Чтобы написать слово, ребенку необходимо:
определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука;
соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо:
мысленно его выстроить;
проговорить;
сохранить нужный порядок написания;
разбить предложение на составляющие его слова;
обозначить границы каждого слова.
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
пропуски гласных букв (всят—висят, комнта—комната, урожй—урожай);
пропуски согласных букв (комата—комната, вей—всей);
пропуски слогов и частей слова (стрки—стрелки);
замена гласных (пище—пищу, сесен—сосен, люгкий—лёгкий);
замена согласных (тва—два, рача—роща, урошай—урожай, боказываед—показывает);
Классификация дисграфических ошибок
перестановка букв и слогов (онко—окно)
недописывание букв и слогов (чере—через, на ветка—на ветках, диктан—диктант);
наращивание слов лишними буквами и слогами (детити—дети, сненег—снег, диктанат—диктант);
искажение слова (мальни—маленький, чайщик—чащи);
слитное написание слов и их произвольное деление (бойчасов—бой часов, в ся—вся);
неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений (Снег покрыл всю землю. Белым ковром. Замерзла. Речка птицам голодно. – Снег покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно);
нарушение смягчения согласных (болшой—большой, толко—только, умчалис—умчались, мач—мяч).
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
нарушения согласования слов (с еловый ветки—с еловой ветки, появилось трава—появилась трава, огромная бабочки—огромные бабочки);
нарушения управления (в ветка—с ветки, умчались к чащу—умчались в чащу, сидит стул – сидит на стул);
замена слов по звуковому составу;
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок (вроще—в роще, настене—на стене, на бухли—набухли);
пропуски слов в предложении.
Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия:
замена букв, отличающихся разным положением в пространстве (ш-т, д-в, д-б);
замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов (и-ш, ц-щ);
замена букв, имеющих дополнительные элементы (и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м);
зеркальное написание букв (с, э, ю);
пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.
Ошибки, обусловленные неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала, запомнить и употребить на письме усвоенные устно правила орфографии:
безударная гласная в корне слова (вада—вода, чисы– часы);
правописание звонких и глухих согласных звуков в середине и конце слова (зуп—зуб, дорошка—дорожка);
обозначение смягчения согласных;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.