КОНСПЕКТ
пробного урока русского языка
Учебник «Русский язык». Авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий
Класс 4. Часть 2. Стр. 102-103
Образовательная система (модель)
«Школа России»
ТЕМА
«Что такое возвратные глаголы?»
|
Составила студентка 331 группы Ларионова Кира Владимировна (ФИО студента) МОУ СОШ № 12, класс 4 «В», каб. № 218 Дата проведения урока 21.04.2022 Начало урока 15 час 55 мин. ФИО учителя школы Старцева Алла Валерьевна ФИО преподавателя-консультанта Полякова Валерия Радионовна. Допущена к проведению урока: _________________, дата _____________ (подпись преподавателя)
_________________, дата _____________ (подписьучителя)
___________
|
Цель урока: Содержательная: познакомить с возвратными глаголами.
Деятельностная: формировать условия для развития УУД.
Задачи урока.
ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.
ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.
ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.
ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.
v Регулятивное
ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.
ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
v Познавательное
ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.
v Коммуникативное
ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)
Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)
Оборудование.
ü У учителя: экран, ноутбук, доска, раздаточный материал, конспект, презентация, учебник.
ü У учащихся: тетрадь, учебник, ручка.
Оформление доски
|
Двадцать первое апреля. Классная работа. Сильный ветер качает ветви деревьев. Ветка дерева качается. |
|
|
Двадцать первое апреля. Классная работа. Упражнение 213. Веселить – веселиться, Открывать – открываться, Расчесать – расчесаться, Купать – купаться, Удивлять – удивляться, Радовать – радоваться, Учить – учиться, Торопить – торопиться. |
|
Оформление работы в тетрадях учащихся
(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)
Библиографический список:
1. 4dc25b77-2f17-11e7-affc-0050569c7d18.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)
2. Урок русского языка на тему "Возвратные глаголы", 4 класс (infourok.ru)
3. Конспект урока 4 кл "Возвратные глаголы" | План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
ХОД УРОКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
|
1. Этап урока. Организация начала урока Цель. Создать условия для вхождения обучающихся в учебную деятельность Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания. |
||
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна. Сегодня я проведу урок русского языка. Займите свои места. |
- Здравствуйте! Занимают свои места. |
|
- Сейчас я прочитаю вам высказывание одного древнегреческого философа, а вы подумайте, что означают его слова. «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». - О чём эти слова? - (Каково учиться без желания?) |
Слушают.
Предполагаемые ответы: - То, что учиться без желания бессмысленно. - Учёба без желания – это что-то трудное тяжёлое и т.д. |
|
- Верно! Мне хочется, чтобы у вас было желание учиться, узнавать новое не только на сегодняшнем уроке, а всю жизнь и только в этом случае своими «крыльями» будете взлетать все выше и выше. И мы с большим интересом и увлечённостью начинаем урок! |
|
|
2. Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной речи. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
-Сегодня мы продолжим исследовать тему «Глагол», но сначала должны вспомнить, что знаем об этой части речи. |
|
|
- Что такое глагол? |
Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Изменяется по родам, числам, временам, лицам, по родам в пр. вр. |
|
- Какую роль играют глаголы в нашей речи? |
- Благодаря глаголам наша речь становится более живой, более динамичной. Глаголы делают нашу речь более выразительной и точной. Благодаря ему мы относимся к тексту как к живому. |
|
- Каким членом предложения являются в предложении? |
- Сказуемым. |
|
- Как пишутся с предлогами? С НЕ? |
- При глаголах предлогов не бывает; «не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без не- не употребляются. |
|
- Начальная форма глагола? |
- Неопределённая форма глагола, отвечают на вопросы что делать? Или что сделать? |
|
- Что можно определить у глагола? |
