«Что такое возвратные глаголы?»
Оценка 4.7

«Что такое возвратные глаголы?»

Оценка 4.7
docx
05.06.2022
«Что такое возвратные глаголы?»
Практика р.я. 21.04.2022_Ларионова Кира, 331 гр..docx

 

КОНСПЕКТ

 пробного урока русского языка

 

Учебник «Русский язык». Авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий

Класс 4. Часть 2. Стр. 102-103

Образовательная система (модель)

«Школа России»

 

ТЕМА

 

«Что такое возвратные глаголы?»

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила студентка 331 группы

Ларионова Кира Владимировна

(ФИО студента)

МОУ СОШ № 12, класс 4 «В», каб. № 218

Дата проведения урока 21.04.2022

Начало урока 15 час 55 мин.

ФИО учителя школы

Старцева Алла Валерьевна

ФИО преподавателя-консультанта

Полякова Валерия Радионовна.

Допущена к проведению урока:

_________________, дата _____________

(подпись преподавателя)

 

­­_________________, дата _____________

(подписьучителя)

 

 

___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель урока: Содержательная: познакомить с возвратными глаголами.

Деятельностная: формировать условия для развития УУД.

 

Задачи урока.

  1. Личностные:

ü  Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü  Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

 

  1. Предметные:

ü  Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü  Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

 

  1. Метапредметные (УУД):

v  Регулятивное

ü  Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü  Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

v  Познавательное

ü  Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

v  Коммуникативное

ü  Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                          

 

Тип урока: урок открытия новых знаний, урок закрепления, урок повторения, урок обобщения и систематизации знаний, комбинированный урок, урок развития речи, контрольный урок, урок работы над ошибками (нужное подчеркнуть)

Тип знания. (Для урока открытия новых знаний)

Оборудование.

ü  У учителя: экран, ноутбук, доска, раздаточный материал, конспект, презентация, учебник.

ü  У учащихся: тетрадь, учебник, ручка.

Оформление доски

 

Двадцать первое апреля.

Классная работа.

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветка дерева качается.

Двадцать первое апреля.

Классная работа.

Упражнение 213.

Веселить – веселиться,

Открывать – открываться,

Расчесать – расчесаться,

Купать – купаться,

Удивлять – удивляться,

Радовать – радоваться,

Учить – учиться,

Торопить – торопиться.

 

 

Оформление работы в тетрадях учащихся

(может быть представлено на отдельном тетрадном листе в линейку)

 

 

 

Библиографический список:

1.       4dc25b77-2f17-11e7-affc-0050569c7d18.pdf - Яндекс.Документы (yandex.ru)

2.       Урок русского языка на тему "Возвратные глаголы", 4 класс (infourok.ru)

3.       Конспект урока 4 кл "Возвратные глаголы" | План-конспект занятия по русскому языку (4 класс) на тему: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

 

 

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.       Этап урока. Организация начала урока

Цель. Создать условия для вхождения обучающихся  в учебную деятельность

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кира Владимировна. Сегодня я проведу урок русского языка. Займите свои места.

- Здравствуйте!

Занимают свои места.

- Сейчас я прочитаю вам высказывание одного древнегреческого философа, а вы подумайте, что означают его слова.

«Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

- О чём эти слова?

- (Каково учиться без желания?)

Слушают.

 

Предполагаемые ответы:

- То, что учиться без желания бессмысленно.

- Учёба без желания – это что-то трудное тяжёлое и т.д.

- Верно! Мне хочется, чтобы у вас было желание учиться, узнавать новое не только на сегодняшнем уроке, а всю жизнь и только в этом случае своими «крыльями» будете взлетать все выше и выше. И мы с большим интересом и увлечённостью начинаем урок!

 

2.       Этап урока. Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового языкового материала

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания (понятия, способа действия, зависимости, факта) и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной речи.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü    Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                  

-Сегодня мы продолжим исследовать тему «Глагол», но сначала должны вспомнить, что знаем об этой части речи.

 

- Что такое глагол?

Глагол –это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Изменяется по родам, числам, временам, лицам, по родам в пр. вр.

- Какую роль играют глаголы в нашей речи?

- Благодаря глаголам наша речь становится более живой, более динамичной.  Глаголы делают нашу речь более выразительной и точной. Благодаря ему мы относимся к тексту как к живому.

- Каким членом предложения являются в предложении?

- Сказуемым.

- Как пишутся с предлогами? С НЕ?

- При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет;

«не» с глаголами пишется раздельно, кроме тех слов, которые без не- не употребляются.

- Начальная форма глагола?

- Неопределённая форма глагола, отвечают на вопросы что делать? Или что сделать?

