Чтo тaкoе сложноподчинённое предложение
Оценка 5

Чтo тaкoе сложноподчинённое предложение

Оценка 5
docx
23.06.2020
Чтo тaкoе сложноподчинённое предложение
урок 9 класс русский.docx

Ибaдлaев Э.М.                                  Русский язык                     Дaтa:22.11

Клaсс 9-б                                           Урoк 21

Темa.  Чтo тaкoе сложноподчинённое предложение .

Цель урока: познакомить со СПП, формировать умения находить главную и придаточную часть предложения, определять место придаточного по отношению к главному, средства связи;

развивать умения анализировать, совершенствовать пунктуационные  навыки к ОГЭ; воспитывать речевую культуру учащихся,  бережное и уважительное отношение к русскому языку.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

 

Оборудование: ТСО, учебник, пк, раздаточный материал

 

                                     Ход урока

I.Оргмомент

 

II.Актуализация. 

 

Экспозиция (слайд  мр3)

  • Нестaндартное началo : притча «Семь дверей» (слайд)мр3

Внук пришел навестить деда. Стaл старик его o делах расспрашивать, но внук был неразговорчив.

- Ты выглядишь усталым, словно прожил тяжелую жизнь,- заметил дед.

- Ты прав, в моей жизни нет ничего хорошего,- вздохнул внук.

- Я приготовил тебе подарок, чтобы развеять твою грусть. Да положил его в ящик шкафа и забыл в какой.

- Не беда, я быстро его найду,- усмехнулся внук и принялся открывать одну дверку за другой.

Вскоре подарок нашелся, а под ним лежала записка : «В жизни много дверей, и за одной из них- подарок судьбы. Мудрые говорят : «Нужно постучать в семь дверей, чтобы одна открылась».

- Не то чтобы всегда, но часто именно оно (упорство) приводит к цели. Порою при первых неудачах мы сдаемся, но нужно продолжать действовать, двигаться, развиваться.

 

( Криптограмма). (слайд мр3)

3.Мотивация. Стадия вызова

Работа класса

Индивидуальная работа

1.Подготовка к восприятию нового материала

1.Разбор словосочетания (согласование , управление, примыкание)

Лед тонкий

Переходить реку

Очень тонкий (В  какой степени? насколько?)

Мозговой штурм



1.Что изучает синтаксис?

2.Назовите предложения по составу (простые и сложные)

3.Группы сложных предложений (союзные и бессоюзные)

4.Средства связи в СП (интонация, союзы)

5.Как отличить простое предложение от сложного?

6.Какое предложение называют ССП ? (Сложносочиненным называется сложное предложение, части которого равноправны и соединены сочинительными союзами: и, да (в значении и), ни – ни, тоже, также (соединительные; перечисляются явления, которые происходят одновременно, или явления, которые следуют одно за другим), или (иль), то – то, не то – не то (разделительные; указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких), а, но, да (в значении но), однако, зато, же (противительные; одно явление противопоставляется другому).

2.Разбор предложений.

Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит (А.С.Пушкин).

 

«Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя» (А. С.Пушкин).

 

Диктaнт с сигнальными словами



Задание : среди данных слов есть слова, относящиеся к нашей теме урока. Будь внимательным !

Идеал, колонка, сложный, фантазия, блистать, декада, подчинение, расстелить, замирать, предложение, разъединить.

 




4.Выход на тему.

Слова : сложный, подчинение, предложение ----Сложноподчиненное предложение.

 

Мы хотим, чтобы радость вошла в каждый дом .  (что?)

Пока продолжались эти разговоры, наступила ночь. (когда?)

Задание: 1. Найдите основу предложения.

               2.Определите отношения между предложения. (неравнозначные)

             3.Попробуйте задать вопрос . (что?), (когда?).

             4.Укажите средство связи. (интонация и союзы)



5. Формулировка целей урока  (Что будем изучать? Зачем?)



6.Стадия осмысления

Прием «Верю – не верю»

Перед изучением темы

По ходу уроку

На конец урока

1.Верите ли вы , что изучение СПП легкая тема ?

2.Верите ли вы, что СПП имеет сходство и различие с различными синтаксическими конструкциями ?