- Время и число, в п.в. в ед. ч. – род. |
|
3. Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач. Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
- Замечательно! Теперь откройте тетрадь, запишите число: Двадцать первое апреля. Классная работа. На слайде вы видите слова, вам необходимо будет списать их и добавить пропущенные буквы. |
Выполняют задание. |
|
- Возьмите зелёные ручки и проверьте то, что у вас получилось. Посчитайте количество правильных ответов. |
Проверяют. |
|
- Поднимите руки те, кто выполнил всё верно. |
Поднимают руки. |
|
- А теперь те, у кого возникли ошибки? |
Поднимают руки. |
|
- В каком слове? |
Говорят свои ошибки. |
|
- В следующий раз будьте внимательнее. Ребята, подумайте, на какие две группы можно разделить эти глаголы? |
Говорят свои варианты. |
|
- Как называется форма глаголов: читать, сидеть, писать? |
- Неопределённая. |
|
- А у «обменяться, одеваться»? |
- Не знаем. |
|
- Чем отличаются эти глаголы на письме от других? |
- Появилась -ся. |
|
- Значит, что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте цель урока. |
- Узнать, как называются глаголы, которые пишутся с -ся. |
|
- Достичь цель нам поможет план. Расставьте пункты плана в правильном порядке. 3) Поупражняться. 1) Узнать, как называются такие глаголы. 2) Выяснить, как пишутся такие глаголы. |
- 1) Узнать, как называются такие глаголы. 2) Выяснить, как пишутся такие глаголы. 3) Поупражняться. |
|
4. Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания). Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
- На доске вы видите предложения: Сильный ветер качает ветви деревьев. Ветка дерева качается. Прочитай. |
Читает. |
|
- О чём в них говорится? |
- О ветре, ветке. |
|
- Выйди к доске и выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Что выполняет действие в 1-ом предложении? А во 2-ом?) |
Ветер качает. Ветка качается.
|
|
- Что заметили? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах? |
- Разное. |
|
- Чем отличаются глаголы на письме? |
- Появилась -ся. |
|
- Что выполняет действие в 1-ом предложении? И какое действие выполняется? |
- Действие выполняет «ветер», оно направлено на другой предмет, «на ветки». |
|
- Верно. В 1-ом предложении «ветер» выполняет действие, которое направлено на «ветки», т. е. действие, выполняемое подлежащим, направлено на другой предмет. |
|
|
А что выполняет действие во 2-ом предложении? И на кого направлено её действие? |
- «Ветка». На себя. |
|
- Во 2-ом предложении действие выполняет «ветка» и её действие направлено на само себя, т.е. действие, выполняемое подлежащим направлено на само себя. |
- Действие возвращается к действию самого предмета. |
|
Как думаете, что придаёт глаголу такой смысл выполнения действия? |
- -ся. |
|
- К глаголу присоединяется частичка -ся, она придает ему смысл возвратности, без которой бы не было такого смысла. Сделайте вывод: различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу? |
- Глаголы с -ся и без -ся различаются написанием и значением. |
|
5. Этап урока. Воспроизведение нового знания. Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания). Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
- Прочитайте 1-ый пункт нашего плана. |
- 1) Узнать, как называются такие глаголы и их значение. |
|
- Попробуйте сформулировать правило. |
Говорят свои предположения. |
|
- хорошо. Теперь проверим верно мы сказали или нет, откройте учебник на странице 102. Найдите правило. _________, ты громко и выразительно будешь читать правило, а остальные будут внимательно слушать и водить пальцем по тексту правила. |
|
|
- Спасибо. Какие глаголы называются возвратными? |
- Глаголы, которые пишутся с суффиксом -ся. |
|
- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? |
- Что делать? Что сделать? |
|
- Когда в возвратных глаголах перед -ся пишется Ь? |
- В возвратных глаголах неопределённой формы. |
|
- Посмотрите на наш план. Какой пункт мы выполнили? |
- 1. |
|
- А 2-ой? |
- Тоже. |
|
6. Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух. Цель. Организовать первичное закрепление нового знания. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
- Теперь какой пункт плана будем выполнять? - Как он звучит? |
- 3. - Поупражняться. |
|
Задание 1 |
||
