Что такое текст?

  • docx
  • 13.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 5. Что такое текст.docx

Урок 5. Что такое текст?

Цель: уточнить представление о признаках текста, развивать умение отличать текст от отдельных слов и предложений, учить определять тему текста и составлять текст.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать пред­ложение и группу предложений; аргументированно отвечать, до­казывать свое мнение; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Орг. момент.

 

 

Проверка знаний

- Проверка готовности к уроку.

-Откройте тетради, запишите  _ сентября. Классная работа.

 

- Дома вам необходимо было – выучить правило – что такое диалог, монолог. Сейчас мы и проверим – как вы знаете правила.

записывают

 

 

решают

 

Работа по теме урока

— Расскажите о любой из этих птиц. (Отвечают 2—3 учащихся.)

— Что вы составили? (Рассказ.)

Каким словом можно заменить слово рассказ, вы узнаете, если из цепочки мысленно уберете все буквы, обозначаю­щие звонкие согласные буквы.

ЗВТРЕЛКМСЖТЗ

Итак, тема нашего урока — текст.

 

— Откройте учебник на с. 15.

Прочитайте, что мы должны вспомнить, узнать при изуче­нии этой темы, чему научиться.

 

— Откройте учебник на с. 16 и прочитайте вопрос, на который

мы должны дать сегодня ответ. (Что такое текст ?} Упр. 12 (с. 16).

— Прочитайте.

— Под каким пунктом записаны слова? предложение? текст? Обоснуйте свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Прочитайте текст и назовите его тему.

 

 

Озаглавьте текст.

 

 

 

·         Свиристелей характеризуют мягкое шелковистое оперение и красные наконечники некоторых перьев крыльев

 

— Прочитайте первое предложение текста. В каком слове буквы выделены? Какие буквы нужно запомнить в слове свиристели?

 

 Запишите это слово в тетрадь. И подчеркните эти буквы

 

~ Откройте памятку на с. 132. Спишите первое предложение текста.

(Проверка — обмен тетрадями.)

 

«!» — молодец, внимательно и аккуратно списал.

«+» — нужно еще постараться, есть ошибка или работа не­брежная.

«—» — у тебя не получилось списать без ошибок.

— Сделайте вывод: что такое текст? (Ответы детей.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(1 — слова, так как записаны через запятую и не связаны между собой; 2 — предложения, так как слова в них связаны между собой по смыслу, можно сказать,  о чем говорится, но предложения нельзя объединить общей темой; 3 — текст, так как записаны предложения, которые связаны общим смыслом.}

 

 

(Как выглядят сви­ристели.)

 

(«Свиристели». «Стайка на ветвях рябины»-}

выполнять действия по намеченному плану

 

 

 

 

 

 

работать с информацией, представленной в разных формах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

 

 

 

 

физминутка

 

 

 

1V.Закрепление изученного материала

 

— Прочитайте правило на с. 17 и скажите: все ли признаки текста мы назвали? (Дети самостоятельно читают правило, отвечают на вопрос.)

— Что такое текст?

 

 

 

 

 

 

Что такое тема текста? Ответим на вопрос, выполнив упр. 13. Упр. 13 (с. 17).

— Прочитайте.

— Что прочитали?

 

Докажите свое мнение.

 

 

 

 

О ком говорится в тексте? (О петушках.) Это тема текста.

— Объясните значение выделенных словосочетаний

 

 

 

Придумайте заголовок к тексту. («Два петушка».)

Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: что сделал ястреб? (Дети списывают последнее предложение.)

(Самопроверка. Дети читают предложение до двоеточия орфо­графически, потом так же читают эту часть в тетради. Аналогично читают вторую часть предложения.)

— Как вы поняли, что такое тема текста? (Ответы детей.)

— Проверьте свое предположение, прочитайте правило нас. 18.

 

 

 

(Это высказывание из нескольких предло­жений, объединенных общей темой и связанных по смыслу.)

 

 

 

 

(Текст.)

 

(Состоит из предложений, которые связаны по смыслу.}

 

 

. (Во все горло — очень громко. Откуда ни возьмись — появился неожи­данно, внезапно.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;

умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

V. Рефлексия

 

— Оцените свою работу. «!» — молодец, выполнил все верно. «+» — хорошо, ошибся совсем немного. «—» — с заданием не справился.

 

 

 

 

 

 

способность к самооценке своих действий;

адекватно оценивать свои достижения;

VIII. Итог урока.

 

— Чем отличается группа предложений от текста? (В тексте предложения связаны по смыслу и объединены общей темой.)

Что такое тема текста? (То, о чем или о ком говорится в тексте.)

 

 

Ответы детей

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Д.З.