Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество |
Зарипова Зухра Магнавиевна Учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №3 г.Дюртюли |
Предмет |
Литература (внеклассное чтение) |
Класс |
6 б |
Тип урока |
Урок-исследование |
Тема |
«Что важнее: долг или совесть?» по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах» |
Цели на достижение результата
|
- Личностные: способность к самооценке и саморазвитию на основе прочитанного, коррекция качеств характера. - Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. - Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им, уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать вывод. - Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы, уметь извлекать информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), проводить сопоставительный анализ, делать выводы. |
Планируемый результат |
Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Уметь сравнивать характеры героев в начале произведения и в конце произведения, понимать зависимость поступков от качеств характера. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя.
Личностные: Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия |
Особенности изображения героев Сопоставительный анализ характеров литературных героев |
Ресурсы:
- основные - дополнительные |
- Учебник. Литература. 6 класс. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин - Компьютер/ноутбук - Мультимедийный проектор - Презентация к уроку - Карточки-таблицы -Толковый словарь -Диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература 6 класс» |
Формы работы на уроке |
Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа, работа в парах |
Технологическая карта урока литературы
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент
|
Приветствие учителя Добрый день! Ребята, сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам много пользы. |
Учащиеся приветствуют гостей. |
Организовать себя на урок |
Целеполагание |
Замечательно то, что у нас возрождается традиция устраивать тематические выставки из прочитанных вами книг. Как видите, сегодняшняя выставка называется «Азбука нравственности». Она составлена из тех книг, герои которых подсказали и продолжают подсказывать вам, как лучше и правильнее поступить в разных жизненных ситуациях. Интересно, кто какую книгу принес? Назовите авторов и названия ваших книг. (А.С.Пушкин «Дубровский», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Тургенев И.С. «Муму»…) - Как вы думаете, имеет ли право книга Н.С. Лескова «Человек на часах», которую все, надеюсь, прочитали дома, дополнить данную выставку? Почему вы так решили?
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? А что нам надо знать, чтоб анализировать текст?
А какие умения и навыки нам помогут в исследовательской работе?
|
Называют книги, которые принесли для выставки.
ДА_НЕТ.
Путем исследования рассказа доказать, что книга Н.С. Лескова «Человек на часах» имеет право дополнить нашу выставку «Азбука нравственности».
(Проанализировать, обсудить, понять идею, т.е. исследовать этот рассказ). (активно участвовать в уроке, понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с… узнать, почему … (знать содержание рассказа) (умения находить в тексте необходимую информацию, умения слушать друг друга, прислушиваться к ответу товарища, сообща работать в группе, умения уважать мнение других и т.д.) |
Определение своих целей урока. |
Проверка домашнего задания |
Перед вами лежат оценочные листы. (Приложение №1.)Изучите их, пожалуйста, и оцените свою готовность к уроку.
Каковы ваши впечатления от прочитанного рассказа? Если вам рассказ понравился, то покажите знаком ВО (большой палец вверх), если не понравился – вниз, если сомневаетесь – горизонтально.
А теперь проверим, помните ли вы этапы развития сюжета прочитанного дома рассказа Лескова «Человек на часах». (Приложение №2) |
Работа с оценочными листами
Ребята выражают свое отношение к прочитанному рассказу.
В парах работают над заданием карточки и оценивают свои результаты (ответы на доске)
|
Проанализировать, готов ли к уроку.
Обсудить, чем понравился или не понравился рассказ.
Знать, что такое сюжет. |
Изучение нового материала
|
А теперь внимательно послушайте старинную притчу. Я думаю, она поможет вам сформулировать тему нашего урока. Притча о совести (учитель читает) -Так откуда шел голос совести? Мораль этой притчи как-то связана с рассказом «Человек на часах?» Откройте тетради и запишите сегодняшнее число в тетради. Подумайте и напишите по одному-два ключевых слова по теме данного рассказа. Пожалуйста, зачитайте варианты. Попробуйте самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. (устно) Посмотрите предлагаемые мною темы урока 1)Испытание на человечность (по рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах) 2) Что важнее: долг или совесть? 3) Проблемы нравственного выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах» Выберите и запишите одну из тем к себе в тетрадь. Обоснуйте устно, почему выбрали ту или другую тему. Ребята, буду ли я права, если скажу, что независимо от того, какую тему урока вы выбрали, мы будем говорить об одном и том же? Этот рассказ был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль» под другим названием. Кто-нибудь знает, как первоначально назывался рассказ? Изначально рассказ был назван «СПАСЕНИЕ ПОГИБАВШЕГО». Позже название было изменено автором. Как вы думаете, ПОЧЕМУ? Давайте сравним два названия: обозначим в них главные слова «СПАСЕНИЕ» и «ЧЕЛОВЕК». Что они могут обозначать? Обратимся к тексту. Как определяет жанр своего произведения автор в 1 главе? Что такое анекдот? Н.С.Лесков говорит, что событие, о котором говорится в рассказе, "трогательно и ужасно". В чем ужас этого события? Вымышлены или действительно имели место события? Когда и где происходят события? Какое это было время? (Историки) Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая? Так что же за событие произошло? (чтение эпизода из 4 главы) Постников, как услышал крики, сразу кинулся спасать? Сколько времени он мучился? (полчаса) Расскажите о состоянии Постникова гл. 4 Какие средства выразительности использует Лесков для характеристики Постникова? Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?