- Молодцы! Сейчас будем упражняться и применять правило в написании. _________, прочитай задание упражнения 213. Остальные внимательно слушают. |
Читает задание. Остальные слушают. |
|
- Что мы с вами будем делать? |
- Составлять словосочетания и определить падежи существительных. |
|
- Кто хочет выйти к доске и выполнить это упражнение с объяснениями, поднимите руки? |
Поднимают руки. |
|
- Ты выходишь, все остальные выполняют это упражнение в тетради. Записывать словосочетания будем без вопросов. |
|
|
- Хорошо. А почему? |
- Потому что у глаголов в неопределённой форме совершенного вида нет настоящего времени, поэтому у глагола извиниться только 2 формы времени. |
|
Задание 2 |
||
- Перед вами глаголы вам необходимо от них образовать возвратные глаголы. По цепочке со 2-ой колонки будем по очереди выходить к доске и выполнять задание. Слева на доске: Веселить Открывать Расчесать Купать Удивлять Радовать Учить Торопить |
Справа на доске: Веселиться Открываться Расчесаться Купаться Удивляться Радоваться Учиться Торопиться |
|
- Как будете образовывать возвратные глаголы? |
- Добавлять -ся. |
|
- Веселить, добавьте -ся, что получится. |
- Веселиться. |
|
- Открывать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему? |
- Открываться. |
|
- Расчесать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему? |
- Расчесаться. |
|
- Купать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему? |
- Купаться. |
|
- Удивлять. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему? |
- Удивляться. |
|
- Радовать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему? |
- Радоваться. |
|
- Учить. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему? |
- Учиться. |
|
- Торопить. |
- Торопиться. |
|
- А мы можем определить у этих глаголов время, число, лицо? |
- Нет. |
|
- Почему не сможем определить время, число и лицо? |
- Потому что это глаголы неопределённой формы. |
|
7. Этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму. Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся. Задачи: Личностные: ü Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка. ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Предметные: ü Формировать умение распознавать возвратную форму глагола. ü Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
- Возьмите теперь карточку, на них вы видите глаголы. Вам, как и в прошлом упражнении необходимо составить возвратные глаголы. Записи делаем в тетради.
|
Сушиться, держаться, строиться, подниматься, решиться, обуваться. |
|
- Теперь с 3-ой колонки с 1-ой парты по цепочке будете озвучивать, что у вас получилось. |
|
|
- Теперь проверьте с эталона. |
Проверяют. |
|
8. Этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Задачи: Личностные: ü Формировать умение уважительное отношение к иному мнению. Метапредметные (УУД): Регулятивное ü Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности. ü Формировать умение выполнять учебные действия в устной, во внутреннем плане. Познавательное ü Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения. Коммуникативное ü Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
||
- Хорошо. Наш урок подходит к концу. С какой частью речи мы работали на уроке? |
- Глагол и имя существительное. |
|
- Какую цель мы ставили в начале урока? |
- Узнать, как называются глаголы, которые пишутся с -ся. |
|
- Да. Посмотрите на наш план. Все пункты плана выполнили? |
- Да. |
|
- Хорошо. Какие глаголы называются возвратными? |
- Глаголы, которые пишутся с суффиксом -ся. |
|
- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы? |
- Что делать? Что сделать? |
|
- Когда в возвратных глаголах перед -ся пишется Ь? |
- В возвратных глаголах неопределённой формы. |
|
- Вернёмся к выражению философа: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев». |
|
|
- Ребята, вы почувствовали себя птицами с крыльями? |
- Да/Нет. |
|
- Почему? |
|
|
- Что у вас не получилось? |
Говорят свои затруднения. |
|
- Без затруднений никак, ребята, главное – решать свои проблемы. |
|
|
9. Этап урока. Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание. Цель. Подвести итог учебной деятельности |
||
Спасибо за урок. Запишите домашнее задание: упражнение 211. До свидания. |
Записывают ДЗ. - До свидания! |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.