- Что можно определить у глагола?

- Время и число, в п.в. в ед. ч. – род.

3.       Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач.

Цель. Организовать работу по выявлению и формулировке темы, учебной проблемы урока.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                  

- Замечательно! Теперь откройте тетрадь, запишите число: Двадцать первое апреля. Классная работа.

На слайде вы видите слова, вам необходимо будет списать их и добавить пропущенные буквы.

Выполняют задание.

- Возьмите зелёные ручки и проверьте то, что у вас получилось. Посчитайте количество правильных ответов.

Проверяют.

- Поднимите руки те, кто выполнил всё верно.

Поднимают руки.

- А теперь те, у кого возникли ошибки?

Поднимают руки.

- В каком слове?

Говорят свои ошибки.

- В следующий раз будьте внимательнее.

Ребята, подумайте, на какие две группы можно разделить эти глаголы?

 

 

Говорят свои варианты.

- Как называется форма глаголов: читать, сидеть, писать?

- Неопределённая.

- А у «обменяться, одеваться»?

- Не знаем.

- Чем отличаются эти глаголы на письме от других?

- Появилась -ся.

- Значит, что мы сегодня должны узнать на уроке? Сформулируйте цель урока.

- Узнать, как называются глаголы, которые пишутся с -ся.

- Достичь цель нам поможет план. Расставьте пункты плана в правильном порядке.

3) Поупражняться.

1) Узнать, как называются такие глаголы.

2) Выяснить, как пишутся такие глаголы.

- 1) Узнать, как называются такие глаголы.

2) Выяснить, как пишутся такие глаголы.

3) Поупражняться.

4.       Этап урока. Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания).

Цель. Организовать поиск решения учебной проблемы.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                            

- На доске вы видите предложения:

Сильный ветер качает ветви деревьев.

Ветка дерева качается.

Прочитай.

 

 

 

Читает.

- О чём в них говорится?

- О ветре, ветке.

- Выйди к доске и выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Что выполняет действие в 1-ом предложении? А во 2-ом?)

Ветер качает.

Ветка качается.

 

- Что заметили? Одинаковое или разное значение имеют глаголы в парах?

- Разное.

- Чем отличаются глаголы на письме?

- Появилась -ся.

- Что выполняет действие в 1-ом предложении? И какое действие выполняется?

- Действие выполняет «ветер», оно направлено на другой предмет, «на ветки».

- Верно. В 1-ом предложении «ветер» выполняет действие, которое направлено на «ветки», т. е. действие, выполняемое подлежащим, направлено на другой предмет.

 

А что выполняет действие во 2-ом предложении?

И на кого направлено её действие?

- «Ветка». На себя.

- Во 2-ом предложении действие выполняет «ветка» и её действие направлено на само себя, т.е. действие, выполняемое подлежащим направлено на само себя.

- Действие возвращается к действию самого предмета.

Как думаете, что придаёт глаголу такой смысл выполнения действия?

- -ся.

- К глаголу присоединяется частичка -ся, она придает ему смысл возвратности, без которой бы не было такого смысла. Сделайте вывод: различаются глаголы с -ся и без -ся по смыслу?

 

- Глаголы с -ся и без -ся различаются написанием и значением.

5.       Этап урока. Воспроизведение нового знания.

Цель. Организовать работу по фиксированию найденного решения учебной проблемы вербально и знаково (построение эталона нового знания).

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное      

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                         

- Прочитайте 1-ый пункт нашего плана.

- 1) Узнать, как называются такие глаголы и их значение.

- Попробуйте сформулировать правило.

Говорят свои предположения.

- хорошо. Теперь проверим верно мы сказали или нет, откройте учебник на странице 102. Найдите правило. _________, ты громко и выразительно будешь читать правило, а остальные будут внимательно слушать и водить пальцем по тексту правила.

 

- Спасибо. Какие глаголы называются возвратными?

- Глаголы, которые пишутся с суффиксом -ся.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что делать? Что сделать?

- Когда в возвратных глаголах перед -ся пишется Ь?

- В возвратных глаголах неопределённой формы.

- Посмотрите на наш план. Какой пункт мы выполнили?

- 1.

- А 2-ой?

- Тоже.

6.        Этап урока. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Цель. Организовать первичное закрепление нового знания.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                     

- Теперь какой пункт плана будем выполнять?

- Как он звучит?

- 3.

- Поупражняться.

Задание 1

- Молодцы! Сейчас будем упражняться и применять правило в написании.  _________, прочитай задание упражнения 213. Остальные внимательно слушают.

Читает задание. Остальные слушают.

- Что мы с вами будем делать?