Ответьте письменно на вопрос: «Прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас тонущего? Почему?» (Приложение №3)
Ответьте, пожалуйста, письменно на вопросы карточки. |
Обучающиеся отвечают. (из сердца человека)
Ребята записывают ключевые слова для темы урока. (совесть, человек, стыд и др.) Формулируют возможные темы и зачитывают свои варианты.
Обучающиеся предполагают возможные варианты первоначального названия рассказа Лескова.
Ребята отвечают, обосновывая свои ответы (текст, 1 глава) «Страшное несчастье» (3 глава)
(Эпитеты, лексические средства, синтаксические средства) Человеколюбие, сострадание, человечность. (определяют по словарю значение слов) Обсуждают и делают выводы. Отвечают на вопросы: прав или не прав Постников? |
Уметь воспринимать текст вслух.
Провести параллель между двумя текстами.
Попытаться объяснить, почему Лесков изменил первоначальное название «Спасение погибавшего» на «Человек на часах»?
Знать содержание текста.
Попытаться понять мотивы поступка главного героя Постникова.
Сделать выбор, как должен был поступить Постников. |
Исследование Работа в группах
|
ЧАСОВОЙ не выдержал и покинул пост. Что было дальше? Продолжим работу в группах. (Приложение №4) 1.Его автор называет «страстным читателем». О ком идет речь? (капитан Миллер) 2. Этот герой посещает Постникова в лазарете. Кто это? (Свиньин) 3.Кто подписал протокол о спасении утопавшего инвалидным офицером? (генерал Кокошкин) 4. Этот герой получил медаль. (Инвалидный офицер) 5. Он - рядовой. (Постников)
|
Работают в группах (5 групп)
Итоги работы в группах
|
Выяснить, как отреагировали на это событие вышестоящие офицеры. (Кто из героев выдержал испытание на человечность?)
|
Закрепление нового материала
|
Что означает фразеологизм «выйти сухим из воды»? Кто в рассказе на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?
Заполните индивидуальные рабочие листы. (Приложение №5)
Какова авторская задача? |
Обратить внимание на образ Постникова, выделить его среди остальных. |
Какова же авторская задача?
|
Проблемный вопрос по произведению |
Прочитайте слова Лескова “Чтоб в человеке человеческое торжествовало…” и сделайте вывод, почему он изменил название рассказа?
А кого мы называем человеком? После прочтения рассказа вам было предложено нарисовать рисунок запомнившегося эпизода. Большинство из вас нарисовали Постникова? Как вы думаете, почему выбор пал на этого героя? (ответы детей) Прочитайте 18 главу, определите авторскую позицию. |
Делают вывод: Человек! Именно человек в центре внимания автора. Постников - человек, а остальные – службисты. Находят и выписывают цитату, содержащую авторскую позицию. (18 глава)
|
Понять авторскую позицию.
|
Рефлексия |
На столе лежат сердечки. Возьмите по одному сердечку и прикрепите к карточке с фамилией того героя, у которого можно учиться человечности. Изменилось ли ваше отношение к героям рассказа? |
Высказывание по модели: Я выбираю героя…., потому что …
|
Выбрать героя, у кого можно учиться человечности. |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании |
Выполнили ли вы ваши задачи на уроке? Доказали ли мы, что книга Н.С. Лескова «Человек на часах достойна лежать на выставке «Азбука нравственности»? Запишите в дневник. Написать небольшое сочинение, выбрав одну из предложенных тем: 1. «В чем смысл названия рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах». 2. Что бы я сделал на месте Постникова? (Миллера, Свиньина, Кокошкина и др 3. Постников остался у будки, и что же с ним произошло дальше ...” |
Да, потому что…
Выбирают и записывают домашнее задание |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.