Урок 5. Что такое текст?
Цель: уточнить представление о признаках текста, развивать умение отличать текст от отдельных слов и предложений, учить определять тему текста и составлять текст.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложение и группу предложений; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
УУД |
I. Орг. момент.
Проверка знаний |
- Проверка готовности к уроку. -Откройте тетради, запишите _ сентября. Классная работа.
- Дома вам необходимо было – выучить правило – что такое диалог, монолог. Сейчас мы и проверим – как вы знаете правила. |
записывают
решают |
|
Работа по теме урока |
— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.) — Что вы составили? (Рассказ.) — Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначающие звонкие согласные буквы. ЗВТРЕЛКМСЖТЗ Итак, тема нашего урока — текст.
— Откройте учебник на с. 15. — Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изучении этой темы, чему научиться.
— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст ?} Упр. 12 (с. 16). — Прочитайте. — Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение.
— Прочитайте текст и назовите его тему.
Озаглавьте текст.
· Свиристелей характеризуют мягкое шелковистое оперение и красные наконечники некоторых перьев крыльев
— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?
Запишите это слово в тетрадь. И подчеркните эти буквы
~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста. (Проверка — обмен тетрадями.)
«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал. «+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа небрежная. «—» — у тебя не получилось списать без ошибок. — Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)
|
(1 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать, о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.}
(Как выглядят свиристели.)
(«Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»-} |
выполнять действия по намеченному плану
работать с информацией, представленной в разных формах
вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения |
|
|
|
|
физминутка |
|
|
|
1V.Закрепление изученного материала
|
— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.) — Что такое текст?
— Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13. Упр. 13 (с. 17). — Прочитайте. — Что прочитали?
— Докажите свое мнение.
— О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста. — Объясните значение выделенных словосочетаний
— Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».) — Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.) (Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфографически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.) — Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.) — Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.
|
(Это высказывание из нескольких предложений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)
(Текст.)
(Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}
. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожиданно, внезапно.)
|
ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения; умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, |
V. Рефлексия
|
— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.
|
|
способность к самооценке своих действий; адекватно оценивать свои достижения; |
VIII. Итог урока.
|
— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.) — Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.) |
Ответы детей |
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
Д.З. |
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.