите домашнее задание страница 72, упражнение 96 (на доске стр. 72, упр. 96)

-Откройте учебники на странице 72. Николай Сладков написал рассказ о волке.

Дома вам нужно будет выписать из текста по 3 слова- названия предмета, 3 слова- действие предмета и 3 слова- признак предмета.

(Ученик), какие 3 слова- названия предмета ты бы записал?

(Ученик), какие 3 слова- действия предмета ты запишешь?

(Ученик), какие 3 слова- признак предмета ты запишешь?

-Хорошо, ребята, поднимите руку, кто понял, как выполнять домашнее задание (спрашиваю тех, кто не понял).

--Закончен урок, и выполнен план, спасибо ребята огромное вам,

За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились! 

Предмет, признак, действие предмета.  

 

Чтобы правильно писать слова и употреблять их в нашей речи.

1) кто? Что?

2) Какой? Какая? Какое?

3) Что делать? Что сделать?

Нет, третий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

Слушают объяснение учителя

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф

 

Р-  адекватно оценивают свои достижения;

контролируют результат деятельности;

 

 

 


 

Допущен. Учитель ____________/Маркова

Допущен. Учитель ____________/Маркова

Этап фрагмента урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФормы организации учебной деятельности

Этап фрагмента урокаОбразовательная задача этапа урокаМетоды и приемы работыДеятельность учителяДеятельность обучающихсяФормы организации учебной деятельности

Актуализация знанийПодготавливаются к письму в тетради

Актуализация знанийПодготавливаются к письму в тетради

Игра «Будь внимательным» -Давайте поиграем в игру «Будь внимательным»

Игра «Будь внимательным» -Давайте поиграем в игру «Будь внимательным»

Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны изучать части речи?

Ребята, а как вы думаете, для чего мы должны изучать части речи?

Практический (объяснение, выполнение задания)-Итак, переходим к первому пункту плана

Практический (объяснение, выполнение задания)-Итак, переходим к первому пункту плана

И тихонько опускаем. Поворот направо –розовая стена

И тихонько опускаем. Поворот направо –розовая стена

Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? (карточка с вопросом) -

Действия Глагола отвечают на вопрос что делать? (карточка с вопросом) -

Переходим ко второму пункту плана

Переходим ко второму пункту плана

Итог урока, рефлексия Подвести итоги совместной деятельности, оценить свою деятельность

Итог урока, рефлексия Подвести итоги совместной деятельности, оценить свою деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.05.2023