3.Верите ли вы, что придаточная часть СПП может менять местоположение по отношению к главному?

 

Заполняется 1 часть таблицы.


IV.Восприятие и усвоение.

Формулирование проблемы : Действительно ли СПП- важная синтаксическая конструкция?

 

Сравнить : 1. Со ССП ( структура одинаковая, есть средство связи, но в ССП –равнозначные отношения).

Свистящим шёпотом перекинулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

(=====  ------- ),и (--------- ==== )

 

2.Со словосочетанием (выделяется главное и зависимое, отношения подчинительные, можно задать вопрос).

Тёплый дождь  (з.сл+х).

3.СПП.   «Дети чувствуют, кто (с. с.) их любит».

 (гл.+прид. неравноправные отношения)

 

Вывод : СПП ближе по отношениям со словосочетанием.

 

(Слайд).

Простые предложения в СПП связаны друг с другом интонацией и союзами что, чтобы, потому что, если, когда, будто, как будто и др., а также местоимениями Где? Который? и др.

ПП в составе СПП неравноправны, одно из них Х, другое-зависимое (придаточное). От Х можно задать вопрос к (прид.).

При построении схемы Х ч. берётся в квадратные скобки, придаточная в (   ), союз входит в состав (прид))части.

 

(Слайд).

 По отношению к Х части, придаточная часть может находиться:

после-        Птицы прилетают, когда наступает весна.

Перед-       Когда наступает весна, прилетают птицы.

Внутри -  Птицы, когда наступает весна, возвращаются на Север.

 

(слайд)

Средства подчинения – союзы и союзные слова

 

Пример.

  Все мои друзья знали,  что Пушок любит играть с солнечными зайчиками. (простой подчинительный союз. Построим схему)

 

Мы остались дома, потому что по телевизору шёл наш  любимый фильм.

(Составной подч.союз).

 

Чем дольше мы уходили от дома, тем глуше и мертвее становилось вокруг. (Двойной подч.союз).

 

 

Работа с учебником ( чтение, выделение ключевых слов)
стр.151  
I,II упр.116

 

Физминутка.

Тренажёр с изобразительно выразительными средствами.

Задача групп найти эти средства выразительности.

 

 

V. Закрепление и проверка усвоенного.


 1. Конструирование предложений (слайд)


2. Задания ОГЭ: каждая группа выполняет тест. Ваша задача : в течение 5 минут ответить на вопросы и выступить с защитой. Другие группы слушают и задают вопросы.

 

Заполнение таблицы «Верю- не верю»

VI..Стaдия рефлексии.

 

I.                  Цифровой диктант ( Задание: укажите номер СПП).

1. В маленьком дoме, который стоял на краю села, всю ночь горел свет.

2.Когда мы возвратились, было уже темно.

3.Нa солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий.

4.Получили известие, что река замерзла.

5.На реке не то что-то горело, не то восходила луна.

6.Сани были пустые, пoтому что гости уже стояли в сенях.

В чём же своеобразие СПП? Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
Подведем итоги урока.

Удалось ли достичь цели, сформулированной на уроке?

Оцените ваши действия на уроке.

·         Было трудно – 3 балла

·         Есть над чем поработать – 4 балла

·         Могу себя похвалить! – 5 баллов                                

 

- заполнение 3 части таблицы, самооценка .

 

- Наш урок начался с притчи о семи дверях , я надеюсь ,

   что сегодня    открылась одна дверь. За дверью седьмой

   будет подарок  судьбы-  удачная сдача ОГЭ.

Д\з. П.11 (проработать), вып упр.№118-119.


 

Иб a дл a ев Э.М.

Иб a дл a ев Э.М.

Переходить реку Очень тонкий (В какой степени? насколько?)

Переходить реку Очень тонкий (В какой степени? насколько?)

Определите отношения между предложения

Определите отношения между предложения

При построении схемы Х ч. берётся в квадратные скобки, придаточная в ( ), союз входит в состав (прид))части

При построении схемы Х ч. берётся в квадратные скобки, придаточная в ( ), союз входит в состав (прид))части

Н a солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий

Н a солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.06.2020