- Составлять словосочетания и определить падежи существительных.

- Кто хочет выйти к доске и выполнить это упражнение с объяснениями, поднимите руки?

Поднимают руки.

- Ты выходишь, все остальные выполняют это упражнение в тетради. Записывать словосочетания будем без вопросов.

- Хорошо. А почему?

- Потому что у глаголов в неопределённой форме совершенного вида нет настоящего времени, поэтому у глагола извиниться только 2 формы времени.

Задание 2

- Перед вами глаголы вам необходимо от них образовать возвратные глаголы. По цепочке со 2-ой колонки будем по очереди выходить к доске и выполнять задание.

Слева на доске:

Веселить

Открывать

Расчесать 

Купать

Удивлять

Радовать

Учить

Торопить

 

 

 

 

Справа на доске:

Веселиться

Открываться

Расчесаться

Купаться

Удивляться

Радоваться

Учиться

Торопиться

- Как будете образовывать возвратные глаголы?

- Добавлять -ся.

- Веселить, добавьте -ся, что получится.

- Веселиться.

- Открывать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Открываться.

- Расчесать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Расчесаться.

- Купать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Купаться.

- Удивлять. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Удивляться.

- Радовать. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Радоваться.

- Учить. Посмотрите, как написал (а). Все согласны? Почему?

- Учиться.

- Торопить.

- Торопиться.

- А мы можем определить у этих глаголов время, число, лицо?

- Нет.

- Почему не сможем определить время, число и лицо?

- Потому что это глаголы неопределённой формы.

7.       Этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону: модели, правилу, алгоритму.

Цель. Организовать закрепление нового знания в ходе индивидуальной работы учащихся.

Задачи:

Личностные:

ü     Создать условия для становления внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Предметные:

ü     Формировать умение распознавать возвратную форму глагола.

ü     Формировать умение правильно записывать возвратные глаголы.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                   

- Возьмите теперь карточку, на них вы видите глаголы. Вам, как и в прошлом упражнении необходимо составить возвратные глаголы. Записи делаем в тетради.

Карточка №1

Сушить,

держать,

строить,

поднимать,

решить,

обувать.

 

 

 

 

 

Сушиться,

держаться,

строиться,

подниматься,

решиться,

обуваться.

- Теперь с 3-ой колонки с 1-ой парты по цепочке будете озвучивать, что у вас получилось.

 

- Теперь проверьте с эталона.

Проверяют.

8.       Этап урока.  Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Задачи:

Личностные:

ü     Формировать умение уважительное отношение к иному мнению.

Метапредметные (УУД):

Регулятивное

ü     Формировать умение принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности.

ü     Формировать умение выполнять учебные действия в устной, во внутреннем плане.

Познавательное

ü     Формировать умение осуществлять логические действия сравнения, обобщения.

Коммуникативное

ü     Формировать умение строить понятные высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.                                          

- Хорошо. Наш урок подходит к концу. С какой частью речи мы работали на уроке?

- Глагол и имя существительное.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Узнать, как называются глаголы, которые пишутся с -ся.

- Да. Посмотрите на наш план. Все пункты плана выполнили?

- Да.

- Хорошо. Какие глаголы называются возвратными?

- Глаголы, которые пишутся с суффиксом -ся.

- На какие вопросы отвечают возвратные глаголы?

- Что делать? Что сделать?

- Когда в возвратных глаголах перед -ся пишется Ь?

- В возвратных глаголах неопределённой формы.

- Вернёмся к выражению философа: «Ученик, который учится без желания – это птица без крыльев».

 

- Ребята, вы почувствовали себя птицами с крыльями?

- Да/Нет.

- Почему?

 

- Что у вас не получилось?

Говорят свои затруднения.

- Без затруднений никак, ребята, главное – решать свои проблемы.

 

9.       Этап урока.  Итог урока. Выставление отметок. Домашнее задание.

Цель. Подвести итог учебной деятельности

Спасибо за урок.

Запишите домашнее задание: упражнение 211.

До свидания.

 

Записывают ДЗ.

- До свидания!

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

КОНСПЕКТ пробного урока русского языка

Цель урока : Содержательная: познакомить с возвратными глаголами

Цель урока : Содержательная: познакомить с возвратными глаголами

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач

Этап урока. Постановка темы, вопроса, учебной проблемы урока, его цели и задач

Метапредметные (УУД): Регулятивное ü

Метапредметные (УУД): Регулятивное ü

Теперь проверим верно мы сказали или нет, откройте учебник на странице 102

Теперь проверим верно мы сказали или нет, откройте учебник на странице 102

Этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Этап урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2022