«Что такое возвратные глаголы?»

  • docx
  • 05.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Практика р.я. 21.04.2022_Ларионова Кира, 331 гр..docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Класс 4. Часть 2. Стр. 102-103

Образовательная система (модель)

«Школа России»

 

ТЕМА

 

«Что такое возвратные глаголы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Ларионова Кира Владимировна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 12, класс 4 «В», каб. № 218

Дата проведения урока 21.04.2022

Начало урока 15 час 55 мин.

ФИО учителя школы

Старцева Алла Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна.

Допущена к проведению урока:

_________________, дата _____________

(подпись преподавателя)

 

­­_________________, дата _____________

(подписьучителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: Содержательная: познакомить с возвратными глаголами.

Деятельностная: формировать условия для развития УУД.

 

Задачи урока.

  1. Личностные:

ü  Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü  Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

 

  1. Предметные:

ü  Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü  Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

 

  1. Метапредметные (УУД):

v  Регулятивное

ü  Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü  Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

v  Познавательное

ü  Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

v  Коммуникативное

ü  Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                          

 

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

Оборудование.

ü  У учителя: экран, ноутбук, доска, раздаточный материал, конспект, презентация, учебник.

ü  У учащихся: тетрадь, учебник, ручка.

Оформление доски

 

Двадцать первое апреля.

Классная работа.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветка дерева качается.

Двадцать первое апреля.

Классная работа.

Упражнение 213.

Веселить – веселиться,

Открывать – открываться,

Расчесать – расчесаться,

Купать – купаться,

Удивлять – удивляться,

Радовать – радоваться,

Учить – учиться,

Торопить – торопиться.

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

Библиографический список:

1.       4dc25b77-2f17-11e7-affc-0050569c7d18.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)

2.       Урок русского языка на тему "Возвратные глаголы", 4 класс (infourok.ru)

3.       Конспект урока 4 кл "Возвратные глаголы" | План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.       Этап урока. Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся  в учебную деятельность

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна. Сегодня я проведу урок русского языка. Займите свои места.

- Здравствуйте!

Занимают свои места.

- Сейчас я прочитаю вам высказывание одного древнегреческого философа, а вы подумайте, что означают его слова.

«Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

- О чём эти слова?

- (Каково учиться без желания?)

Слушают.

 

Предполагаемые ответы:

- То, что учиться без желания бессмысленно.

- Учёба без желания – это что-то трудное тяжёлое и т.д.

- Верно! Мне хочется, чтобы у вас было желание учиться, узнавать новое не только на сегодняшнем уроке, а всю жизнь и только в этом случае своими «крыльями» будете взлетать все выше и выше. И мы с большим интересом и увлечённостью начинаем урок!

 

2.       Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü    Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                  

-Сегодня мы продолжим исследовать тему «Глагол», но сначала должны вспомнить, что знаем об этой части речи.

 

- Что такое глагол?

Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Изменяется по родам, числам, временам, лицам, по родам в пр. вр.

- Какую роль играют глаголы в нашей речи?

- Благодаря глаголам наша речь становится более живой, более динамичной.  Глаголы делают нашу речь более выразительной и точной. Благодаря ему мы относимся к тексту как к живому.

- Каким членом предложения являются в предложении?

- Сказуемым.

- Как пишутся с предлогами? С НЕ?

- При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет;

«не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без не- не употребляются.

- Начальная форма глагола?

- Неопределённая форма глагола, отвечают на вопросы что делать? Или что сделать?

- Что можно определить у глагола?

- Время и число, в п.в. в ед. ч. – род.

3.       Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                  

- Замечательно! Теперь откройте тетрадь, запишите число: Двадцать первое апреля. Классная работа.

На слайде вы видите слова, вам необходимо будет списать их и добавить пропущенные буквы.

Выполняют задание.

- Возьмите зелёные ручки и проверьте то, что у вас получилось. Посчитайте количество правильных ответов.

Проверяют.

- Поднимите руки те, кто выполнил всё верно.

Поднимают руки.

- А теперь те, у кого возникли ошибки?

Поднимают руки.

- В каком слове?

Говорят свои ошибки.

- В следующий раз будьте внимательнее.

Ребята, подумайте, на какие две группы можно разделить эти глаголы?

 

 

Говорят свои варианты.

- Как называется форма глаголов: читать, сидеть, писать?

- Неопределённая.

- А у «обменяться, одеваться»?

- Не знаем.

- Чем отличаются эти глаголы на письме от других?

- Появилась -ся.

- Значит, что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте цель урока.

- Узнать, как называются глаголы, которые пишутся с -ся.

- Достичь цель нам поможет план. Расставьте пункты плана в правильном порядке.

3) Поупражняться.

1) Узнать, как называются такие глаголы.

2) Выяснить, как пишутся такие глаголы.

- 1) Узнать, как называются такие глаголы.

2) Выяснить, как пишутся такие глаголы.

3) Поупражняться.

4.       Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                            

- На доске вы видите предложения:

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветка дерева качается.

Прочитай.

 

 

 

Читает.

- О чём в них говорится?

- О ветре, ветке.

- Выйди к доске и выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Что выполняет действие в 1-ом предложении? А во 2-ом?)

Ветер качает.

Ветка качается.

 

- Что заметили? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

- Разное.

