Ибaдлaев Э.М. Русский язык Дaтa:22.11
Клaсс 9-б Урoк 21
Темa. Чтo тaкoе сложноподчинённое предложение .
Цель урока: познакомить со СПП, формировать умения находить главную и придаточную часть предложения, определять место придаточного по отношению к главному, средства связи;
развивать умения анализировать, совершенствовать пунктуационные навыки к ОГЭ; воспитывать речевую культуру учащихся, бережное и уважительное отношение к русскому языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: ТСО, учебник, пк, раздаточный материал
Ход урока
I.Оргмомент
II.Актуализация.
Экспозиция (слайд мр3)
Внук пришел навестить деда. Стaл старик его o делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.
- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.
- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.
- Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.
- Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.
Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».
- Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.
( Криптограмма). (слайд мр3)
3.Мотивация. Стадия вызова
Работа класса
Индивидуальная работа
1.Подготовка к восприятию нового материала
1.Разбор словосочетания (согласование , управление, примыкание)
Лед тонкий
Переходить реку
Очень тонкий (В какой степени? насколько?)
Мозговой штурм
1.Что изучает синтаксис?
2.Назовите предложения по составу (простые и сложные)
3.Группы сложных предложений (союзные и бессоюзные)
4.Средства связи в СП (интонация, союзы)
5.Как отличить простое предложение от сложного?
6.Какое предложение называют ССП ? (Сложносочиненным называется сложное
предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными
союзами: и, да (в значении и), ни – ни,
тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые
происходят одновременно, или явления, которые следуют одно
за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные;
указывается на чередование явлений, на возможность
одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в
значении но), однако, зато, же (противительные;
одно явление противопоставляется другому).
2.Разбор предложений.
Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С.Пушкин).
«Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя» (А. С.Пушкин).
Диктaнт с сигнальными словами
Задание : среди данных слов есть слова, относящиеся к нашей теме урока. Будь внимательным !
Идеал, колонка, сложный, фантазия, блистать, декада, подчинение, расстелить, замирать, предложение, разъединить.
4.Выход на тему.
Слова : сложный, подчинение, предложение ----Сложноподчиненное предложение.
Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом . (что?)
Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь. (когда?)
Задание: 1. Найдите основу предложения.
2.Определите отношения между предложения. (неравнозначные)
3.Попробуйте задать вопрос . (что?), (когда?).
4.Укажите средство связи. (интонация и союзы)
5. Формулировка целей урока (Что будем изучать? Зачем?)
6.Стадия осмысления
Прием «Верю – не верю»
Перед изучением темы
По ходу уроку
На конец урока
1.Верите ли вы , что изучение СПП легкая тема ?
2.Верите ли вы, что СПП имеет сходство и различие с различными синтаксическими конструкциями ?
3.Верите ли вы, что придаточная часть СПП может менять местоположение по отношению к главному?
Заполняется 1 часть таблицы.
IV.Восприятие и усвоение.
Формулирование проблемы : Действительно ли СПП- важная синтаксическая конструкция?
Сравнить : 1. Со ССП ( структура одинаковая, есть средство связи, но в ССП –равнозначные отношения).
Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.
(===== ------- ),и (--------- ==== )
2.Со словосочетанием (выделяется главное и зависимое, отношения подчинительные, можно задать вопрос).
Тёплый дождь (з.сл+х).
3.СПП. «Дети чувствуют, кто (с. с.) их любит».
(гл.+прид. неравноправные отношения)
Вывод : СПП ближе по отношениям со словосочетанием.
(Слайд).
Простые предложения в СПП связаны друг с другом интонацией и союзами что, чтобы, потому что, если, когда, будто, как будто и др., а также местоимениями Где? Который? и др.
ПП в составе СПП неравноправны, одно из них Х, другое-зависимое (придаточное). От Х можно задать вопрос к (прид.).
При построении схемы Х ч. берётся в квадратные скобки, придаточная в ( ), союз входит в состав (прид))части.
(Слайд).
По отношению к Х части, придаточная часть может находиться:
после- Птицы прилетают, когда наступает весна.
Перед- Когда наступает весна, прилетают птицы.
Внутри - Птицы, когда наступает весна, возвращаются на Север.
(слайд)
Средства подчинения – союзы и союзные слова
Пример.
Все мои друзья знали, что Пушок любит играть с солнечными зайчиками. (простой подчинительный союз. Построим схему)
Мы остались дома, потому что по телевизору шёл наш любимый фильм.
(Составной подч.союз).
Чем дольше мы уходили от дома, тем глуше и мертвее становилось вокруг. (Двойной подч.союз).
Работа с учебником ( чтение, выделение ключевых слов)
стр.151 I,II упр.116
Физминутка.
2 Тренажёр с изобразительно выразительными средствами.
Задача групп найти эти средства выразительности.
V. Закрепление и проверка усвоенного.
1. Конструирование предложений (слайд)
2. Задания ОГЭ: каждая группа выполняет тест. Ваша задача : в
течение 5 минут ответить на вопросы и выступить с защитой. Другие группы
слушают и задают вопросы.
Заполнение таблицы «Верю- не верю»
VI..Стaдия рефлексии.
I. Цифровой диктант ( Задание: укажите номер СПП).
1. В маленьком дoме, который стоял на краю села, всю ночь горел свет.
2.Когда мы возвратились, было уже темно.
3.Нa солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.
4.Получили известие, что река замерзла.
5.На реке не то что-то горело, не то восходила луна.
6.Сани были пустые, пoтому что гости уже стояли в сенях.
В чём же своеобразие
СПП? Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
Подведем итоги урока.
Удалось ли достичь цели, сформулированной на уроке?
Оцените ваши действия на уроке.
· Было трудно – 3 балла
· Есть над чем поработать – 4 балла
· Могу себя похвалить! – 5 баллов
- заполнение 3 части таблицы, самооценка .
- Наш урок начался с притчи о семи дверях , я надеюсь ,
что сегодня открылась одна дверь. За дверью седьмой
будет подарок судьбы- удачная сдача ОГЭ.
Д\з. П.11 (проработать), вып упр.№118-119.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.