- Чем отличаются глаголы на письме?

- Появилась -ся.

- Что выполняет действие в 1-ом предложении? И какое действие выполняется?

- Действие выполняет «ветер», оно направлено на другой предмет, «на ветки».

- Верно. В 1-ом предложении «ветер» выполняет действие, которое направлено на «ветки», т. е. действие, выполняемое подлежащим, направлено на другой предмет.

 

А что выполняет действие во 2-ом предложении?

И на кого направлено её действие?

- «Ветка». На себя.

- Во 2-ом предложении действие выполняет «ветка» и её действие направлено на само себя, т.е. действие, выполняемое подлежащим направлено на само себя.

- Действие возвращается к действию самого предмета.

Как думаете, что придаёт глаголу такой смысл выполнения действия?

- -ся.

- К глаголу присоединяется частичка -ся, она придает ему смысл возвратности, без которой бы не было такого смысла. Сделайте вывод: различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?

 

- Глаголы с -ся и без -ся различаются написанием и значением.

5.       Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное      

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                         

- Прочитайте 1-ый пункт нашего плана.

- 1) Узнать, как называются такие глаголы и их значение.

- Попробуйте сформулировать правило.

Говорят свои предположения.

- хорошо. Теперь проверим верно мы сказали или нет, откройте учебник на странице 102. Найдите правило. _________, ты громко и выразительно будешь читать правило, а остальные будут внимательно слушать и водить пальцем по тексту правила.

 

- Спасибо. Какие глаголы называются возвратными?

- Глаголы, которые пишутся с суффиксом -ся.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что делать? Что сделать?

- Когда в возвратных глаголах перед -ся пишется Ь?

- В возвратных глаголах неопределённой формы.

- Посмотрите на наш план. Какой пункт мы выполнили?

- 1.

- А 2-ой?

- Тоже.

6.        Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                     

- Теперь какой пункт плана будем выполнять?

- Как он звучит?

- 3.

- Поупражняться.

Задание 1

- Молодцы! Сейчас будем упражняться и применять правило в написании.  _________, прочитай задание упражнения 213. Остальные внимательно слушают.

Читает задание. Остальные слушают.

- Что мы с вами будем делать?

- Составлять словосочетания и определить падежи существительных.

- Кто хочет выйти к доске и выполнить это упражнение с объяснениями, поднимите руки?

Поднимают руки.

- Ты выходишь, все остальные выполняют это упражнение в тетради. Записывать словосочетания будем без вопросов.

- Хорошо. А почему?

- Потому что у глаголов в неопределённой форме совершенного вида нет настоящего времени, поэтому у глагола извиниться только 2 формы времени.

Задание 2

- Перед вами глаголы вам необходимо от них образовать возвратные глаголы. По цепочке со 2-ой колонки будем по очереди выходить к доске и выполнять задание.

Слева на доске:

Веселить

Открывать

Расчесать 

Купать

Удивлять

Радовать

Учить

Торопить

 

 

 

 

Справа на доске:

Веселиться

Открываться

Расчесаться

Купаться

Удивляться

Радоваться

Учиться

Торопиться

- Как будете образовывать возвратные глаголы?

- Добавлять -ся.

- Веселить, добавьте -ся, что получится.

- Веселиться.

- Открывать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Открываться.

- Расчесать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Расчесаться.

- Купать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Купаться.

- Удивлять. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Удивляться.

- Радовать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Радоваться.

- Учить. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Учиться.

- Торопить.

- Торопиться.

- А мы можем определить у этих глаголов время, число, лицо?

- Нет.

- Почему не сможем определить время, число и лицо?

- Потому что это глаголы неопределённой формы.

7.       Этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму.

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                   

- Возьмите теперь карточку, на них вы видите глаголы. Вам, как и в прошлом упражнении необходимо составить возвратные глаголы. Записи делаем в тетради.

Карточка №1

Сушить,

держать,

строить,

поднимать,

решить,

обувать.

 

 

 

 

 

Сушиться,

держаться,

строиться,

подниматься,

решиться,

обуваться.

- Теперь с 3-ой колонки с 1-ой парты по цепочке будете озвучивать, что у вас получилось.

 

- Теперь проверьте с эталона.

Проверяют.

8.       Этап урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

Личностные:

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                          

- Хорошо. Наш урок подходит к концу. С какой частью речи мы работали на уроке?

- Глагол и имя существительное.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Узнать, как называются глаголы, которые пишутся с -ся.

- Да. Посмотрите на наш план. Все пункты плана выполнили?

- Да.

- Хорошо. Какие глаголы называются возвратными?

- Глаголы, которые пишутся с суффиксом -ся.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что делать? Что сделать?

- Когда в возвратных глаголах перед -ся пишется Ь?

- В возвратных глаголах неопределённой формы.

- Вернёмся к выражению философа: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

 

- Ребята, вы почувствовали себя птицами с крыльями?

- Да/Нет.

- Почему?

 

- Что у вас не получилось?

Говорят свои затруднения.

- Без затруднений никак, ребята, главное – решать свои проблемы.

 

9.       Этап урока.  Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание.

Цель. Подвести итог учебной деятельности

Спасибо за урок.

Запишите домашнее задание: упражнение 211.

До свидания.

 

Записывают ДЗ.

- До свидания!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru